Рабочая адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального образования для обучающихся с умственной отсталостью. Математика
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
«___»_______2013 г Педагогическим советом
Зам. директора по УВР «____»________2013 года
________ Е.М. Галкина Протокол № ___________
Директор
_________ О.В. Бурлакина
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
МАТЕМАТИКА
1-4 КЛАСС
Составитель: Попова Н.В.
Пояснительная записка
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы В. В. Воронковойи частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по математике (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).
Перечень нормативных документов
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2008 г.
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования по математике (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373)
Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в школе, а также пригодятся в жизни.Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приёма решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Цель:
- повышение уровня общего развития обучающихся;
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи:
- развивать познавательную деятельность обучающихся;
- научить выполнять четыре арифметических действия с целыми числами;
- дать обучающимся такие количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им ориентироваться в окружающей жизни, и более успешно включиться в трудовую деятельность;
- формировать умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
- формировать нравственные качества.
Программа строится в соответствии с дидактико-психологическими особенностями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными направлениями коррекционной работы по математике являются:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- формировать восприятия величины формы, объектов;
- формировать временные представления;
- учить устанавливать причинно- следственные зависимости;
- формировать понятия лево – право;
- формировать пространственные отношения на плоскости;
- формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля;
- формировать связную речь;
- пополнять запас активного и пассивного словаря.
Место учебного предмета в учебном плане
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 |
Количество часов | 165 | 170 | 170 | 170 |
Итого | 675 |
Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика» личностных и метапредметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к школе, к изучению математики;
- интерес к учебному материалу;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- общее представление о моральных нормах поведения;
- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- положительного отношения к школе;
- первоначального представления о знании и незнании;
- понимания значения математики в жизни человека;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
- использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводитьразбиение объектов на группы по выделенному основанию);
- под руководством учителя проводить аналогию.
Учащиеся получат возможность научиться:
- строить небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);
- выделять несколько существенных признаков объектов;
- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам наоснове их анализа;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать различные точки зрения;
- понимать необходимость использования правил вежливости;
- использовать простые речевые средства;
- контролировать свои действия в классе;
- понимать задаваемые вопросы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- следить за действиями других участников учебной деятельности;
- строить понятные для партнера высказывания;
- адекватно использовать средства устного общения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Учащиеся за 1 класс научатся:
- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 10 + 4, 4 + 10;
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Учащиеся за 2 класс научатся:
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом черездесяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
- решать простые (самостоятельно) и составные арифметические задачи (с помощью учителя) и конкретизировать с помощьюпредметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
- узнавать, называть, чертить отрезки, углы - прямой, тупой, острый;
- чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку (с помощью учителя);
- определять время по часам с точностью до 1 часа.
Учащиеся за 3 класс научатся:
- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
- записывать числа, полученные при измерении, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
- определять время по часам;
- находить точку пересечения линий;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Учащиеся за 4 класс научатся:
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- практически пользоваться переместительным свойством умножения;
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
- самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- вычислять длину ломаной;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
Содержание учебного материала
1 класс
(5 ч. в неделю)
Пропедевтический период
Свойства предметов: предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов:
- сравнение двух предметов, серии предметов;
- сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький,больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины;
- сравнение предметов по размеру.
Сравнение двух предметов: длинный, короткий(широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче(шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине(ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины);
- сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее,короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще);самый длинный, самыйкороткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий);
- сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные,одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса);
- сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый,самый легкий.
Положение предметов в пространстве, на плоскости:
- положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, поотношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше,ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над,под, напротив, между, в середине, в центре;
- ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний,нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, леваяполовина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
- сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий;
- отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом,следующий за.
Временные представления:
- сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно,вовремя, давно, недавно, медленно, быстро;
- сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.Геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, брус;
Числа. Величины.
- Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счетпредметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду(0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.
- Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток.
- Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицысостава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания.Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя).Переместительное свойство сложения (практическое использование).
- Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20.Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающиеединицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.
- Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к.,10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.
- Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
- Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки вразличном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка.Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.- Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка,вычерчивание отрезка заданной длины.
- Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.
- Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок днейнедели.
- Овал.
- Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.
*Числа от 11-20 изучаются в порядке ознакомления.
2 класс
(5 ч. в неделю)
-Повторение. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратнойпоследовательности.
-Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно(=).
-Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
-Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второгослагаемого на два числа.
-Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложениявычитаемого на два числа.
-Таблицы состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом черездесяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
-Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.Число 0 как компонент сложения.
-Единица (мера) длины - дециметр. Обозначение: 1 дм Соотношение: 1 дм=10 см.
-Единица (мера) длины - дециметр. Обозначение- 1 дм. Соотношение: 1 дм =10 см.
-Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины(сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
-Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
-Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.
-Составные арифметические задачи в два действия.
-Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
-Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнениеуглов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного угольника.
-Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник:вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге вклетку по заданным вершинам.
-Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах направление движения стрелок.
-Единица (мера) времени - час. Обозначение: 1 ч.
-Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
-Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
3 класс
(5 ч. в неделю)
- Повторение. Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные – двузначныечисла. Решение простых задач на нахождение суммы и разности.
-Единицы времени: час,сутки. Единицы длинны: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды.
-Построение по опорным точкамквадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.
-Умножение и деление чисел.
Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблицаумножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентовделения. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения иделения. Деление на равные части и по содержанию.
- Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение ивычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц.Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1 – 100,присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. понятие разряда.Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числачетные и нечетные.
-Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60+ 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39) и соответствующие случаи вычитания.Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
-Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена егоарифметическим действием умножения. Знак умножения (х). Запись и чтение действияумножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
- Таблица умножения числа 2.Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равныхчастей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные частиарифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблицаделения на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
- Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
- Соотношение: 1р. = 100к.
- Скобки. Действия I и II ступени.
- Единица (мера) длины – метр. Обозначение: 1м. Соотношения: 1 м = 10дм, 1 м = 100см. Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками,метры с сантиметрами).
-Единицы (меры) времени – минута, месяц, год. Обозначение : 1 мин., 1 мес., 1 год.
Соотношения: 1 ч = 60 мин. 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядокмесяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин. (10 ч 25 мин и без15 мин 11ч).
- Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление наравные части и по содержанию).
- Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством истоимостью.
-Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания,умножения, деления.
- Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного.
- Пересечение линий. Точка пересечения.
- Окружность, круг. Циркуль, центр, радиус. Построение окружности с помощьюциркуля.
- Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.
- Многоугольник, вершины, углы, стороны.
-Таблица умножения. Нахождение неизвестного компонентаарифметического действия. Числовые выражения.
4 класс
(5 ч. в неделю)
- Повторение. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).
- Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
- Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
- Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
-Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
- Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.
- Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.
- Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.
- Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.
- Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
- Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
- Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
- Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
- Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.
- Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.
- Название сторон прямоугольника: основание (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.
Учебно-методический комплект
1.Т.В. Алышева Математика 1 класс,-М. «Просвещение» 2011г.
2.Т.В. Алышева Математика 2 класс,-М. «Просвещение» 2011г.
3.Эк В.В. Математика 3 класс – М. «Просвещение», 2011 г.;
4. Перова М Н. Математика 4 класс – М. «Просвещение», 2011 г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью разработана МКОУ Кондинская СОШ...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью...
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального образования для обучающихся с умственной отсталостью. Развитие устной речи.
Рабочая программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью....
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального образования для обучающихся с умственной отсталостью. Русский язык.
Методическик рекомендации...
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального образования для обучающихся с умственной отсталостью. Чтение.
Разработка учебной программы...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерн...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...