Конспект логопедического занятия для подготовительной группы. Тема : " Дикие животные. Лиса"
план-конспект на тему

Головина Татьяна Сергеевна

Данное занятие совершенствует лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР, развивает связную речь,формирует зрительно-пространственные функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_teme_dikie_zhivotnye.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обучение пересказу с опорой на зрительные символы (рисунки, схемы предложений).

Лексическая тема: «Дикие животные. Лиса»

Грамматическая тема: «Согласование существительных с качественными прилагательными.

Употребление в предложениях пространственного предлога «в». Родственные слова.

Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные цели:

Представление уточнения и расширения словаря по теме «Дикие животные»

Обучение детей связному рассказу- описанию.

Совершенствование грамматического строя речи:

- Упражнения в подборе  родственных слов.

- Обучение в согласовании качественных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

- Обучение в употреблении распространенного предложения в связном тексте.

-  Закрепление образования множественного числа имени существительного,  употребление данной формы в предложениях.

-  Закрепление  употребления предлога «в» в предложениях.

Коррекционно - развивающие цели:

-Развитие зрительно- пространственных представлений, ориентировки в пространстве, общей моторики. Употребление распространенного предложения в связном тексте.

Воспитательные цели:

-Формирование к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование:

-Рисунки с изображениями лисы,  лисят, леса, норы.

-Схемы предложений.

-Картинки с изображениями диких животных.

-Таблицы «Дикие животные»

Ход  занятия

1.Организационный момент.

Логопед.     Вот уже стало совсем холодно. Зимушка- зима пришла к нам в гости. Все к зиме приготовились. Мы с вами надели теплую одежду: шубы да валенки. И животные сменили свои наряды: зайцы на белый, белки на серый. Да и их соседка лиса не теряет времени даром:

Динамические упражнения:

Вяжет бабушка Лисица всем ребятам рукавицы:

Для лисенка Дани (дети поочередно нажимают большим пальцем по подушечкам сначала правой руки, затем левой ),

Для лисенка Никиты (аналогично)

А маленькие рукавички (покрутить сначала правой рукой, затем левой)

Для Машеньки лисички.

В рукавичках да- да-да, не замерзнем никогда.(хлопки)

Логопед. Ребята, чтобы вы правильно ответили, о ком мы будем говорить на нашем занятии сегодня, послушайте загадки и постарайтесь отгадать их.

(Загадки загадывают дети)

1.Рыжая птичница в курятник пришла, всех кур перечла и с собой унесла.

( Ответ: Это лиса, потому что рыжая, кур ворует.)

2.Посмотрите - ка, какая- вся горит как, золотая.

Ходит в шубке дорогой.

Хвост пушистый и большой.

( Ответ: Это лиса, потому что, как золотая, а хвост пушистый, большой)

О ком же мы будем говорить сегодня на нашем занятии? ( О лисе )

Логопед. Мы будем говорить о лисе, расскажем какая она, что любит, какие у нее повадки. Придумаем рассказ об этом животном.

2.Подготовительная словарная работа.

( используется игрушка- лиса или картинка)

Логопед. Ребята давайте внимательно посмотрим на этого животного и расскажем, что есть у лисы? (логопед поочередно показывает части тела лисы)

Ответ: У лисы есть мордочка. (Какая мордочка? У лисы есть остренькая мордочка.)

Далее добиваться распространенного ответа.

У лисы есть сильные лапы. У лисы есть пушистый хвост.

Кем была лиса, когда была маленькой?

Ответ: Лиса была лисенком.

Лисенок чей детеныш?

Ответ: Лисенок- лисий детеныш.

Лис, лиса, лисенок- это чья семья?

Ответ: Лис, лиса, лисенок - лисья семья.

Где живет лиса?

Ответ: Лиса живет в лесу.

Где в лесу живет лиса? Лиса в лесу живет в норе.

О чем лиса думает в норе?

Ответ: Лиса в норе думает о курочке.

За кем лиса бегает в лесу?

Ответ: Лиса в лесу бегает за зайцем.

А если зайцев много? (за зайцами)

С кем лиса играет в своей норе?

Ответ: Лиса в норе играет с лисятами.

Какая лиса? ( по характеру) хитрая, игривая, плутоватая, внимательная, наблюдательная,

Осторожная, смекалистая.

Мы с вами лису все время называем- лиса, лиса, лиса.

