Презентация "Компетентность дефектолога"
презентация к уроку по теме

Иванова Людмила Геннадьевна

Материалы для дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kompetentnost_defektologa.ppt657.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы аттестации на соответствие занимаемой должности Блок «Профессиональная компетентность» для учителя - дефектолога

Слайд 2

1. Назовите психологический параметр дизонтогенеза. Л.С. Выготский выделил психологические параметры дизонтгенеза: первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения; второй параметр связан с временем поражения; третий параметр характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом; четвертый параметр связан с нарушением межфункциональных отношений в процессе аномального системогенеза. Prezentacii.com

Слайд 3

2. Дайте понятие интегрированного обучения. Интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми. Благодаря этому происходит сближение двух образовательных систем - общей и специальной.

Слайд 4

3. В чем заключается комбинированная интеграция Комбинированная интеграция – это обучение или воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих уровень психофизического и речевого развития, близкий к возрастной норме) по 1–2 человека в массовых группах (классах). При этом дети получают постоянную коррекционную помощь специалистов (сурдопедагога, тифлопедагога, дефектолога, логопеда).

Слайд 5

4. Что означает частичная интеграция? Частичная интеграция – интеграция, при которой дети, еще не способные на равных с нормально развивающимися сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека.

Слайд 6

5. Что означает временная интеграция? Временная интеграция – интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются с остальными детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера; Смыслом временной интеграции является создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками.

Слайд 7

6.Что является основой для проектирования индивидуальных образовательных программ? В качестве нормативно-правовых оснований проектирования индивидуальных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ № 3266 от 10.07.1992 «Об образовании», в котором отмечается, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее: наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с психофизическим недостатком индивидуальной образовательной программы. В качестве такой структуры в образовательном учреждении выступает психолого-медико-педагогический консилиум; желание обучающегося перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения; согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.

Слайд 8

7. Что предполагает личностно - ориентированное обучение? Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление.

Слайд 9

8. Что предполагает содержание коррекционно-развивающего направления деятельности учителя- дефектолога? Формирование способов усвоения социального опыта у детей и подростков с проблемами в развитии. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка с проблемами в развитии; Преодоление и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование у обучающихся способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое применение, зрительная ориентировка). Развитие необходимого уровня психофизических функций.

Слайд 10

10.Что означает технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса? Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Слайд 11

11.Что включает в себя диагностическое направление деятельности учителя СКОУ? Диагностическое направление деятельности учителя СКОУ обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого – медико - педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Слайд 12

12. Каков алгоритм написания индивидуальной программы сопровождения развития ребенка? Индивидуальные программы учитывают личностные особенности учащихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школьников, обеспечивается индивидуальное сопровождение ребенка в образовательном учреждении, разрабатываются планы индивидуального (группового) обучения и программы индивидуальной коррекции. Эта работа осуществляется на основе глубокого психодиагностического изучения учащихся с особыми образовательными потребностями.

Слайд 13

13. Какая документация является обязательной для учителя-дефектолога? 1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения. 2. Расписание на первое, второе полугодие. 3. Журнал регистрации детей нуждающихся в коррекционных занятиях. 4. Журнал учёта коррекционно-развивающих занятий. 5. Индивидуальные карты развития ребёнка с ООП (особыми образовательными потребностями). 6. Результаты мониторинга. 7. Программы и методы коррекционно-развивающей работы, в том числе диагностической, просветительской, консультационной и других видов работы. 8. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

Слайд 14

14. Что входит в обязанности учителя СКОУ, заложенные в его должностную инструкцию? Учитель выполняет следующие должностные обязанности: Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учетом специфики преподаваемого предмета. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Слайд 15

15. На основе чего проектируется индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ? Индивидуальная образовательная программа является «материальным» отражением деятельности Психолого-медико-педагогического консилиума по разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в конкретном образовательном учреждении. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Слайд 16

16. Что предусматривает индивидуальная образовательная траектория? Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие « индивидуальная образовательная траектория » обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Слайд 17

17. Что означает понятие социальная адаптация? Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Слайд 18

18. Дайте определение понятию «коррекционное обучение». Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Слайд 19

19. Дайте определение понятию «коррекционное воспитание». Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств и качеств личности, соответствующих предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Слайд 20

20. Дайте определение понятию «коррекционное развитие». Коррекционное развитие означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка.

