Игры и коррекционные упражнения, повышающие успешность учебно-воспитательного процесса.
статья на тему

Материал представляет собой игры и коррекционные упражнения, применяемые в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_korrekts._uprazhneniya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 г. Тольятти

Игры и коррекционные упражнения, повышающие успешность учебно – воспитательного процесса.

                                                            Подготовила:

                                                                                Иванченко Т.Н.  

Игры и коррекционные упражнения, повышающие успешность учебно-воспитательного процесса.

Ассоциации.   Запишем, например, слово «ученик». Задание: « За ограниченное количество времени к каждой букве этого слова записать по одному слову». Например:  у – урок, ч – чайка и т.д. Затем можно передать листки по кругу, зачитать и сравнить ассоциации, а также определить , кто быстрее других справился с заданием.

Опиши предмет. Говорится, что предыдущее упражнение было разминкой. Дается новое задание. На стол кладется какой-нибудь предмет, например, шапка.

 Задание: «В течение пяти минут напишите об этом предмете все, что сможете  придумать: из чего сделан, для чего служит, цвет, размер; сравните его с другими предметами». Устный вариант игры: каждый говорит о предмете, по одному предположению , но так, чтобы получился связный рассказ. Упражнение развивает воображение, внимание, учит работать самостоятельно  в условиях ограниченного времени.

 По окончании выполнения  задания отмечается время, потраченное на задание, оригинальность рассказа.

 Разминка. Предлагается двигательное  упражнение, требующее воображения, пластичности, артистичности. Задание: «Походите, как младенец, который только начал ходить ; как старый человек; как певец; как артист балета; как человек, которому некуда спешить» и т.д.

 Ребята могут сами предложить другие роли.

 Домашнее задание. Представьте, что вы во фруктовом саду. Набрали полную корзину яблок. Потренируйтесь перед зеркалом, изобразите, что несете тяжелую корзину.

 Сочини рассказ. На столе лежат предметы, например, ручка, расческа, грецкий орех, газета, шапка…

 За ограниченное количество времени предлагаем ребятам сочинить рассказ, героями которого должны быть эти предметы. Работа может быть индивидуальной или групповой. Затем зачитываются рассказы и анализируются с точки зрения  оригинальности идеи, логичности, образности, цельности, а также а также с учетом манеры изложения.

Блицтурнир. Просим каждого написать на листке по одному вопросу, сворачиваем бумажки, складываем их в шапки. Затем каждый по очереди вытаскивает листок, читает вопрос и пытается на него ответить. Другие участники также могут предложить свои варианты ответов. При этом каждый из участников имеет право не отвечать.

 Игра развивает оперативность, умение логически мыслить и излагать своё мнение, развивает чувство юмора.

   По окончании игры определяем оригинальные вопросы и интересные ответы.

 Две команды. Просим по очереди называть всевозможные способы передвижения. Побеждает команда, высказывание которой оказалось последним.

 Соедините фигуры. Изобразите животное, птицу, рыбу. Сначала каждое составить из треугольников, затем из прямоугольников, из квадратов, окружностей.

  Пофантазируйте. Если бы, ныряя в воду, вы вдруг почувствовали, что можете дышать, как рыба, и любые океанские глубины вам нипочём, как бы вы использовали этот дар?

  Эту работу можно предложить выполнить по парам или группам. Игра развивает воображение, умение логически строить свою речь, публично выступать.

  Сочинить рассказ с конца. Первый участник говорит предложение, которое считается последним в рассказе. Например, «Жили они долго и счастливо». Второй участник составляет предложение, которое логически предшествует последнему предложению и т. д. Таким образом  составляется рассказ. По окончании работы анализируется ход

Выполнения задания: чья идея была развита, кто пытался изменить ход событий и насколько это удалось, кто сумел поддержать общую линию, кто внёс особенно интересные предложения.

  Рисуем слово. Предлагается слово «квардок». Задание: каким тебе представляется это слово. Можно задавать вопросы ведущему о размерах, форме… Затем листки можно передавать по кругу, сравнить свою фантазию с другими.

  Мои фантазии. Придумай слово, которого нет в языке. Опиши, что оно может обозначать, его функции. Задание может быть дано группе из трёх-четырёх человек. Можно предложить поработать подобным образом и дома.

  «По щучьему веленью…». Водящий говорит: «По велению, по моему хотению…». Обращается к кому-то конкретно и говорит, о чём он его просит. Например, просит пройтись по комнате и загадать загадку. Исполнивший просьбу становится водящим.

