Коррекционная работа по формированию связной речи младших школьников.
методическая разработка на тему
В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения.Использование наглядного моделирования по методике В.К.Воробьевой в системе коррекционной работы дает положительный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по формированию связной речи младших школьников.
Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Без хорошо развитой речи нет успешного обучения, нет настоящего общения. Каждый учащийся должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие учащихся: при пересказах, при создании своих рассказов, используются образные слова и выражения, усвоенные из литературных произведений.
Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Недооценивание смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблени слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов. Например, школьники объясняют слово РОВ как ровное место в лесу, БЕГОНИЯ как соревнования по бегу, а ГИМНАСТЕРКА как занятие гимнастикой.
Без правильной работы по развитию словарного запаса учащихся, невозможно добиться успехов в работе над связной речью. Содержание словарной работы включает в себя:
- Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных слов.
Особое внимание уделяется ознакомлению учащихся с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.( родимая, пригожая, на седьмом небе)
- Уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных учащимся, усвоение многозначности)
- Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь.
К.Д.Ушинский писал: « Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот то навык отыскать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара речи»
- Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.(просторечные, диалектные, жаргонные)
Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений:
во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ по плану;
в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
Связная речь носит ситуативный характер, что проявляется в большом количестве личных и указательных местоимений, в частом использовании прямой речи, жестов, мимики. Использование наглядных опор улучшает качество речевой продукции детей. Однако и в этом случае дети затрудняются в определении причинно-следственных связей и отношений, наблюдается чрезмерная детализация ситуации, в ряде случаев вместо связного высказывания они просто перечисляют изображённые объекты.
В пересказах и самостоятельных рассказах детей отмечаются существенные недостатки программирования текста, нарушение связи между отдельными предложениями, наличие пауз, повторов, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, отставание в развитии планирующей функции речи, нестойкость замысла, трудности кодирования и декодирования текста.
Дети употребляют короткие, чаще всего аграмматичные фразы. Преобладающая часть ошибок в оформлении высказываний связана с особенностями развития познавательной деятельности, с недостаточным уровнем сформированности процессов абстрагирования и обобщения. Специальные исследования по проблеме нарушения связной речи были проведены В. К. Воробьёвой и В. П. Глуховым.
По мнению В. К. Воробьёвой, основными причинами несформированности связной речи у детей с системным недоразвитием речи являются:
а) трудности программирования всего рассказа;
б) трудности, связанные с построением фразы и отбором словаря;
в) отсутствие группировки предложений.
Валентина Константиновна Воробьева отмечает, что “в рамках психолингвистического подхода связная речь рассматривается как сложная, иерархически организованная речемыслительная деятельность, продуктом которой является текст, выступающий в диалектическом единстве двух планов: внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового.
Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся , учителей и родителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.
Литература:
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб., 1995 с. 35-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-64034-1481024171.jpg)
Проект "Интегрированный подход к коррекции связной речи младших школьников на логопедических занятиях"
Проект по системе работы с учащимися начальных классов по развитию связной речи....
Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/03/picture-94120-1701631353.jpg)
Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР
В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-169018-1356277821.jpg)
Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/06/picture-453920-1401999144.jpg)
Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/04/picture-462411-1404441946.jpg)
Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
Нарушение речи у умственно отсталых школьников имеет стойкий, системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Эти речевые расстройства, оказ...
Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....