Активные методы обучения (АМО) в школе VII-VIII вида
консультация на тему

Цвеловская Анна Сергеевна

Выступление на дефектологическом семинаре на тему "Активные методы обучения в коррекционной школе"

«Хороших методов существует ровно столько,сколько существует хороших учителей» 

Дьёрдь Пойа

 

 

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo.docx1.59 МБ
Файл primer_amo_na_razlichnyh_etapah_uroka.docx113.84 КБ
Office presentation icon amo_tsvelovskaya_a.s.ppt2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://www.321coloringpages.com/images/school-coloring-pages-3/school-coloring-pages.JPG

АМО на различных этапах урока.

     Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

 Приведу примеры некоторых из них.

*****

АМО  выяснение целей, ожиданий и опасений

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений применяю на первом уроке в начале учебного года следующий метод:

«Фруктовый сад»

Цель – учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Учитель: На доске два плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». У вас в руках яблоки и лимоны, попробуйте более четко определить, что ожидаете от обучения и чего опасаетесь.

Учитель: Свои ожидания нужно записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Подойти к деревьям и прикрепить фрукты к ветвям соответству-ющего дерева. Озвучим и  обсудим наши ожидания и опасения. Подведем итоги выяснения ожиданий и опасений.

*****

Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Задачи: -развивать речь, критическое мышление,

               -формировать умение анализировать прочитанное,

              -формировать понятие характеристика литературного  героя,

              -содействовать формированию бережного отношения к природе.

АМО  (начало урока)

 «Поздоровайся  локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Встаньте в круг.  Рассчитаемся на первый-второй-третий.

  • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
  • На выполнение задания дается только пять минут. За это время нужно поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
  • Через пять минут соберёмся в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого поприветствуем друг друга внутри своей группы.

*****

Тема: Водоемы. Растения и животные водоёмов.

Задачи: -развивать познавательную активность, критическое мышление,

               формировать представление о разнообразии растительного и

               животного мира  водоемов, содействовать воспитанию

               бережного отношения к природе.

АМО ( изучение нового материала)

«Мозговая атака» 

позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

1)Какие виды водоёмов знаете?

2)Какие условия благоприятно влияют на жизнь растительности водоёмов?

3)Каких животных можно встретить в водоёмах?

4)Существует ли взаимосвязь между растениями и животными водоёмов?

5)Назовите причины исчезновения в водоёмах растений и животных.

6)Какие меры принимают люди для охраны растений и животных водоёмов?

7)Какие животные и растения водоёмов занесены в Красную книгу?

*****

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать  метод представления нового материала:

АМО ( изучение нового материала) 

«Инфо-угадайка»

Позволяет представить новый  материал, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Учитель: тема моего сообщения «Свойства воды». 

     В  центре  флипчарта название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь всообщении. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

*****

Тема:   Б. А. Емельянов

Цели: -познакомить учащихся с новым автором и его произведением.

            -развивать познавательные способности детей: речь, память,

             критическое  мышление.

            -закреплять умение составлять портретную характеристику героя.

АМО  (изучение нового материала)

Ассоциации к слову   Васька

-Какие ассоциации возникают, когда слышите слово Васька?

 Васька

Человек       заботливый         кот       друг       хозяин

- Что знаете о  котах?

*****

АМО(изучение нового материала)

Предсказание

- Давайте попробуем предсказать развитие событий.

-Что могло произойти?

-Каковы ваши версии?

-Вам интересно узнать, что же было  на самом деле?

 Чтение текста до конца.

*****

АМО (изучение нового материала или закрепление)

«Синквейн» или  5-стишье к слову Васька    

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

 Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

1.Васька

2.Проворный, непослушный.

3.Ловил, таскал, прятал.

4.Васька не умел себя вести во время отсутствия хозяина.

5.Шалун.

*****

Тема: А.С.Грин «Алые паруса».

Задачи: - развивать речь, критическое мышление,

              - проверить знания уч-ся произведения «Ёлка» А.Н.Толстого,

              - формировать представление о творчестве А.Грина,

              - содействовать воспитанию нравственных качеств.

АМО(закрепление материала)

«Кубик»  Работа в группах. 

1.Составить портретную характеристику Никиты.

2. Опишите Лилю. Какие чувства испытывала девочка в эту ночь?

3. Найдите в тексте художественные средства выразительности, которые использовал автор для описания ёлки.

4. Представьте, что вы вошли в зал вместе с детьми. Расскажите о своих чувствах и впечатлениях в этот момент.

5. Расскажите, как проходил праздник возле ёлки.

6. Составьте план к произведению и подготовьте сжатый пересказ текста.

*****

Тема: Редьярд Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».

Задачи: - развивать речь, критическое мышление, познавательную активность

              - формировать умение анализировать прочитанное, определять

                главную мысль произведения

              -содействовать воспитанию внимательного отношения к нашим

               меньшим братьям.

АМО(закрепление материала)

Поиск ответов.  Работа в группах с текстом.

1)Составить 3 вопроса к тексту, уметь передать его содержание.

2)Что нового узнали о птичке-портной, о королевской кобре?

3)Какие слова помогут нарисовать страшный образ кобры?

4)Опишите Рикки во время встречи с Нагайной.

5)Что такое композиция?

6)Найдите завязку, т.е. событие, с которого начинается действие.

