Программа по письму 2 класс
рабочая программа на тему

Романова Елена Андреевна

Адаптированная программа по письму для 2 класса коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pismu_2_kl.odt21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная) школа №

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

 __________

«___» _________ 20 ___г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

 _________

«___» __________ 20 ___г.

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

 _________

«___» __________ 20 ___г.

Рабочая программа

по письму и развитию речи

для 2 класса

на 2015 – 2016 учебный год

Составитель:

Романова Е.А.

Учитель надомного обучения

Учебная программа по предмету «письмо и развитие речи» разработана на основе программно-методического обеспечения для 1 - 4 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида автор:  В.В. Воронковой М.: «Просвящение», 2008г. – Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа составлена на основании следующих нормативных документов:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

4. Устав ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.

На курс обучения во 2-ом классе предусмотрено _68_ часов, из расчёта 2 часа в неделю.

Пояснительная записка.

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).

Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Цели изучения курса в специальной (коррекционной) школе VIII вида:

1.Формировать у учащихся графические навыков, умение соотносить звуки и буквы.

2.Развивать речь и познавательную деятельность за счёт уточнения и расширения представлений об окружающей действительности, формировать умения сопровождать речью совершаемые действия.

3.Развивать графические умения в ходе выполнения различных по характеру упражнений: рисование, раскрашивание, обведение и др.

4.Развивать общую и артикуляционную моторику, движения кистей рук, пальцев.

5.Прививать навыки правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради.      

Планируемые результаты:

В обучении и развитии детей со сложной структурой дефекта невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию  и воспроизведению полученных сведений.      

     Уметь:

     • Усвоить рукописное начертание, изучаемых строчных и прописных        

     букв  А, а; У, у; О, о; М, м; С, с, Х, х, Ш, ш, Л, л, ы, Н, н.  Писать их  по обводке и по образцу, данному учителем.

     • Писать под диктовку изученные буквы, по возможности, отдельные  

      слоги и слова.

ПРОГРАММА

2 класс (2 ч в неделю)

ПОВТОРЕНИЕ

·         Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.

·         Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.

·         Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.

ЗВУКИ И БУКВЫ

·         Звуки гласные и согласные, их различение.

·         Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

·         Слова с гласной э.

·         Слова с буквами и и й, их различение.

·         Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

·         Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

·         Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

·         Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

·         Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

СЛОВО

Изучение слов, обозначающих предметы:

·         называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

·         называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);

·         различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);

·         сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).

Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Изучение слов, обозначающих действия:

·         называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?

·         группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);

·         различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);

·         умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Практическое знакомство с построением простого предложения:

·         составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

·         заканчивание начатого предложения (Собака громко...);

·         составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

·         выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

·         Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

·         Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.

·         Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

·         Совершенствование техники письма.

·         Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

·         Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

·         Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.

·         Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.

·         Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.

·         Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.

·         Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.

·         Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.

УСТНАЯ РЕЧЬ

·         Повторение пройденного за год.

·         Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.

·         Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.

·         Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

·         анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

·         списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

·         писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

·         писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

·         составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

№ п/п

Разделы, темы

Часы

1 четверть.

1

Звук и буква.Установление последовательности и количества звуков и букв.

1

2

Предложение. Правило написания предложения.

1

3

Определение количества слов в предложении.

1

4

Выделение предложения из текста и  определение количества слов.

1

5

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

6

Слова со стечением согласных.

1

7

Буква Э в начале слова.

1

8

Звонкие и глухие согласные.

1

9

Дифференциация б-п.

1

10

Дифференциация в-ф.

1

11

Дифференциация д-т.

1

12

Дифференциация г-к.

1

13

Дифференциация з-с.

1

14

Дифференциация ж-ш.

1

15

Дифференциация ж-ш.

1

16

Свистящие и шипящие согласные.

1

17

Повторение пройденной темы: звонкие и глухие согласные.

1

18

Обобщение пройденного.

1

Итого:                                                                                                                                          18

2 четверть.

1

Согласные л-р.

1

2

Согласные л-р.

1

3

Дифференциация ц-с, ч-т, щ-ш.

1

4

Дифференциация ц-с, ч-т, щ-ш

1

5

Свистящие и шипящие согласные.

1

6

Свистящие и шипящие согласные.

1

7

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я.

1

8

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я.

1

9

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я.

1

10

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слов.

1

11

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слов.

1

12

Повторение пройденной темы: Обозначение мягкости согласных.

1

13

Слова с буквами е, е, ю, я в начале слова и после гласных.

1

14

Слова с буквами е, е, ю, я в начале слова и после гласных.

1

Итого:                                                                                                                                           14

3 четверть.

1

Слова с буквами е,ё, ю,я в начале слова и после гласных.

1

2

Слова с буквой и.

1

3

Слова с буквой й. Различение слов с буквами и-й.

1

4

Перенос слов. Деление слов на слоги.

1

5

Ударение .Ударные гласные.

1

6

Ударные и безударные гласные.

1

7

Слова, обозначающие предмет и его название.

1

8

Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Различение по вопросам.

1

9

Слова ,обозначающие один или несколько предметов.

1

10

Слова, обозначающие часть предмета.

1

11

Сравнение слов, сходных по назначению предметов.

1

12

Соотнесение слов, обозначающих родовые и видовые категории.

1

13

Большая буква в именах и фамилиях людей.

1

14

Большая буква в кличках животных.

1

15

Слова, обозначающие действие одного предмета.

1

16

Слова, обозначающие действие нескольких предметов.

1

17

Группировка действий по принципу их однородности.

1

18

Названия предметов и действий предметов.

1

19

Повторение пройденной темы: Названия предметов и действий предметов.

1

20

Обобщение пройденных тем.

1

Итого:                                                                                                                                           20

4 четверть.

1

Предлоги. Раздельное написание предологов со словами.

1

2

Предлоги. Раздельное написание предоогов со словами.

1

3

Составление предложений из деформированного текста.

1

4

Выделение предлогов в тексте. Составление схем предложение.

1

5

Выделение предлогов в тексте. Составление схем предложение.

6

Составление предложений из деформированного текста.

1

7

Повторение. Перенос слова. Деление слов на слоги.

1

8

Ударные и безударные гласные.

1

9

Ударные и безударные гласные.

1

10

Одушевленные и неодушевленные предметы. Различение названий предметов по вопросам.

1

11

Одушевленные и неодушевленные предметы. Различение названий предметов по вопросам.

12

Правопописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

13

Мягкий знак - обозначение мягкости согласных.

1

14

Ь-обозначение мягкости согласных.

1

15

Повторение пройденной темы:  Написание приставок.

1

16

Повторение пройденной темы:  Написание предлогов.

1

17

Правописание имен собственных.

1

18

Названия предметов  и действий предметов.

1

Итого:                                                                                                                                           18

Всего уроков за год:                                                                                                                     68

Используемая литература:

Программа В.В. Воронковой; 7-е издание. Москва "Просвещение" 2010.

По электронным учебникам занятия не проводятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  6  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей ...