Доклад "Коррекционная направленность внеклассных мероприятий в группах Елионской школы-интерната"
статья на тему
Доклад является материалом используемым для проведения заседания методического объединения воспитателей коррекционных школ для детей с нарушением интеллекта, обмен опытом между коллегами, практическая работа подтверждается фотографиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklady_moi.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ-ЕЛИОНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ
СТАРОДУБСКИЙ РАЙОН БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ТЕМА: «Коррекционная направленность внеклассных мероприятий в группах
Елионской школы- интерната»
(презентация)
Выполнила:
Дебольская Людмила Адимовна,
воспитатель высшей категории
2016 г
Коррекционная направленность внеклассных мероприятий в группах Елионской школы –интерната .
Воспитание – сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют выбор приёмов работы, отношения между воспитанником и педагогом и многое другое.
Поэтому, воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных средств, приемов и методов, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанником, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.
В школе-интернате создаются адекватные условия, учитывающие особенности психического развития ребёнка при разных вариантах и видах отклонений, обеспечивающих возможную нормализацию психических процессов, мышления, речи, деятельности ребёнка, а также его социализацию.
Воспитатели работают с детьми во внеурочное время, поэтому в каждом режимном моменте проводится коррекционная работа, направленная на :
- обеспечение успешной адаптации детей в группе;
- формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
- активизирование ценностно-смыслового компонента сознания и личности детей, побуждение их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формирование собственных ценностных ориентаций;
- на обучение детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;
- развитие умения чувствовать и понимать другого;
- воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
- способствование развитию творческих способностей и воображения, индивидуальное самовыражение детей;
- развитие любознательности, наблюдательности;
- способствование сплочению детского коллектива.
Посещая и анализируя внеклассные занятия, наблюдая за выполнением учащимися режимных моментов и работой воспитателей с детьми в группах школы-интерната можно сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая работа проводится по следующим направлениям:
СЛАЙДЫ: № 2-6
1.Физическое развитие и здоровье детей.
Воспитатели осуществляют коррекцию моторного развития во всех видах детской деятельности, где так или иначе ребёнок проявляет двигательную активность ( в игре, изобразительной деятельности, труде, танцах, утренней зарядке); осуществляют дифференцированный подход к отбору содержания и средств двигательного развития с учётом возрастных физических и индивидуальных возможностей детей.
В процессе выполнения двигательных заданий учат детей координировать свои действия с действиями сверстников, учитывая их интересы.
СЛАЙДЫ: № 7-11
2. Речевое развитие детей.
(Художественно-речевая деятельность)
Воспитатели создают условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей.
Создают ситуации общения для обеспечения мотивации речи. Воспитывают у ребёнка отношение к сверстнику, как к объекту взаимодействия. Следят за пониманием детьми вопросов, сообщений, побуждений, связанных с различными видами деятельности.
Стимулируют обращение к взрослому и сверстнику с сообщениями, вопросами, побуждениями (то есть использование различных типов коммуникативных высказываний). Учат детей отстаивать своё мнение, доказывать, убеждать, разрешать конфликтные ситуации с помощью речи. Расширяют активный словарный состав новыми словами с правильно произносимыми звуками, уточняя их толкование и смысловое значение слов – названий, свойств, действий. Фиксируют внимание на их полном слуховом восприятии и правильном воспроизведении (послушай, повтори, скажи, назови). Привлекают внимание детей к восприятию интонационной стороны речи, побуждают соотносить интонацию с характером, настроением людей.
Воспитатели стимулируют развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения, которое обеспечивается речевыми средствами- высказываниями, вопросами, ответами, репликами, учат детей вести диалог, развивают возможность связного высказывания детей, следят за полными ответами на вопросы.
СЛАЙДЫ: № 12-16
3. Развитие детей в игровой деятельности.
Воспитатели школы-интерната создают условия для формирования игровой деятельности.
Организуют игровые уголки сообразно с потребностями, возможностями и особенностями развития детей разных возрастов.
С целью формирования пригодных для игр представлений (о предметах и социальных отношениях) проводят подготовительную работу к ролевым играм (наблюдения, экскурсии, беседы, рассматривание готовых иллюстраций и наблюдения за рисованием взрослого на эти темы, дидактические игры по ознакомлению с атрибутами игры, их названиями, способами использования и т.д.)
Проводят игры с «превращениями» в животных, птиц, в различные машины (самолёт, поезд, автомобиль и пр.), а также психогимнастические упражнения, что помогает детям создавать выразительный образ посредством движений и речи.
Знакомят детей с различными видами социальных отношений. Учат вычленять, осознавать, воссоздавать их в ролевых играх.
Формируют у детей умение строить ролевое поведение, создают условия для развития партнёрских отношений детей в игре.
Воспитатели поддерживают в процессе игры положительные взаимоотношения детей, добрый настрой, удовольствие от игрового процесса, способствуют развитию выразительной речи в игре, воображению.
Осуществляют взаимосвязь между различными направлениями коррекционно- развивающей работы.
СЛАЙД: 17-21
4.Развитие ребёнка в изобразительной деятельности.
(Ручной труд – как вид декоративно-прикладного искусства)
Работая с детьми в группах, воспитатели формируют предпосылки изобразительной деятельности. Рисуют и лепят на глазах у детей, отражая эмоциональный, игровой, бытовой, коммуникативный и познавательный опыт каждого ребёнка.
Знакомят детей с пространственными свойствами и цветом предметов в ходе специальных игр и упражнений, развивают ориентировку в пространстве листа бумаги.
Способствуют развитию восприятия готовых изображений (иллюстраций), рисунков, аппликаций, картин.
Способствуют развитию творческих способностей, умению различать цвета, пользоваться карандашами, красками, мелками, фломастерами, пластилином и т.д.
