Теневой театр. Здравствуй, сказка!
методическая разработка на тему
Дети с умственной отсталостью – особая категория. Не все методы и формы психологической работы, используемые в работе с этими детьми, дают положительный эффект.
Сказка, рассказанная посредством театра теней, вызывает у детей массу положительных эмоций, переживаний, заставляет размышлять и действовать по – другому.
Применение в коррекционно – развивающей работе теневого театра позволяет корректировать эмоциональные и поведенческие нарушения, способствует снижению эмоционального напряжения и степени социальной депривации.
Использование методов арттерапии , а в частности теневого театра, является одним из наиболее приемлемых для работы с данной категорией детей еще и потому, что во многих случаях эти дети затрудняются в словесных описаниях своих переживаний. Кроме того, эти дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий. Во время просмотра сказки их переживания проявляются непосредственно и неосознанно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Сявская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Коррекционно –развивающие занятия
«Здравствуй, сказка!»
посредством арттерапии
(теневой театр)
Педагог – психолог:
Воробьева Елена Рафаиловна
РАБОТА С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.Значение метода арттерапии в работе с умственно отсталыми детьми.
В практике психокоррекции эмоциональных состояний широко используется арттерапия – различные виды искусства: МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР.
Метод арттерапии помогает детям развиваться и жить, являясь важнейшим источником приобретения нравственного и эстетического опыта.
Она оказывает непосредственное влияние на чувства, содействует развитию воображения, без которого невозможно понять другого человека, испытывать к нему сочувствие. Эмоционально насыщенные действия дают выход детской жизнерадостности, фантазии.
Дети с умственной отсталостью – особая категория. Не все методы и формы психологической работы, используемые в работе с этими детьми, дают положительный эффект.
Сказка, рассказанная посредством театра теней, вызывает у детей массу положительных эмоций, переживаний, заставляет размышлять и действовать по – другому.
Применение в коррекционно – развивающей работе теневого театра позволяет корректировать эмоциональные и поведенческие нарушения, способствует снижению эмоционального напряжения и степени социальной депривации.
Использование методов арттерапии , а в частности теневого театра, является одним из наиболее приемлемых для работы с данной категорией детей еще и потому, что во многих случаях эти дети затрудняются в словесных описаниях своих переживаний. Кроме того, эти дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий. Во время просмотра сказки их переживания проявляются непосредственно и неосознанно.
2.Организация и содержание работы.
Все дети очень любят сказки, а если эти сказки им показывают не совсем обычным способом, то это вызывает достаточно сильный эмоциональный отклик. Дети получат достаточно большее удовольствие от восприятия сказки, если им показать движущиеся фигурки – персонажи.
Для этого нужно немного: небольшую ширму, завешенную белой тканью (можно использовать обыкновенную простыню), настольную лампу и вырезанные силуэты персонажей сказки из любого картона – вот весь нехитрый набор для показа теневого театра. Необходимо использовать музыкальное сопровождение, цветную подсветку .
Для показа детям необходимо выбирать хорошо знакомые сказки, небольшие по объему. При этом сказки перерабатываются по тематике занятия.
Учащимся предлагается непременное условие:
« Сейчас вы посмотрите хорошо знакомую вам сказку, но при этом должны отмечать для себя, что в ней изменилось и как бы вы хотели помочь персонажам изменить ход сказки».
Дети просматривают знакомую сказку с изменениями, затем педагог предлагает им еще раз посмотреть эту же сказку. По ходу развертывания сюжета детям нужно помочь сказочным героям, дав сигнал об остановке ( топать ногами, хлопать в ладоши и пр.), в том месте где можно изменить сказку.
Дети поэтапно, совместно с педагогом решают проблемы персонажей, проговаривают каждый момент сказки, находят общие решения и выходы из сложных ситуаций.
Используя эти приемы, мы можем решить следующие задачи:
- Во время просмотра и прослушивания сказки ребенок может пережить множество чувств и наиболее сильные « вынести» и озвучить от лица персонажа.
- Рассказывая о том, почему ему захотелось изменить сказку, ребенок непосредственно соприкасается со своими чувствами и учиться их распознавать, а также высказывать свое отношение к поступкам героев и говорить о них.
- Поставленная перед детьми задача требует от детей большого внимания к сюжету: запомнить и впоследствии изменить то, что не понравилось.
- Использование музыки, подсветки, теневых фигурок в своей совокупности благоприятно воздействует на все анализаторы ребенка, тем самым, развивая органы чувств.
В заключение также хочется отметить, что в психотерапевтическом общении, где почти неизбежно участвует бессознательное, язык сказки и тетра ценен по нескольким причинам. Он более чем обычный открыт для анализа и понимания для умственно отсталых детей. Он мощнее по возможности воздействия, то есть терапевтического вмешательства, он легче для восприятия ребенком.