А можно лису назвать как- нибудь по другому? (подбор родственных слов)

Ответ: лисичка, лисонька, зверек, плутовка, она, лисица.

( перечислить родственные слова хором, загибая пальцы)

3.Физпауза. ( дикие животные. Дети изображают животных)

Вспомним, кто у лисы соседи. Изображаем животных не просто так, а еще и запоминаем, в каком порядке животные ходят друг за другом.

По лосиному красиво ходит лось в лесу густом.

По мышиному пугливо семенит мышонок в дом.

И по- заячьи зайчишка

Все спешит запутать след.

По- медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет.
Серый волк бежит по лесу

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

С ветки на ветку рыжий зверек

Весело прыгает скок поскок.

Кто был первым? ( Первым был лось )

Кто был последним? (Последней была белка)

За кем бежала лиса? ( Лиса бежала за волком)

4.Основная часть. Составление рассказа о лисе.

Логопед. Долгими зимними вечерами сидит лисичка- сестричка в своей норе и хочется ей послушать какую - нибудь сказку или рассказ про себя. Давайте сделаем приятное нашей кумушке- лисе. Хоть она и хитрая, как вы сказали, но очень даже симпатичная. Сочиним про нее рассказ. А помогут нам в этом рисунки и схемы.

- Про кого же будет наш рассказ? (про лису) Как мы назовем рассказ? ( Лиса)

Примеч. Далее по ходу рассказа вывешиваются картинки и схемы предложений.

-Кто это? ( Это лиса).

Вспомним, а как мы по – разному называли лису? ( лисичка, лисонька, она, зверек, Плутовка)

-Где живет она? ( Она живет в лесу.) Что я обозначаю квадратиком на этой схеме? ( предлог «в») Что обозначаю полоской с двумя чертами ( действия )

-Какой этот зверек  по характеру? ( Этот зверек  очень хитрый) Что я на схеме обозначаю желтой полоской с волнистой линией? ( слова, которые говорят о том, какой предмет по характеру, по цвету, по форме и. т. д.)

-Что есть у плутовки? (У плутовки есть острая мордочка, быстрые лапы, пушистый хвост)

-Какая лисонька по цвету? (Лисонька-рыжая)

-Где она живет в лесу? (Она живет в  темной норе)

-Кто есть у лисички? (У лисички есть маленькие лисята)

-На кого охотится лиса? (Лиса охотится на зайцев, мышей и кур)

Перескажем наш рассказ целиком по цепочке.( каждый ребенок повторяет по одному предложению)

Это лиса. Она живет в лесу. Этот зверек очень хитрый. У плутовки есть острая мордочка, быстрые лапы, пушистый хвост. Лисонька рыжая. Она живет в темной норе.

У лисички есть маленькие лисята. Лиса охотится на зайцев, мышей и кур.

Рассказ можно пересказать хором.

5.Физпауза.

Медвежонок-топ-топ (Дети сначала топают правой ногой, затем левой )

А ежонок- хлоп- хлоп ( Хлопают обеими руками)

А волчонок- щелк-щелк( Щелкают сначала правой рукой, затем левой )

А зайчонок- скок- скок (Прыжок вправо, затем влево)

А лисенок- шмыг- шмыг (Шаркнуть сначала правой ногой , затем левой)

А лосенок- брык- брык ( «Брыкнуть правой ногой, затем левой)

А рысенок- прыг- прыг ( Прыгнуть на правую, затем на левую ногу)

И бельчонок- прыг- прыг.

6.Развитие зрительно- пространственных отношений по таблице «Дикие животные»

Лиса в лесу живет не одна, у нее есть соседи. Все они живут дружно. Каждый занимается своим делом. А мы поиграем с ними и помогут нам в этом таблички.

Каждому ребенку выдается таблица, где изображены дикие животные: лиса, мышь, заяц, медведь, еж. Животные расположены по рядам. В каждом ряду пять животных. Таких пять рядов. Порядок животных в каждом ряду меняется.

Логопед. Покажите левый верхний угол. (Дети пальцем показывают на картинке левый верхний угол) Кто находится в левом верхнем углу? (В левом верхнем углу находится лиса) Найдите всех лис на картинке и закройте их зелеными фишками. Сколько у тебя лис на картинке? (У меня шесть лис)

7.Итог занятия.

