Стендовая информация для родителей
консультация на тему

Стендовая информация для родителей от учителя-дефектолога. Этот материал размещен на сайте Продленка -22 02 13

Скачать:


Предварительный просмотр:

          ИНФОРМАЦИЯ  ОТ   УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА  КЛАССОВ  ОХРАНЫ  ЗРЕНИЯ

     В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

     Через глаза человек получает 90% информации из внешней среды. Благодаря зрению организм новорожденного быстро приспосабливается к внешним условиям. Глаз является важнейшим звеном сложной и мощной цепи в организме, называемой оптико-вегетативной. Если у новорождённого нет зрения, то могут нарушаться все процессы роста, развития и жизнедеятельности организма, сильно изменяться приспособляемость к окружающим условиям.

     Глаза по своему строению сходны со строением головного мозга, и поэтому справедливо изречение «Глаз – это мозг, вынесенный на периферию». Наука и практика показывают, что по состоянию глаз можно судить о здоровье и болезни, о начале и тяжести заболевания, о самочувствии человека.

     Без преувеличения можно сказать, что глаза нужны не только для того, чтобы видеть, но и чтобы жить. Вот почему взрослые должны проявлять исключительную заботу об охране зрения детей. Примерно 20% детей страдают слабовидением. Поэтому снижение заболеваемости у них – забота не только органов учреждений здравоохранения, но и прежде всего родителей. С состоянием зрения тесно связаны возможности обучения детей и вся их последующая трудовая деятельность. При поступлении в школу  дети с нарушением зрения не знают ряда простых вещей. Они хуже рисуют и не умеют рассказывать о хорошо знакомых другим детям предметах и явлениях.

     Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировки на своём теле, рабочей поверхности, в пространстве, поэтому так важна для детей с нарушениями зрения помощь специалистов, в первую очередь, дефектолога.    

ИНФОРМАЦИЯ  ОТ  УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА  КЛАССОВ  ОХРАНЫ  ЗРЕНИЯ

           

     Как   сохранить  зрение  ребёнка? 

        Этот вопрос интересует многих родителей.

     В жизни человека зрение имеет огромное значение. С его помощью мы получаем большую часть информации о внешнем мире. Так как интенсивное развитие органов зрения происходит в первые годы жизни и в этот период глаза особенно подвержены воздействию неблагоприятных факторов, охрана зрения должна начинаться как можно раньше. В этом важном вопросе большая роль принадлежит родителям и воспитателям дошкольных учреждений.

     Уже с раннего возраста надо следить, чтобы ребёнок чрезмерно не напрягал зрение. Для этого не рекомендуется подносить близко к лицу ребёнка игрушки или другие предметы, низко наклоняться к нему, так как это вызывает резкое сведение глазных яблок к носу, что может способствовать развитию близорукости и косоглазия.

     БЛИЗОРУКОСТЬ – один из распространённых дефектов зрения у детей. Раньше этот недостаток зрения выявлялся обычно у детей школьного возраста. В настоящее же время близорукость нередко обнаруживается у дошкольников.

     Всё, что утомляет глаза способствует развитию близорукости. Что можно сделать в целях профилактики близорукости?

     Прежде всего необходимо обратить самое серьёзное внимание на условия, в которых ребёнок занимается: пишет, читает, рисует, лепит, рассматривает картинки. Так как дневной свет наиболее благоприятен для зрения, стол , за которым занимается ребёнок, должен стоять возле окна.

     При этом необходимо следить, чтобы стёкла были чистые, на подоконниках не стояли высокие ветвистые цветы, вазы и другие предметы, которые могут мешать поступлению дневного света. Начиная с дошкольного возраста, очень важно научить ребёнка правильно сидеть за столом. Оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради – 30 см.

     Для сохранения хорошего зрения очень важно зрительную работу чередовать с отдыхом.

     Большое значение для сохранения зрения имеют и такие на первый взгляд мелочи: хорошая бумага, на которой ребёнок рисует. Старые потрёпанные книги, с пожелтевшими листами, мелким шрифтом ребёнку давать не следует. Вредным для глаз является частый и длительный просмотр телевизионных передач.

     Родители должны уделять серьёзное внимание предупреждению детского глазного травматизма. Детей необходимо научить правильно пользоваться острыми предметами, следить за тем чтобы эти предметы использовались ими по назначению, а не превращались в игрушки. Практика показывает, что травмы глаз чаще происходят у детей, оставленных взрослыми без присмотра.

