УПРАЖНЕНИЯ,НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
методическая разработка (5, 6 класс) на тему

Ушакова Татьяна Евгеньевна

ПОДБОРКА ПРАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ,НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_napravlennye_na_razvitie_verb.sposob.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, направленные на развитие вербальных способностей для учащихся 5-6 классов.

1.Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл.

1.  Трус своей лени боится.

2.  Лес рубят – кепки летят.

3.  Вола ноги кормят.

4.  Трус кормит, а олень портит.

5.  От бобра бобра не ищут.

5.  От бобра бобра не ищут.

6.  В здоровом теле здоровый пух.

7.  Не делай из муки слова.

8.  Имя дают водители, а славу добываешь сам.

9.  Своя щука – владыка.

10.Не зная броду, не суйся в моду.

2. Найди и подчеркни слова, которые состоят из нескольких  других.

ГАЗЕЛЬ, ТЮЛЬПАН, ДИКОСТЬ, МАСКА, МЫШЬЯК, КОРОВА, ПИР, ПАРОВОЗ, ЛАДУШКИ, ОСИНА,  МОЛОКО, МАШИНА, ПОГОДА,  КОЛ-БАСА, ЗАРЯДКА, ДОЛОТО, МАСЛЕНКА, ВЫЛАЗКА, ПАРОХОД, СНАРЯД.


3.Расположи слова» (от частного к более общему).

1.  Полезное ископаемое – топливо – нефть

2.  Ливень – осадки – дождь 

3.  Лесное растение – дерево – дуб

4.  Луговая трава – трава –клевер

5.  Корова – животное – домашнее  животное

6.  Водоём – река – Волга

7.  Дятел – лесная  птица – птица

8.  Водоём – озеро – Балхаш

9.  Водное пространство – Атлантический океанокеан

10.Дерево – берёза – лиственное дерево

4.Переставь буквы и прочитай поговорки. Что общего в этих поговорках?

                                     Не учась и лаптя не сплетешь.

5.«Составь новые слова, изменив одну букву в слове.

роль – моль, …

мышка – мишка, …

село – …

лук – луч, …

код – ком, …

нора – …

рука -…

роща – роса, …

6. «Подбери противоположное слово по смыслу».

  1. Начало – …                    6. Жизнь –  …

  2. День –         …                          7. Высокий – …

  3. Замерзание -        …               8. Толстый – …

  4. Твёрдый  – …                        9. Красивый – …

  5. Лёгкий  –  …                    10. Увеличить –  …

7.«Подбери к понятию свойство, качество (функциональные отношения)»

1.число – цифра, …

2.зима – …

3.задача – …

4.сказка – …

            5. движение –…

8.«Подбери синонимы».

1.нерешительный – робкий, …

2.отважный – …

3.искренний – открытый, …

4.насмешливый – …

5.  осторожный – трусливый, …


 9.«Вставь слово из трёх букв».

Вставь вместо пропуска слово из трех букв, которое будет окончанием одного и началом другого.

УТКО (_______) ОРОГ                        КУ  (_______)ОЛ

КИПА (_______)  УНОК                ЗА (_______) ЕЦ

ЧЕЛО  (_______)ТОР                        СО (_______) ЕСО

КАРНА (_______) ЬС                        ВАМ (_______) АМИДА

10.«Найди значения слов»

Вам даны многозначные слова. Постарайтесь найти как можно больше значений следующих слов. Например: СДАЧА – это … ответный удар; излишек денег, возвращенных при расчете; сдаться в плен (дети приводят примеры).

       

Возможные варианты ответов:

1.Ворот – часть рубашки,…

2.Лопатка – садовый инструмент, …

3.Коса – …

4.Узел – веревочный (связанные концы), …

        5.Шашка – …

11.«Дополни сочетания, угадав недостающие слова».

Слова в тексте имеют смысловые сочетания. Из-за того что слова в тексте связаны друг с другом по смыслу, мы читая текст, непроизвольно предугадываем то, о чем пойдет речь дальше. Иногда можно предсказать следующее слово, настолько привычными, устойчивыми бывают некоторые сочетания слов. Например, появление слова СОЛНЕЧНЫЙ заставляет предположить, что следующим словом будет слово ЛУЧ, головной – убор и т.д. Чайная  … ложка, шариковая … ручка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастические упражнения, направленные на развитие координационных способностей.

Данный урок создан на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (Авторы: В.И.Лях и А.А.Зданевич.)       Тема урока:  «Гимнастически...

Консультация для родителей. Роль упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В данном материале говорится о роли упражнений , направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук. Предназначен для родителей, воспитателей, учителей....

Задания и упражнения, направленные на развитие творческих способностей учащихся

Считаю, что в центре занятий по развитию творческих способностей,  таких как нестандартность мышления, способность к ассоциациям, творческое воображение и других,  должны стоять специа...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи.Классификация упражнений, направленных на её развитие.

«Неподготовленная речь - это естественная речевая деятельность, необходимость которой диктуется реальными коммуникативными потребностями людей»....

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...