Рабочая программа "Развитие речи" 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Савельева Ольга Юрьевна

Рабочая программа по курсу «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития) – Москва Просвещение» 2003 год. Обучение языку глухих детей с задержкой психического развития осуществляется в соответствии с принципами действующей в специальных учреждениях I вида коммуникативной системой обучения. (С.А. Зыков).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по развитию речи

для учащихся 8-го класса

школьного отделения I вида.

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Савельева О.Ю.

                                               Пояснительная записка.

        Рабочая программа по курсу «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития) – Москва Просвещение» 2003 год. Обучение языку глухих детей с задержкой психического развития осуществляется в соответствии с принципами действующей в специальных учреждениях I вида коммуникативной системой обучения. (С.А. Зыков).

 Приоритетными направлениями в коррекционном обучении  школьников с задержкой психического развития языку являются формирование речевой деятельности , развитие языковой способности и речевого поведения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 2 вида для 6 класса . Автор: Т. С. Троицкая  Москва "Просвещение" В учебном процессе реализуется комплексный подход к формированию речи как средства общения с учётом индивидуальных особенностей школьников. Это означает, что речевое развитие осуществляется в условиях организации разных видов деятельности при одновременном формировании лексической, грамматической, фонетической сторон словесной речи. Работа по развитию речи рассматривается с позиции формирования речевой деятельности в разных формах (устной, устно- дактильной, письменной ).Обучение  школьников речевой деятельности предусматривает формирование разных её видов: говорения (разговорной и монологической речи), письма, чтения, слушания (в доступных пределах).Овладение каждым видом речевой деятельности требует формирования у детей потребности в речи, мотивированности высказывания, обучения планированию высказывания, отбору средств и способов его осуществления. Программа предусматривает реализацию учащимися собственных коммуникативных намерений (выражения побуждения, просьбы; сообщение о деятельности; обращение с вопросом) и обучение их реакции (речевой или неречевой) на действия окружающих: выполнение поручения, просьбы и понимание запрещения; понимание сообщения и поведение в соответствии с ним; ответ на вопрос. В связи с этим учащиеся знакомятся с различными видами деловых бумаг,  назначением, применением,  содержанием. Формирование у детей диалогической речи предполагает управление процессом обучения и целенаправленное создание и использование ситуаций, в которых возникает потребность в реализации того или иного коммуникативного намерения. Основной единицей речи в процессе обучения должно быть связное высказывание. С учетом этого ведется специальная работа над текстом как единицей речи – знакомство с текстом, его структурными и смысловыми особенностями: выделение частей текста, озаглавливание их, построение текста с учетом композиционной правильности (начало, основная часть, конец), определение темы и основной мысли текста. В программе освещаются следующие разделы: ««Текст», «Типы речи».

Преобладающими видами упражнений на уроках развития речи являются устные и письменные рассказы по картине или иллюстрации и на основе личного опыта, изложения, сочинения по теме.

Важное место в развитии речи имеет диалогическая речь. Как правило, диалоги развертываются по ходу работы над темой урока.

Контроль достижений обучающихся осуществляется в следующих формах: изложение по самостоятельно составленному  плану, составление рассказов (сочинения) описательно-повествовательного характера.

Целью работы   по развитию речи является развитие речи как средства общения.

Рабочая программа по развитию речи призвана решать следующие задачи:

-формировать речевую активность школьника, желания и умения вступать в контакт с окружающими;

-активизировать словарный запас;

-формировать умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения в процессе мыслительной деятельности;

-учить воспринимать информацию и реагировать на неё на основе словесной речи;

-выработать умение связно и логично излагать свои мысли в письменной и устной форме;

-воспитывать речевое поведение

Организация работы по предмету.

 Программа рассчитана на 102часа учебного времени; по 3 часа в неделю. Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы, определён учебным планом.

     Работа по развитию речи проводится с позиций формирования речевой деятельности в разных формах (устной, письменной).

     Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

На уроке осуществляется рациональная смена видов деятельности, способствующая разрядке и снижению утомления.

 Специальные методы и приёмы работы.

