Рабочая программа "Альтернативное чтение" 8 класс, VIII вид (2 вариант)
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение" 8 класс, VIII вид (2 вариант) сотавлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуаьному образовательному маршруту, предназначена для одного конкретного ученика с учетом его индивидуальных психофизических возможностей. В основе рабочей программы лежат "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б. Баряевой, Д.И. Бойко, В.И. Липакова и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.alt_.cht_.8-2.docx | 41.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
ГБОУ школы №487
Выборгского района
Протокол № _ от __ августа 20__ года
Председатель Педагогического совета
_______________(Директор школы)
УТВЕРЖДЕНА
Директором ГБОУ школы №487
Выборгского района
_______________Ю.Н. Кассихина
_ сентября 20__ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Альтернативное чтение
для учащегося 8 класса (VIII вид 2 вариант)
Ф. И. учащегося
Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка.
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. Поэтому формирования навыков коммуникативного поведения направлено через использования средств невербальной' коммуникации.
Учитывая, что речь, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции. В основу предмета «Альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») — обобщающее понятие — закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами — самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Одним из факторов, способствующих оптимальному речевому развитию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является предметно-развивающая среда, построенная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Процесс чтения определяется, как процесс извлечения информации из письменного или печатного текста. Процесс чтения — условное понятие по отношению к учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые на всем протяжении обучения зависимы от педагога в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности и т. д.
В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.
К работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вообще не может быть универсального подхода. Поэтому выбор той или иной кодовой системы варьируется в зависимости от уровня развития учащегося и его возраста.
В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащейся оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому очень важно научить альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.
Сам предмет предполагает обучение учащейся следующим вариантам «чтения»:
- «чтение» телесных и мимических движений.
- «чтение» изображений на картинках.
- «аудиальное» чтение (слушание аудиокниг, литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, СД-диски и др.).
- «чтение» видеоизображений.
- «чтение» пиктограмм.
- глобальное чтение.
- чтение букв, цифр и др.знаков.
- чтение по складам.
Такое широкое понимание «чтения» и соответственно обучение способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащейся. Процесс « чтения» важен для формирования у ребенка правильных представлений о себе, социальном и природном мире. Обучение в данной последовательности на основе работы со звуко-символической системой ориентированно на индивидуальные психофизические и речевые особенности (сохранные и нарушенные) функции ребенка. Это позволяет осуществить коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащейся. Основой обучения «Альтернативному чтению» является ежедневное чтение ребенку художественной литературы (потешки, стихотворения, короткие рассказы и т.д.) и формирование умений воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.
При обучении «Альтернативному чтению» учитель решает в процессе обучения следующие задачи:
- формировать целостное представление о книгах, иллюстрациях, картинках и картинах.
- знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы.
- приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях.
- развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворяя коммуникативную потребность ребенка.
- создавать условия для пробуждения речевой активности.
- обеспечить необходимую мотивацию слушания, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу.
- расширять словарный запас, связанный с содержанием, эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта в процессе «чтения».
- формировать предметные и предметно-игровые действия.
В процессе работы по предмету используется последовательное выполнение упражнений:
- практические упражнения.
- упражнения с картинками.
- упражнения с пиктограммами (символами).
- упражнения по прослушанному тексту.
- упражнения со словами.
Следует отметить, что к работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вообще не может быть универсального подхода. Поэтому выбор той или иной кодовой системы варьируется в зависимости от уровня развития учащегося и его возраста.
Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также различными направлениями коррекционно-развивающей работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативное чтение» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, 2011год.
2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2016-2017 уч.год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Цель и задачи программы.
Цель: максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Задачи:
- Формировать первичные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах.
- Знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы.
- Приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях.
- Развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворяя их коммуникативную потребность.
- Создавать условия для пробуждения речевой активности учащегося и использования речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, играх, в самообслуживании и в повседневной жизни.
- Обеспечить необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу.
- Расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».
- Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного.
- Знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями.
- Формировать предметные и предметно-игровые действия учащегося.
Краткая характеристика учащегося.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом, систематизации и обобщению изученного материала).
Формы работы на уроке: фронтальная работа с использованием индивидуального и дифференцированного подходов, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | 15 |
2. | «Аудиальное чтение». | 9 |
3. | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). | 10 |
Итого: | 34 |
Содержание тем учебного курса.
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах:
- Создание учителем тематических пиктографических стендов по знакомой учащимся тематике и «чтение» на уроках информации учащимся (с помощью учителя). «Чтение» учащимся литературных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, отражающих состояние цветов в разные части суток.
- Чтение цветных пятен: определение цветка по цвету, набор вместе с учителем картинок к реальным цветам. Выполнение заданий учащимся с использованием пиктограмм: роза, ландыш, цветы, подрезать и т.д.
- Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям.
- Расширение представлений учащимся о журналах и их «чтении».
- Закрепление умения учащегося по словесной просьбе учителя показывать информационные, предупреждающие и запрещающие знаки, изученные ранее.
- Разыгрывание вместе с учащимся, используя персонажи различных театром, спектаклей по рассказам и стихотворениям.
«Аудиальное чтение»:
- Прослушивание учащимся музыкальных компьютерных программ на CD-дисках музыкальные голоса природы, сочетающих цветомузыкальные аранжировки звуков живой природы и классической музыки. Беседы по их содержанию, рисование под музыку (с элементами арттерапии).
- Расширение круга чтения, углубление содержания бесед об огне, воде, земле, воздухе, их значении в жизни природы и человека на основе систематических наблюдений за природой и погодой. Совместное «чтение» изображений на календаре погоды и природы.
- Слушание различных аудиокниг в различном формате.
- Привлечение учащегося к изображению действий по прочитанному учителем тексту, в рисовании.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»):
- «Чтение» обозначений артикуляции гласных звуков соответствующими знаками, «чтение» согласных звуков, произнесенных шепотом.
- Дидактические упражнения, в которых учащийся выбирает карточки с буквами, словами, среди картинок и цифр.
- «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам.
- Подбор карточек со словами к пиктограммам, под которыми подписаны названия.
- Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладывание (подкладывание) знакомых букв к этим же буквам в словах.
- Упражнения для развития фонематического восприятия: различие контрастных гласных и близких по артикуляции согласных звуков в открытых и закрытых слогах.
- Запись с помощью учителя своего имени, фамилии и других доступных сведения о себе.
- Последовательное соединение знакомых согласных букв, с гласными в слог-слияние (открытый и закрытый).
- Выделение слогов из знакомых слов. Подкладывание учащимся карточки-слога под соответствующий слог в слове.
- Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соответствие их с указательным жестом; предлогов в, на, под, у и соотнесение их с пиктограммами и указательным жестом.
- Чтение предложений по комбинации из карточек со знакомыми словами и картинок по схеме: картинка и слово.
- Составление слов их букв разрезной азбуки и чтение предложений.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:
- Слушать стихотворения, рассказы и показывать картинки, изображающие действие, на выбор нужной картинки из двух-трех, выполнять движения в соответствии с прослушанным текстом.
- «Чтение» информации (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках, соотносить предметы с пиктограммами; соотносить знакомые слова с предметами, картинками, пиктограммами.
- Разыгрывать содержание картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.
- Слушать аудиокниги, сказки, стихи, короткие рассказы и называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений, договаривать стихи при прослушивании (сопряжено, а затем и самостоятельно, используя все доступные средства общения).
- Узнавать и показывать буквы на основе слухового восприятия без зрительного контроля.
Скорректированное календарно - тематическое планирование по «Альтернативному чтению».
8 класс 34 часа (1 раз в неделю)
№ п.п | Кол-во часов | Дата | Темы уроков | Требования к уровню подготовки уч-ся | Примечание | |
1 четверть | ||||||
1. | 1 | Рассматривание иллюстраций о лете и фото «Как я провел лето». Рассказ по картине П. Кузнецова «Цветы». | Развитие зрительной памяти; Развитие слуховой памяти; Определять цветок по цвету; Расширить представление о земле, воде, воздухе и воде; значение в жизни природы и человека; уметь работать с календарем природы и погоды; составлять из картинок сюжета о погоде; уметь читать слова по карточкам; развивать умение слушать собеседника; развивать фонематическое восприятие. | |||
2. | 1 | Определение цветка по цвету, рассматривание цветов из природного материала. Видео фильма о цветах. Чтение учителем рассказа о лете. | ||||
3. | 1 | Рассказ учителя о земле и воде. | ||||
4. | 1 | Рассказ учителя об огне и воздухе. | ||||
5. | 1 | Чтение совместно с учащимся календаря погоды. Составление из картинок сюжета о погоде. | ||||
6. | 1 | Чтение совместно с учащимся календаря природы. | ||||
7. | 1 | Глобальное чтение по теме «Осень». Чтение учителем стихов об осени. | ||||
8. 9. | 2 | Чтение слов по карточкам. | ||||
2 четверть | ||||||
10. | 1 | Глобальное чтение по теме «Посуда». Составление слов из букв разрезной азбуки по теме: «Посуда». Просмотр видео сказки по выбору. | Создавать условия для пробуждения речевой активности; Развитие устной речи; Развитие вербальных и невербальных средств общения; Развитие зрительной и слуховой памяти; Развивать умение работать с календарем погоды; составлять слова по образцу; соотносить слово-картинка; Накладывать буквы на буквы в словах; уметь выбирать карточку с заданной буквой. | |||
