Программа внебюджета "Мой любимый звук Р".
календарно-тематическое планирование на тему
Программа внебюджета "Мой любимый звук Р".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vnebyudzheta_moy_lyubimyy_zvuk_r.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на педагогическом совете Директор ГБОУ Школа №810
ГБОУ Школа №810 Утверждаю
Протокол № 1от 2015г. ____________________
Рабочая программа
Внебюджетного курса
«Мой любимый звук Р.»
учителя - логопеда
Государственного бюджетного образовательного учреждения Школа № 810 г. Москвы
на 2015 – 2016 учебный год
Учитель-логопед
Яворская Н.А.
г. Москва
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования; целям и задачам образовательной программы учреждения.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; учение Р.Е. Левиной о трёх уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях её нарушения, проведённые Т.Б Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Рабочая программа составлена на основе «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического развития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Современная система начального образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в школе. Основной задачей обучения ребенка к школе – готовность к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов.
Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы.
Можно выделить следующее речевое нарушение:
- фонетический дефект - недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.
Задачи:
- 1. формировать правильное произношение фонем;
- 2. учить различать оппозиционные фонемы;
Формы работы:
1. Обследование:
- фронтальное;
2. Коррекционные занятия:
- групповые занятия по постановке и автоматизации звука «Р»;
Формы контроля:
- анализ устной речи в начале и в конце года (фронтальный);
Направления работы:
- Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Предполагаемый результат:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
- научиться правильно, произносить звуки;
- пользоваться этими звуками в речи;
- различать оппозиционные фонемы;
Содержание программы по разделам:
Подготовительный этап:
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
- логопедического кабинета для занятий;
- наглядных пособий;
- дидактического материала;
- учебной литературы;
- зеркал;
- средств ИКТ.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
Возрастной состав групп: от 5 до 10лет.
Программа рассчитана на 6 месяцев.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой и др., зарекомендовавшие себя как наиболее результативные.
Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.
Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.
Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.
В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка. Организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют более успешному решению задач по исправлению нарушений звукопроизношения, обогащению словарного запаса, овладению грамматическими нормами родного языка, навыками языкового анализа и синтеза, а также по развитию связной речи. Поддержание положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания обеспечивается разнообразием методических приемов.
Таким образом, задачи коррекционного обучения сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме:
- развивать слухоречевое внимание;
- вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
- вырабатывать правильное речевое дыхание;
- развивать интонационную выразительность речи;
- сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- формировать понятия о грамматических категориях языка;
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать речевое общение.
Эти задачи можно успешно реализовать только в результате систематической и последовательной работы при творческом использовании как классических, так и новых методов. Предлагаемые структуры построения индивидуальных и подгрупповых занятий
Воспитание и обучение вообще и речевое в частности осуществляются через занятия. Их организация, структура, использование методических приемов зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка и во многом от профессионального уровня логопеда.
Основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей, используемый логопедом, — принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в связной речи.
Второй важный принцип — использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).
Третий принцип — рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Основными методами коррекционной работы логопеда являются
Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы.
Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.
Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.
2. Дидактические методы:
- наглядные;
- словесные методы с опорой на наглядность;
- словесные методы без опоры на наглядность;
- практические методы, которые должны носить игровой характер.
В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Это могут быть игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие материала будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.
В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например,произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).
Из словесных приемов можно выделить следующие:
- словесный образец;
- одновременное произнесение звука ребенком и логопедом;
- повторение;
- объяснение;
- указание;
- словесные упражнения;
- вопрос как стимул речевой активности ребенка;
- оценка детской речи.
Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-пере- вертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной продаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или
персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.
Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Структура подгрупповых занятий
Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звуко- произношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.
В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное — развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется каждым логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.
Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является наиболее результативной. Раскроем сущность каждой части занятия и вариативность используемых заданий.
Структурные части логопедического занятия
- Оргмомент. Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия.
- Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
- Массаж или самомассаж по системе Приходько Е.Г.
- Мимические упражнения.
Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой по системе Архиповой Е.Ф. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемое органов артикуляционного аппарата.
- Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса по системе Лавровой Е.А.
Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры.
- Постановка звука.
Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.
- Автоматизация звука в слогах.
- Автоматазация звука в словах.