                                                                          (Замысел Нага и Нагайны)

7)Как развиваются действия?

*****

Тема: Д. Мамин – Сибиряк «Медведко»

Цели: -знать автобиографическую справку о Д. Мамине – Сибиряке,

            содержание данного произведения

          - уметь давать характеристику главному герою,  определять главную

            мысль, озаглавливать  части, воспитывать чувство любви к родной

            природе, любовь к окружающему миру.

АМО(изучение нового материала)

Кластер.

Кластер – метод развития вариантности мышления, способности устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы.  

                                                МЕДВЕДЬ

                

                         

                     

                  зверь           хищник        тайга          берлога   мед        малина

        


*****

Тема: Таблица умножения и деления. Закрепление.

Цель: -закреплять знания учащихся таблицы  умножения и деления;

           -развивать умения анализировать и сравнивать, обосновывать

           -развивать вычислительные навыки, познавательный интерес,

             внимание, инициативу, творчество, самостоятельность;

           -воспитывать трудолюбие, дисциплинированность.

АМО(закрепление материала)

Сменные пары 

метод, при котором происходит обсуждение вопроса. Учащиеся стоят парами, учитель произносит какое-либо утверждение/положение, которое обсуждается в парах в течение определенного отрезка времени. По хлопку учителя внутренний круг переходит в другую пару по часовой стрелке (или наоборот). В другой паре также обсуждается утверждение/положение. В заключение выслушиваются мнения согласившихся и не согласившихся учащихся.

- Вот вам работа потрудней.

Ну-ка, справитесь вы с ней?

  1. 56:7*4=               2. 8*3:4=               3. 64:8*6=                  4. 6*4:3=

 54:6*8=                   9*2:6=                   56:7*5=                      6*6:4=

 28:4*9=                   4*9:6=                   4*5:10=                         4*4:2=

*****

Тема: Вода. Круговорот воды в природе. Подземные и целебные воды.

Задачи:- развивать у детей информационную, коммуникативную

               компетентности, исследовательские навыки;

              -создать условия для осознания обучающимися уникальных свойств

               воды, её значения для всех живых существ;

              -воспитывать культуру общения при работе в группах.

АМО(изучение  нового материала)

Метод «ЗУХ»

Побуждение к действию.

-Давайте поделимся своими знаниями о воде. Заполните в группах левую часть таблицы «Знаю…»

ЗНАЮ…

ХОЧУ УЗНАТЬ…

УЗНАЛ…

-Возможно, вас интересуют какие-то вопросы, связанные с водой. Запишите, что бы вы хотели узнать о воде.

Изучите дополнительный материал и материал учебника.

-Что вы узнали о воде?

-Что входит в состав воды? (водород, кислород, примеси , минеральные соли)

-Где можно встретить воду?


ссылка на источники в сети - интернет

1.http://www.myshared.ru/slide/613604/

2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii

3.http://yandex.kz/clck/jsredir?from=yandex.kz

4.http://yandex.kz/clck/jsredir?from=yandex.kz%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активные методы обучения (АМО) в школе VII-VIII в Цвеловская Анна Сергеевна Учитель начальных классов высшей кваливикационной категории г. Катав-Ивановск

Слайд 2

Переход образовательных учреждений на работу в условиях действий профессионального стандарта запланирован с 01 января 2017 года (на основании ФЗ-273). Одним из наиболее значимых требований к работе: Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков. Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей. Источник: http://www.menobr.ru/professionalnyy-standart-pedagoga

Слайд 3

По мнению образовательного портала «Реформа образования» Портрет современного педагога на основе профстандартов выглядит следующим образом: 1. Владеет АМО и технологией модерации 2. Владеет ИКТ 3. Владеет технологией проектирования урока 4. Умеет управлять мотивацией 5. Занимает активную жизненную позицию 6. Открыт к инновациям 7. Постоянно учится 8. Самостоятельный 9. Партнер для своих учеников и коллег 10. Целеустремленный

Слайд 4

Что такое активные методы обучения? И почему эти методы активные? Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми. Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации.

Слайд 5

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Слайд 6

-

Слайд 7

Метод организации начала урока

Слайд 8

Метод актуализации опорных знаний

Слайд 9

Метод закрепления изученного материала

Слайд 10

Активные методы рефлексии, подведения итогов

Слайд 11

Очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса. Кластер – метод развития вариантности мышления, способности устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы. зверь хищник тайга берлога мед

Слайд 12

«Синквейн» – это стихотворение, из 5 строк, где: Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. 1. Дружба. 2. Честная, крепкая. 3. Доверять, понимать, помогать. 4. Друзья познаются в беде. 5. Доверие.

Слайд 13

больше всего дети утомляются в бездействии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида.

Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида. Коррегирующее влияние уроков труда на умственную деятельность обучающихся....

Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"

Изучение географии в школе - интернате  VIII  имеет большое коррекционное  значение. Географический материал  в силу своего содержания обладает большими возможностями для ра...

Материалы из опыта работы по теме "Активные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида"

Представленный материал раскрывает использование методов проблемного изложения материала и частично - поискового метода на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....

"Деепричастия совершенного вида" (урок русского языка с применением активных методов обучения)

Конспект урока русского языка "Деепричастия совершенного вида" (7 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО.Сюжетная линия: телепередача "Главная...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2  Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...