Рабочая программа "Графика и письмо" 8 класс 8 вид (2 вар.)
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочя программа по предмету "Графика и письмо" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуальному образовательному маршруту, предназначена для одного конкретного ученика. Рабочая программа составлене на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под редакцией Л. Б. Баряевой и др. Программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом индивидуальных психофизических возможностей учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
ГБОУ школы №487
Выборгского района
Протокол № _ от __ августа 20__ года
Председатель Педагогического совета
_______________(Директор школы)
УТВЕРЖДЕНА
Директором ГБОУ школы №487
Выборгского района
_______________Ю.Н. Кассихина
_ сентября 20__ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Графика и письмо
для учащегося 8 класса (VIII вид 2 вариант)
Ф. И. учащегося
Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка.
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью. Этот вид письменной речи оказывается чаще всего недоступным для них. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне. Поэтому в «Программу» входит предмет «Графика и письмо», в рамках которого процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. В «Программе» представлены виды заданий, которые учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут выполнять вместе с учителем.
Прежде всего, это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание контурных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо и явлений. При помощи рисуночного письма учащиеся учатся фиксировать (изображать) не только конкретные образы, но и отвлеченные понятия, которые выражаются наглядными средствами. «Письменные» упражнения включают рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой и т. п. Для этого в классной или специально оборудованной комнате располагаются подготовленные емкости с чистым, просеянным песком. «Упражнения со словами» вводятся в процесс обучения.
обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
— Рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам.
— Рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение.
— Рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы.
— Обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого — двухмерное изображение предмета.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевает элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Обучение проводится в игровой форме. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы. Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрыванию различного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая индивидуальные возможности учащейся, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует соблюдение четких правил. Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.
Рабочая программа по учебному предмету «Графика и письмо» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой,СПб, 2011год.
2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2017-2018 уч.год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Краткая характеристика учащегося.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель и задачи программы.
Цель: воспитание и развитие стремления обучающегося устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения. Максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Задачи:
- Организовать речевую среду.
- Пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у учащихся предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности.
- Научить учащихся понимать соотносящие и указательные жесты.
- Развитие коммуникативной функции речи.
- Обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.
- Сформировать у них предметные и предметно-игровые действия.
- Научить их понимать соотносящие и указательные жесты.
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и повторении изученного материала), комбинированные.
Формы работы на уроке: индивидуальная работа. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговый (конец года).
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие.
Инструментарий учителя: рабочая программа, календарно тематическое планирование, конспект урока, тематические презентации, методическая литература, наглядно-дидактический материал.
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Упражнение для развития мелкой моторики рук | 11 |
2. | Рисуночное письмо | 20 |
3. | Жестово-образные игры | 12 |
4. | Письменные упражнения | 25 |
Всего | 68 |
Содержание тем учебного курса
«Упражнения для развития тонкой моторики рук»:
- Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции.
- Массаж рук с использованием различных массажеров.
- Практические упражнения с сыпучими материалами: пересыпание, переливание, перекладывание, открывание.
- Пальчиковая гимнастика.
«Рисуночное письмо»:
- Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона.
- Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, ручкой.
- Совместное рисование красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком кисти. Составление узоров из точек и мазков на бумажной полоске.
- Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговик, неваляшки, пирамидки из трех шаров).
- Рисование (совместно с учителем по образцу) узоров в полоске, квадрате, круге, овале.
«Жестово-образные игры»:
- Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: спокойствие, злость, радость, печаль. Соотнесение с пиктограммами.
«Письменные упражнения»:
- «Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П задания предлагаются исходя из индивидуальных возможностей ученика. Письмо стрелок:←, ↑,→, ↓.
- Знакомство с музыкальными произведениями, во время слушания которых рисуются на листе бумаги разные линии.
- Создание ситуаций, в которых учащийся знакомится с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом, ластиком и убеждается в невозможности сделать это, если написано ручкой. Пиктограмма «ластик», «карандаш», «ручка», «тетрадь».
- «Письмо» букв по принципу «свободного письма» (по Монтесори).
- Индивидуальные упражнения в тетради.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие универсальные учебные действия:
- Владеть приемами самомассажа рук с использованием различных массажеров, выполнять пальчиковую гимнастику.
- Выполнять упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона; обводить и штриховать простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками.
- Рисовать красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком кисти (например, рисование кроны деревьев мазками, которые накладываются друг на друга, примакиванием, касанием кончиком кисти); составлять узоры (совместно с учителем и по образцу) в полоске, квадрате, круге, овале.