Слайд 21

21. В чем заключается принцип природосообразности? Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, согласно которому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка.

Слайд 22

22. Дайте определение понятию «личностно ориентированный подход». Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности

Слайд 23

23. Перечислите группы отклоняющегося развития. Первая группа включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания: Вторая группа включает в себя отклонения по типу повреждения: – поврежденное развитие (органическая деменция), – дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний). Третья группа включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений: – искаженное развитие (ранний детский аутизм), – дисгармоническое развитие (психопатии).

Слайд 24

24. Дайте определение понятию «депривация». Депривация ( deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации. В социальной психологии используют понятие относительной депривации и фрустрации.

Слайд 25

25. Дайте определение понятию «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Слайд 26

26. Как трактуется в дефектологии понятие «дефект»? ДЕФЕКТ (лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток). Резидуальные психические изменения, в первую очередь личностные, вследствие перенесенного психотического состояния. Возникает при шизофрении, органических поражениях головного мозга, носит специфические для ряда психических заболеваний черты

Слайд 27

27. Что означает ранняя помощь в специальном (коррекционном) образовании ? Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи.

Слайд 28

28. Дайте определение понятию «абилитация ». Абилита́ция ( лат. abilitatio ; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорванным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни. Абилитцция — первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо.

Слайд 29

29. Что такое дизонтогенез? ДИЗОНТОГЕНЕЗ — нарушение индивидуального развития в результате влияния как генетических, так и различных внешних вредных факторов.

Слайд 30

30. Как в специальной педагогике трактуется понятие «сензитивный период развития»? Сензитивный период - (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Слайд 31

31. Для какого синдрома характерны выраженная ограниченность контакта с внешней реальностью, нарушения социального взаимодействия, ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, большая потребность в сохранении стабильности и неизменности его привычного окружения, плохая переносимость изменений в своей жизни? Детский аутизм

Слайд 32

32. Для какого синдрома характерны двигательная расторможенность, неусидчивость, нарушения внимания, нетерпеливость, суетливость, назойливость, снижение чувства опасности? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Слайд 33

33. В чем проявляется астенический синдром? Это состояние проявляется повышенной утомляемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому и умственному напряжению. У больных наблюдаются раздражительная слабость, выражающаяся повышенной возбудимостью и быстро наступающей вслед за ней истощаемостью, аффективная лабильность с преобладанием пониженного настроения с чертами капризности и неудовольствия, а также слезливостью. Для астенического синдрома характерна гиперестезия — непереносимость яркого света, громких звуков и резких запахов. Астеническим состояниям свойственны явления астенического, или образного, ментизма. Суть этого явления заключается в том, что при состояниях крайнего психического утомления у больных возникает поток ярких образных представлений. Возможны также наплывы посторонних мыслей и воспоминаний, непроизвольно появляющихся в сознании больного.

Слайд 34

34. Перечислите первичные дефекты развития ребенка. К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение межфункциональных связей. Первичный дефект является следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.

Слайд 35

35. Дайте определение понятию «девиантное поведение». Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Слайд 36

36. Что такое дисплазия? Дисплазия (от греч. δυσ dys — нарушение + πλάθω plaseo — образую) — неправильное развитие тканей, органов или частей тела. Это общее название последствий неправильного формирования в процессе эмбриогенеза и постнатальном периоде отдельных частей, органов или тканей организма; изменения размера, формы и строения клеток, тканей или целых органов. Обычно дисплазия врождённая, но может проявиться после рождения или даже во взрослом возрасте.

Слайд 37

37. Перечислите последовательность реализации задач школьного консилиума. К задачам школьного консилиума, решающего проблемы неуспевающих детей, следует отнести: — определение образовательного маршрута тех неуспевающих детей, которых, в связи с их неуспешностью, необходимо направить в специальное коррекционное учреждение; — выделение детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов; индивидуализация образовательного маршрута «внутри» обучения, в том числе и обучения в классах КРО (данная задача включает скрининговое сопровождение всех детей образовательного учреждения); — анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи, формирование рекомендаций для педагогов и педсовета по организации помощи таким детям исключительно методами и способами, доступными педагогическому коллективу; — отслеживание эффективности дополнительной специализированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.

Слайд 38

38. На что направлена психолого - педагогическая коррекция детей с задержанным развитием? Психолого - педагогическая коррекция детей с задержанным развитием направленная на : обеспечение полноценного психического развития ребенка; осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий; осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов родителей детей; осуществление социально-диспетчерской функции.

