Решима ли проблема дисграфии?
статья по теме
Статья актуальна в современном мире, так как нарушения письма у детей с задержкой психического развития встречается довольно часто. Статья отображает предпосылки возникновения дисграфии. В статью входят рекомендации по работе с детьми, страдающими дисграфией в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_disgrafiya.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Решима ли проблема дисграфии?
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем в начальном звене является нарушение письма. Прошло более ста лет с момента первого описания нарушения. За данное время учёными проведено огромное количество исследований и накоплен теоретический и практический материал о нарушении письма, но проблема остаётся одной из актуальных и сложных в современной логопедии. В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают специфические трудности в овладении письмом. Самостоятельно нарушения компенсированы быть не могут.
Письмом называется способ перекодирования, набор перехода от одной системы символов к другой, именуемой правописанием.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Обследование при диагностики дисграфии осуществляется в несколько этапов. На первом проводится изучение и анализ письменных работ. Изучается общее и речевое развитие ребенка; состояние ЦНС, зрения, слуха. Затем исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука и т. д. Важное место занимает оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.
Предпосылки возникновения дисграфии у ребенка:
- фонетико-фонематические нарушения;
- ребенок левша;
- в семье говорят на двух или более языках;
- проблемы с памятью, вниманием;
- несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.
Методисты вели дискуссии о том, какой вид упражнений наиболее эффективен для помощи детям при дисграфии: диктанты, списывание или творческие работы.
Наиболее частыми ошибками письма являются: зеркальное письмо, смешение букв, недописывание, слитное написание слов и предложений, самостоятельные исправления, неряшливый почерк.
При обучении детей с задержкой психического развития необходимо использовать разнообразные виды деятельности.
Интересно обнаружить, что при письме по памяти либо самостоятельной работе дети допускают меньше ошибок, т.к. пишут вдумчиво и те слова, которые знают. При преодолении нарушений следует учитывать следующую работу:
- нарушение усвоения звукобуквенной символики. «Таблицы Шульте» (с алфавитом) или «Зашифрованное слово», где получают слово и запоминают его написание и лексическое значение.
- Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. (Рак – лак; стол – штол).
- аграмматическая дисграфия. Например: ЗА ДОМА (за домом). ИСТЕПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из теплых стран летят грачи). Основное направление работы – совершенствование речевых навыков.
- дисграфия «анализа-синтеза». Примеры: ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы), ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок). Центральным моментом является формирование данных навыков при помощи игр и упражнений: воспроизведение и различение ритмов.
- диспраксическая дисграфия. Упражнения: многократная обводка образцов рукописного текста через кальку, по трафарету, составленные буквы из соли или крупы.
-дизорфография. Упражнения на выбор правильного слова из вариантов: мяч, мячь
- оптическая дисграфия. Пример: искаженное воспроизведение букв на письме (зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены и смешения графически сходных букв. ( п - т, ш - и, л - м ). Необходимо работать со словарными словами, диктантами.
При работе над слого-звукавым составом слова можно использовать упражнения, где ребёнку надо под согласными буквами положить кружки одного цвета, а под гласными – другого.
При изучении слогового состава слова ребёнку предлагаются слова, где нужно разделить на слоги и наверху слогов написать гласные буквы. Даётся образец: Ноты _о _ы
Упражнение "Пропущенные буквы". Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
«Лабиринт» хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Диктанты надо писать, но чрезвычайно медленно.
Исследованиями выявлены нарушения мелкой моторики руки, которую необходимо развивать ежедневно на уроках в виде динамических разминок.
Много ног у осьминога, все они ему нужны
Заменяют ему руки, очень ловкие они.
(одновременно пальцы сжимаются в кулак 4 р., руки кладутся на парту и поочерёдно каждый палец поднимается наверх)
Преодоление нарушения письма детей с задержкой психического развития зависит от условий:
1.Своевременное обнаружение письма.
2.Определение вида нарушения.
3.Проведение специальной коррекционной работы.
При проведении работ на эти нарушения у ребёнка формируется не только правописание, но и поддерживается эмоциональное, психическое, волевое состояние.
Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами.
Знание проблемы дисграфии должно позволить более эффективно оказывать помощь детям с дисграфией, потому что от уровня грамотности населения и его здоровья зависит благосостояние государства, его культурный уровень.
Список литературы:
1. Дисграфия. Инструкция по работе. - http://logo-tech.ru/dysgraphia
2. Дисграфия у ребёнка. Советы родителям. - http://www.centr-rebenka.ru/articles/development/development_51.html
3. О.В.Елецкая. Методика коррекции дизорфографии у школьников.–
«Инфра-М, Форум», 2015.
4. В.А.Крутецкая. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии . - «Литера», 2016.
5. Ю.Е.Розова, Т.В.Коробченко. Преодоление оптической дисграфии у школьников. Учебное пособие – под ред. О.Елецкая. – М.:«Форум», 2016.
6. Ирина Садовникова: Дисграфия, дислексия. Технология преодоления. - «Парадигма», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"
Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя...
Глобальные проблемы человечества. Проблемы мира и разоружения
Причины войн, жертвы, проблема контроля вооружений....
Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему: « Проблема века. Демографическая проблема».
К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знан...
Проблема цели и проблема смысла
Рассуждения о причинах нигилизма подростков, поисках смысла жизни....
классный час "паралимпийские игры: смелость, решимость, равенство"
данный классный час представляет историю, эмблему и виды паралимпийских игр....
Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.
Урок географии по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...
Родительское собрание: Проблемы молодежи. Проблемы подростка. 8 класс
Цель родительского собрания: привлечь внимание родителей к проблемам старших подростков, научить способам повышения уровня самооценки подростка...