 В учебном процессе реализуется комплексный деятельностный подход к формированию речи как средства общения с учётом индивидуальных способностей школьников.

Формирование у детей диалогической речи предполагает целенаправленное создание и использование ситуаций, в которых возникает потребность в реализации того или иного коммуникативного намерения. Восполнение недостающих компонентов слуха происходит за счёт специальной организации восприятия. Основным способом восприятия учебного материала на уроках русского языка является слухо-зрительный, но, как и на других уроках, проводится работа по развитию остаточного слуха школьника. В материал каждого урока включаются задания, воспринимаемые только на слух.

Недостающий слух восполняется путём использования  индивидуальных слуховых аппаратов или КИ (имплантат речевого процессора) ,усиливается работа зрительного анализатора и формирования зрительных образов слов. На одном и том же уроке развития речи учитель работает над разговорной речью, над структурой предложения и словарным составом, слухо-зрительным восприятием речи и произношением. В случае необходимости учитель может посвятить целый урок работе над той или иной стороной речи, но обязательно во взаимосвязи с другими. Многократность повторения речевых форм детьми в сходных ситуациях, в разных видах деятельности способствует усвоению речевого материала.

Учитель использует в работе демонстрационные материалы: речевые и языковые таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал, серии картинок, материалы на СД- дисках;

Формы организации учебного процесса: сочетание традиционных классических форм, фронтальная и индивидуальная работа

      Структурное содержание предмета

Программа по развитию речи включает в себя два раздела: развитие разговорной речи и развитие монологической речи

Сущность работы по развитию  разговорной речи заключается в развитии способа общения, в воспитании речевого поведения, в формировании речевой деятельности.  Основными видами работ являются такие, которые имеют коммуникативную направленность :рассказ о прошедшем дне, записи об интересных событиях, сочинение на заданную тему, участие в обсуждении поступка героя произведения и т.д.. Темы для уроков развития речи связываются с наблюдениями детей, их впечатлениями, действиями, событиями, происшедшими с ними или с их товарищами.

 Требования к навыкам учащихся по ведению диалога и беседы по сравнению с предыдущим учебным годом значительно повышаются. Развитие разговорной речи осуществляется двумя путями-практическим и теоретико- практическим. Обучение школьников разговорной речи идёт по трём направлениям:

1) закрепление и уточнение различных типов предложений и обогащение разговорной речи учащихся;

2) развитие и совершенствование навыков диалога и беседы;

 3) развитие навыков связных монологических высказываний.

Для совершенствования навыков диалогической речи в средних классах используются следующие виды работ: работа картине, беседы на основе личного опыта, беседы на основе прочитанного. Работа над связным, монологическим высказыванием в большей степени происходит в связи с обучением написанию сочинений, изложений, рассказов. Через систему упражнений школьники учатся писать деловые бумаги:  почтовые отправления, объявление, расписку. Продолжается работа по обучению школьников малому газетному жанру- заметкой в стенгазету. Закрепляются умения учащихся использовать в речи выражения речевого этикета. Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе говорения, чтения, письма и слухо-зрительного восприятия.

Формы контроля в процессе обучения: выполнение практических заданий в письменной и устной форме, самостоятельные и контрольные работы.

Основное содержание программы.

1 раздел.

1 четверть (24ч)

Изучаемые темы.

Интересные встречи в летние каникулы. Участие в диалоге. Написание сочинения.  (4ч)

События из школьной жизни. Работа по серии сюжетных картинок (3ч)

Интересная книга. Сочинение(3ч)

Новые увлечения. Участие в диалоге. Составление рассказа (3ч)

Из жизни животных. Участие в  диалоге(3ч) Написание изложения(3ч)

Осенняя природа. Экскурсии. Описание экскурсии.(3ч)

Контрольные работы (2ч)

Цель: развивать и совершенствовать навыки диалога и беседы; совершенствовать умение строить разные по структуре предложения; формировать поэтапное освоение законов структурирования текста; формировать практическое усвоение школьниками различных сторон языка (произношения, словаря, синтаксического строя, связной речи); формировать речевую культуру учащихся в её устной и письменной форме

В результате изучения материала учащиеся должны знать:

-предметный и глагольный словарь по изучаемым темам;

-фразеологический материал;

-правильное построение вопросительных и повествовательных предложений при участии в диалоге;

-строение и смысл составленных самостоятельно предложений;

-семантику и лексическую наполняемость сконструированных предложений;

-композиционный план построения текстов сочинений и изложений при сохранении содержания и логики, а также в плане вариативной передачи одного и того же смысла в разных типах фраз;

-этапы составления пунктов плана предстоящей экскурсии;

Уметь:

-начать, продолжить беседу или изменить её тему;

-выразить согласие, несогласие с высказыванием собеседника;

-ответить на вопрос кратко или развёрнуто с учётом ситуации или всего контекста диалога;

-выразить оценку, отношение к сказанному собеседником;- строить и использовать в речи структуры с опорными словами;

-объединять последовательно описываемые события в связное синтаксическое целое;

-описывать отдельные события, явления предметы, или сравнивать их между собой;

-умение написать изложение проработанного с учителем текста по коллективно составленному плану;

-сжимать и устно пересказывать текст  изложения в соответствии с планом;

-раскрывать содержание одной и серии сюжетных картинок;

Раздел 2.

2 четверть (21ч)

Изучаемые темы.

Занятия в свободное время. Написание сочинения(2ч)

Письмо. Правила написания письма. Написание письма(2ч)

Новый кинофильм. Изложение (3ч)

Зимняя природа. Составление рассказа по картине (4ч)

Подготовка к празднику .Изложение (3ч)Участие в диалоге(2ч)

Газетная информация (3ч) Заметка в стенгазету.

Зимний парк. Экскурсия в парк. Описание экскурсии(2ч)

Контрольная работа(1ч)

Цель: формировать умение создавать организованный по законам логики, грамматики и композиции тексты сочинений и рассказов; формировать практическое усвоение школьниками различных сторон языка (произношения, словаря, синтаксического строя, связной речи); формировать речевую культуру учащихся в её устной и письменной форме

В результате изучения материала учащиеся должны знать:

-грамматическую конструкцию составленных предложений;

-логическую связь отдельных частей высказывания;

-предметный и глагольный словарь по изучаемым темам;

-фразеологический материал;

-строение и смысл составленных самостоятельно предложений;

-семантику и лексическую наполняемость сконструированных предложений;

-композиционный план построения текстов сочинений и изложений при сохранении его содержания и логики, а также в плане вариативной передачи одного и того же смысла в разных типах фраз;

Уметь:

-строить высказывание в определённой композиционной форме;

-выразить согласие, несогласие с высказыванием собеседника;

-ответить на вопрос кратко или развёрнуто с учётом ситуации или всего контекста диалога;

-выразить оценку, отношение к сказанному собеседником;

- строить и использовать в речи структуры с опорными словами;

-объединять последовательно описываемые события в связное синтаксическое целое;

-описывать отдельные события, явления предметы, или сравнивать их между собой;

-писать изложение проработанного с учителем текста по коллективно составленному плану

-сжимать и пересказывать текст изложения в соответствии с планом;

-знать приёмы внешнего оформления письма, составлять текст письма, имеющего своего адресата;

-составлять заметку в стенгазету по предложенному началу

 Раздел 3. 3 четверть (30 ч)

Изучаемые темы.

Занятия в зимние каникулы. Описание событий (2 ч)

Помощь родителям. Составление рассказа-описания(2ч)

Любимая книга. Участие в диалоге(1ч)

Из жизни животных. Сочинение-описание (3ч)

Спортивные соревнования. Составление рассказа(1ч)

Внешний вид товарища. Работа по закрытой картинке (3ч)

Из жизни писателей, художников, учёных. Устное выступление по теме (3ч)

Зима и весна. Изложение (3ч)

Весенние изменения в природе. Составление рассказа по картине (2ч)

В половодье. Сочинение по картине(3ч)

Снегирь. Сочинение-описание(3ч)

Повторение пройденного (1ч)

Контрольные работы (3ч)

