Система совершенствования урочной и внеурочной деятельности
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Система совершенствования урочной и внеурочной деятельности по развитию познавательного интереса к предметам гуманитарного цикла. Система уроков внеклассного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система совершенствования урочной и внеурочной деятельности | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок»
г. Смоленска»
Система совершенствования урочной и внеурочной
работы по развитию познавательного интереса к предметам
гуманитарного цикла
2019
Смоленск
СОДЕРЖАНИЕ
- Педагогическое обеспечение развития познавательных процессов
- Познавательная деятельность как основа обучения и познания окружающего мира у детей с ОВЗ
- Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся
- Методы организации познавательной активности учащихся
- Разнообразие типов структур уроков для развития познавательной деятельности учащихся
- Интерес как одно из условий развития познавательной активности школьника
- Литература
Педагогическое обеспечение развития познавательных процессов личности
Развитие познавательных процессов личности относится к числу наиболее актуальных педагогических проблем. Познавательные процессы включают в себя развитие внимания, памяти, восприятия, мышления. От умения педагога создавать необходимые условия для их развития на уроке и во внеурочной работе зависит успешная адаптация ребёнка с ОВЗ в современном мире. Педагогическое обеспечение развития познавательных процессов складывается из следующих компонентов деятельности учителя:
- заботится о пополнении своего теоретического и методического арсенала по данной проблеме через работу МО, классных руководителей, самоподготовку и переподготовку на курсах повышения квалификации, участие в научно-практических конференциях;
- совместно с психологом выявляет и корректирует недостатки в формировании познавательных процессов учащихся, проводит групповые и индивидуальные упражнения на развитие внимания, воображения и памяти;
- заботится о формировании нравственных и волевых качеств, эмоционально- чувственной сфере школьника;
- использует средства стимулирования для поощрения учащихся;
- проводит внеклассные мероприятия, направленные на проявление и развитие различных свойств внимания, памяти и мышления, чтобы это способствовало формированию познавательных процессов;
- стремится сделать родителей помощниками в развитии познавательных интересов ребёнка, рекомендует им для проведения досуга книги игры.
Всё перечисленное является залогом успеха не только в учебной, но и в будущей жизнедеятельности воспитанников.
Познавательная деятельность как основа
обучения и познания окружающего мира
Коррекционно-развивающее обучение направлено на коррекцию личности ребёнка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, т. е. развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале.Речьидёт не столько об усвоении знаний, умений и навыков, сколько о развитии у ученика высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при помощи которых он и будет усваивать учебную программу.
Основная особенность ребёнка с ОВЗ состоит в том, что у него стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. А именно познавательная деятельностьлежит в основе обучения, познания окружающего мира. Опираясь на учение Л. С. Выготского о ведущейроли обучения в развитии детей с ОВЗ, было установлено, что коррекционная работа должна проводиться не на изолированных от учебных программ специальных уроках, а во всём процессе обучения и воспитания специальных педагогических , путём использования специальных педагогических приёмов.
Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся
Начало формирования склонностей к познавательной деятельности происходит в младшем школьном возрасте, пока ребёнок впервые знакомится с учебными предметами, представляющими собой ту или иную область человеческого знания. Склонность к познавательной деятельности с годами становится более дифференцированной (проникновение вглубь предмета, сравнение его с другими, выводы и постановка новых вопросов). Именно познавательные интересы ребёнка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания. Возникший глубокий интерес даже к одной области знаний способствует общему развитию ученика.
Мною используются многочисленные приёмы познавательной деятельности учащихся:
- варьирование учебного материала в целях выделения в нём наиболее существенного, подлежащего усвоению. На основе системы вопросов и упражнений учитель подводит детей к требуемым выводам и обобщениям:
Молодой зелёный м. р. ой
Золотой синий какой? ий-ый
- программированное обучение
На карточке даны вопросы: определить род имени существительного в первом и тором столбиках, сделать вывод, в каком роде им. сущ. на конце слов после шипящих пишется – ь: луч дочь
нож рожь
камыш тишь
- проблемное обучение. Учитель так организует работу, что дети самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают обобщения и выводы. Усвоение знаний осуществляется путём коллективной деятельности учителя и учеников. Учитель организует поиск. Это разнообразит формы работы: дискуссия, работа с учебником, словарём (какого рода слово - какао -; можно ли его переносить точно по слогам?)
Но при всём этом нельзя забывать об индивидуальном подходе к каждому
ученику в соответствии с его склонностями и способностями.
Методы организации познавательной активности учащихся
1. Сообщающий метод
Учитель основное внимание сосредотачивает на изложении знаний в определённой системе, в наглядной и доступной форме. Это рассказ о жизни и творчестве писателя и т. п.
2. Метод развивающего обучения
Учитель основное внимание сосредотачивает не только на изложении содержания учебной программы, но и на самом ученике, активно формируя способы его умственной деятельности. В заданиях подробно описываются приёмы их выполнения. Нужно выделять в каждой теме те правила, по которым ученики будут её усваивать. За этим видом работы нужен постоянный контроль. Например, работа с карточками по развитию речи.
3. Наглядные средства усвоения
Изложение любого учебного предмета осуществляется с опорой на чувственный опыт. Формирование его опирается на наглядность (доступность визуальному наблюдению): то очевидное, что можно показать, увидеть, непосредственно воспринять. Выделяются несколько типов :
- теоретические модели в виде графических схем, воспроизводящие своим содержанием наиболее общие зависимости. Наглядный материал выполняет на только иллюстративную функцию . но и объяснительную.