Что понравилось делать на занятии? ( Ответы детей )

Тема: Формирование навыков связной повествовательной речи с опорой на предметно- графический план.

Лексическая тема: Зима. Зимующие птицы.

Грамматическая тема: Употребление предлога «в» в простых предложениях .Согласование качественных прилагательных с существительным.

Цели и задачи:

Коррекционно- образовательные цели: Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» ( метель, вьюга, снег, ворона, сорока, голубь, снегирь, синица, дятел, кормушка, корм, помощь, холодная. пушистая, вьюжная, кормить, строить, сыпать). Совершенствование грамматического строя речи ( согласование качественных прилагательных с существительным, образование и использование существительных в форме единственного числа и в форме  множественного числа, употребление предлога «в» в предложениях). Обучение рассказыванию повествовательного рассказа с опорой на предметно- графический план.

Коррекционно- развивающие цели: развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие навыков ориентировки в пространстве. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Развитие темпа, ритма речи. Совершенствование слоговой структуры слова ( трехсложные слова с одним закрытым слогом). Развитие просодики, интонационной выразительности.

Корррекционно- воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Шапочки с изображением зимующих птиц. Плоскостные фигурки зимующих птиц. Рисунок кормушки. Схемы слов ( полоски с волнистыми линиями). Сундучок зимы. Волшебная палочка. Графический план- схема рассказа «Кормушка».Магнитофон с записью упражнения «Мороз».

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются, встают в кружок.

Логопед: послушайте внимательно загадку. О каком времени года в ней говорится?

«Королева ледяная мчится в ледяной карете

И ее сопровождает северный холодный ветер.

А за ней бегут вдогонку вьюга, колкая поземка.

И несутся, словно змеи, серебристые метели.»

Дети: это зима. Логопед: А как вы догадались. Какие слова помогли вам отгадать эту загадку? ( ответы детей)

Логопед: Зимой, как вы знаете, происходит много волшебства, разных чудес. И у нас сегодня необычное занятие. Можно сказать чуточку волшебное. Но чтобы зимушка- зима подарила нам свое волшебство. Скажем про нее самые красивые слова. Какая бывает зима? Берите по этой желтой волнистой полоске, кладите в сундучок и говорите, какая бывает зима. ( дети называют качественное прилагательное и бросают полоску в свундучок ).

Зимушка- зима очень обрадовалась. Что вы так много слов про нее красивых знаете и прислала в подарок вам много снега и даже зимнего мороза.

2. Подвижное упражнение «Мороз» ( координация речи с движением)

Лгопед: А что вы будете делать , если на улице сильный мороз? Испугаемся его? ( ответы детей). Давайте исполним для мороза нашу веселую песенку. ( дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Вот так холод, вот мороз, больно щиплет нос, больно щиплет нос.

Что согреть его скорей, надо потереть сильней,

Чтоб согреть его скорей, растереть сильней.

3. Беседа «Зимующие птицы». Развитие зрительно- пространственных отношений.

Логопед: Ребята, пока мы с вами согревались, зимушка- зима пригласила к нам гостей. Садитесь на места и посмотрите, кто же это пожаловал к нам в гости. ( на столах стоят шапочки с зимующими птицами)

-Кто у тебя на столе, Даня? ( у меня воробей)

- А кто прилетел к тебе, Надя?( ко мне прилетела синичка)

 И. т. д.

-Что же это за гости, как мы их называем одним словом? ( это зимующие птицы)

-А почему мы их так называем? ( они остаются с нами зимовать)

Зимушка- зима решила с вами немножко поиграть и превратила вас в сех в зимующих птичек. Надевайте шапочки.

- Ты кто , Даня? ( Я воробей)

-А ты кто , Надя? ( Я синичка)

А ну-ка, птички- невелички, собирайтесь в полет. Первой полетит синичка ( ребенок встает лицом к окну). За синичкой полетит воробышек. Между синичкой и воробышком полетит голубь. Перед воробышком полетит ворона. За вороной полетит снегирь. И последним полетит дятел.

- Кто летит первым? ( ребенок поднимает руку и говорит: Я воробей)

- Кто летит последний? ( я дятел)

- Кто летит между воробьем и синичкой ( Я голубь)

- А кто летит перед снегирем ( Я ворона).

Подул ветер, Закружила вьюга. Разлетайтесь , птички ( дети разбегаются в разные стороны).

