Корреляция специфических ошибок на письме в соответствии с возрастом и речевой патологией школьников.
статья на тему
В статье систематизированы специфические и орфографические (дизорфографические) ошибки на письме, являющиеся следствием ФФН или ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
специфические ошибки у школьников | 39.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Корреляция специфических ошибок на письме в соответствии с возрастом и речевой патологией школьников.
Вопрос о закономерностях проявления специфических ошибок в письменных работах школьников в соответствии с возрастом и уровнем речевого развития до сих пор не находит достаточно полного отражения в специальной литературе, хотя имеет конкретную практическую значимость для диагностики и коррекционно-пропедевтической работы.
Имеющие богатый практический опыт работы учителя-логопеды знают, что те или иные ошибки, «пышным цветом» цветущие во 2 классе, значительно уменьшаются в количестве или вообще исчезают в последующих ступенях общеобразовательной школы. Однако, нередко следы неизжитых специфических ошибок начальной школы остаются в письменных работах обучающихся в среднем и даже старшем звене в завуалированной форме дисорфографии.
Имея точные и систематизированные знания об особенностях проявления специфических ошибок, учитель-логопед может:
-осуществлять быструю и точную диагностику путем анализа письменных работ учащихся;
-строить коррекционную работу таким образом, чтобы предупредить появление прогнозируемых ошибок, а не начинать исправление уже имеющихся;
-оказывать эффективную логопедическую помощь в коррекции дисграфии и следующей за ней дисорфографии не только учащимся младших, но также средних и старших классов.
В первую очередь мы решили описать все специфические ошибки и проистекающие из них орфографические, руководствуясь принципами развития, связи речевой функции с другими высшими психическими функциями, системного строения речевой деятельности.
Затем нами была предпринята попытка систематизировать эти ошибки по уровням нарушений письменой речи:
1.Ошибки, являющиеся следствием нарушений звуковой стороны речи;
2.Ошибки, являющиеся следствием звуковой и смысловой стороны речи.
В итоге мы выделили 6 типов специфических и 6 видов орфографических ошибок I уровня, проистекающих вследствие фонетико-фонематического недоразвития речи.
Специфические ошибки I уровня:
1.Замены и смешения согласных по артикуляторному и акустическому признаку.
2.Пропуски гласных.
3.Различные искажения звуко-буквенного состава слова.
4.Раздельное написание слов.
5.Замены и смешения йотированных.
6.Графические ошибки ( б-д, и-ш, ц-и и т.д.)
Орфографические ошибки I уровня:
1.Ошибки правописания парных по звонкости-глухости согласных.
2.Ошибки правописания парных по твердости-мягкости.
3.Ошибки правописания непроизносимых согласных.
4.Ошибки правописания удвоенных согласных
5.Ошибки правописания мягкого и твердого знака.
6.Ошибки правописания шипящих жи-ши, ча-ща.
Для II уровня (ошибки, являющиеся следствием общего недоразвития речи) характерны все ошибки I уровня плюс 16 специфических и 11 орфографических ошибок.
Специфические ошибки II уровня:
1.Замены и смешения слов по смыслу и акустическому сходству.
2.Ошибки предложного и падежного управления.
3.Ошибки согласования
4.Различные деформации слоговой структуры слова
5.Ошибки употребления предлога со словом и неправильное написание аффиксов.
6.Отсутствие границ предложения.
7.Нарушение порядка слов в предложении.
8.Неправильное употребление союзов в сложносочиненном предложении.
9.Неправильное употребление союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении.
10.Нарушение порядка слов в предложении.
11.Пропуск слов в предложении.
12.Ошибки построения сложных синтаксических конструкций.
13.Трудности в построении связного текста.
14.Деформация связного текста.
15.Недостаточная выраженность или отсутствие связной мысли.
16.Неадекватное использование лексико-грамматических средств языка.
Орфографические ошибки II уровня:
1.Правописание безударных гласных в корне.
2.Правописание родовых и падежных окончаний.
3.Правописание предлогов и приставок.
4.Правописание безличных окончаний глаголов.
5.Правописание суффиксов
6.Заглавная буква и знаки препинания в конце предложения.
7.Правописание союзов и союзных слов.
8.Знаки препинания при однородных членах предложения.
9.Трудности составления плана связного текста.
10.Трудности выделения главной мысли и частей текста.
11.Трудности оформления связного текста.
Пик проявления ошибок I уровня приходится на конец 1 и 2 год обучения. В среднем и старшем звене эти ошибки фрагментарны, нестойки, за исключением случаев психолого-педагогической запущенности, сочетающейся с задержкой психического развития. Ошибки II уровня характерны для 2 и 3 годов обучения, часты и стойки в среднем звене, встречаются в старшем и без специального обучения могут сопровождать человека всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование общих речевых навыков у детей с речевой патологией. Цели и задачи.
В статье размещены цели и задачи по совершенствованию Общих Речевых Навыков (дыхания, артикуляционной моторики, просодических компонентов) у дошкольников с речевой патологией....
Логопедическое занятие по совершенствованию общих речевых навыков у дошкольников с речевой патологией: «Приключения Робика». на материале лексической темы «Человек».
Развитие физиологического, речевого.дыхания, дыхания по Стрельниковой, общей и артикуляторной моторики; просодических компонентов речи: силы, высоты, тембра голоса; чувства ритма и темпа; ...
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ)
Систематизирована работа над дыханием, артикуляторной моторикой, голосом, темпом и ритмом речи, интонационной выразительностью по лексическим темам в течение года, в соответствии с в...
Профилактическая работа по предупреждению появления специфических ошибок письма и чтения с первоклассниками в букварный период
В статье в табличной форме приводится список наиболее распространенных трудностей при освоении первоклассниками гласных и согласных в букварный период, излагаются приемы профилактической работы по пре...
"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".
I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ Секция 6 "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...
Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию
В статье представлена система взаимодействия специалистов по улучшению речи у детей дошкольного возраста...