Протокол динамики речевых процессов старших школьников
тест (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Протокол динамики речевых процессов старших школьников
Ф.И.О._________________________________________________________________________________
Дата обследования_______________________________________________________________________
Дата рождения____________________Возраст____________________Класс______________________
Заключение ПМПК______________________________________________________________________
Речевой профиль
100 | |||||||||||
90 | |||||||||||
80 | |||||||||||
70 | |||||||||||
60 | |||||||||||
50 | |||||||||||
40 | |||||||||||
30 | |||||||||||
20 | |||||||||||
10 | |||||||||||
0 |
1.фонематическое восприятие 2. артикуляционная моторика 3. звукопроизношение 4. слоговая структура 5. навыки языкового анализа 6. грамматический строй речи 7. словарь и словообразовательные процессы 8. связная речь 9. понимание логико-грамматических отношений 10 письмо 11. чтение |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.
- Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: повторяй за мной слоги.
Начало года | Конец года | Баллы | ||
Би-ба-бо – бо-ба-би | ||||
Ма-на-на – на-ма-на | ||||
Ба-па – па-ба | ||||
Ча-ща-ча – ща-ща-ча | ||||
За-за-жа – жа-за-за | ||||
Ла-ра-ла – ла-ра | ||||
Са-ша – ша-са | ||||
Ла-ра – ра-ла | ||||
Жа-ща – ща-жа | ||||
Па-па-бв – ба-па-ба |
Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па) ; 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Всего за пробу(макс.оц. 10 баллов): н.г._____-_______%
к.г._____-_______%
- Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики.
Инструкция: делай так, как я покажу.
«улыбка» | Критерии: темп выполнения, точность, симмет- ричность, саливация, тремор, посинение. | ||||
губы «трубочкой» | |||||
«лопатка» | |||||
«иголочка» | |||||
«маятник» | |||||
«улыбка» - «трубочка» |
Оценка: 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение движения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения.
Всего за пробу(10): н.г._____-_______%
к.г._____-_______%
- Исследование звукопроизношения.
Инструкция: повторяй за мной слова.
собака-маска-нос сено-василек-высь | шуба-кошка-камыш жук-ножи | |||||
замок-коза | щука-вещи-лещ | |||||
зима-магазин | чайка-очки-ночь | |||||
цапля-овца-палец | лампа-молоко-пол | |||||
рыба-корова-топор | лето-колесо-соль | |||||
река-варенье-дверь | другие группы звуков |
Оценка: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
Баллы, начисленные за выполнение каждой из пяти групп заданий, суммируются.
Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____-_______%
к.г._____-_______%
4. Исследование сформированности слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова.
баскетбол | аквалангист | ||||
перепорхнуть | термометр | ||||
достопримечательность |
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение.
Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____-_______%
к.г._____-_______%
Всего за I серию (макс.оц. 30 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия II. Исследование навыков языкового анализа.
Инструкция: ответь, пожалуйста, на вопросы.
Сколько слов в предложении: «Около дома росла высокая береза» | ||||
Какое третье слово в этом предложении? | ||||
Сколько слогов в слове «дождь»? | ||||
Сколько слогов в слове «аквариум»? | ||||
Какой второй слог в слове «аквариум»? | ||||
Сколько звуков в слове «дождь»? | ||||
Сколько звуков в слове «диктант»? | ||||
Какой четвертый звук в слове «диктант»? | ||||
Сколько согласных звуков в слове «диктант»? (назвать по порядку) | ||||
Какой звук следует после д в слове «диктант»? |
Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».
Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.
Всего за II серию (макс.оц.10 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия III. Исследование грамматического строя речи.
- Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: постарайся составить предложение из слов.
Миша, косить, трава, кролики, для. | ||
Сын, купить, шар, красный, мама. | ||
Солнце, земля, освещается. | ||
Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак. | ||
Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у. |
Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения, использование помощи в виде одного вопроса; 0,25 балла – негрубые аграмматизмы, использование развернутой помощи (составление предложения по опорным вопросом), упрощение структуры предложения; 0 баллов – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____
к.г._____
- Повторение предложений.
Инструкция: повторяй за мной как можно точнее.
Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу. | ||
После лета наступает осень, и с каждым днем становится холоднее. | ||
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. | ||
Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену. | ||
В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. |
Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения; 0,25 балла – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, упрощение синтаксической схемы предложения; 0 баллов – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____
к.г._____
- Верификация предложений.
Инструкция: постарайся найти в предложении ошибку и исправить её.
Зима пришла, потому что река замерзла. | ||
Мама довольна сыну. | ||
Самолет разбился, хотя мотор был неисправен. | ||
Все старики когда-то будут молодыми. | ||
Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа. |
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки; 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения; 0 баллов – ошибка не выявлена.
Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____
к.г._____
- Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: попробуй найти и вставить пропущенное слово.
Лодка плывет … озеру. | ||||
Чайка летит … водой. | ||||
Молодая трава выглядывает … снега. | ||||
… конуры сидит пес. | ||||
Большая толпа собралась … театром. |
Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0,25 балла – коррекция после стимулирующей помощи («Подумай еще»); 0 баллов – неправильное выполнение даже после помощи или отказ.
Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____
к.г._____
- Образование множественного числа существительных.
Инструкция: образуй множественное число по образцу.
стул | ||||
ухо | ||||
зеркало | ||||
пальто | ||||
платье |
Оценка: 1 балл – форма образованна правильно; 0,5 балла – самокоррекция; 0,25 балла – коррекция после стимулирующей помощи («Подумай еще»); 0 баллов – неправильная форма слова или отказ.
Всего за пробу (макс.оц.10 баллов): н.г._____
к.г._____
Всего за III серию (макс.оц.30 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия IV. Исследование словообразовательных процессов.
- Образование уменьшительной формы существительных
Инструкция: образуй уменьшительную форму слова.
дерево | ||||
лес | ||||
улица | ||||
ухо | ||||
слово |
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
- Образование относительных прилагательных от существительных.
Инструкция: образуй прилагательные по образцу. Образец: бумага – бумажный.
солома | ||||
лед | ||||
вишня | ||||
слива | ||||
черника | ||||
клюква | ||||
ель | ||||
масло | ||||
лен | ||||
суп |
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
- Образование качественных прилагательных.
Инструкция: образуй прилагательные по отношению к слову «день».
мороз | ||||
снег | ||||
дождь | ||||
солнце | ||||
ветер |
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
- Образование притяжательных прилагательных от существительных.
Инструкция: образуй прилагательные, отвечающие на вопрос: чей?
волк | ||||
медведь | ||||
лев | ||||
птица | ||||
орел | ||||
мать | ||||
отец | ||||
брат | ||||
дед | ||||
дочь |
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
Оценка: 1 балл – правильная форма; 0,5 балла – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте; 0 баллов – неправильная форма слова или отказ.
Всего за IV серию (макс.оц.30 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия V. Исследование связной речи.
1. Пересказ текста
Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и приготовься его пересказывать»
Галка и голуби
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Покрасилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.
Вопросы: Почему галку не признали свои? Какая мораль у этой истории?
Оценка:
1. Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения | 5 баллов – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего; 2,5 баллов – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов; 1 балл – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов; 0 баллов – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи. | |
2. Критерии возможности построения текста | 5 баллов – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения; 2,5 баллов – пропуск отдельных смысловых звеньев, или неоправданные стереотипные повторы связующих элементов; 1 балл – фрагментарность текста, тенденция к перечислению деталей и событий, неоднократные необоснованные повторы слов и грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов или сочетание небольших ошибок из предыдущего пункта; 0 баллов – невозможность повторения связного текста, даже в условиях помощи. | |
3. Критерии грамматического оформления | 5 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций; 2,5 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов; 1 балл – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств); 0 баллов – множественные аграмматизмы. | |
4. Критерии лексического оформления | 5 баллов – адекватное использование вербальных средств; 2,5 баллов – поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены; 1 балл – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие); 0 баллов – далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств | |
Всего за пробу (макс. оц. 20 баллов): н.г._____к.г._____
2. Рассказ на заданную тему
Инструкция: «Расскажи, пожалуйста, о своих увлечениях. Как ты проводишь свободное время?»
Оценка:
1. Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения | 5 баллов – самостоятельная реализация собственного, соответствующего теме, замысла в развернутое и законченное повествование; 2,5 баллов – для формирования замысла потребовались 1-2 наводящих вопроса, рассказ соответствует теме, или собственный замысел оформлен недостаточно развернуто и целостно; 1 балл явные трудности смыслового программирования, необходимость развернутой помощи (более двух вопросов) для формирования замысла; 0 баллов – отсутствие замысла и связности в изложении даже в условиях помощи. | |
2. Критерии возможности построения текста | 5 баллов – рассказ содержит логически выстроенные смысловые единицы, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения; 2,5 баллов – недостаточная последовательность в изложении, или отсутствие связующих элементов, или стереотипность связующих элементов; 1 балл – тенденция к фрагментарности текста без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов или грамматических конструкций, или наличие повторяющихся непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта; 0 баллов – невозможность самостоятельного построения связного текста, рассказ носит характер простого перечисления или состоит из речевых штампов. | |
3. Критерии грамматического оформления | 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций; 2,5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, но с использованием стереотипных грамматических конструкций, или имеются нарушения порядка слов; 1 балл – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств); 0 баллов – множественные аграмматизмы. | |
4. Критерии лексического оформления | 5 баллов – адекватное использование вербальных средств; 2,5 баллов – поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены; 1 балл – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие); 0 баллов – далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств | |
Всего за пробу (макс. оц. 20 баллов): н.г._____к.г._____
Всего за V серию (макс.оц.40 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия VI. Понимание логико-грамматических отношений.
