Коррекционно-развивающее занятие "Птицы весной"
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему

Сергиенко Татьяна Александровна

Занятие направлено на расширение знаний о жизни перелётных птиц весной, формирование представлений об окружающем мире, явлениях живой природы, формирование любви к окружающей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vospitatelskogo_zanyatiya_ptitsy_vesnoy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

тема: «Птицы весной»

Воспитатель: Сергиенко Т.А.

   4 «б», 6 класс

2014 г.

ТЕМА: «Птицы весной».

ЦЕЛЬ: Расширение знаний о жизни перелётных птиц весной.

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные    
  • Формировать представления об окружающем мире, явлениях живой природы: сезонные изменения в жизни птиц;
  • Учить замечать связь явлений природы;
  • Расширять словарный запас, развивать фразовую речь.
  1. Коррекционные
  • Развивать познавательную активность, коммуникативную функцию речи;
  • Развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.
  1. Воспитательные
  • Воспитывать интерес к явлениям живой природы, к жизни птиц, желание заботиться о птицах;
  • Экологическое воспитание, формирование любви к окружающей природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: демонстрационный материал – плакаты с изображением солнца, дерева весной, лабиринта из птичьих следов; иллюстрации времён года (осень, зима, весна, лето); мнемодорожка к стихотворению С. Маршака «Апрель»; картонные фигурки птиц (грач, скворец, ласточка, журавль, утка, соловей); карточка с названием темы занятия, запрещающий знак; презентация о перелётных птицах; иллюстрация гнезда и скворечника; массажный мячик.

раздаточный материал – конверты с разрезными картинками; заготовки для коллажа; клей-карандаш; ватман формата А3.

Этапы занятия

Ход занятия

  1. Организационный момент

/психо-эмоциональный настрой/

  1. Основная часть занятия

- подготовительная работа

1) работа с изображениями времён года

2) чтение стиха хором с помощью мнемодорожки

3) Грач. Собрать разрезную картинку. Раноуровневое задание (для слабых уч.-ся из 3х частей, для сильных из 5частей)

Физ.минутка

- подвижная игра на координацию речи с движениями «Стайка»

4) познавательная беседа

           

5) дидактическая игра «У кого кто?» /упражнение в словообразовании/ с массажным мячиком

 6) этюд «Спасём птенца»

  1. Практическая часть

- упражнение для глаз «Лабиринт из птичьих следов»

- польза птиц

- составление коллажа на тему «Прилёт птиц» (коллективное творчество)

  1. Подведение итогов

Колокольчик звенит,

Собираться велит!

Сегодня у нас в гостях Солнышко.

Солнышко красное! Появись.

Светлое, лучистое,

Всем ребятам улыбнись!

/на доске появляется плакат с изображением солнца/      

Солнышко вам улыбается. Улыбнитесь ему тоже – подарите свои улыбки.

Скажите, когда начинает пригревать солнышко? В какое время года?

Весной

Посмотрите на картинки. Рассмотрите их и выберите ту, где изображена весна?

/на доске картины с изображениями времён года. Один ученик выходит к доске и делает свой  выбор/

 

Почему ты решил, что здесь изображена весна?

Снег потемнел, тает, кое-где видна земля, ярко светит солнце, журчат ручьи…

Молодцы! Много назвали признаков.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака «Апрель» и в этом нам поможет мнемодорожка:

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель,

   По полям бегут ручьи,

  На дорогах лужи.

 Скоро выйдут муравьи

 После зимней стужи.

 Пробирается медведь

 Сквозь лесной валежник,

 Стали птицы песни петь,

 И расцвёл подснежник.

А без кого весна не весна? (Кто является вестником весны?)

Птицы

У вас на партах лежат конверты. Достаньте содержимое конверта и из частей составьте целую картину

/воспитатель помогает слабым ученикам/

Кто у вас получился?

Грач

Эта птица перелётная или зимующая?

Перелётная

У нас выросло вот такое дерево, на нём нет ещё листочков, только почки набухают. Ему тоскливо одному- поселим на это дерево грача.

/на доске – плакат с изображением дерева весной. Воспитатель вызывает одного ученика и он прикрепляет фигурку грача на ветку дерева/

Ребята, сегодня мы поговорим о перелётных птицами. Что значит «перелётные»?

Эти птицы осенью улетают на юг, а весной возвращаются обратно.

/на центральной доске появляется карточка с названием темы занятия «ПЕРЕЛЁТНЫЕ  ПТИЦЫ»/

Посмотрим презентацию о перелётных птицах!

/на слайдах презентации появляются изображения птиц, их название и информация о данной птице, которую зачитывает воспитатель/

Каких птиц запомнили?

Поселим на наше дерево этих птиц.

/ученики по очереди выходят, берут со стола воспитателя фигурку птицы и прикрепляют на дерево/

Давайте немного отдохнём – превратимся в птичек и полетаем стайкой. Выходим на ковёр.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетайка!

Полетели птички

/бег на носочках по кругу/

Птички-невелички.

Птички летают

/размахивать руками/

Устали не знают.

Стоп!

Сели птички на дорожку

/присесть/

Поклевали птички крошки

/стучать пальцами по полу/

«Клю – клю- поклюём,

Потом песенку споём».

Когда птицы прилетают к нам весной, что они начинают делать в первую очередь?

Вить гнёзда

Верно. Они ремонтируют старые гнёзда или строят новые.

Где птицы строят гнёзда?

На деревьях, на земле, в кустах,…

Из чего они строят гнёзда?

Из сухой травы, веточек,…

Посмотрите иллюстрации какими могут быть гнёзда

/на доску вывешиваются иллюстрации птичьих гнёзд/

Вы заметили, что гнёзда не пустые, в них лежат яйца. Птица высиживает яйца, а из них вылупятся птенчики.

Повесим фигурку гнезда на наше дерево!

/один ученик выходит и прикрепляет фигурку гнезда на плакат с деревом/

Поиграем в игру «У кого кто?» Я называю птицу и кидаю мячик, вы называете птенцов этой птицы и кидаете мячик обратно мне.

У грача – грачата

У утки – утята

У скворца – скворчата

У журавля – журавлята

У соловья - соловьята

У кукушки – кукушата

Молодцы! А сейчас представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. Согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел; улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам.

Ребята, что вы будете делать, если увидите птичье гнездо: пройдёте мимо или захотите посмотреть и потрогать птенцов?

Посмотрите на этот знак. Что он означает?

Нельзя разорять птичьи гнёзда и трогать птенцов!

Ребята, чьи это следы?

/на доске плакат с птичьими следами/

Давайте посмотрим, куда приведут следы. Следите глазами за указкой

/следы приводят к макету скворечника/

Что это?

Скворечник

Кто делает скворечник?

Люди

Для чего люди делают скворечники?

Хотят помочь птицам, …

Верно, а ещё питаясь насекомыми, они помогают людям сохранять леса, поля, сады; разносят семена растений. Пение птиц поднимает настроение)))

Сейчас вместе составим коллаж на тему «Прилёт птиц». Для работы нам понадобятся заготовки, лист ватмана и клей-карандаш.

/воспитатель приглашает учеников к отдельному столу для коллективной работы; анализирует деятельность детей/

Покажем гостям  что у нас получилось.

Про кого мы сегодня говорили?

Каких перелётных птиц вы запомнили?

Жизнь птиц зависит от нас с вами. Они нуждаются в вашей помощи, в добром и бережном отношении к ним.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут унижены они,

На планете мы останемся одни…

Ребята! Бережно относитесь ко всему, что нас окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Весна пришла!"

Коррекционно-равивающее занятие призванное закреплять знания о явлениях природы; называть приметы весны; расширять знания об изменениях живой и неживой природы и т.д....

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Путешествие в весну».

Цель: развитие сенсорного и тактильного восприятия, познавательной активности.Задачи:Формировать представления о весне. Обогащать и активизировать пассивный и активный словарный запас.Развивать п...

Коррекционно-развивающее видео-занятие "Весну встречаем" (в сенсорной комнате)

Ссылка на видеофайл занятия с обучающимися 3 класса...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми ТМНР на тему: «Весна»

Цель : Формирование элементарных временных представлений у детей с ТМНР формирование  знаний о весеннем времени года,  формирование навыков различать признаки весны. Задачи:Ко...

Групповое коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с обучающимися с легкой умственной отсталостью 1А класса "Формирование базовых познавательных учебных действий на материале лексической темы «Весна»"

В условиях реализации ФГОС педагоги, работающие с обучающимися с легкой умственной отсталостью, реализуют в учебной деятельности программу формирования базовых учебных действий. Данное занятие способс...