Конспект открытого занятия "Пословицы и поговорки о труде"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
Тема: «Пословицы и поговорки о труде»
Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса обучающихся.
Задачи:
1. Развитие интеллектуальных, и творческих способностей обучающихся;
2. Выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи;
3. Прививать интерес к устному народному творчеству;
4.Речевое развитие и обогащение словаря обучающихся;
Наглядность и оборудование:
- компьютер;
- экран;
- презентация «Пословицы и поговорки о труде»
- предметы старины;
- карточки;
Речевой материал:
- лицом пригож;
- мудрые изречения;
- потеха;
- как аукнется;
- своя ноша;
- мастер;
- кузнец;
- весомое слово;
Слайд 2.
Ход мероприятия
Воспитатель: - У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течении многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура.
Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. В одном предложении заключён огромный смысл, есть ритм, рифма. Каждое слово весомо, содержательно и точно. О ценности русских пословиц, и поговорок сказано в них самих.
Вот, что говорили великие писатели о пословицах:
«Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ
«Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В. ГОГОЛЬ
«Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов» А.Н. ТОЛСТОЙ
Слайд 3.
Чем пословица отличается от поговорки?
Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения.
Слайд 4.
-Отгадайте, где пословица, а где поговорка?
*Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица)
*Как сыр в масле катается. (Поговорка)
*Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)
*Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)
*Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)
Слайд 5.
Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки!
Воспитатель: - Ребята, послушайте маленькие рассказы и попробуйте подобрать к каждому из них подходящую пословицу.
Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.
Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.
На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.
(Всему своё время; Делу – время, а потехе – час; Лень – прежде тебя родилась.)
Слайд 6.
Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.
(Тише едешь, дальше будешь.)
Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
Слайд 7.
Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. За правильно выполненные задания командам начисляются баллы. Та команда, которая наберёт большее количество баллов – и выиграет!
Наш первый конкурс – «Разминка».
Задание – продолжить пословицы и поговорки:
1. Что посеешь… (то и пожнешь).
2. Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).
3. Сделал дело… (гуляй смело).
4. В гостях хорошо… (а дома лучше).
5. Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).
6. С кем поведешься… (от того и наберешься).
7. Готовь сани летом… (а телегу зимой).
8. Как аукнется… (так и откликнется).
9. За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).
10. Заставь дурака богу молиться… (он себе и лоб расшибет).
11. Сколько волка не корми… (а он все в лес смотрит).
12. Чем дальше в лес… (тем больше дров). И др.
Игра «Путаница»
(Каждая команда получает лист бумаги, на котором написаны
«необычным» способом 2 поговорки или пословицы. Слова в них стоят на
своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Команды
должны вернуть буквы на свои места и правильно прочесть поговорку или
пословицу.)
Тексты пословиц:
1 команда
1. Ш Е П С О И Ш П Ь - Е Й Д Ю Л Ш Е Ш И М Ь С А Н.
(Поспешишь – людей насмешишь)
2. Л О Ч К Н И О Д Л Е – Г Л Й У Я М Л Е С О.
(Кончил дело – гуляй смело!)
2 команда
1. У С А Х А Р Т З А Л Г А Е К И Л И В.
(У страха глаза велики)
2. Л О Ч К Н И О Д Л Е – Г Л Й У Я М Л Е С О.
(Кончил дело – гуляй смело!)
Слайд 8.
(дети расшифровывают названия, выигрывает команда, которая быстрее
справляется с заданиями. Выигравшая команда получает букву).
Игра «Потерянные слова»
Воспитатель: - Я говорю начало пословицы, а вы должны её закончить.
- Ученье свет, а ……(не ученье – тьма)
- Волков бояться ….( в лес не ходить)
- По одёжке встречают ,а …( по уму провожают)
- Как аукнется …(так и откликнется)
- В гостях хорошо, а ….(дома лучше)
- Слово - серебро, а …..(молчание – золото).
Слайд 9.
Игра «Вопросы – шутки»
- В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона.)
- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? ( За словом в карман не полезет.)
- О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что встающий рано утром человек успевает больше сделать за день? ( Кто рано встаёт тому Бог подаёт.)
- Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? ( Положить зубы на полку.)
Слайд 10.
Игра «Пословицы в рисунках»
Команды иллюстрируют пословицы. Соперники по рисунку должны отгадать пословицу.
Слайд 11
Игра «Выбери пословицу»
Дано объяснение пословицы и ниже 3 пословицы. Вам надо найти подходящую пословицу.
Век – жизнь человека. Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания. Так говорят в качестве доброго совета постоянно учиться или в шутку, когда узнают что-либо новое, чего до сих пор не знали.
- Век живи, век учись;
- Ученья корень горек, да плод сладок;
-Ученье свет, да не ученье – тьма.
Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело. Так говорят, чтобы подбодрить себя или кого-то, когда решаются какое-либо опасное или неизвестное дело, связанное с риском.
- Волков бояться – в лес не ходить;
- Дело мастера боится;
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
Слайд 12
Игра «Знаток»
По фрагментам пословиц нужно догадаться, о каком предмете, качестве или явлении идёт речь.
• Если своя, то не тянет. ноша
• Приходит во время еды аппетит
• Без труда из водоёма не вытащишь. рыбку
• Дорога к обеду. ложка
• По нему провожают. ум
• Города берёт. Смелость
Слайд 13.
Задание – к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу:
Булочника на хлебе не проведешь. Испанская пословица. (Старого воробья на мякине не проведешь.)
Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. Немецкая пословица. (Ищи ветра в поле.)
У кого болтливый рот, у того тело в синяках. Английская пословица. (Язык мой – враг мой.)
Тот не заблудится, кто спрашивает. Финская пословица. (Язык до Киева доведет.)
Ошпаренный петух от дождя убегает. Французская пословица. (Кто обжегся на молоке, дует на воду.)
Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. Вьетнамская пословица. (Тише едешь – дальше будешь.)
Воспитатель:
- В каждой игре есть победители и проигравшие. Но, несмотря на это, можно сказать, что в нашей сегодняшней игре проигравших нет, так как каждый из вас получил новые знания о пословицах и поговорках о труде, а значит, стал умнее и смог лучше узнать культуру русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы, поговорки о труде
Пословицы, поговорки, загадки о труде можно использовать для различных внеклассных мероприятий, а также использовать и на уроке....
Пословицы и поговорки о труде.
Сложено много пословиц и поговорок о труде. Труд восхваляется, работой живут люди. Лентяев и бездельников в пословицах и поговорках укоряют. Трудолюбивые, напротив, в почёте, их ждёт вознагражде...
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Конспект открытого логопедического занятия в 3 «а» классе по теме «Труд».
В школе V вида обучаются дети с нарушениями речи. Данное занятие проводилось с учениками 3 "А" с заиканием по обобщению знаний о труде, о профессиях....
Пословицы и поговорки про труд
Пословицы и поговорки сочинялись русским народом,который большую часть своей жизни проводил за работой.Поэтому сложено много пословиц и поговорок о труде....
Игра «Знаешь ли ты пословицы и поговорки о труде?»
Пословицы и поговорки о труде....
Литература. 6 класс. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки о труде и учебе.
Литература. 6 класс. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки о труде и учебе. Материал также подходит для изучения темы по русскому языку: Фразеологизмы....