Диагностика УУД в начальной школе
опыты и эксперименты на тему

Тлемисова Зульфия Ирусалимовна

Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий у первоклассников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diaagnostika_uud_v_nach.shkole.docx58.54 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий у первоклассников

  1. Восьмицветовой тест М.Люшера (модификация Вольнефера)

Цель: Изучение эмоционального и функционального состояния учащихся.

Материалы и оборудование: цветовые карточки М. Люшера.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти восемь карточек. Выберите наиболее симпатичный, приятный вам в данный момент цвет. Постарайтесь не связывать цвет с какими-либо вещами: цвет одежды, машины, стен и т.д. Выбирайте цвет наиболее приятный сам по себе. Запишите его той цифрой, которой он обозначен. (Серый цвет – 0, темно-синий – 1, зеленый – 2, оранжево-красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7).Хорошо, теперь выберите наиболее симпатичный цвет из оставшихся. Запишите его номер, через запятую». Эта инструкция повторяется до тех пор, пока не будут выбраны все цвета.

Обработка результатов:  По каждому индивидуальному выбору высчитываются следующие показатели: утомление, стресс, тревога, напряжение.

Тревога присутствует, если синий цвет (1) стоит перед желтым (4). Если 4 стоит перед 1, то тревога не выражена. Если желтый цвет стоит сразу после синего – 1,4, то показатель тревоги равен 3. Если между синим и желтым находиться еще какой-либо цвет, то к 3 прибавляется 1 и показатель тревоги равняется уже 4. Если между 1 и 4 стоит два цвета, то к 3 прибавляется 2 и показатель тревоги равен 5. Таким образом, высчитывая показатель тревоги необходимо к 3 прибавить количество цветов стоящих между 1 и 4. Минимальный показатель тревоги равен 3, максимальный – 9.

Утомление выражено если зеленый цвет (2) стоит перед красным (3). Если красный стоит перед зеленым, то утомление отсутствует. Если красный стоит сразу после зеленого – 2,3, то показатель утомления равен 2. Если между зеленым и красным находиться еще один цвет, то к 2 прибавляется 1 и показатель утомления равняется уже 3. Таким образом, высчитывая показатель утомления, необходимо к 2 прибавить количество цветов стоящих между зеленым и красным (2 и 3). Минимальный показатель утомления равен 2, максимальный – 8.

Напряжение определяется подсчетом количества цветов, стоящих между коричневым и фиолетовым. Если фиолетовый цвет стоит сразу после коричневого – 6,5, то показатель напряжения равен 2. При наличии других цветов между коричневым и фиолетовым к 2 прибавляется количество цветов, стоящих между 6 и 5. Таким образом, минимальный показатель напряжения равен 2, максимальный – 8.

Стресс высчитывается аналогичным способом, определяя количество цветов, стоящих между черным и серым (7 и 0). Минимальный показатель стресса равен 1, максимальный – 7.

Схематично это выглядит следующим образом:

1  4  +3 МАХ=9 Тревога

2  3  +2 МАХ=8 Утомление

6  5  +2 МАХ=8 Напряжение

7  0  +1 МАХ=7 Стресс

Результаты методики заносятся в таблицу:

№№ учащихся

Тревога

Утомление

Напряжение

Стресс

В конце таблицы в каждом столбце высчитывается процент учащихся, имеющих показатели по данным характеристикам. Аутогенная норма определяется при отсутствии у учащегося тревоги, напряжения, утомления и стресса.

2. Методика "Лесенка" (Щур В.Г., Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей/Психология личности: теория и эксперимент, М., 1982.)

Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материалы и оборудование: Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Инструкция:Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка.А на какую тебя поставят мама, учитель?»

Обработка и анализ результатов:

Обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессии, асоциальности.

Об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос, куда их поставят взрослые. Для ощущения чувства защищенности ребенка важно, чтобы кто-то поставил его на самую высокую ступеньку.

Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых они ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит учительница?» - помещение на одну из нижних ступеней нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитателя.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В.Г.Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.

1-4 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

5-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Подобным образом можно попросить ребенка оценить такие характеристики, как «умный - глупый», «добрый - злой»  и т.д.

Определение сформированности "Внутренней позиции школьника"

Цель:  -  выявление осознанности ребенком цели и важности учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

ОПРОСНИК

 1. Тебе нравится в школе?   Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?

 2. Какая у тебя учительница?   Она тебе нравится?

 3. Какие занятия тебе больше всего нравятся?   Почему?

 4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит?   Почему?

 5. Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?

 6. Во время игры в школу что у нас было бы длиннее: перемена или урок?

 7. У тебя есть друзья среди одноклассников?

Интерпретация результатов

1-й вопрос. На этот вопрос дети, как правило, отвечают "да". Если на дополнительный вопрос: "Что нравится больше всего?" - ребенок отвечает "учиться, писать, читать, уроки", то можно поставить 1 балл.

 Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравится: "как со мной дружат", "ходить утром в школу", "играть, бегать, драться, гулять", "учительница", "перемена" - в общем, все, что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставится 0 баллов.

2-й вопрос. Можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, "как учит", "вопросы задает", "учит писать, читать", "учит детей хорошему" и пр.