11. | 1 | Просмотр сюжетных картинок о природе. Игра: «В гостях у Лизы». Чтение изображений на календаре природы. | ||||
12. | 1 | Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. Слушание аудиокниги «Цветик-семицветик». | ||||
13. | 1 | Чтение учителем рассказа о животных. Глобальное чтение по теме: «Дикие животные». Составление слов по образцу. | ||||
14. | 1 | Соотнесение слово-картинка. Просмотр видео зарисовки о погоде. | ||||
15. | 1 | Просмотр журналов мод. Накладывание букв на буквы в словах. | ||||
16. | 1 | Дидактическое упражнение «выбери карточку с буквой». | ||||
3 четверть | ||||||
17. | 1 | Чтение телесных изображений. Разыгрывание настольного театра «Три поросенка». | Развитие вербальных и невербальных средств общения; Развитие слухового восприятия; Приобщение к словесному искусству; развитие устной речи; расширение круга чтения; подбирать карточки со словами; «читать» слова по карточкам; Составлять из букв свое имя и фамилию; читать местоимения и соотносить их с указательными жестами; выделять слоги из знакомых слов; уметь работать с карточками слог-слово. | |||
18. | 1 | Рассматривание предупредительных, запрещающих и информационных знаков. | ||||
19. | 1 | Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. Соотнесение слово-картинка. «Чтение» предложений из 2 – 3 слов. | ||||
20. | 1 | Упражнение на развитие фонематического восприятия. Глобальное чтение по теме: «Обувь». Слушание аудиокниги по выбору. | ||||
21. | 1 | Разыгрывание сказки совместно с учащимся. Рассматривание журналов «модели мебели». | ||||
22. 23. | 2 | Составление из букв своего имени и фамилии. Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. | ||||
24. | 1 | Чтение небольших текстов. Разыгрывание настольного театра «Курочка Ряба». | ||||
25. | 1 | Выделение слогов из знакомых слогов. Работа с карточками по теме «Слог-слово». | ||||
26. | 1 | Чтение местоимений «я, мы, он». Чтение стихов учителем. | ||||
4 четверть | ||||||
27. | 1 | Рассматривание иллюстраций о весне. Разыгрывание настольного театра «Лиса и журавль». Упражнения на развитие слухового восприятия. | Развивать зрительную и слуховую память; Различать предупредительные и запрещающие знаки; Знать, о чем нам «говорят» информационные знаки; составлять из букв свое имя и фамилию; Работать с карточками слог-слово; выбирать карточку с буквой. | |||
28. | 1 | Рассматривание предупредительных, запрещающих и информационных знаков. | ||||
29. | 1 | Составление из букв своего имени и фамилии. Выделение слогов из знакомых слов. | ||||
30. | 1 | Совместно с учителем выпуск стенгазеты «Семья». | ||||
31. | 1 | Глобальное чтение по теме «Транспорт». Работа с карточками по теме «Слог-слово». | ||||
32. 33. | 2 | Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. «Чтение» коротких слов. | ||||
34. | 1 | Рассказ по картинке о лете. Чтение учителем сказок. |
Источники:
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, 2011год.
- Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина «Я-говорю!». Упражнения с пиктограммами, Дрофа, 2011 год.
- И.В. Ковалец «Азбука эмоци», Москва, «Владо», 2012 год.
- Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопаткина «Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», СПб, СОЮЗ, 2013 год.
- И.В. Ковалец «Азбука эмоций», Москва, Владос, 2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс VIII вида чтение, письмо, математика, музыка, изо, сбо
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение« Средняя общеобразовательная школа № 9» ст. ТемнолесскойСтавропольского края Шпаковского района...
Рабочая программа 7 класс VIII вида чтение , письмо, математика,музыка, изо, история,сбо.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо математике7 класс VIII вида Ступень обучения- специальное коррекционное...
Рабочая программа 8 класс VIII вида чтение,письмо, математика, музыка,история, обществоведение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо чтению и развитию речи8 класс VIII видаСтупень обучения- специальное коррекционное...
Презентация к уроку по социально-бытовой ориентировке "Культура поведения. Поведение в гостях" 7 класс (VIII вид, I вариант)
Презентация предназначена для проведения уроков СБО в старших классах....
Рабочая программа. 2 класс. " Игровая деятельность", II вариант.
Рабочая программа 2 класс "Игровая деятельность"....
Рабочие программы 1 класс надомное обучение 2 вариант
рабочие программы для ученика с ТМНР, 1 класс, 2 вариант, надомное обучение...
адаптированная рабочая программ 2 класс 8 вида (1 вариант)
адаптированная рабочая программ 2 класс 8 вида (1 вариант)...