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
«ВЕСЕЛЫЙ КОЛОБОК»
По мотивам русской народной сказки «Колобок»
ЦЕЛЬ: Формирование у детей навыков культуры поведения, дружеских взаимоотношений.
Персонажи сказки: колобок, лиса, заяц, ёж, медведь.
Оборудование: Ширма, настольная лампа, фигуры персонажей сказки из картона , деревья из картона, магнитофон, аудиозаписи с веселой и грустной музыкой.
Ход сказки:
Звучит музыкальная заставка «в гостях у сказки»
Открывается ширма и отрывается вид на лесную поляну.
Из – за деревьев появляется колобок , и поет веселую песенку.
Колобок:
Я веселый колобок, у меня румяный бок.
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.
Я по лесу прогуляюсь, ничему не удивляюсь.
Навстречу колобку выходит ёж.
Ёж: Здравствуй, колобок.
Колобок:
Это что за ерунда – вся в колючках голова.
Ха –ха-ха – вся в колючках голова. Ты кто?
Ёж:
С такими грубиянами не очень – то хочется разговаривать.
Не мешало бы вам ,любезный поучиться вежливым словам.
Колобок:
Вот ещё, разные колючие головы будут меня учить.
Ёж:
Эхе –хе! Дело твое, живи, как знаешь, но без вежливых слов в жизни никак не обойтись. До свидания мне пора идти к своим ежатам.
Ёжик уходит.
Колобок катится дальше и поет свою задорную песню.
Навстречу ему выскакивает зайчик.
Заяц: Здравствуй, колобок!
Колобок:
Это что за зверь лесной?
Куцый хвост, глаза косые, ноги длинные – смешные? Ты кто?
Заяц:
Мне что – то не очень хочется с тобой разговаривать, ты грубый и невоспитанный.
Заяц уходит.
Колобок:
Подумаешь. Будут тут меня всякие ушастые уму разуму учить, я сам все знаю.
Снова поет свою задорную песенку и катится дальше, навстречу ему идет лиса.
Лиса ласково:
Здравствуй, здравствуй, колобок!
Какой ты румяненький, какой ты славненький.
Колобок:
Это что за зверь такой, с рыжей шубой и хвостом?
А, вспомнил! Это рыжая лисища со своим хвостищем ха- ха –ха!
Лиса (обиженно):
Ох, колобок, за твою грубость мне тебя даже есть не хочется.
Уходит.
Колобок катится дальше и поет свою песенку, навстречу выходит медведь
Медведь:
Здравствуй, здравствуй колобок!
Колобок:
Ты огромный и пузатый, у тебя большие лапы.
Ты огромный, как гора ха –ха ха.
Медведь (сердито):
Я не думал , не гадал, что в нашем лесу живут такие грубияны и задаваки.
А, ну прочь с дороги, а то растопчу.
Колобок и медведь расходятся в разные стороны.
Колобок поет свою песенку, но его песенка становится грустной.
(звучит фонограмма тихой и грустной мелодии)
Колобок в раздумье останавливается на полянке и обращается к ребятам:
Я веселый колобок, у меня румяный бок.
Но почему – то все зверята, разбежались от меня.
Подскажите мне ребята, что не так сказал им я.
Из - за ширмы выходит ведущий и объясняет детям, что сейчас они вновь посмотрят эту же сказку, но с тем условием, чтобы помочь исправиться колобку.
Ведущий:
Ребята, наш колобок попал в очень трудную ситуацию, его никто не учил вежливым словам и он обидел лесных жителей. Давайте поможем колобку исправиться. Вам нужно будет по ходу подсказывать Колобку как себя нужно вести, а для этого вы будете давать сигнал (топать ногами в том месте, где вы считаете нужным).
Сказка повторяется сначала. По ходу сказки дети делают подсказки, помогают Колобку обрести новых друзей. Диалог между Колобком и детьми строится на импровизации в зависимости от ответов детей.
В заключение сказки колобок благодарит детей за науку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Силуэт - как выразительное средство ( на примере теневого театра)
Цель урока: развивать интерес к театральному искусству. Передать выразительный силуэт плоской куклы теневого театра по стихотворению К. Чуковского « Федорино горе». Урок составлен с интеграц...
Конспект открытого мероприятия по теме "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности". Теневой театр "Теремок"
Конспект открытого мероприятия, проведенного в рамках недели педагогического мастерства по теме "Развитие творческих возможностей детей посредством театрализации". Конспект состоит из пояснительной за...

Влияние теневого театра на сенсомоторное развитие детей
Сенсомоторное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и .р...

2019.12 Сценарий сказки "Шарф-покров" для теневого театра
Сценарий сказки и фигуры для теневого театра...