Слайд 39

39 . Выделите группы семей по степени десоциализирующего влияния на ребенка. Алкогольная семья; Криминально - аморальная семья; Аморально - асоциативная семья; Конфликтная семья; Педагогически несостоятельная семья.

Слайд 40

40. Назовите зарубежного педагога и мыслителя первой половины 20 века, разработавшего определенный метод развития органов чувств у умственно-отсталых детей. Занимаясь умственно отсталыми детьми, Мария Монтессори разработала оригинальные методики обучения письму, чтению, счету. Основное внимание уделялось развитию у умственно отсталых детей органов чувств.

Слайд 41

42. Что означает коррекционное воздействие? Коррекционное воздействие - это специально разработанная система: воспитательных мероприятий; оформления окружающей среды; разработки коррекционно-развивающих упражнений; овладения педагогами технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими. Психо-коррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление .

Слайд 42

43. Для какого типа отклонений характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах? Для психического дизонтогенеза по типу задержанного развития, характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными, психогенными, а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера.

Слайд 43

44 . Для какого типа отклонений характерно отсутствие типичных для здорового ребенка живости и яркости эмоций; слабая заинтересованность в оценке; низкий уровень притязаний; преобладание компонента двигательной расторможенности; недостаточность памяти, внимания, инертность психических процессов, их медлительность и пониженная переключаемость? ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [лат. cerebrum головной мозг] — задержка психического развития, обладающая большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере (у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний) и в познавательной деятельности (недостаточность развития памяти и внимания, инертность, медлительность и пониженная переключаемость психических процессов, недостаточность отдельных корковых функций); у детей с этим типом задержки психического развития обычно имеет место негрубая органическая недостаточность нервной системы.

Слайд 44

45. Выделите категории детей с особыми образовательными потребностями. К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся следующие категории детей : с нарушением речи; с нарушением интеллекта; с сенсорными нарушениями (слуха, зрения); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Слайд 45

46. Перечислите виды нарушений письменной речи . К нарушениям письменной речи относятся - дисграфия, дислексия, дизорфография .

Слайд 46

47. Что такое эхолалия? Эхолалия – автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.

Слайд 47

48. На чем основывается диагностика отклонений в развитии? Диагностика отклонений развития основывается на сравнительном анализе общих и специфических закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка. Диагностика носит комплексный характер, т. е. при ее проведении учитываются данные клинической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии), дефектологии, психологии.

Слайд 48

49. Дайте определение понятия «Зона ближайшего развития» по Выготскому Л.С . Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским, с одной стороны, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную особенность развития личности на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного и общенческого взаимодействия со взрослым, а с другой — для того, чтобы качественно развести актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности со взрослым, выступая как «область не созревших, но созревающих процессов» (Л. С. Выготский).

Слайд 49

50. Что является теоретической основой диагностики психического развития ребёнка? Психолого-педагогическая диагностика базируется на теоретических представлениях об аномальном развитии . Эти представления отражены в трудах Л.С.Выготского, В.И. Лубовского, В.В.Лебединского и др. Согласно этим представлениям, у детей с отклонениями в развитии в силу различных причин (биологических и социальных) нарушается процесс формирования высших психических функций. Этот процесс у детей растянут на годы. Он зарождается в речевом общении и завершается полноценной символической деятельностью. Психическое развитие ребенка, формирование его личности тесно связаны с процессами обучения и воспитания.

Слайд 50

51. Кто является автором метода «количественного исследования психологических процессов в норме и патологических состояниях», известного как «психологические профили»? Григорий Иванович Россолимо 5декабря 1860г, Одесса-29 сентября 1928г.,Москва русский и советский невропатолог и дефектолог.

Слайд 51

52. Назовите принцип психологического изучения детей с проблемами в развитии. 1.Принцип комплексного подхода; 2. Принцип целостного изучения ребенка; 3. Принцип динамического развития ребенка; 4. Принцип единства качественного и количественного подхода при оценке психического развития.

Слайд 52

53. Выделите особенность эмоционально-волевой сферы ребёнка с нарушениями интеллекта Чем выраженнее умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний, эмоции неустойчивые, переживания неглубокие и поверхностные.

