Использование средств ИКТ для формирования социальных крмпетенций учащихся с ОВЗ.
статья на тему
Для учащихся с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_statya_marchenko.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ.
Марченко Елена Николаевна
Учитель-дефектолог школы №2124
г. Москва
Е-mail: ilg1959@mail.ru
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является перспективным направлением развития специального образования, методов и средств эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). За последние годы значительно усложнился контингент детей, обучающихся в коррекционных школах. В образовательный процесс включаются дети со сложной структурой дефекта, с различными синдромами развития: РДА, гипердинамический синдром, эписиндром, ДЦП в различной степени проявления и другими соматическими и психологическими нарушениями здоровья. Это потребовало пересмотра всей структуры коррекционно-развивающего образования в целом с тем, что бы она могла обеспечить нужды всех детей, независимо от сложности их дефекта, обеспечив индивидуальную и личностно-ориентированную направленность всего образовательного процесса. Знания, полученные в школе, оказываются не всегда применимыми в нашей быстро меняющейся действительности. Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интеграцию в жизнь общества. Задачи адаптации детей с отклонениями в развитии к окружающей действительности, необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждающие искать иные пути обучения и воспитания, привели к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов.
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Одной из важных педагогических технологий для использования в коррекционной школе является ИКТ. Использование современных средств ИКТ в коррекционной школе значительно расширяет возможности педагогов максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, осуществлять коррекцию нарушенных функций, способствовать улучшению эмоционально-волевой сферы, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей, создавать благоприятные условия для включения проблемного ребенка в активный познавательный процесс, позволяющий привлечь и удержать внимание детей, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать живой интерес к себе и происходящему.
Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию учащихся с ограниченными возможностями к получению и усвоению новых знаний. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. ИКТ способны оживить учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании мультимедийных технологий, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), могут передавать процессы и явления в движении, а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным. Самый распространенный вид использования мультимедийных технологий это презентации. Комбинирование разнообразных средств представления информации призвано обеспечить создание максимально интересной, доступной формы современного учебного пособия. Работа ребенка с таким пособием позволяет не только решать проблему сообщения учебной информации, но и знакомит школьника с актуальной формой её представления, т.к. сейчас презентации используются для создания поздравительных сообщений, меню в кафе, рекламы, каталогов товаров, услуг и учреждений. Для создания большинства мультимедийных учебных пособий используется программа Power Point. Такая презентация характеризуется возможности использования самого разнообразного по объему и времени представления материала, удобством структуры слайд – шоу, относительно простотой создания и демонстрации. Использование таких презентаций оптимизирует процесс обучения, поэтому они широко применяются при проведении учебных занятий в школах, тренингов в профобразовании. Презентация используется, ка часть урока, так как постоянное использование ТСО вызывает у детей переутомление и снижение эффективности работы детей. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Но в то же время данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Информация на слайдах должна располагаться кратко и сжато. Подписи под изображениями располагать горизонтально, только краткий текст (1-2 предложения). Названия или небольшой текст лучше писать на цветной планке, все заголовки презентации должны быть написаны в едином стиле, новые слова или термины нужно выделять. Шрифт для заголовка размером не менее 24, для подписи – не менее 18. На одном сайте использовать не более 3 цветов: один для заголовка, один – для фона и один для информации. Использование звука, безусловно, оживляет презентацию. Однако нужно помнить, что если предполагается сопровождать презентацию объяснениями, то количество звуковых эффектов должно быть сведено к минимуму и использоваться только в тех местах показа, где не предусмотрена беседа и объяснение педагога. Музыка, звуки природы, шумовые эффекты, использованные в учебных материалах, должны отражать реальную картину звуков окружающего мира, быть доступными для понимания и легко узнаваемые детьми с интеллектуальным недоразвитием, т.е. опираться на имеющийся социальный опыт, создавать соответствующее настроение, не диссонировать по интенсивности и стилю с другими элементами презентации и урока. Использование презентаций на уроках позволяет сделать уроки интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Мною разработаны следующие презентации к урокам: к урокам устная речь и живой мир «Птицы», «Труд людей весной» «Животные и птицы весной», к урокам коммуникация и правила социального поведения «Озеленитель», «Моя Москва», «Московский Кремль», «День Победы», «Насекомые» и др. Каждый учитель создаёт свою видеотеку для использования в учебной деятельности, помещая в неё презентации, как созданные самостоятельно, так и презентации, созданные другими учителями, взятыми из интернета.
Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую элементы видеофильмов для более полного раскрытия смысла слов и понятий: « метель», «капель», «распускаются почки», «лиса роет нору», «птицы собираются в стаи и улетают в теплые края», «птицы вьют гнездо», «кукушонок выталкивает яйца из гнезда», «соловей поет», «весеннее пение птиц», «медведь ловит рыбу», « процесс превращения гусеницы в бабочку», «муравей в муравейнике» и т.д., что дает возможность продемонстрировать учащимся процесс, который очень трудно понять без наглядной демонстрации. Так как для учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости и сложной структурой дефекта имеется небольшое количество учебников и рабочих тетрадей и необходимость более длительного прохождения материала в данном учебном году я уделяю большое внимание изготовлению индивидуальных учебных пособий с использованием наиболее подходящего наглядного материала, интересных, адаптированных заданий, тестов. Компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога для изготовления различного дидактического материала. Информационные технологии удачно применяются и во внеурочное время.
Просмотр фотографий, сделанных на экскурсиях или по поручению учителя: «Как я помогаю маме», «Мой домашний питомец», «Как я провел каникулы», «Мой любимый уголок Москвы», «Наша Москва», «Наши защитники», «День космонавтики», «Прогулка в осенний парк» и др., используются во время классного часа или в группе продленного дня.
