Программа по письму 2 класс
рабочая программа на тему
Адаптированная программа по письму для 2 класса коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pismu_2_kl.odt | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Специальная (коррекционная) школа №
УТВЕРЖДЕНО Директор школы __________ «___» _________ 20 ___г. | СОГЛАСОВАНО Зам. Директора по УВР _________ «___» __________ 20 ___г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО _________ «___» __________ 20 ___г. |
Рабочая программа
по письму и развитию речи
для 2 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Романова Е.А.
Учитель надомного обучения
Учебная программа по предмету «письмо и развитие речи» разработана на основе программно-методического обеспечения для 1 - 4 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида автор: В.В. Воронковой М.: «Просвящение», 2008г. – Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
4. Устав ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
На курс обучения во 2-ом классе предусмотрено _68_ часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Пояснительная записка.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Цели изучения курса в специальной (коррекционной) школе VIII вида:
1.Формировать у учащихся графические навыков, умение соотносить звуки и буквы.
2.Развивать речь и познавательную деятельность за счёт уточнения и расширения представлений об окружающей действительности, формировать умения сопровождать речью совершаемые действия.
3.Развивать графические умения в ходе выполнения различных по характеру упражнений: рисование, раскрашивание, обведение и др.
4.Развивать общую и артикуляционную моторику, движения кистей рук, пальцев.
5.Прививать навыки правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради.
Планируемые результаты:
В обучении и развитии детей со сложной структурой дефекта невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений.
Уметь:
• Усвоить рукописное начертание, изучаемых строчных и прописных
букв А, а; У, у; О, о; М, м; С, с, Х, х, Ш, ш, Л, л, ы, Н, н. Писать их по обводке и по образцу, данному учителем.
• Писать под диктовку изученные буквы, по возможности, отдельные
слоги и слова.
ПРОГРАММА
2 класс (2 ч в неделю)
ПОВТОРЕНИЕ
· Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
· Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
· Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
ЗВУКИ И БУКВЫ
· Звуки гласные и согласные, их различение.
· Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
· Слова с гласной э.
· Слова с буквами и и й, их различение.
· Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
· Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
· Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
· Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
· Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
СЛОВО
Изучение слов, обозначающих предметы:
· называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
· называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
· различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
· сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
· называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
· группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
· различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
· умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения:
· составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
· заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
· составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
· выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
· Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
· Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
· Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
· Совершенствование техники письма.
· Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
· Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
· Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
· Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
· Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
· Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
· Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
· Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
УСТНАЯ РЕЧЬ
· Повторение пройденного за год.
· Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
· Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
· Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
· анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
· списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
· писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
· писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
· составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
№ п/п | Разделы, темы | Часы |
1 четверть. | ||
1 | Звук и буква.Установление последовательности и количества звуков и букв. | 1 |
2 | Предложение. Правило написания предложения. | 1 |
3 | Определение количества слов в предложении. | 1 |
4 | Выделение предложения из текста и определение количества слов. | 1 |
5 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 |
6 | Слова со стечением согласных. | 1 |
7 | Буква Э в начале слова. | 1 |
8 | Звонкие и глухие согласные. | 1 |
9 | Дифференциация б-п. | 1 |
10 | Дифференциация в-ф. | 1 |
11 | Дифференциация д-т. | 1 |
12 | Дифференциация г-к. | 1 |
13 | Дифференциация з-с. | 1 |
14 | Дифференциация ж-ш. | 1 |
15 | Дифференциация ж-ш. | 1 |
16 | Свистящие и шипящие согласные. | 1 |
17 | Повторение пройденной темы: звонкие и глухие согласные. | 1 |
18 | Обобщение пройденного. | 1 |
Итого: 18 | ||
2 четверть. | ||
1 | Согласные л-р. | 1 |
2 | Согласные л-р. | 1 |
3 | Дифференциация ц-с, ч-т, щ-ш. | 1 |
4 | Дифференциация ц-с, ч-т, щ-ш | 1 |
5 | Свистящие и шипящие согласные. | 1 |
6 | Свистящие и шипящие согласные. | 1 |
7 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я. | 1 |
8 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я. | 1 |
9 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я. | 1 |
10 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слов. | 1 |
11 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слов. | 1 |
12 | Повторение пройденной темы: Обозначение мягкости согласных. | 1 |
13 | Слова с буквами е, е, ю, я в начале слова и после гласных. | 1 |
14 | Слова с буквами е, е, ю, я в начале слова и после гласных. | 1 |
Итого: 14 | ||
3 четверть. | ||
1 | Слова с буквами е,ё, ю,я в начале слова и после гласных. | 1 |
2 | Слова с буквой и. | 1 |
3 | Слова с буквой й. Различение слов с буквами и-й. | 1 |
4 | Перенос слов. Деление слов на слоги. | 1 |
5 | Ударение .Ударные гласные. | 1 |
6 | Ударные и безударные гласные. | 1 |
7 | Слова, обозначающие предмет и его название. | 1 |
8 | Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Различение по вопросам. | 1 |
9 | Слова ,обозначающие один или несколько предметов. | 1 |
10 | Слова, обозначающие часть предмета. | 1 |
11 | Сравнение слов, сходных по назначению предметов. | 1 |
12 | Соотнесение слов, обозначающих родовые и видовые категории. | 1 |
13 | Большая буква в именах и фамилиях людей. | 1 |
14 | Большая буква в кличках животных. | 1 |
15 | Слова, обозначающие действие одного предмета. | 1 |
16 | Слова, обозначающие действие нескольких предметов. | 1 |
17 | Группировка действий по принципу их однородности. | 1 |
18 | Названия предметов и действий предметов. | 1 |
19 | Повторение пройденной темы: Названия предметов и действий предметов. | 1 |
20 | Обобщение пройденных тем. | 1 |
Итого: 20 | ||
4 четверть. | ||
1 | Предлоги. Раздельное написание предологов со словами. | 1 |
2 | Предлоги. Раздельное написание предоогов со словами. | 1 |
3 | Составление предложений из деформированного текста. | 1 |
4 | Выделение предлогов в тексте. Составление схем предложение. | 1 |
5 | Выделение предлогов в тексте. Составление схем предложение. | |
6 | Составление предложений из деформированного текста. | 1 |
7 | Повторение. Перенос слова. Деление слов на слоги. | 1 |
8 | Ударные и безударные гласные. | 1 |
9 | Ударные и безударные гласные. | 1 |
10 | Одушевленные и неодушевленные предметы. Различение названий предметов по вопросам. | 1 |
11 | Одушевленные и неодушевленные предметы. Различение названий предметов по вопросам. | |
12 | Правопописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 |
13 | Мягкий знак - обозначение мягкости согласных. | 1 |
14 | Ь-обозначение мягкости согласных. | 1 |
15 | Повторение пройденной темы: Написание приставок. | 1 |
16 | Повторение пройденной темы: Написание предлогов. | 1 |
17 | Правописание имен собственных. | 1 |
18 | Названия предметов и действий предметов. | 1 |
Итого: 18 | ||
Всего уроков за год: 68 |
Используемая литература:
Программа В.В. Воронковой; 7-е издание. Москва "Просвещение" 2010.
По электронным учебникам занятия не проводятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида
Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...
Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида
Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей ...