Конспект логопедического занятия для подготовительной группы. Тема : " Дикие животные. Лиса"
план-конспект на тему
Данное занятие совершенствует лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР, развивает связную речь,формирует зрительно-пространственные функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_teme_dikie_zhivotnye.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение пересказу с опорой на зрительные символы (рисунки, схемы предложений).
Лексическая тема: «Дикие животные. Лиса»
Грамматическая тема: «Согласование существительных с качественными прилагательными.
Употребление в предложениях пространственного предлога «в». Родственные слова.
Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные цели:
Представление уточнения и расширения словаря по теме «Дикие животные»
Обучение детей связному рассказу- описанию.
Совершенствование грамматического строя речи:
- Упражнения в подборе родственных слов.
- Обучение в согласовании качественных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Обучение в употреблении распространенного предложения в связном тексте.
- Закрепление образования множественного числа имени существительного, употребление данной формы в предложениях.
- Закрепление употребления предлога «в» в предложениях.
Коррекционно - развивающие цели:
-Развитие зрительно- пространственных представлений, ориентировки в пространстве, общей моторики. Употребление распространенного предложения в связном тексте.
Воспитательные цели:
-Формирование к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование:
-Рисунки с изображениями лисы, лисят, леса, норы.
-Схемы предложений.
-Картинки с изображениями диких животных.
-Таблицы «Дикие животные»
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед. Вот уже стало совсем холодно. Зимушка- зима пришла к нам в гости. Все к зиме приготовились. Мы с вами надели теплую одежду: шубы да валенки. И животные сменили свои наряды: зайцы на белый, белки на серый. Да и их соседка лиса не теряет времени даром:
Динамические упражнения:
Вяжет бабушка Лисица всем ребятам рукавицы:
Для лисенка Дани (дети поочередно нажимают большим пальцем по подушечкам сначала правой руки, затем левой ),
Для лисенка Никиты (аналогично)
А маленькие рукавички (покрутить сначала правой рукой, затем левой)
Для Машеньки лисички.
В рукавичках да- да-да, не замерзнем никогда.(хлопки)
Логопед. Ребята, чтобы вы правильно ответили, о ком мы будем говорить на нашем занятии сегодня, послушайте загадки и постарайтесь отгадать их.
(Загадки загадывают дети)
1.Рыжая птичница в курятник пришла, всех кур перечла и с собой унесла.
( Ответ: Это лиса, потому что рыжая, кур ворует.)
2.Посмотрите - ка, какая- вся горит как, золотая.
Ходит в шубке дорогой.
Хвост пушистый и большой.
( Ответ: Это лиса, потому что, как золотая, а хвост пушистый, большой)
О ком же мы будем говорить сегодня на нашем занятии? ( О лисе )
Логопед. Мы будем говорить о лисе, расскажем какая она, что любит, какие у нее повадки. Придумаем рассказ об этом животном.
2.Подготовительная словарная работа.
( используется игрушка- лиса или картинка)
Логопед. Ребята давайте внимательно посмотрим на этого животного и расскажем, что есть у лисы? (логопед поочередно показывает части тела лисы)
Ответ: У лисы есть мордочка. (Какая мордочка? У лисы есть остренькая мордочка.)
Далее добиваться распространенного ответа.
У лисы есть сильные лапы. У лисы есть пушистый хвост.
Кем была лиса, когда была маленькой?
Ответ: Лиса была лисенком.
Лисенок чей детеныш?
Ответ: Лисенок- лисий детеныш.
Лис, лиса, лисенок- это чья семья?
Ответ: Лис, лиса, лисенок - лисья семья.
Где живет лиса?
Ответ: Лиса живет в лесу.
Где в лесу живет лиса? Лиса в лесу живет в норе.
О чем лиса думает в норе?
Ответ: Лиса в норе думает о курочке.
За кем лиса бегает в лесу?
Ответ: Лиса в лесу бегает за зайцем.
А если зайцев много? (за зайцами)
С кем лиса играет в своей норе?
Ответ: Лиса в норе играет с лисятами.
Какая лиса? ( по характеру) хитрая, игривая, плутоватая, внимательная, наблюдательная,
Осторожная, смекалистая.
Мы с вами лису все время называем- лиса, лиса, лиса.
А можно лису назвать как- нибудь по другому? (подбор родственных слов)
Ответ: лисичка, лисонька, зверек, плутовка, она, лисица.
( перечислить родственные слова хором, загибая пальцы)
3.Физпауза. ( дикие животные. Дети изображают животных)
Вспомним, кто у лисы соседи. Изображаем животных не просто так, а еще и запоминаем, в каком порядке животные ходят друг за другом.
По лосиному красиво ходит лось в лесу густом.
По мышиному пугливо семенит мышонок в дом.
И по- заячьи зайчишка
Все спешит запутать след.
По- медвежьи ходит мишка,
Косолап он с детских лет.
Серый волк бежит по лесу
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
С ветки на ветку рыжий зверек
Весело прыгает скок поскок.
Кто был первым? ( Первым был лось )
Кто был последним? (Последней была белка)
За кем бежала лиса? ( Лиса бежала за волком)
4.Основная часть. Составление рассказа о лисе.
Логопед. Долгими зимними вечерами сидит лисичка- сестричка в своей норе и хочется ей послушать какую - нибудь сказку или рассказ про себя. Давайте сделаем приятное нашей кумушке- лисе. Хоть она и хитрая, как вы сказали, но очень даже симпатичная. Сочиним про нее рассказ. А помогут нам в этом рисунки и схемы.
- Про кого же будет наш рассказ? (про лису) Как мы назовем рассказ? ( Лиса)
Примеч. Далее по ходу рассказа вывешиваются картинки и схемы предложений.
-Кто это? ( Это лиса).
Вспомним, а как мы по – разному называли лису? ( лисичка, лисонька, она, зверек, Плутовка)
-Где живет она? ( Она живет в лесу.) Что я обозначаю квадратиком на этой схеме? ( предлог «в») Что обозначаю полоской с двумя чертами ( действия )
-Какой этот зверек по характеру? ( Этот зверек очень хитрый) Что я на схеме обозначаю желтой полоской с волнистой линией? ( слова, которые говорят о том, какой предмет по характеру, по цвету, по форме и. т. д.)
-Что есть у плутовки? (У плутовки есть острая мордочка, быстрые лапы, пушистый хвост)
-Какая лисонька по цвету? (Лисонька-рыжая)
-Где она живет в лесу? (Она живет в темной норе)
-Кто есть у лисички? (У лисички есть маленькие лисята)
-На кого охотится лиса? (Лиса охотится на зайцев, мышей и кур)
Перескажем наш рассказ целиком по цепочке.( каждый ребенок повторяет по одному предложению)
Это лиса. Она живет в лесу. Этот зверек очень хитрый. У плутовки есть острая мордочка, быстрые лапы, пушистый хвост. Лисонька рыжая. Она живет в темной норе.
У лисички есть маленькие лисята. Лиса охотится на зайцев, мышей и кур.
Рассказ можно пересказать хором.
5.Физпауза.
Медвежонок-топ-топ (Дети сначала топают правой ногой, затем левой )
А ежонок- хлоп- хлоп ( Хлопают обеими руками)
А волчонок- щелк-щелк( Щелкают сначала правой рукой, затем левой )
А зайчонок- скок- скок (Прыжок вправо, затем влево)
А лисенок- шмыг- шмыг (Шаркнуть сначала правой ногой , затем левой)
А лосенок- брык- брык ( «Брыкнуть правой ногой, затем левой)
А рысенок- прыг- прыг ( Прыгнуть на правую, затем на левую ногу)
И бельчонок- прыг- прыг.
6.Развитие зрительно- пространственных отношений по таблице «Дикие животные»
Лиса в лесу живет не одна, у нее есть соседи. Все они живут дружно. Каждый занимается своим делом. А мы поиграем с ними и помогут нам в этом таблички.
Каждому ребенку выдается таблица, где изображены дикие животные: лиса, мышь, заяц, медведь, еж. Животные расположены по рядам. В каждом ряду пять животных. Таких пять рядов. Порядок животных в каждом ряду меняется.
Логопед. Покажите левый верхний угол. (Дети пальцем показывают на картинке левый верхний угол) Кто находится в левом верхнем углу? (В левом верхнем углу находится лиса) Найдите всех лис на картинке и закройте их зелеными фишками. Сколько у тебя лис на картинке? (У меня шесть лис)
7.Итог занятия.
Что понравилось делать на занятии? ( Ответы детей )
Тема: Формирование навыков связной повествовательной речи с опорой на предметно- графический план.
Лексическая тема: Зима. Зимующие птицы.
Грамматическая тема: Употребление предлога «в» в простых предложениях .Согласование качественных прилагательных с существительным.
Цели и задачи:
Коррекционно- образовательные цели: Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» ( метель, вьюга, снег, ворона, сорока, голубь, снегирь, синица, дятел, кормушка, корм, помощь, холодная. пушистая, вьюжная, кормить, строить, сыпать). Совершенствование грамматического строя речи ( согласование качественных прилагательных с существительным, образование и использование существительных в форме единственного числа и в форме множественного числа, употребление предлога «в» в предложениях). Обучение рассказыванию повествовательного рассказа с опорой на предметно- графический план.
Коррекционно- развивающие цели: развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие навыков ориентировки в пространстве. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Развитие темпа, ритма речи. Совершенствование слоговой структуры слова ( трехсложные слова с одним закрытым слогом). Развитие просодики, интонационной выразительности.
Корррекционно- воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Шапочки с изображением зимующих птиц. Плоскостные фигурки зимующих птиц. Рисунок кормушки. Схемы слов ( полоски с волнистыми линиями). Сундучок зимы. Волшебная палочка. Графический план- схема рассказа «Кормушка».Магнитофон с записью упражнения «Мороз».
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу, здороваются, встают в кружок.
Логопед: послушайте внимательно загадку. О каком времени года в ней говорится?
«Королева ледяная мчится в ледяной карете
И ее сопровождает северный холодный ветер.
А за ней бегут вдогонку вьюга, колкая поземка.
И несутся, словно змеи, серебристые метели.»
Дети: это зима. Логопед: А как вы догадались. Какие слова помогли вам отгадать эту загадку? ( ответы детей)
Логопед: Зимой, как вы знаете, происходит много волшебства, разных чудес. И у нас сегодня необычное занятие. Можно сказать чуточку волшебное. Но чтобы зимушка- зима подарила нам свое волшебство. Скажем про нее самые красивые слова. Какая бывает зима? Берите по этой желтой волнистой полоске, кладите в сундучок и говорите, какая бывает зима. ( дети называют качественное прилагательное и бросают полоску в свундучок ).
Зимушка- зима очень обрадовалась. Что вы так много слов про нее красивых знаете и прислала в подарок вам много снега и даже зимнего мороза.
2. Подвижное упражнение «Мороз» ( координация речи с движением)
Лгопед: А что вы будете делать , если на улице сильный мороз? Испугаемся его? ( ответы детей). Давайте исполним для мороза нашу веселую песенку. ( дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Вот так холод, вот мороз, больно щиплет нос, больно щиплет нос.
Что согреть его скорей, надо потереть сильней,
Чтоб согреть его скорей, растереть сильней.
3. Беседа «Зимующие птицы». Развитие зрительно- пространственных отношений.
Логопед: Ребята, пока мы с вами согревались, зимушка- зима пригласила к нам гостей. Садитесь на места и посмотрите, кто же это пожаловал к нам в гости. ( на столах стоят шапочки с зимующими птицами)
-Кто у тебя на столе, Даня? ( у меня воробей)
- А кто прилетел к тебе, Надя?( ко мне прилетела синичка)
И. т. д.
-Что же это за гости, как мы их называем одним словом? ( это зимующие птицы)
-А почему мы их так называем? ( они остаются с нами зимовать)
Зимушка- зима решила с вами немножко поиграть и превратила вас в сех в зимующих птичек. Надевайте шапочки.
- Ты кто , Даня? ( Я воробей)
-А ты кто , Надя? ( Я синичка)
А ну-ка, птички- невелички, собирайтесь в полет. Первой полетит синичка ( ребенок встает лицом к окну). За синичкой полетит воробышек. Между синичкой и воробышком полетит голубь. Перед воробышком полетит ворона. За вороной полетит снегирь. И последним полетит дятел.
- Кто летит первым? ( ребенок поднимает руку и говорит: Я воробей)
- Кто летит последний? ( я дятел)
- Кто летит между воробьем и синичкой ( Я голубь)
- А кто летит перед снегирем ( Я ворона).
Подул ветер, Закружила вьюга. Разлетайтесь , птички ( дети разбегаются в разные стороны).
Утих ветер, все успокоилось. Встаньте по порядку, как летели. ( дети находят свои места).
4. Самостоятельное составление рассказа «Кормушка». ( с опорой на предметно- графический план).
Логопед: Собрались снова птички в стайку и вспомнили, что скоро обед. Где же нам пообедать, стали думать они. Кто знает, где могут зимой пообедать птички? ( в кормушке).
Ну конечно же. Они полетят в кормушку. А кто повесил кормушку для всех зимующих птиц? ( Кормушку для птиц повесили ребята). Расскажем про это стишок.
1реб. Рано утром на опушке нам повесили кормушку.
2 реб. Для щеглов и для синичек и для всех голодных птичек.
3реб. Мы не любим есть с ладошки зерна, семечки и крошки.
Все: Так летим все на опушку- угощенье ждет в кормушке!
Логопед: Покажите мне свои клювики. Откройте и закройте их. ( дети вытягивают вперед губы трубочкой. Хлопают губами). Логопед дает каждому по крошке печенья.
Ну что же, вот вы и подкрепились. Теперь пора и поучиться. Полетим в нашу зимнюю лесную школу для птиц.( дети садятся на места).
А в школе для птичек был приготовлен рассказ. Но снова подул ветер или зимушка- зима решила снова поиграть и все картинки к этому рассказу перепутала. Премешала. (открываются картинки к рассказу). Посмотрите на них внимательно. О чем же был этот рассказ? ( этот рассказ о кормушке ) . Куда пошли гулять ребята зимой? ( они пошли гулять в парк). Кого дети увидели в парке? ( в парке дети увидели птичек). Что ребята сделали для всех зимующих птичек? ( они сделали кормушку). Сейчас мы этот рассказ соберем, так, чтобы всем стало понятно про что и про кого он. Я буду говорить предложение, а кто- то один будет выходить к доске и правильно вешать картинки.
Рассказ.
Наступила зимушка- зима.
Дети пошли гулять в парк.
В парке они увидели голые деревья и птичку.
Для всех голодных птичек ребята сделали кормушку.
Кормушку повесили на дерево.
Скоро в кормушку прилетело много птиц.
Перескажем хором. ( потом кто-то один)
5. Подвижная игра «Снег- метель- вьюга»
Молодцы, очень хорошо рассказали. Ну а зимушка- зима продолжает нам дарить волшебство и превращает вас из птичек снова в ребят. ( дети снимают шапочки)
Давайте. Ребята, поиграем в игру «снег- метель- вьюга».
«снег»-дети плавно кружатся на носочках.
«метель»- собираются в кучу в том направлении, каком указывает логопед.
«вьюга»- берутся за руки и бегут по кругу.
6. Фонопедическое упражнение «Эхо» (развитие дыхания)
Закружила нас метель, очутились мы в лесу, закричали все «АУ!». Никто не отзывается , лишь эхо откликается.( дети пропевают гласные «о», «а», «у», «и», «ы» на выдохе) ,используя при этом движения рук.
7.Составление предложений с предлогом «в».
Вышли мы из леса и идем все на свои места, а на местах снова ждут нас наши друзья- птицы. И ждут, когда вы их посадите в кормушку. Нужно посадить каждую птичку вот в эту кормушку и сказать про нее предложение. « Воробей сидит в кормушке.». Далее каждый ребенок сажает свою птичку в кормушку и при этом произносит предложение с названием своей птицы и предлогом «в».
- Кто сидит в кормушке? ( Птицы сидят в кормушке).
( если остается время, можно выложить схему предложения).
8. Итог занятия.
- Что понравилось на занятии?
Зимушка- зима говорит, что вы все молодцы и дарит вам вот такие наклейки, которые вы наклеите в свои тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Путешествие в город Буквоград"
Комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: «Звук Л»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группедля детей с ФФНТема: «Звук Л»...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Наша Родина - Россия»
Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Наша Родина - Россия». Цель занятия: формирование ...
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы "Дикие животные зимой"
расширять и углублять представления детей о подготовке диких лесных животных к зиме;-учить отыскивать причины изменений в жизни животных в условиях их обитания, устанавливать причинно-следственные свя...