- Автоматизация звука в словосочетаниях.
- Автоматизация звука в предложениях.
- Автоматизация звука в чистоговорках
- Автоматизация звука в загадках и стихах.
- Автоматизация звука в самостоятельной речи.
- Обучение рассказыванию. Развитие воображения.
- Развитие познавательных процессов (мышления и воображения).
- Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой.
Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.
- Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой.
Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
Конституция РФ;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об ут-верждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»»
письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Приказ Минтруда России №544н от 18.10.2013г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»»
Устав ГБОУ «Школа 810» г. Москвы
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического развития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Календарно-тематическое планирование
подгрупповых логопедических занятий
по постановке и автоматизации звука «Р».
№ | Дата | Тема занятия |
1. | Развитие новых произносительных умений и навыков. Уточнение артикуляции звука [ Р] | |
2. | Выработка серии последовательных артикуляционных движений с опорой на ( зрительный, слуховой, кинестетический контроль). | |
3. | Постановка звука [Р ] (механическим способом или смешанным способом) | |
4. | Постановка звука методом фонетической локализации. Соотнесение фонетического образа звука [Р ] и графического образа буквы. | |
5. | Автоматизация звука в слогах со стечением (др)в слогах. | |
6. | Автоматизация звука в слогах со стечением (др) в словах и предложениях. | |
7 | Автоматизация звука [Р ] в прямых слогах. | |
8. | Автоматизация звука [ Р] в обратных слогах. | |
9. | Автоматизация звука [Р ] в слогах со стечением. | |
10. | Автоматизация звука [ Р] в прямом ударном слоге в начале ,середине и конце двусложных слов. | |
11. | Автоматизация звука [Р ] в прямом безударном слоге в начале, середине и конце двусложных слов. | |
12. | Автоматизация звука [ Р] в прямом ударном слоге в начале ,середине и конце трехсложных слов. | |
13. | Автоматизация звука [Р ] в прямом безударном слоге в начале, середине и конце трехсложных слов. | |
14. | Автоматизация звука [Р ] в односложных словах из закрытого слога | |
15. | Автоматизация звука [Р ] в прямом слоге при стечении согласных | |
16. | Автоматизация звука [Р ] в обратном ударном слоге. | |
17. | Автоматизация звука [Р ] в обратном безударном слоге. | |
18. | Автоматизация звука [Р ] в двухсложных словах с закрытым слогом. | |
19. | Автоматизация звука [ Р] в предложениях. | |
20. | Автоматизация звука [ Р] в чистоговорках и стихах. | |
21. | Автоматизация звука [ Р] в коротких рассказах | |
22. | Автоматизация звука [ Р] в длинных рассказах. | |
23. | Автоматизация звука [Р ] в текстах. | |
24. | Автоматизация звука [Р ] в разговорной речи. |
В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием
1) будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
- в формировании связной речи
2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Литература:
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (в 2-х частях) М: Ось – 89, 2006 г.
- Метусс Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). СПб.: Каро, 2006 г.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 г.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздничной программы "Дорогой! Любимой! Единственной!", приуроченной ко Дню Матери
Перед вами сценарий праздничной программы, посвященной Дню Матери. У нас в школе это мероприятие проводилось в 2009 году. Получился очень теплый и душевный праздник....
Сценарий конкурсно - развлекательной программы «Дорогим, любимым, родным посвящается…»
Сценарий праздничной конкурсно - развлекательной программы «Дорогим, любимым, родным посвящается…» . это мероприятие посвящено поздравлению детей класса и их родителей с 8-ым Марта и 23-им...
Программа "В царстве звуков"
Рабочая программа учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитем речи....
Дополнительная общеобразовательная программа "Моя любимая игрушка"
Дополнительная общеобразовательная программа "Моя любимая игрушка" художественной направленности, предназначена для детей 11-14 лет. Обучаясь по данной программе воспитанники учатся изготавливать мягк...
Критерии оценки по параметрам диагностики к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Моя любимая игрушка"
В данном материале содержится диагностика теоретической и практической подготовки в изготовлении мягких игрушек....
Концертная программа "Мамочка любимая моя"
Формирование условий для осознания ценности материнства и семьи....
Дополнительная общеобразовательная программа "Мой любимый край"
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражд...