Возможности сюжетно-ролевой игры в изменении статусного положения детей
статья по психологии по теме
Е.М. Кудряшова,
ст. преподаватель кафедры Физического и психического здоровья ребенка
Карельской государственной педагогической академии,
М.А. Антохина, студентка 5 курса
Карельской государственной педагогической академии
Возможности сюжетно-ролевой игры в изменении статусного положения детей
Развитие личности ребенка – бесконечно сложный процесс, благополучие которого определяется многими факторами и условиями. Среди разнообразия влияний следует отметить и окружение ребенка, конкретнее – общество взрослых и общество детей.
Положение ребенка в группе сверстников определяет процесс и особенности его развития, а именно его самосознания, самооценки, общения, взаимоотношений с окружающими, его социализацию в общество детей и взрослых в целом. Ранг детей в группе сверстников у каждого свой – кто-то является лидером, а кто-то принебрегаемым и пр., но и с теми, и с другими необходимо коррекционно-развивающее воздействие. Так, детям, находящимся в статусе непринимаемых, отвергаемых и изолированных важно повышение статусного положения, а с детьми, находящимися в позиции лидеров необходимо осуществлять работу по коррекции поведенческих и личностных особенностей.
Группа детского сада, как показывают многие исследователи, – своеобразное детское общество со своей системой отношений и ценностных ориентаций, возникающее на основе ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игры.
В настоящем исследовании представляют интерес возможности сюжетно-ролевой игры в регулировании детских взаимоотношений и взаимодействия, в изменении статусного положения детей в группе сверстников.
На сегодняшний день возможности сюжетно-ролевой игры в изменении статусного положения детей в группе сверстников недостаточно изучены в области педагогики и психологии.
Исследования Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, В.П. Залогиной, Д.Б. Эльконина, свидетельствуют о том, что большие возможности для формирования коллективистических черт у ребенка-дошкольника зарождаются в игровой деятельности детей. Статусное положение детей в игровой деятельности, характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной, Т.В. Антоновой и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Одни стараются править игрой, устанавливать свои правила, распределять роли и гибко варьировать сюжетной линией игры, а другие подчиняться и идти по заданной траектории развития игры.
Необходимость изучения статусного положения ребенка в группе сверстников вызвана тем, что в статусе непринимаемого и изолированного чаще оказывается ребенок, имеющий свои специфические способности, личностные и психологические особенности, которые оказываются далекими от понимания и принятия их сверстниками. Выявление особенностей развития детей, занимающих разное статусное положение, в рамках данного исследования позволило построить коррекционно-развивающую работу с применением сюжетно-ролевой игры, направленной на способствование повышению статусного положения низкостатусных и среднестатусных детей, а также коррекции личностных и поведенческих особенностей детей, занимающих высокий статус в групповом взаимодействии.
Данное исследование было направлено на проверку предположения, что организация серии сюжетно-ролевых игр поспособствует изменению статусного положения детей, занимающих неблагоприятный статус в группе сверстников через:
· принятие роли, которая обеспечит изменение ситуативного самовосприятия, согласованность в предлагаемых детям главных и второстепенных ролей, согласованность с действиями партнеров по игре;
· введение игровых правил, позволяющих ребенку организовать и контролировать собственное поведение, учитывать потребности партнеров по игре;
· реализацию игровых отношений и взаимодействий на основе интересов детей, а также конструктивное разрешение и выход из конфликтных ситуаций;
· создание условий для самостоятельного развития детьми сюжетной линии.
Общая выборка исследования составила 55 детей старшего дошкольного возраста.
Изучив статусное положение детей в группе сверстников на момент начала исследования, выявились дети, занимающие различные позиции, однако особый интерес представляли непопулярные дети. Среди непопулярных детей отчетливо выделяются две группы – замкнутых и совершенно пассивных детей и чрезмерно общительных детей, стремящихся к руководству. Обе эти стратегии отталкивают сверстников и делают ребенка отвергаемым.
Таким образом, возникла необходимость в разработке и реализации специальной серии сюжетно-ролевых игр, в результате которых предположительно может появиться динамика в изменении статусных положений детей, что явилось следующим этапом работы.
Реализация сюжетно-ролевых игр продолжалась 2 месяца, частотностью – от 1 до 3 специально организованных в рамках исследования игр в неделю. Запланированная продолжительность одной игры не менее 30 минут. При определении структуры конспектов игр опирались на разработки Н.В. Краснощековой. Содержание игр разработано самостоятельно, также определены особенности проведения игр. Использовались игровые и проблемные ситуации, приемы имитации, игровые упражнения, танцевальные моменты, полосы препятствий, сюрпризные моменты, приемы ориентировки в пространстве.
В результате реализации серии сюжетно-ролевых игр отмечается значительное улучшение положения в группе детей. Видно улучшение по статусному положению детей. Так, например, снизился процент непринятых и изолированных детей. Благополучное статусное положение группы составило 71% (в сравнении на этапе констатирующего эксперимента уровень благополучия был равен 43,5%), что свидетельствует о высоком уровне благополучия. Количество детей, находящихся в благоприятном статусе стало превышать количество неблагоприятных. Многие дети стали активнее взаимодействовать друг с другом. Появились дружеские взаимоотношения у ранее непринимаемых и изолированных детей, которые включились в диадных и даже триадные объединения. Удалось вывести всех детей в большее игровое пространство. Снизилась деструктивность в поведении детей, произошли качественные изменения в групповой среде. Дети данной группы стали находиться на более высоком уровне притязаний, показывая наибольшую готовность к взаимодействию с окружающими, вхождению в детский коллектив. Отметилась лучшая способность группы к социализации.
Следовательно, имеет место утверждение, что проведенная с детьми серия сюжетно-ролевых игр, поспособствовала повышению статусного положения детей, ранее занимающих неблагоприятный статус, а также тому, что группа в целом стала более благополучной и сплоченной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевые творческие игры и руководство ими.
Сюжетно ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире. Для каждой такой иг...
Сюжетно-ролевая игра на уроке, дает детям полностью раскрыться и заниматься физической культурой.
Играя дети учатся. В игре идет обучение техники бега.Используется метод круговой тренировки....
Формирование социальных компетенций у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру на внеклассных занятиях
Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность...
Сюжетно-ролевая ретроспективная игра "Путешествие в мир средневековых арабов"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11867997","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]]...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру
laquo;Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также са...
Деловая игра (для педагогов) "Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста"
повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....