Цель: формировать умение создавать организованный по законам логики, грамматики и композиции тексты сочинений и рассказов; формировать практическое усвоение школьниками различных сторон языка (произношения, словаря, синтаксического строя, связной речи); формировать речевую культуру учащихся в её устной и письменной форме

В результате изучения материала учащиеся должны знать:

-предметный и глагольный словарь по изучаемым темам;

-грамматическую конструкцию составленных предложений;

-логическую связь отдельных частей высказывания;

-фразеологический материал;

-строение и смысл составленных самостоятельно предложений;

-семантику и лексическую наполняемость сконструированных предложений;

-композиционный план построения текстов сочинений и изложений при сохранении его содержания и логики, а также в плане вариативной передачи одного и того же смысла в разных типах фраз;

-выражения речевого этикета

Уметь:

-начать, продолжить беседу или изменить её тему;

-строить высказывание в определённой композиционной форме;

-конструировать практически накопленные речевые средства;

-словесно оформить чувства, желания, потребности;

 -выразить мысль с синонимическими заменами;

-перестраивать предложения с заменой лица, места и времени событий;

-уметь написать изложение проработанного с учителем текста по коллективно составленному плану;

-использовать в речи выражения речевого этикета

Раздел 4. 4 четверть (24ч)

Изучаемые темы.

Весенние каникулы. Составление рассказа-повествования(3ч)

Весной в лесу. Сочинение (3ч)

Праздники .Написание поздравительного письма, открытки(2ч)

Интересное событие.  Написание изложения (3ч)

 Правильный поступок. Участие в диалоге (2ч) Составление рассказа по серии картинок(2ч)

Праздники. Написание поздравительного письма(2ч)

На демонстрации. Описание событий(2ч)

Мой город. Экскурсия (2ч)

Планы на лето. Сочинение(2ч)

Контрольные работы(1ч)

Цель:

формировать умение использовать различные виды высказывания практическим путём в процессе выполнения соответствующих заданий;

формировать связную монологическую и диалогическую речь;

формировать умение конструировать высказывания для более точного выражения мысли, вариативно продуцировать и анализировать коммуникативные единицы.

В результате изучения материала учащиеся должны знать:

-предметный и глагольный словарь по изучаемым темам;

-фразеологический материал;

-грамматическую конструкцию составленных предложений;

-логическую связь отдельных частей высказывания;

-строение и смысл составленных самостоятельно предложений;

-семантику и лексическую наполняемость сконструированных предложений;

-композиционный план построения текстов сочинений и изложений при сохранении его содержания и логики, а также в плане вариативной передачи одного и того же смысла в разных типах фраз;

-правильное построение вопросительных и повествовательных предложений при участии в диалоге;

уметь:

-уметь точно и правильно выразить свои мысли и отредактировать написанное;

-ответить на вопрос кратко или развёрнуто с учётом ситуации или всего контекста диалога;

-строить и использовать в речи структуры с опорными словами;

-объединять последовательно описываемые события в связное синтаксическое целое;

-описывать отдельные события, явления, предметы или сравнивать их между собой;

-составить связный рассказ по серии сюжетных картинок с использованием накопленного заранее тематического словаря;

-написать письмо, подписать конверт;

-сжимать и устно пересказывать текст  изложения в соответствии с планом;

-раскрывать содержание одной и серии сюжетных картинок;

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Личностными результатами изучения  курса «Развитие речи»  является формирование следующих умений:

  • осознавать свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания (личное осознание);
  • регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения;
  •  ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни;
  • проявлять интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями;
  • знать о своей этнической принадлежности, уважать другие народы России иметь межэтническую толерантность;
  • уважать ценность семьи, любить природу ,признавать ценности своего здоровья и здоровья других детей;
  • следовать моральным нормам и гордиться этим, испытывать чувство стыда и вины при их нарушении;
  • выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебной деятельности;
  • участвовать в общественной жизни, ориентироваться в событиях, происходящих в стране и мире; посещать театры, музеи, библиотеки; следовать здоровому образу жизни;

        Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Развитие речи»  являются формирование следующих универсальных учебных действий (далее - УУД).