- Выражать эмоциональные состояния и соотносить их с пиктограммами.
- «Письмо» букв по трафарету.
- Рисовать горизонтальные, вертикальные, ломаные линии по двум и нескольким опорным точкам, «письмо» стрелок: —>, <— по точкам и пунктирным линиям.
Скорректированное календарно - тематическое планирование «Графика и письмо»
8 класс 68 часов (2 раза в неделю)
№ п.п. | Кол-во часов | Дата | Темы уроков | Требования к уровню подготовки уч-ся | Примечание |
1 четверть | |||||
1. | 1 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук. Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук. | Развитие общей и мелкой моторики.
Развивать графомоторные навыки. Развитие зрительной памяти. Писать буквы по трафарету и по контурным линиям (точкам). Записывать свое имя (фамилию) по контурным ориентирам и самостоятельно. Списывать значимую для учащегося информацию о режима дня. Записывать числа, название месяцев по точкам. Ориентироваться в пространственном расположении материала в тетради. Выполнять с помощью учителя узоров в круге. Изображать заданные пантомимические движения. Штриховать предметы; Обводить слова по точкам. Копировать слова. «Писать» буквы по трафарету. «Писать» слова по образцу. Выполнять с помощью учителя узоров по образцу. Самостоятельно списывать с образца предложений в тетрадях. | ||
2. 3. | 2 | Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку. | |||
4. | 1 | Упражнения с использованием воображаемых движений «Ветер, ветер», | |||
5. | 1 | Письмо» букв по трафарету. Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам). | |||
6. | 1 | Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно. Списывание значимой для учащихся информации о режиме дня. | |||
7. | 1 | Запись числа и названия месяца по точкам в тетради. | |||
8. | 1 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. Уточнение усвоения учащимися знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. | |||
9. | 1 | Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры. | |||
10. | 1 | Выполнение учащимися с помощью учителя узоров в круге. | |||
11. | 1 | Игры-пантомимы на развитие эмоционального состояния. | |||
12. | 1 | Штриховка предметов цветными карандашами. Обводка слов по точкам. | |||
13. | 1 | Упражнения в тетрадях. Копирование слов. Запись числа и названия месяца по точкам в тетради. | |||
14. | 1 | «Письмо» букв по трафарету. «Письмо» слов по образцу. | |||
15. | 1 | Пальчиковая гимнастика. | |||
16. | 1 | Выполнение учащимися с помощью учителя узоров в полоске. | |||
17. | 1 | Списывание (записывание) значимой для учащихся информации о спецслужбах. | |||
18. | 1 | Уточнение усвоения учащимися знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. | |||
2 четверть | |||||
19. 20. | 2 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. Упражнение на действия с предлогами и местоимениями. | Развивать зрительно-пространственную ориентировку. Уметь писать буквы и слова по контурным линиям. Записывать числа и название месяцев по точкам. Обводить слова; Развивать общую и мелкую моторику. Записывать имя, фамилию по контурным ориентирам. «Писать» буквы по трафарету. Копировать слова в тетрадь. Развивать артикуляторную моторику. Копировать короткие предложения в тетрадь. Выполнять с помощью учителя узоров в круге и полосе. Штриховать и обводить предметы. Уточнение знаний о дата своего рождения и его запись в тетрадь. Рисовать елку красками. | ||
21. | 1 | Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям. Запись числа и названия месяца по точкам на доске. | |||
22. | 1 | Запись числа и названия месяца по образцу в тетради. | |||
23. | 1 | Обводка слов. | |||
24. | 1 | Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры. Пальчиковая гимнастика. | |||
25. | 1 | Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам. Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. | |||
26. | 1 | «Письмо» букв по трафарету. Самостоятельное списывание с образца предложений. | |||
27. | 1 | Работа в тетрадях. Копирование слов в тетрадь. Списывание (записывание) информации о времени. | |||
28. | 1 | Упражнения на развитие артикуляционной моторики. | |||
29. | 1 | Копирование слов и коротких предложений в тетрадь. | |||
30. | 1 | Выполнение учащимися с помощью учителя узоров в круге и в полоске. | |||
31. | 1 | Штриховка, обводка предметов. | |||
32. | 1 | Уточнение усвоения учащимися знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. | |||
33. | 1 | Рисование ёлки красками по образцу. | |||
3 четверть | |||||