Утих ветер, все успокоилось. Встаньте по порядку, как летели. ( дети находят свои места).

4. Самостоятельное составление рассказа «Кормушка». ( с опорой на предметно- графический план).

Логопед: Собрались снова птички в стайку и вспомнили, что скоро обед. Где же нам пообедать, стали думать они. Кто знает, где могут зимой пообедать птички? ( в кормушке).

Ну конечно же. Они полетят в кормушку. А кто повесил кормушку для всех зимующих птиц? ( Кормушку для птиц повесили ребята). Расскажем про это стишок.

1реб. Рано утром на опушке нам повесили кормушку.

2 реб. Для щеглов и для синичек и для всех голодных птичек.

3реб. Мы не любим есть с ладошки зерна, семечки и крошки.

Все: Так летим все на опушку- угощенье ждет в кормушке!

Логопед: Покажите мне свои клювики. Откройте и закройте их. ( дети вытягивают вперед губы трубочкой. Хлопают губами). Логопед дает каждому по крошке печенья.

Ну что же, вот вы и подкрепились. Теперь пора и поучиться. Полетим в нашу зимнюю лесную школу для птиц.( дети садятся на места).

А в школе для птичек был приготовлен рассказ. Но снова подул ветер или зимушка- зима решила снова поиграть и все картинки к этому рассказу перепутала. Премешала. (открываются картинки к рассказу). Посмотрите на них внимательно. О чем же был этот рассказ? ( этот рассказ о кормушке ) . Куда пошли гулять ребята зимой?  ( они пошли гулять в парк). Кого дети увидели в парке? ( в парке дети увидели птичек). Что ребята сделали для всех зимующих птичек? ( они сделали кормушку). Сейчас мы этот рассказ соберем, так, чтобы всем стало понятно про что и про кого он. Я буду говорить предложение, а кто- то один будет выходить к доске и правильно вешать картинки.

Рассказ.

Наступила зимушка- зима.

Дети пошли гулять в парк.

В парке они увидели голые деревья и птичку.

Для всех голодных птичек ребята сделали кормушку.

Кормушку повесили на дерево.

Скоро в кормушку прилетело много птиц.

Перескажем хором.  ( потом кто-то один)

5. Подвижная игра «Снег- метель- вьюга»

Молодцы, очень хорошо рассказали. Ну а зимушка- зима продолжает нам дарить волшебство и превращает вас из птичек снова в ребят. ( дети снимают шапочки)

Давайте. Ребята, поиграем в игру «снег- метель- вьюга».

«снег»-дети плавно кружатся на носочках.

«метель»- собираются в кучу в том направлении, каком указывает логопед.

«вьюга»- берутся за руки и бегут по кругу.

6. Фонопедическое упражнение «Эхо» (развитие дыхания)

Закружила нас метель, очутились мы в лесу, закричали все «АУ!». Никто не отзывается , лишь эхо откликается.( дети пропевают гласные «о», «а», «у», «и», «ы» на выдохе) ,используя при этом движения рук.

7.Составление предложений с предлогом «в».

Вышли мы из леса и идем все на свои места, а на местах снова ждут нас наши друзья- птицы. И ждут, когда вы их посадите в кормушку. Нужно посадить каждую птичку вот в эту кормушку и сказать про нее предложение. « Воробей сидит в кормушке.». Далее каждый ребенок сажает свою птичку в кормушку и при этом произносит предложение с названием своей птицы и предлогом «в».

- Кто сидит в кормушке? ( Птицы сидят в кормушке).

( если остается время, можно выложить схему предложения).

8. Итог занятия.

- Что понравилось на занятии?

Зимушка- зима говорит, что вы все молодцы и дарит вам вот такие наклейки, которые вы наклеите в свои тетради.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Путешествие в город Буквоград"

Комплексное  занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: «Звук Л»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группедля детей с ФФНТема: «Звук Л»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме Путешествие по зимнему лесу

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме Путешествие по зимнему лесу...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Наша Родина - Россия»

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию конспект логопедического занятия  в подготовительной группе  на тему «Наша Родина - Россия». Цель занятия: формирование ...

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы "Дикие животные зимой"

расширять и углублять представления детей о подготовке диких лесных животных к зиме;-учить отыскивать причины изменений в жизни животных в условиях их обитания, устанавливать причинно-следственные свя...