Знакомят с различными видами искусства, народными промыслами, историей своего и других народов.
Создают выставки игрушек, рисунков, поделок.
СЛАЙД № 22-26
5.Развитие детей в конструктивной деятельности.
Воспитатели развивают интерес к конструированию. Обеспечивают педагогический процесс сборно- разборными игрушками, разрезными картинками, пазлами, конструкторами, мозаикой.
Формируют у детей операции анализа, сравнения, синтеза.
Совершенствуют координацию движений обеих рук под контролем зрения.
СЛАЙДЫ: № 27-29
6.Развитие экологической культуры детей.
Способствуют созданию условий за наблюдениями природных объектов и явлений в естественных условиях, обогащая представления детей и побуждая их к высказываниям и описанию того, что видели, слышали, чувствовали.
В процессе высказываний обращают внимание на формирование у детей монолога диалога , зрительно-речевого и слухового внимания, фонематических и фонетических представлений, связанных с выделением наблюдаемых объектов и явлений, а также обогащают словарный запас.
Формируют и закрепляют навыки по выполнению действий, связанных с уходом за растениями и животными, уборке помещений, территории школьного двора и др.
СЛАЙД: № 30
7.Развитие у детей элементарных экономических представлений..
В ходе общения с детьми и во время внеклассных занятий воспитатели формируют у детей представления о потребностях, желаниях и нуждах человека, об относительной ограниченности возможностей.
Формируют представления о собственности, о бережном отношении к ней (знакомят детей с различными видами собственности).
Развивают у воспитанников представление об экономической целесообразности участия всех членов семьи в выполнении домашней работы, о доходах и затратах семьи.
Проводят работу с детьми по расширению экономического кругозора.
СЛАЙДЫ: № 31-33
8. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности.
С детьми в школе- интернате работает музыкальный руководитель, который вместе с воспитателями создают условия развития у детей музыкального восприятия, используя различное музыкальное оборудование(музыкальные часы, DVD, магнитофоны, «Караоке», синтезатор и т.д. ).
Используют в организации различных занятий с детьми музыкальную деятельность, как средство для активизации и повышения эмоционального фона восприятия окружающего.
Формируют у детей музыкально-эстетические, зрительно-слуховые и двигательные представления о средствах музыки.
Вводят музыкальное сопровождение в занятия не только как фон, но и с целью усиления эмоциональной окраски имеющихся представлений об окружающем.
Организуют музыкально-ритмические занятия и игры с учетом зрительно-слуховых и двигательных возможностей детей.
Организуют прослушивание музыки, побуждают запоминать и узнавать музыкальные произведения, мелодии.
СЛАЙД: № 34
9. Индивидуальная работа детей.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения применяются и в воспитательной работе с детьми, имеющими различные способности и проблемы, путем организации воспитанников в однородные группы.
Используя индивидуальный подход воспитатель подбирает задания ребёнку согласно его личностных особенностей.
СЛАЙД: № 35
10. Использование физминуток.
Чередование мыслительной деятельности с физминутками позволяет снизить утомляемость детей в ходе занятия.
СЛАЙД: № 36-37
11.Развитие ребёнка в театрализовано - игровой деятельности.
Воспитатели используют игры-драматизации, выразительное чтение на занятиях, исполнение ролей в сценках для развития у детей психической сферы и движений.
Обучают детей зрительно воспринимать, различать, понимать и переживать, передавать состояние персонажей, способствуя эмоциональному восприятию и формированию палитры чувств.
Формируют возможность полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, движений голоса (силы, высоты, тембра), интонации, дикции, передача одними и теми же лексическими средствами различных замечаний, способствующих развитию общения детей.
СЛАЙД:№ 38-39
12.Использование информационно-компьютерных технологий.
Использование воспитателем информационных ресурсов даёт возможность разрабатывать презентации для занятий с воспитанниками, что вызывает у них большой интерес к заданиям.
Дети активно участвуют в ходе внеклассных занятий с использованием компьютерных технологий. Посещая кружок «Компьютерный мир», дети овладевают простейшими навыками информационных пользователей, что открывает перед ними перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, расширению сфер будущей трудовой деятельности, жизнеспособности.
СЛАЙД: № 40
13.Рефлексия.
Коррекционная работа в школе-интернате осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка. Работа воспитателей в часы занятий направлена на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития.
Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребёнка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Наиболее достоверной оказывается диагностика, которая опирается на данные клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения ребёнка, находящегося в адекватных, наиболее благоприятных условиях обучения.
Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий обще развивающей и предметной направленности.
Литература:
1.Журнал «Дефектология», №4.1999г
2.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков.
Изд-во Речь С-Петербург 2006.
3. Матюшкова Е.А. Лекция: Современные технологии обучения детей с интеллектуальными нарушениями. 2015г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат...
Статья на тему: «Изучение растений и животных Тувы на внеклассных мероприятиях по биологии в «Школе-интернате для детей с нарушениями слуха».
Объект: использование элементов краеведческого материала во внеклассной работе. Предмет - процесс применения внеклассной работы для повышения уровня знаний неслышащих детей о флоре и...
Отчет о работе за первое полугодие группы №5 школы-интернат №6.
Полный отчет о работе за первое полугодие 2016-2017 учебный год....
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 4 А КЛАСС ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №33 Тема: «Аппликация из ниток»
Ознакомление с изготовлением изделия "Ландышь" в технике аппликация из ниток....
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 4 А КЛАСС ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 33 Тема: «Масленица. Путешествие по Масленичной неделе».
Пробудить интерес детей к народной культуре, фольклору, традициям......
Основные направления работы по профилактике правонарушений в школе-интернате.
Статья об основных направлениях работы по профилактике правонарушений с обучающимися с интеллектуальнвыми нарушениями....