34. | 1 | Рисование карандашами деда Мороза. | Развитие умения выполнять задания по памяти, образцу с помощью учителя. Развитие графомоторных навыков. Уметь самостоятельно списывать с образца предложений и печатного текст. Знать свою дату рождения. Развивать пространственную ориентацию. Развивать мимическую мускулатуру. Обводить по трафарету животных. Записывать числа и названия месяцев по точкам и контурам. Развивать артикуляторные движения. «Письмо» по трафарету букв. Самостоятельно их списывать в тетрадь. Выполнять узор в круге и полосе. Рисовать мишку по образцу. Изготавливать с помощью учителя книжку-самоделку. Выражать свое эмоциональное состояние. Списывать даты и месяцы с образца. Записывать имя (фамилию) по контурам и самостоятельно. «Письмо» по образцу печатного текста. | ||
35. | 1 | Самостоятельное списывание с образца предложений в тетроди. Списывание с печатного текста в тетради учащихся. | |||
36. | 1 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. Уточнение усвоения учащимися знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. | |||
37. | 1 | Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры. | |||
38. | 1 | Обводка по трафаретам животных. | |||
39. | 1 | Запись числа и названия месяца по точкам на доске. | |||
40. | 1 | Формирование представлений об эмоциях «Пальцы и ладонь», Развитие кинетической основы артикуляторных движений. | |||
41. | 1 | Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям, точкам. Списывание коротких предложений. | |||
42. | 1 | Письмо по трафарету букв. Самостоятельное списывание с образца предложений в тетроди. | |||
43. | 1 | Выполнение учащимся с помощью учителя узоров в круге и в полоске. | |||
44. | 1 | Упражнение на действия с предлогами и местоимениями. Упражнения на развитие артикуляционной моторики. Пальчиковая гимнастика. | |||
45. 46. | 2 | Рисование мишки по образцу. | |||
47. | 1 | Списывание длинных слов в письменного образца. Упражнения в тетрадях учащихся. | |||
48. | 1 | Изготовление книжек-самоделок по бытовым ситуациям. | |||
49. | 1 | Игры-пантомимы и этюды, выражающие эмоциональное состояние грусть. | |||
50. | 1 | Списывание даты и месяца с образца в тетрадь. | |||
51. | 1 | Пальчиковая гимнастика. Развитие кинетической основы артикуляторных движений. | |||
52. 53. | 2 | Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно. | |||
54. | 1 | «Письмо» по образцу с печатного текста. | |||
4 четверть | |||||
55. | 1 | Дорисовывание предметов. Раскрашивание предметов карандашами. | Развитие мелкой моторики, сенсорных навыков; трудовых навыков. Дорисовывать и раскрашивать предметы. Обводить и штриховать различные предметы. Рисовать простейшие предметы с помощью учителя. Совершенствование движений мимической мускулатуры. Копирование и письмо слов по образцу. Самостоятельно списывать с образца предложения в тетрадь. | ||
56. | 1 | Списывание с учебника коротких предложений. Письмо по трафарету букв. | |||
57. | 1 | Игры-пантомимы и этюды, выражающие эмоциональное состояние печаль. | |||
58. | 1 | Обводка, штриховка предметов. | |||
59. | 1 | Самостоятельное списывание с образца предложений в тетроди. Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно. | |||
60. | 1 | Предметная аппликация из частей фигуры человека по образцу. | |||
61. | 1 | Работа в рабочих тетрадях. | |||
62. | 1 | Рисование домика красками. | |||
63. | 1 | Письмо слов по образцу. Копирование букв и знакомых слов. | |||
64. | 1 | Рисование дорожек, используя разные линии. | |||
65. | 1 | Совершенствование движений мимической мускулатуры по подражанию учителя. Пальчиковая гимнастика. | |||
66. | 1 | Работа в рабочих тетрадях. | |||
67. | 1 | Формирование представлений об эмоциях «Пройди с закрытыми глазами». | |||
68. | 1 | Самостоятельное списывание с образца предложений в тетради. |
Источники:
- Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, СПб, 2011год.
- Андрющенко Н. В. «Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия», СПб, 2013 год.
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», СПб.,«КАРО», 2013 год.
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. «Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Пособие для ученика, СПб., «СОЮЗ», 2012 год.
- Пак Чжэ By «Пальцетерапия», М., Су Джок Академия, 2012 год.
- Хилтунен Е. А. «Звук и буква. Первая тетрадь для свободного письма», М., «Генезис», 2014 год.
- Хилтунен Е. А. «Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори», М., Генезис, 2014 год.
- В.Г. Дмитриева «Волшебные прописи», СПб, «Сова», 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/31/picture-925415-1496222082.jpg)
Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса
Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...