Рабочая адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального образования для обучающихся с умственной отсталостью. Чтение.
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Зам. директора по УВР ГБОУ ЦЛПДО _____________________Е.М. Галкина «_______»______________2013 г. | «Утверждено» На заседании Педагогического Совета Протокол от «_____»_______________2013 г. Директор ГБОУ ЦЛПДО ________________________О.В.Бурлакина |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» __________________________________________________________________________________________________________________________
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
1-4 класс
Составитель: учитель Попова Н.В.
Чтение
Пояснительная записка
Уровень программы - адаптированный
Адаптированная рабочая программа по чтению составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой и частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по литературному чтению, утвержденный приказом Министерства и науки РФ от 06.10.2009г.№ 373.
Перечень нормативных документов
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2008 г.
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования по литературному чтению (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373).
3.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета
Чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности — вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.Успешность изучения курса чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Цель курса:
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
- совершенствование всех видов речевой деятельности;
Задачи:
- развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
- формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интересак чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детскойлитературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательскойкультуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу;
- учить самостоятельно работать с книгой;
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся с отклонениями в интеллектуальном развитии в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие речи, владение техникой речи;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место учебного предмета в учебном плане
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 |
Количество часов | 132 | 136 | 136 | 136 |
Итого | 540 |
Личностные универсальные учебные действия:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно определять цель выполнения заданий на уроке ,корректировать работу по ходу его выполнения;
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- составлять план текста;
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных книг, понимать прочитанное;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- понимать точку зрения другого;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Учащиеся за 1 класс научатся:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту.
Учащиеся за 2 класс научатся:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
Учащиеся за 3 класс научатся:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся за 4 класс научатся:
- правильно читать текст вслух целыми словами, чтение про себя;
- выделять главную мысль произведения;
- делить текст на законченные по смыслу части (под руководством учителя);
- выделять главные действующие лица, оценивать их поступки;
- пересказывать содержание прочитанного;
Содержание учебного материала
1 класс
(4 ч. в неделю)
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
Вбукварный период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Добукварный период (5ч в неделю)
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
Букварный период.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
2-й этап.Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап.Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап.Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов.
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Устная речь
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.
2 класс
(4 ч в неделю)
- Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
- Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
- Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин.
- Нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
- Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
- Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Примерная тематика:
-небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников;
- о хороших и плохих поступках детей;
- о дружбе и товарищеской взаимопомощи;
- о семье;
- о труде взрослых;
- об участии в домашнем труде детей;
- о знаменательных событиях;
-об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
3 класс
(4 ч в неделю)
- Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
- Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
- Чтение про себя простых по содержанию текстов.
- Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
- Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
- Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
- Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
- Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
- Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Примерная тематика:
- произведения о Родине, о Москве
- о рабочих профессиях;
- об отношении людей к труду, природе, друг к другу;
- об общественно- полезных делах;
- произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей;
-рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
4 класс
(4 ч в неделю)
- Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
- Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
- Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого.
- Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.
- Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
- Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным.
- Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
- Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
- Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Примерная тематика:
-чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей;
-Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны;
-общественно полезные дела школьников;
-чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года;
-практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
Учебно - методический комплект
1. А.К. Аксенова, С,В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь 1 класс»- М.: Просвещение, 2011г. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
2. С.Ю.Ильина. Чтение. 2 класс. М.: «Просвещение», 2009г.
3. Учебник. С.Ю. Ильина, Л. В. Матвеева ( Лунёва) Чтение. 3 класс. М.: "Просвещение", 2011.
4. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева (Лунева) Чтение 4 класс. - СПб: филиал изд-ва "Просвещение", 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью разработана МКОУ Кондинская СОШ...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью...
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального образования для обучающихся с умственной отсталостью. Развитие устной речи.
Рабочая программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью....
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального образования для обучающихся с умственной отсталостью. Русский язык.
Методическик рекомендации...
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального образования для обучающихся с умственной отсталостью. Математика
Разработка учебной программы...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерн...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...