Регулятивные УУД:

  • с помощью учителя определять и формулировать цели урока;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией в учебнике;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно выполненное задание от выполненного неверно.
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала  и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Регулятивные УУД:

  • с помощью учителя определять и формулировать цели  и задачи урока;
  • определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий;
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • выделять и осознавать то, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознать качество и уровень усвоения;
  • мобилизировать силы, энергию, волю к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий;
  • высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией в учебнике;
  • отличать верно выполненное задание от выполненного неверно.
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала  и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • отличать новые знания от уже известных (с помощью учителя);
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • выполнять задания, используя учебник, информацию, полученную на уроке, и свой жизненный опыт;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • поставить и сформулировать проблему ,самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  •  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и сверстниками;
  • договариваться о правилах общения следовать им;
  • выполнять различные роли (лидера, исполнителя) в группе;
  • управлять поведением партнёра- контролировать, корректировать, оценивать его действия;

Обучающиеся должны обладать компетенциями:

  • уметь организовать собственную учебную деятельность: готовить рабочее место; планировать учебную деятельность; принимать учебные задачи, сформированные учителем и самостоятельно формировать свои учебные цели и задачи;
  • воспринимать и понимать информацию, поступающую из разных источников (слушать, наблюдать, читать);
  • логически перерабатывать информацию (анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы);
  • оценивать и при необходимости изменять свои учебные действия;
  • ставить и решать познавательные задачи и проблемные ситуации.

Предметными результатами изучения является сформированность перечисленных знаний и умений в тематическом планировании.

Умение использовать в устной и письменной речи ранее усвоенные речевые средства. Умение продуцировать новые высказывания по образцу ранее отработанных. Умение вести диалог на актуальную тему, целенаправленно формулируя вопросы и побуждая собеседника высказывать необходимую информацию. Умение употреблять в диалоге фразы, уточняющие высказывание .Умение писать рассказы и сочинения о событиях из жизни, используя в них диалоги с включением глаголов, обозначающих речевую деятельность. Умение написать изложение по самостоятельно составленному плану с предварительной проработкой содержания и без неё. Умение написать письмо, объявление, расписку, заявление по образцу с учётом реальной потребности.

Литература.

для учителя:

1.Звягинцев В. А. Предложение и его отношение к языку и речи.-М.,1967г.

2.Колтуненко И.В. Носкова Л.П. Обучение русскому языку в 5-7 классах школ глухих.-М.,1982 г.

3.Носкова Л. П. Методические пути формирования у глухих школьников представлений о модели предложения.М.,1985г.

4. А. Г. Зикеев Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений М.,2000г.

5. А. Г. Зикеев Методика работы над сложными предложениями.М.,2004г.

6.В. А. Сергеева, В. Д. Черняк Русский язык и культура речи. М.,2006г.

7.О.А.Капитовская М. Г. Плохотнюк Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. Санкт-Петербург 2005г.

8. М.Р. Львов. «Методика развития речи младших школьников» (М: «Просвещение», 2000).

9.Н.С. Журова. «Формирование устной речи». (Ассоциация «Гуманитарий», 1994).

10. Н.С. Журова. «Преодоление недоразвития речи у детей».  (Ассоциация «Гуманитарий», 1994).

11. Е.Д. Худенко. «Практическое пособие по развитию речи». (Москва, 1992)

12.Л.М.Быкова,Е.А.Горбунова,Т.С.Зыкова,Л.П.Носкова «Методика обучения русскому языку в школе глухих детей.Москва,Просвещение,20010г.

Д ля учащихся:

1.Т.С.Троицкая «Развитие речи». Учебник для 6 класса. М.: «Просвещение» 20013г

2.А. Г. Зикеев Практическая грамматика на уроках русского языка. М., Владос 2003 г.

3.В. В. Леденёва «Русский язык. Словарь школьника»М.,1997г.

4.Е. А. Вартаньян «Крылатые слова» М., Детская литература,1979г.

5.Пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 1 и 2 вида «Читай! Размышляй! Пиши!» Москва.Владос.2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....