1. а) Покажи ключ, карандаш б) Покажи карандашом ключ в) Покажи тетрадью карандаш г) Покажи карандаш ключом | ||
2. а) Нарисуй круг под крестом б) Нарисуй крест под кругом | ||
3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной? | ||
4. Аня выше Пети, но ниже Саши. Кто выше всех ростом? | ||
5. Сашу ударил Коля. Кто драчун? | ||
6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди? | ||
7. Папа прочитал газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? |
В задании 1 оцениваются только пробы б, в; в задании 2 - обе пробы.
Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0,25 балла – перебор вариантов, поиск с нахождением правильного ответа; 0 баллов – неверный ответ или отказ.
Всего за VI серию (макс. оц. 10 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия VII. Исследование процесса письма.
1. Каллиграфия | Аккуратное, неаккуратное, разборчивое, неразборчивое | Аккуратное, неаккуратное, разборчивое, неразборчивое | ||
2. Написание букв | Ровные, неровные, широкие, мелкие, крупные. Элементы букв: лишние, не дописывает. Наклон: левый, правый, прямой. | Ровные, неровные, широкие, мелкие, крупные. Элементы букв: лишние, не дописывает. Наклон: левый, правый, прямой. | ||
3. Темп написания | Быстрый, средний, медленный | Быстрый, средний, медленный | ||
4. Наличие ошибок | ||||
5. Наибольшее количество ошибок при: | Диктант Списывание Самостоятельное письмо | Диктант Списывание Самостоятельное письмо |
Оценка: пункты 1, 2, 3, 5 не оцениваются. 4 пункт: 45 баллов – не более 3 ошибок; 30 баллов – 7 ошибок; 15 балла – до 10 ошибок; 0 баллов – множество ошибок.
Всего за VII серию (макс. оц. 45 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия VIII. Исследование процесса чтения.
1. Уровень овладения техникой чтения | Побуквенное Слоговое Словами Смешанное | Побуквенное Слоговое Словами Смешанное | ||
2. Темп чтения | Быстрый, средний медленный | Быстрый, средний медленный | ||
3.Выразительность, пунктуация | Соблюдение, не значительное соблюдение, не соблюдает | Соблюдение, не значительное соблюдение, не соблюдает | ||
4. Ошибки при чтении | ||||
5. Понимание прочитанного |
Оценка:45 баллов – не более 3 ошибок; 30 баллов – 7 ошибок; 15 балла – до 10 ошибок; 0 баллов – множество ошибок.
Всего за VIII серию (макс. оц. 45 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Всего за весь тест (макс.оц.240 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ
№ | Название проб | Кол-во баллов Успешность в % | |
Начало Конец | года года | ||
Серия I Исследование сенсомоторного уровня | |||
1 | Фонематическое восприятие | ||
2 | Артикуляционная моторика | ||
3 | Звукопроизношение | ||
4 | Слоговая структура слова | ||
5 | Серия II Исследование навыков языкового анализа | ||
6 | Серия III Исследование грамматического строя речи | ||
7 | Серия IV Исследование словаря и навыков словообразования | ||
8 | Серия V Исследование связной речи | ||
9 | Серия VI Исследование понимания логико-грамматических отношений | ||
10 | Серия VII Исследование процесса письма | ||
11 | Серия VIII Исследование процесса чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе
В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...
Включение педагогов и родителей в процесс сопровождения речевого развития младших школьников
В статье описана коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами в триаде " логопед - учитель-родители"....
статья ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ПРОЦЕСС РЕЧЕВОГО, ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
Формирование речевых компетенций школьников- основное требование филологического образования...
Статья на тему: «Мотивация старших школьников с ОВЗ на уроках математики как средство эффективности учебного процесса»
Материал предназначен для учителей, работающих в старших классах коррекционных школ 8 вида....
протокол обследования речи старших школьников
Материал составлен на основе методики Фотековой ТА, Ахутиной ТВ...
Протокол обследования речи старших школьников (Т.А. Фотекова)
Протокол обследования речи старших школьников (Т.А. Фотекова)...
Развитие речевой коммуникации старшего дошкольника и младшего школьника
laquo;Школьное обучениеникогда не начинаетсяс пустого места, а всегдаопирается на определённуюстадию развития,проделанную ребёнком»...