Широко используется компьютер для обучения детей с РДА и ДЦП как облегчение изложения своих мыслей в письменном виде. Сегодня существуют различные модификации клавиатуры для людей с нарушениями моторных функций. Например, Артему Е. и Наде Б. легче выполняют задания на компьютере, чем в тетради. У 3 учеников класса есть своя папка в компьютере, где они выполняют некоторые задания в печатном виде. На сегодняшний день создано множество обучающих программ для детей. В основном они ориентированы на детей с нормальным интеллектуальным развитием, но учитель сам может адаптировать некоторые программы для работы с детьми с ОВЗ. Используя компьютерные программы, где учащиеся получают свое задание, они могут тренироваться, пробовать и ошибаться, приобретая знания и опыт.
Сегодня, в век компьютерных технологий и Интернета, можно найти много полезной информации в Интернете. Начиная с 7 класса, я обучала учащихся самостоятельному пользованию компьютером, показывала и объясняла учащимся, как пользоваться компьютером для поиска нужной информации. Например, когда мы изучали на уроке живой мир стрекозу, я учила своих учеников находить информацию о стрекозе в компьютере. Мы прочитали информацию об образе жизни стрекозы и посмотрели фильм о разнообразии внешнего вида стрекоз. Изучая тему «Подготовка животных зиме», ученики с небольшой помощью нашли фильм о том, как полевая мышка делает запасы на зиму в кладовочках под землёй. По теме «Зимние забавы» я учила учеников находить в интернете информацию о скульптурах из снега и льда. Так же провожу индивидуальные консультации для родителей на темы « Чем занять ребёнка, используя домашний компьютер». Много полезной информации для работы получают из интернета сами учителя. Учителя обмениваются опытом на сайтах, публикуют статьи, открытые уроки, презентации, всесторонне расширяют свои знания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Грамотное сочетание традиционных средств с применением интерактивного обучения решает многие проблемы в обучении детей с ОВЗ.
Вместе с тем ни у кого не вызывает сомнения и то, что, какими бы заманчивыми ни были эти средства, какими бы уникальными возможностями они ни обладали, приоритетным всегда остается принцип "не навреди". По этой причине необходимо особое внимание уделить предположительным негативным последствиям использования этих средств, а в особенности компьютера. К предполагаемым негативным последствиям использования средств современных информационных технологий можно отнести, во – первых, возможный вред здоровью (например, при длительной и бесконтрольной работе за компьютером) и, во – вторых, педагогически немотивированное их использование (например, игнорирование дидактических принципов обучения, использование средства только ради самого факта его применения, преобладание игровой компоненты над учебной), не приводящее к позитивным результатам в области развития личности обучаемого или интенсификации учебного процесса. При использовании ИКТ в обучении детей с ОВЗ, необходимо соблюдать СанПин 2.4.2.2821-10. для компьютерных средств обучения: просматривать изображение на мониторе, экране можно не более 10-15 минут на протяжении одного урока, чем старше ребенок, тем больше может быть время общения с компьютером. Время отдыха ребенка должно быть в 2-3 раза больше времени, проведенного за компьютером. Для профилактики проблем со зрением, связанных со значительным зрительным напряжением целесообразно использовать гимнастику для глаз (офтальмотренаж). Для снижения статического мышечного напряжения необходимо делать перерывы в работе, сменить позу, перейти в вертикальное положение, сделать несколько физических упражнений средней интенсивности (наклоны, повороты тела, круговые движения головой и т.д.), поиграть в подвижную игру. Необходимо выбрать в классе правильное место для компьютера, обеспечить достаточное освещение, подобрать стул и стол в соответствии с ростом ученика, установить монитор на расстоянии 50-60 см. до глаз ученика, допускается использовать только мониторы профессиональных серий.
ИКТ являются средством специального обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, и решают следующие задачи: компенсаторные, дидактические, коммуникативные, коррекционные, при условии соблюдения принципов природосообразности, возрастных и функциональных особенностей обучающихся с ОВЗ, СанПинов.
Литература
1. Нарзулаев С. Б., Ковтун Н. В. Использование информационных технологий в коррекционных школах 8 вида // Вестник ТГПУ. 2008. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-korrektsionnyh-shkolah-8-vida (дата обращения: 23.12.2013).
2. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. — М., 1994.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 // [Электронный ресурс]. [2011]. URL: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование социальной компетентности учащихся средствами искусства и музейной педагогики"
Школьнику на современном этапе необходимо развивать навыки самостоятельного поиска информации; умение ставить цели и их реализовывать; работать в группе, развивать аналитическое мышление; формировать ...
Формирование социальной компетенции учащихся средствами исторического краеведения
Презентация "Формирование социальной компетенции учащихся средствами исторического краеведения"...
Формирование социальных компетенций учащихся средствами школьной газеты
Сближение процессов воспитания, обучения и развития, создание единого образовательного пространства является одной из наиболее сложных проблем современной школы, в решении которой помогает интеграция ...
Использование проектной технологии на уроках физической культуры как средство формирования социальной компетентности учащихся
использование проектной деятельности на уроках ФК...
Инновационные технологии как средство формирования социальной компетентности учащихся
В данной статье будет предпринята попытка рассмотреть использование инновационных технологий и, в частности, мультимедийного оборудования в качестве не только способа повышения уровня усвоения знаний,...
исользование проектной технологии на уроках физической культуры как средство формирования социальной компетентности учащихся
Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных к...
Социальный проект «Краеведение - как средство формирования социальных компетенций учащихся».
В настоящее время происходят быстрые и качественные изменения в жизни общества. Современный человек должен быть готов к ним. В связи с этим государственная политика в области образования предусматрива...