     Надо всегда следить за тем, с чем играют дети, что находится у них в руках.

     Часто, особенно во время игры на улице, детям попадают в глаза соринки. Если такое случилось и соринка не удалилась со слезой, можно попробовать осторожно вымыть соринку тонкой струйкой кипячённой воды.

     Помимо соблюдения отмеченных мер по охране зрения, необходимо в целях раннего и своевременного выявления дефектов зрения периодически показывать ребёнка окулисту.

                                    C уважением, учитель – дефектолог.

             КАК   НОСИТЬ   ОЧКИ

     Многим детям, чтобы нормально видеть или для коррекции зрения, нужно носить очки, но не все дети это охотно делают.

     Чтобы дети примирились с очками, родители должны побеседовать о том:

- как ясно и отчётливо они видят, когда надевают очки. Что у каждого из нас есть какой-нибудь недостаток. У некоторых детей плоскостопие, и им приходится носить обувь со специальными вкладышами, у других болят зубы, и они вынуждены посещать зубного врача, чтобы ставить пломбы. В конце концов носить очки не так уж плохо. Выйдя на улицу мы видим, что многие носят очки;

- что с очками надо обращаться бережно, ведь хорошие очки стоят дорого, и нужно стараться их не разбить;

- обратить внимание детей, чтобы они не оставляли очки где попало: ведь даже самые прочные могут сломаться от плохого обращения;

- чтобы не носили очки в кармане брюк или платья, ведь оправа может прогнуться или сломаться или можно случайно сесть или упасть на очки и раздавить стёкла;

- когда дети снимают очки, лучше класть их в нагрудный карман рубашки или куртки. Хранить очки лучше и надёжнее в жёстком очёчнике;

- нужно снимать очки, когда дети играют в подвижные игры. Когда они снимают очки, чтобы клали их на стол стёклами вверх, чтобы они не поцарапались;

- обратить внимание детей на то, что очки регулярно надо мыть, грязь на очках мешает хорошо видеть и приходиться постоянно напрягать зрение;

- спрашивайте у детей хорошо ли они видят в очках, если плохо, нужно обратиться к окулисту.

                                 C уважением учитель – дефектолог.

                        Развитие ручной умелости

    Одна из необходимых задач подготовки детей к школе - развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка.

   Это предполагает и усвоение определённых знаний, навыков, умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную, двигательную сторону письма.

   ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму в школе будет облегченно. Ранее усвоенные навыки и умения ребёнок применит к новой для него деятельности.

   РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ до поступления в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из таких материалов, как бумага, ткани, проволока, различный природный материал (шишки, желуди и т.д.).

   В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом, развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

   По мере того, как ребёнок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, его рука становится более умелой, а движения – более уверенными, свободными, легкими. Ребёнок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что также нужно при письме. Очень важно, чтобы при рисовании ребёнок правильно держал карандаш и кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, спокойно, не сгибая карандаш или кисть в пальцах слишком сильно), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом, тогда и при письме ребёнок быстро привыкает выполнять эти требования.

   Очень важно, чтобы ребёнок умел производить равномерные, ритмичные, плавные движения. Для отработки плавных движений руки очень полезно рисовать разные виды завитков: разной величины, разной направленности. Очень полезна работа с трафаретами (контуры рыб, птиц, разных животных) с последующей заштриховкой.

   Таким образом, правильные технические навыки и умения нужно формировать систематически и последовательно.

                                 C уважением, учитель – дефектолог!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовая информация для родителей "Изучаем буквы весело"

Стендовая информация "Изучаем буквы весело"...

Стендовая информация для родителей "Как не утратить звуки летом"

Стендовая информация для родителей "Как не утратить звуки летом"...

Стендовая информация для родителей "Зимние задания"

Стендовая информация для родителей "Зимние задания"...

Стендовая информация для родителей "Десять «почему» детям необходимо читать книжки"

Стендовая информация для родителей "Десять «почему» детям необходимо читать книжки"...

Стендовая инфомация для родителей "Осенние задания"

В папке-передвижке представлены различные игры и упражнения по всем направлениями коррекционной работы по теме "Осень"...