Корреляция специфических ошибок на письме в соответствии с возрастом и речевой патологией школьников.
статья на тему

В статье систематизированы специфические и орфографические (дизорфографические) ошибки на письме, являющиеся следствием ФФН или ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Корреляция специфических ошибок на письме в соответствии с возрастом и речевой патологией школьников.

Вопрос о закономерностях проявления специфических ошибок в письменных работах школьников в соответствии с возрастом и уровнем речевого развития до сих пор не находит достаточно полного отражения в специальной литературе, хотя имеет конкретную практическую значимость для диагностики и коррекционно-пропедевтической работы.

Имеющие богатый практический опыт работы учителя-логопеды знают, что те или иные ошибки, «пышным цветом» цветущие во 2 классе, значительно уменьшаются в количестве или вообще исчезают в последующих ступенях общеобразовательной школы. Однако, нередко следы неизжитых специфических ошибок начальной школы остаются в письменных работах обучающихся в среднем и даже старшем звене в завуалированной форме дисорфографии.

Имея точные и систематизированные знания об особенностях проявления специфических ошибок, учитель-логопед может:

-осуществлять быструю и точную диагностику путем анализа письменных работ учащихся;

-строить коррекционную работу таким образом, чтобы предупредить появление прогнозируемых ошибок, а не начинать исправление уже имеющихся;

-оказывать эффективную логопедическую помощь в коррекции дисграфии и следующей за ней дисорфографии не только учащимся младших, но также средних и старших классов.

В первую очередь мы решили описать все специфические ошибки и проистекающие из них орфографические, руководствуясь принципами развития, связи речевой функции с другими высшими психическими функциями, системного строения речевой деятельности.

Затем нами была предпринята попытка систематизировать эти ошибки по уровням нарушений письменой речи:

1.Ошибки, являющиеся следствием нарушений звуковой стороны речи;

2.Ошибки, являющиеся следствием звуковой и смысловой стороны речи.

В итоге мы выделили 6 типов специфических и 6 видов орфографических ошибок I уровня, проистекающих вследствие фонетико-фонематического недоразвития речи.

Специфические ошибки I уровня:

1.Замены и смешения согласных по артикуляторному и акустическому признаку.

2.Пропуски гласных.

3.Различные искажения звуко-буквенного состава слова.

4.Раздельное написание слов.

5.Замены и смешения йотированных.

6.Графические ошибки ( б-д, и-ш, ц-и и т.д.)

Орфографические ошибки I уровня:

1.Ошибки правописания парных по звонкости-глухости согласных.

2.Ошибки правописания парных по твердости-мягкости.

3.Ошибки правописания непроизносимых согласных.

4.Ошибки правописания удвоенных согласных

5.Ошибки правописания мягкого и твердого знака.

6.Ошибки правописания шипящих жи-ши, ча-ща.

Для II уровня (ошибки, являющиеся следствием общего недоразвития речи) характерны  все ошибки I уровня плюс 16 специфических и 11 орфографических ошибок.

Специфические ошибки  II уровня:

1.Замены и смешения слов по смыслу и акустическому сходству.

2.Ошибки предложного и падежного управления.

3.Ошибки согласования

4.Различные деформации слоговой структуры слова

5.Ошибки употребления предлога со словом и неправильное написание аффиксов.

6.Отсутствие границ предложения.

7.Нарушение порядка слов в предложении.

8.Неправильное употребление союзов в сложносочиненном предложении.

9.Неправильное употребление союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении.

10.Нарушение порядка слов  в предложении.

11.Пропуск слов в предложении.

12.Ошибки построения сложных синтаксических конструкций.

13.Трудности в построении связного текста.

14.Деформация связного текста.

15.Недостаточная выраженность или отсутствие связной мысли.

16.Неадекватное использование лексико-грамматических средств языка.

Орфографические ошибки II уровня:

1.Правописание безударных гласных в корне.

2.Правописание родовых и падежных окончаний.

3.Правописание предлогов и приставок.

4.Правописание безличных окончаний глаголов.

5.Правописание суффиксов

6.Заглавная буква и знаки препинания в конце предложения.

7.Правописание союзов и союзных слов.

8.Знаки препинания при однородных членах предложения.

9.Трудности составления плана связного текста.

10.Трудности выделения главной мысли и частей текста.

11.Трудности оформления связного текста.

Пик проявления ошибок I уровня приходится на конец 1 и 2 год обучения. В среднем и старшем звене эти ошибки фрагментарны, нестойки, за исключением случаев психолого-педагогической запущенности, сочетающейся с задержкой психического развития. Ошибки II уровня характерны для 2 и 3 годов обучения, часты и стойки в среднем звене, встречаются в старшем и без специального обучения могут сопровождать человека всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование общих речевых навыков у детей с речевой патологией. Цели и задачи.

В статье  размещены цели и задачи по совершенствованию Общих Речевых Навыков (дыхания, артикуляционной моторики, просодических компонентов) у дошкольников с речевой патологией....

Логопедическое занятие по совершенствованию общих речевых навыков у дошкольников с речевой патологией: «Приключения Робика». на материале лексической темы «Человек».

Развитие  физиологического, речевого.дыхания, дыхания по Стрельниковой, общей и артикуляторной моторики; просодических компонентов речи: силы, высоты, тембра голоса; чувства ритма и темпа; ...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ)

Систематизирована работа над дыханием, артикуляторной моторикой,  голосом, темпом и ритмом речи,  интонационной выразительностью по лексическим темам в течение года, в соответствии с в...

Профилактическая работа по предупреждению появления специфических ошибок письма и чтения с первоклассниками в букварный период

В статье в табличной форме приводится список наиболее распространенных трудностей при освоении первоклассниками гласных и согласных в букварный период, излагаются приемы профилактической работы по пре...

"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ      Секция 6  "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...

Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию

В статье представлена система взаимодействия специалистов по улучшению речи у детей дошкольного возраста...