  Игра развивает воображение, мышление, а также умение обратиться к другому с просьбой, умение понимать другого.

  Угадай слово. Участвуют две команды. Ведущий шёпотом говорит капитану слово. Капитан следующему игроку говорит значение слова, не называя само слово, второй говорит третьему игроку, как он понял сказанное, т. е. передаёт значение слова, но своими словами и т. д. Последний игрок пытается определить, какое слово сказал капитанам ведущий.

  Можно, анализируя ход игры, указать, кто изменил информацию, передал неточно, отметить интересные варианты передачи значений.

  Отгадай. Один человек выходит из команды. Группа загадывает кого-то из присутствующих. Вышедший должен отгадать, кого загадали, задав группе только пять вопросов, на которые группа может отвечать только «да» или «нет». Например: «Похож ли он на кошку?».

  Формируем двигательный навык. Напишите между линейками следующие слова: ручка, книга, небо, вода, гора, туча, поле. А теперь диктует эти слова, но ребята должны писать между линейками с закрытыми глазами.

  Пирамида. Ведущий говорит фразу: «Собака лает». Следующий участник игры дополняет фразу одним словом. Например, «чёрная собака лает». Следующий участник повторяет предыдущую фразу, добавляя одно слово. Например, «чёрная собака лает на луну» и т. д.

  Закончи фразу. Один человек держит в руке мяч и говорит начало предложения, затем бросает мяч кому-то другому, кто должен должен закончить предложение. Тот бросает мяч третьему участнику, который начнёт новое предложение и т. д. Можно определить тему диалога.

  Ассоциации. Ведущий говорит, например слово «мебель» и перечисляет свои ассоциации с этим словом. Второй участник говорит слово «мебель», повторяет ассоциации первого участника и приводит свои собственные. Третий участник говорит слово «мебель», повторяет ассоциации первого и второго участников и добавляет свои. И так далее.

  Что общего? Найти как можно больше признаков сходства между двумя различными предметами, например, между мелом и мороженым. Время работы можно ограничить.

  Назови пять предметов. Первому участнику ведущий предлагает в течение 30 секунд назвать пять предметов красного цвета, затем второй участник называет пять предметов зелёного цвета, затем третий – предметы синего цвета. При этом никто не должен повторять сказанное другими. Тот, кто не сумел справиться с заданием, выбывает.

  Кто самый внимательный? Всем игрокам раздаются одинаковые тексты. За ограниченное количество времени они должны вычеркнуть все буквы «А».

   Угадай. Один из играющих стоит спиной к группе. Кто-то подходит к нему, прикасается, издаёт какой-нибудь звук, возвращается на место. Стоящий спиной поворачивается и пытается отгадать, кто подходил.

  Зоркий глаз. Водящий выходит за дверь. Один из игроков что-то изменяет в своем внешнем виде, например, расстегивает пуговицу, снимает часы. Водящий, войдя  в класс, пытается определить, в чьей внешности произошли изменения.

 Развиваем внимание, образную память. Вырази мысль другими словами. Запишем фразу: «Школьники ждут летние каникулы». Найдите варианты передачи этой мысли, заменяя каждое слово. Например: «Те, кто учатся в школе, хотят наступления июня, июля, августа».

 Эта работа может быть проведена в группах, парах. Упражнение увеличивает лексический запас, развивает воображение.

 «Оратор». На листочках написать темы выступлений. Каждый участник берет  листок с какой-либо темой. Затем через две-три минуты (с подготовкой или без нее)  должен выступить с речью.

 Разминка. Положите руки на колени, хлопните в ладоши перед грудью, правой рукой возьмитесь за нос, левой- за правое ухо, опять хлопните в ладоши, возьмитесь левой рукой за нос, а правой за левое ухо.

 Запомни предмет. Все участники по очереди кладут на стол по одному предмету. Задача ведущего  - запомнить , кто что положил, и повернуть каждому его предмет.

 «Слово  на каждый шаг». Идя по классу, на каждый шаг называть, например, имена или оттенки цветов. Побеждает тот, кто сделал больше шагов и назвал больше слов. Соревнование может быть командным.

 Пиктограмма. Рисунки, передающие без текста смысл чего-либо, называются пиктограммами. Например, нарисован батон, - значит, рядом  булочная. Пофантазируйте и составьте собственные пиктограммы к словам: лес, лицей, театр, магазин и др.

Упражнения для коррекционных занятий со старшеклассниками.