Слайд 53

54. В чем проявляется общая закономерность развития аномальных детей? АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития. Нарушенное развитие имеет закономерности, характеризующие как отставание в формировании психики, так и возможную компенсацию нарушений. Общие закономерности, характерные для разных отклонений в развитии: трудности социальной адаптации; нарушения взаимодействия с социальной средой; изменения в развитии личности ребенка; нарушение способности к приему и переработке информации; нарушение словесной регуляции деятельности.

Слайд 54

55. Дайте определение понятия «психическое недоразвитие». Психическое недоразвитие - состояние задержанного или неполного развития психической деятельности в период формирования ребенка. При этом наблюдается недостаток когнитивных, речевых, моторных, социальных возможностей. Психическое недоразвитие принято рассматривать в трех группах больных олигофрениями, различаемых по глубине и тяжести расстройства — при дебильности (легкая степень олигофрении), имбецильности (средняя степень олигофрении) и идиотии (тяжелая форма олигофрении). При всех формах олигофрений имеется недоразвитие наивысших человеческих функций, прежде всего мышления, при сохранности филогенетически древних инстинктивных особенностей человека.

Слайд 55

56. Назовите показатель обучаемости ребёнка в процессе диагностики. В основу числового показателя обучаемости положено количество дозированной помощи взрослого, проводящего диагностику, которое необходимо ребенку для достижения необходимых результатов. Экспериментальная процедура, позволяющая исследовать обучаемость, предполагает наличие заданий двух уровней сложности: 1. Задание доступное ребенку для самостоятельного выполнения. 2. Задание второго уровня, требующее помощи со стороны взрослого. .

Слайд 56

57. Назовите социальный фактор, вызывающий психические заболевания в детском возрасте. В настоящее время актуальной проблемой, влияющей на психическое здоровье детей можно считать такие, как развод и воспитание в неполной семье, алкоголизация и наркотизация родителей, «психическая заброшенность детей», дисгармония семейных отношений, когда разногласия и противоречивое воспитание, жестокое обращение с детьми формируют чувство страха, несправедливости, вины, низкой самооценки - состояний эмоциональной нестабильности и невротического реагирования, которые в дальнейшем могут привести, возможно, к болезни, а также к педагогической и социальной запущенности.

Слайд 57

58. Назовите особенность психического развития ребёнка с задержкой психического развития. Нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Слайд 58

59. Назовите принцип коррекции детей с нарушениями сенсорной сферы. Одним из основных принципов диагностики и коррекции является принцип комплексного подхода . Специфика развития психики в дошкольном возрасте такова, что при различной локализации нарушений могут наблюдаться сходные проявления. К примеру, «безречевым», неговорящим в возрасте 3-х лет может оказаться ребенок с нарушенным слухом, умственной отсталостью, ребёнок - алалик, ребёнок с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Только всестороннее комплексное изучение соматического состояния, слуховых и зрительных функций, двигательной сферы, познавательной деятельности, личности, выявление уровня развития речи, сформированности знаний, умений и навыков позволяют правильно квалифицировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции — т. е. диагностический комплекс должен включать: медицинское, психологическое, педагогическое исследование ребенка.

Слайд 59

60. Что такое задержанное психическое развитие ? Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний.

Слайд 60

61. Что такое дисгармоничное психическое развитие? Дисгармоничное психическое развитие – это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Это аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Включат четыре варианта нарушений: психопатия; патологическое формирование личности; невропатия; отклонение от темпа полового созревания.

Слайд 61

62. Назовите характерную особенность мышления умственно отсталого ребёнка . Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т.е. эмоционально волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самопрезентация учителя-дефектолога Киктенко Е.В.

В мае 2011 года я приняля участие и стала лауреатом  в I Всероссийской Олимпиады педагогического мастерства .Организатор конкурса – администрация портала www.pedolymp.ru – «Всероссийская олимпиад...

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Кто такой дефектолог? Зачем нужны занятия с дефектологом?

Краткое описание предназначения и круга вопросов специалиста....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

гимн дефектологу - клятва дефектолога

Клятву дефектолога сочиняла сама для конкурса учителей - дефектологов....

Конспект индивидуального занятия с воспитанником со сложной структурой дефекта, синдром Дауна, собственная речь выражена короткими словами и эхолалиями. Конспект составили: учитель-дефектолог Женихова К.В., учитель-дефектолог Гусева И.В.

Конспект индивидуального занятия с воспитанником со сложной структурой дефекта, синдром Дауна, собственная речь выражена короткими словами и эхолалиями.Конспект составили: учитель-дефектолог Женихова ...