Адаптированная рабочая программа "Реальная математика" для 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему
Содержание курса соответствует курсу "Математика", не требует от учащихся дополнительных математичесих знаний. Тматика задач и заданий отржает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную информацию, интересные матемматические факты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realnayaya_matematika_rp.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКОУ»Школа-интернат№92»
Утверждаю:
Директор школы-интерната
_______________/Борисов В.А.
Адаптированная рабочая программа
«Реальная математика»
6Б класс
Составитель:
Фокина Н.К.
Рассмотрено на МО ЕМЦ
Протокол . №1 от 25.08.16
___________/Фокина Н.К.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по курсу «Реальная математика» разработана для слабослышащих учащихся 6Б класса, имеющих задержку психического развития.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи , занятия по данному курсу предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
В 2013 году на государственной итоговой аттестации по математике появился раздел «Реальная математика», то есть математика нашего реального, повседневного жизненного пространства.
Начинать готовить учащихся к сдаче итоговых экзаменов по математике нужно с 5-6 классов. На этом этапе обучения учащиеся учатся решать простейшие задачи на движение, на проценты, геометрического характера, логические задачи. Поэтому, для лучшего усвоения материала , необходимо уделить больше внимания решению задач различного типа
Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что он преподается детям с недостатками слуха, имеющими задержку психического развития. У слабослышащих и позднооглохших обучающихся есть серьезные отличия от слышащих: недостаточное понимание ими речи окружающих людей, в том числе учителя, невозможность выразить свои мысли из-за ограниченности словарного запаса, неверное понимание значения слова. Поэтому был проведен психологически и методически обоснованный отбор материала, его распределение в определенной последовательности (содержание обучения) и определены методы и приемы обучения, базирующихся на особенностях развития учащихся и преподносимого языкового материала.
У слабослышащих детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития. Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по математике . Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. При решении задач дети должны учиться анализировать, выделять в ней неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического действия, формулировать ответ, т.е. овладевать общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи.
Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию слабослышащих учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Цель:
- Привитие интереса учащимся к математике, систематизация и углубление знаний по математике
- выработка умений и навыков использования математических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы.
В основу составления программы положены следующие педагогические принципы:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «Реальная математика»
Основное содержание курса математики составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном курсе отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Такие задания содержатся в разделе “Логические задачи”. В разделе “Числа и вычисления” начинается знакомство с греческой, египетской, римской и древнерусской системой исчисления, правилами быстрого счета, числовыми ребусами и магическими квадратами. Большую роль при обучении математики играет геометрический материал, поэтому он отражен в разделе “Прикладные задачи по геометрии”, где развивается представление о симметрии фигур, о пространственных фигурах, умение находить площадь и периметр. В разделе «Решение задач» содержится решение задач на смекалку, занимательные и шутливые задачи, текстовые задачи прикладного характера, задачи на движение. Большое значение в повседневной жизни имеет умение читать графики и диаграммы. Такие задания содержатся в разделе «Графики и диаграммы»
Содержание курса соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы работы:
- работа в парах
- индивидуальные занятия
Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.
МЕСТО КУРСА «Реальная математика» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса «Реальная математика» разработана на основании учебного плана и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), которые предусмотрены школьным компонентом.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Название темы | К-во часов | Изучаемые в теме вопросы | Практикум |
1.Числа и вычисления | 8 часов | Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты. | |
2.Прикладные задачи геометрии. | 5 часов | Нахождение периметра и площади прямоугольных участков. Понятие симметрии Пространственные фигуры. | |
3.Графики, диаграммы. | 5часов | Чтение графиков, круговых и столбчатых диаграмм. Составление рассказа по графику, диаграмме. Работа учащихся по представлению диаграмм на компьютере | |
4.Логические задачи | 8часов | Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле. |
|
5.Решение задач | 8часов | Задачи с табличным условием. Расчет наиболее выгодных покупок. Задачи на движение. Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. |
Учебно- тематический план.
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Материально- техническое обеспечение | Дата проведения | Количество часов | ||
личностные | метапредметные | предметные | |||||
I. | Числа и вычисления. | 8 | |||||
1 | Греческая и римская нумерация. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов | Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. | ПК | ||
2 | Индийская и арабская система исчисления. | ПК | |||||
3 | Древнерусская система исчисления. | ПК | |||||
4 | Правила и приемы быстрого счета. | ||||||
5 | Конкурс «Кто быстрее сосчитает». | ||||||
6 | Знакомство с числовыми ребусами. | ||||||
7 | Решение и составление числовых ребусов. | ||||||
8 | Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел». | ||||||
II. | Геометрические фигуры. | 5 | |||||
1 | Треугольник, задачи с треугольниками. | Формирование готовности учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта). выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения | Развивать умения делать анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей моделирование | различать такие понятия, как, треугольник, симметричные фигуры; применять все наиболее известные меры длины для вычислений; измерять высоту окружающих предметов;решать геометрические головоломки; измерять площадь области, используя различные методы | ПК | ||
2 | Симметрия. Геометрические головоломки. | ||||||
3 | Знакомство с пространственными фигурами. | ПК | |||||
4 | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур. | ||||||
5 | Нахождение периметра и площади прямоугольных участков. | ||||||
III. | Графики, диаграммы. | 5 | |||||
1 | Чтение графиков и диаграмм | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; | установление причинно-следственных связей, моделирование выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством; умение слушать и вступать в диалог | Чтение графиков. Наглядное представление информации | |||
2 | Составление рассказа по графику | ||||||
3 | Составление диаграмм | ||||||
4 | Работа со столбчатыми диаграммами на компьютере | ||||||
5 | Работа с круговыми диаграммами на компьютере | ПК | |||||
IV | Логические задачи. | 8 | |||||
1 | Знакомство с числовыми мозаиками. | развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | понимают причины неуспеха,– делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач умеют критично относиться к своему мнению | Решение нестандартных методов решения различных математических задач; логические приемы, применяемые при решении задач. | |||
2 | Составление и решение числовых мозаик. | ||||||
3 | Решение и составление задач со спичками. | ||||||
4 | Головоломки со спичками. | ||||||
5 | Знакомство с принципом Дирихле. | ПК | |||||
6 | Решение задач на принцип Дирихле. | ||||||
7 | Решение задач на принцип Дирихле. | ||||||
8 | Заключительное занятие | ||||||
V | Решение задач. | 8 | |||||
1 | Задачи с табличным условием | Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; осознают и принимают социальную роль ученика | работают по составленному плану, используют дополнительную литературу,строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи, умеют слушать других; принимать точку зрения другого | Исследуют ситуации, требующие сравнения, их упорядочения, используют разные приемы проверки правильности ответа, действуют по самостоятельно выбранному алгоритму решения задач | |||
2 | Решение шутливых задач. | ||||||
3 | Задачи от противного. | ||||||
4-5 | Задачи на движение. | ||||||
6-7 | Задачи на движение по реке. | ||||||
8 | Старинные задачи. | ||||||
Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач
Литература:
- Депман И.Я. Мир чисел
- Фарков А.В. Математические кружки в школе
- Клименченко Д.В. Из истории метрической системы мер
- Ванцян А.Г. Математика5
- Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
- В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.
- Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
- Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
- Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
- Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
- Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
- Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
- Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа 10 класс
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа 5 класс
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа 6 класс
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа 7 класс
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа 9 класс
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа 2 класс обучение на дому
В программе представлено 5 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю...
адаптированная рабочая программа 9 класс
адаптированная рабочая программа 9 класс...