 Балл не ставится, если ребенок дает ответ "хорошая, красивая, добрая, не ругает", "ставит пятерки", "хорошо выглядит", "отношением к детям", поскольку такое отношение к учителю не затрагивает учебный процесс.

3-й вопрос. 1 балл ставится, если ребенок отвечает, что ему больше всего нравится "математика, чтение, письмо".

0 баллов - если больше всего нравится "гулять", "рисовать", "лепка, труд, физкультура", "играться", особенно если при этом ребенок говорит, что остальные предметы ему не нравятся.

4-й вопрос. Большинство детей на этот вопрос отвечают так. "Дома скучно без учителя, без парты", "дома нехорошо, а в школе лучше", "дома я не могу писать, а в школе нам говорят, что делать", "буду прогульщицей", "дома нельзя школьную форму носить, можно запачкать", "дом это не школа, там нет учителя". Когда ученик дает подобный ответ, иногда может сложиться впечатление, что он просто не понял вопроса, поэтому при желании его можно повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0 баллов.

1 балл ставится, если ответ ученика примерно такой: "Хочу в школу ходить, не прогуливать, делать уроки", "в школе можно заниматься, читать, ум набавлять", "хочется учиться", "тогда не будешь ничего знать, надо учиться", "в школе можно всему научиться".

5-й вопрос. Это достаточно каверзный вопрос, так как ребенок с несформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос об игре. Таким образом, ребенок показывает свою неготовность к обучению в школе, преобладание игровой, а не учебной ведущей деятельности. Поэтому если ребёнок выбирает роль учителя ("я всегда играю учителя", "хочу учить детей") или роль ученика ("учеником быть интересней", "я еще маленький и ничего не знаю", "можно поднимать руку"), то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому, что хочет "стать умным", "нравится учиться", "нравится решать примеры, писать", то за этот ответ можно поставить 1 балл.

6-й вопрос. В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Если Ребенок будет выбирать перемену - 0 баллов, значит, его ведущей деятельностью все еще остается игра. Если ребенок выбирает урок ему ставится 1 балл, так как у него на первом месте стоит учебная деятельность.

7-й вопрос. С помощью данного вопроса можно выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ученик плохо адаптируется к новой среде, то у него могут быть проблемы в общении. Поэтому 1 балл ставится, если ребенок говорит, что у него двое и более друзей, 0 баллов - если нет друзей или только один друг.

 Данный вопрос можно использовать для диагностики межличностных отношений, посчитав количество выборов, которое набрал каждый учащийся класса.

Уровни сформированностивнутренней позиции школьника

 Если ответы ребенка суммарно оцениваются в 6-7 баллов. Позиция школьника сформирована полностью - Ребёнок знает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность - учебная.

Если 4-5 баллов, позиция сформирована средне - Ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: "Надо учиться, я должен учиться".

3 и менее баллов - позиция школьника не сформирована - ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность - игровая.

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

(адаптированный для младших школьников вариант)

Цель:  -  выявление сформированности самооценки школьника

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  формирование личного, эмоционального отношения к себе

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Детям показывают лист бумаги с изображёнными на нём четырьмя пронумерованными кругами и дают следующую инструкцию.

“Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из твоего класса встали внутрь этих кругов.

        В первый круг встали дети, у которых в школе всё получается. Они знают всё, что спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают ошибок, всегда правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.

        Во второй круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают замечания.

 В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания.

 В четвёртый круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания.

 Покажи, в какой кружок встанешь ты. Почему?”

        Уровни сформированностисамооценки

Заниженная самооценка являются попадание в четвёртый круг.

Адекватная самооценка – второй и третий круг.

Завышенной – в первый круг.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

в модификации А. М. Прихожан

Цель: выявление сформированности самооценки школьника.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  формирование личного, эмоционального отношения к себе

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Ситуация оценивания: беседа

Учащимся предлагается следующая инструкция:Бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов представлен на рис. 1.

Инструкция: Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя - на самую высокую. Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает.  Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку. После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х).

Задание

7 вертикальных линий, размером 100 мм, представляющих собой биполярные шкалы. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина — точкой.

Каждая линия имеет название сверху и снизу:

 0 здоровый — больной;

 1 хороший характер — плохой характер;

 2 умный — глупый;

 3 способный — неспособный;

 4 авторитетен у сверстников — презирается сверстниками;

 5 красивый — некрасивый;

 6 уверенный в себе — не уверенный в себе.

Обработка результатов

Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.  Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяются:

уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

высота самооценки — от «0» до знака «-»;

величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до «-»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

2. Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

Определяется средняя мера каждого из вышеперечисленных показателей у школьника. Ее характеризует медиана, вычисляемая по всем анализируемым шкалам.

Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «-» (для определения дифференцированности самооценки) или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, успешности деятельности.

3. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.

 Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

4.  Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией и т. п.

Оценка и интерпретация результатов

 Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.

 Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 1.1, 1.2).

Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средний, высокий или даже очень высокий (но не выходящий за пределы шкалы) уровень притязаний, сочетающийся со средней или высокой самооценкой при умеренном расхождении этих уровней и умеренной степенью дифференцированности самооценки и уровня притязаний.

Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень высокая (но не предельно), умеренно Дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой.

 Данные показывают, что школьники с таким отношением к себе отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия длядостижению этих целей.

Таблица 1.1.Показатели самооценки и уровня притязаний

Параметр

Количественная характеристика, балл

Низкий

Норма

Очень

высокий

Средний

Высокий

10-11 лет

Уровень притязаний

менее 68

68-82

83-97

98-100 и более

Уровень самооценки

менее 61

61-72

73-85

86-100 и более

        

Таблица 1.2. Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний

Параметр

Количественная характеристика, балл

Слабая

Умеренная

Сильная

10-11 лет

Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

0-7

8-22

более 22

Степень дифференцированности притязаний         

0-4

5-19

более 19

Степень дифференцированности самооценки

0-5

6-20

более 20

Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются все случаи низкой самооценки. Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо  дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой.

Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, обычно свидетельствует, что старшеклассник по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире — конструктивному личностному развитию.


Оцениваемое УУД:  личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.

 

  1.    Ф.И.______________________________________________________________                   

 

   Класс____________________Дата_____________________________________          

 

Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.

 

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

1. Я спокоен.

      1

  2

   3 

  4

2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути.

      1

  2

   3

  4

3. Я разъерен.

      1

  2

   3

   4

4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе.

      1

  2

   3

   4

5. Я напряжен.

      1

  2

   3

   4

6. Я испытываю любопытство.

      1

  2

   3

   4

7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу.

      1

  2

   3

   4

8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки.

      1

  2

   3

   4

9. Я раскован.

      1

  2

   3

   4

10. Мне интересно.

      1

  2

   3

   4

11. Я рассержен.

      1

  2

   3

   4

12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе.

      1

  2

   3

   4

13. Меня волнуют возможные неудачи.

       1

  2

   3

   4

14. Мне кажется, что урок никогда не кончится.

       1

  2

   3

   4

15. Мне хочется на кого-нибудь накричать.

       1

  2

   3

   4

16. Я стараюсь все делать правильно.

       1

  2

   3

   4

17. Я чувствую себя неудачником.

       1

  2

   3

   4

18. Я чувствую себя исследователем.

       1

  2

   3

   4

19. Мне хочется что-нибудь сломать.

       1

  2

   3

   4

20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием.

       1

  2

   3

   4

21. Я взвинчен.

       1

  2

   3

   4

22. Я энергичен.

       1

  2

   3

   4

23. Я взбешен.

       1

  2

   3

   4

24. Я горжусь своими школьными успехами.

       1

  2

   3

   4

25. Я чувствую себя совершенно свободно.

       1

  2

   3

   4

26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.

       1

  2

   3

   4

27. Я раздражен.

       1

  2

   3

   4

28. Я решаю самые трудные задачи.

       1

  2

   3

   4

29. Мне не хватает уверенности в себе.

       1

  2

   3

   4

30. Мне скучно.

       1

  2

   3

   4

31. Мне хочется что-нибудь сломать.

       1

  2

   3

   4

32. Я стараюсь не получить двойку.

       1

  2

   3

   4

33. Я уравновешен.

       1

  2

   3

   4

34. Мне нравится думать, решать.

       1

  2

   3

   4

35. Я чувствую себя обманутым.

      1

  2

   3

   4

36. Я стремлюсь показать свои способности и ум.

      1

  2

   3

   4

37. Я боюсь.

      1

  2

   3

   4

38. Я чувствую уныние и тоску.

      1

  2

   3

   4

39. Меня многое приводит в ярость.

      1

  2

   3

   4

40. Я хочу быть среди лучших.

      1

  2

   3

   4

 


Анкета  "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

Оцениваемые УУД:действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя. .

Ситуация оценивания:

Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется  учителю с инструкцией отметить  наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.  

Критерии оценивания представлены в таблице 1.

Уровень

Критерий оценки поведения

Дополнительный диагностический признак

1. Отсутствие интереса

Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал.

Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

2. Реакция на новизну

Интерес  возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории  

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет

3. Любопытство

Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения.

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает

4. Ситуативный учебный интерес

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается

5. Устойчивый учебно-познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу

6. Обобщенный учебно-познавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач.

Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет  выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов.

Уровни:

Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:

отсутствие интереса,

реакция на новизну,

любопытство,

ситуативный учебный интерес,

  устойчивый учебно-познавательный интерес;

обобщенный учебно-познавательный интерес.

Уровень 1  может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни  2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий-презентация выпускного вечера в начальной школе "Прощай, начальная школа!".

Апробированный сценарий в помощь классного руководителя начальной школы....

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"

Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...

Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»

Общешкольное родительское  собрание в начальной школе   1.     «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе» Цель выступления – познакомить род...

Картотека психологической диагностики учащихся начальной школы

Представляю карточки по психологической диагностике различных психических функций для учащихся начальной школы....

Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»

В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые&r...

Диагностика уровня мотивации к обучению английскому языку учащихся начальной школы.

Существующий разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать на иностранном языке, постепенно разрушает мотивацию, которая подд...