«Фокусировка». Необходимо удобно расположиться в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела и почувствовать его теплоту. Например, по команде «тело!» надо сосредоточиться  на своем  теле, по команде «рука!» - на правой руке, «кисть!» - на кисти правой руки, «палец!» - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «кончик пальца!» - на кончике указательного пальца правой руки. Команды подаются с интервалами 10-12 секунд.  Общая продолжительность упражнения – 5-7 минут.

 «Пресс». Способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций : гнева, раздражения, агрессии. Упражнение выполняется следующим образом. Молодой человек представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя и вытесняя возникшую отрицательную эмоцию, и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения следует добиваться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. «Заземление» отрицательной энергии выполняется 3-4 раза. Общая продолжительность упражнения – 5-7 минут.

 «Нарисуй автопортрет». Перед школьником – чистый лист бумаги и набор цветных карандашей. Инструкция: «Ты можешь нарисовать  самого себя в любой манере и позе, в полный рост или только лицо. При этом назови свой рисунок».

Когда рисунок будет готов, психолог активирует обсуждение тех компонентов, которые помогают развитию навыков самоанализа.

Какую часть лица занимает рисунок?

Рисунок выполнен резкими , энергичными линиями или, наоборот, в пастельных тонах?

Какие цвета выбраны?

Какие впечатления оставляет рисунок?

Как бы ты смог отнестись к человеку, который изображен на рисунке, если бы это был не ты, а кто-то другой?

«Я – хороший, я плохой». Психолог советует школьнику составить список его качеств характера. Взяв чистый лист бумаги, разделить его вдоль и пополам: в левой части перечислить свои хорошие качества (начать с хороших), а в правой – плохие.

В ходе беседы психолог стремится , чтобы количество качеств, выделенных клиентом в обоих столбцах, было либо равным, либо хорошие качества преобладали бы над плохими.

Не рекомендуется останавливать упражнение в тот момент, когда школьник выделил в себе большое количество отрицательных качеств и не смог определиться , что же в нем есть положительного.

 «Письма к самому себе». На консультации психолог советует школьнику завести такое правило: ежедневно писать письма самому себе. Писать длинные письма рекомендуется , когда появляется необходимость излить сильные чувства и переживания на бумаге.

 В этих письмах необходимо описывать свои собственные состояния, важные события, впечатления от прожитого и прочувствованного .

 Кроме терапевтического эффекта, данное упражнение может принести и иной результат. Сравнивая свои записи, сделанные в разные дни, молодой человек сможет увидеть , насколько по-разному он относился  к одному и тому же человеку, событию, факту.

 Полезно обсудить, от каких причин зависят противоречивые оценки происходящего.

 «Опора на самого себя». На консультации психолог и учащийся обсуждают, что принимать за «точку отсчета» при оценке  событий, фактов, людей.  Разбирая ту или иную ситуацию, психолог задает вопросы: «А как ты сам считаешь?» , «А твое личное мнение?», «Что тебе подсказывает твой внутренний голос, твоя интуиция?». Задавая подобные вопросы, психолог обращение клиента с к своему «Я» , принятие своего личного опыта, стремление развивать собственное отношение к жизни и людям.

 «Покричи на самого себя». Психолог советует клиенту перед ответственными ситуациями, когда необходимыми почувствовать себя свободным и раскованным, провести «сеанс аутотерапии». Для этого необходимо закрыться в своей комнате и встать перед зеркалом. После внимательного разглядывания себя в течение 2-3 минут клиент кричать на самого себя, все громче и громче, свободнее и свободнее, что называется, «наглеет у себя на глазах».

 Можно ругать себя за слабость , за нерешительность и трусость , за скованность и робость. Закончить такой своеобразный монолог следует словами: «А теперь иди и борись за самого себя ! Все у тебя получится!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование учителя – путь к успешной учебно-воспитательной деятельности»

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курс...

игры и упражнения, повышающие успешность учебно-воспитательного процесса

1  ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ,ПОВЫШАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬУЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННЫХЗАНЯТИЙ С ПОДРОСТКАМИ.    «ФОКУСИРОВКА». Необходимо удобно ра...

«Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »

«Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »...

Использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в обучении учащихся с ОВЗ

Доклад на педсовете школы:Использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в обучении учащихся с ОВЗ          ...

Использование коррекционно -развивающих технологии в учебно - воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ ».

Тема:«Использование коррекционно -развивающих технологии в учебно - воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ ».  Подготовила:учитель русского языка и литературыВорникова Т...