ъ ---е ё ю я ь ---е ё ю я и
- натуральные и вещественные модели
Это фотографии, репродукции, муляжи, предметные картинки. В кабинете русского языка мною составлены следующие альбомы репродукций:
- картинный словарь - орудия труда
- овощи и фрукты - транспорт
- деревья и кустарники - город
- животный мир - явления природы
- игрушки - цвета
- женский, детский и мужской портреты - под мирным небом Родины
- природа и времена года - жанровая живопись
- история России - народные промыслы
- портреты писателей - жизнь и творчество писателей
- иллюстрации к произведениям - обобщающие таблицы
- опорные таблицы
Альбомы: «Улицы города рассказывают», «Их именами названы улицы города»
Фонотека
-условные графические изображения: чертежи, эскизы, схемы
- знакомые модели
Графики, формулы, уравнения, выражения, символы, опорные таблицы по русскому языку
- лингвистический материал
Даны три слова: окно, стоять, стол. Составить предложение
Даны три слова: девочка, дерево, птица. Придумай рассказ
Даны слова с пропущенными безударными гласными, звонкими и глухими согласными, вставь нужную букву:
П…ра д…р…во п…л…ка г…ра з…м…к с…г…об
Подбор ребусов и обучение детей в их решении: С3Ж 100Л 7Я 3КО
Обучение учащихся разгадыванию кроссвордов
- литературный материал
Дополни содержание рассказа по данному началу и концу
Придумай концовку рассказа
Подбери пословицу к рассказу
- наглядно – образный материал
Некоторые детали или фигуры на иллюстрации закрываются. Нужно подумать, что можно дорисовать.
Виды наглядности по способу изготовления:
- на доске мелом от руки,
- с помощью чертёжно – измерительных инструментов,
- на печатной основе,
- в виде моделей
Хорошо, если они изготовлены вместе с учащимися или даже самостоятельно учениками. В этом случае школьники более глубоко усваивают знания. Поэтому я вместе с детьми составляю картотеку словарных слов, вместе с ними систематизирую наглядность в кабинете, выпускаю стенгазеты и календарь знаменательных дат.
Разнообразие типов структур уроков
В современной педагогике существует многочисленное разнообразие типов и видов уроков. Каждый из них соответствует определённой цели, но, в конечном счёте, все они направлены на развитие познавательной активности учеников.
Вот некоторые из них:
- урок изучения нового материала,
- урок введения в новую тему,
- комбинированный урок,
- урок развития умений навыков,
- урок формирования умений и навыков,
- урок закрепления и систематизации полученных знаний,
- урок обобщения и систематизации знаний,
- контроль знаний, умений и навыков,
- контрольно – обобщающий урок,
- урок – игра,
-урок – драматизация,
-урок – путешествие в прошлое,
-урок – дискуссия,
- урок – конференция,
-урок – исследование,
- урок – проект,
-урок – утренник
Приведу несколько примеров.
- Урок – дискуссия
Ставится проблема. Работа с текстом, коллективное обсуждение версий. Выбор или составление единой общей версии. Формы её подачи: устный ответ, инсценировка, опорный конспект.
Особенно жаркая дискуссия разгорается при изучении в 8 классе повести И. С. Тургенева «Муму». Учащихся не удовлетворяет концовка.
В 6 классе после прочтения рассказа Ю. Дмитриева Таинственный ночной гость» выясняем, следует ли в прямом смысле открывать всем входную дверь. В то же время определяем, чему нас учит рассказ.
- Урок – игра
Это литературно – ролевая игра, когда каждая группа или ученик представляет одного или более литературного героя.
В 9 классе я провожу урок «Давайте познакомимся поближе» по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Каждый ученик «защищает» своего героя. Дети дают мотивацию тех или иных поступков действующих лиц.
С таким же накалом «страстей» происходит и«защита» героев в произведениях А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе, «Борис Годунов» в 10 классе и «Пиковая дама» в 11 классе.
- Урок – презентация
Подробно изучается одно-два произведения писателя или, наоборот, только отдельные главы, а хочется, чтобы дети знали больше. Например, в 5 классе рассказы Н. Носова и Б. Житкова. Можно поручить группе учащихся представить или ещё одно произведение этих писателей. В последнее время я сотрудничаю с родителями через Клуб семейного чтения.
- Урок – повторение
Сравниваем два произведения, если есть одинаковый предмет описания. Выявляем общее и различие, т. е. учащиеся знакомятся с технологий сопоставительного анализа. Например, при изучении народных и авторских сказок, стихов с описанием природы.
- Интегрированный урок
По определению – это соединение различных преподаваемых предметов в школе в одно целое.
Мною разработана серия интегрированных уроков. Все они распределены по направлениям. В каждом блоке собрано не менее 6-12 уроков.
Блок №1. Многообразие картин природы (экология)
Блок №2. Путешествие в другую эпоху (реальное историческое и художественное время)
Блок №3. Романсиада (система уроков изучения романсов на стихи русских поэтов)
Блок №4. Театр (инсценировки изучаемых произведений, драматизация басен)
Блок №5. Кинематограф. Телевидение (сценариипраздников и их проведение, дидактические игры, изучение японского стихосложения, учимся писать сказки, стихи)
Особое внимание хочется обратить на домашнее задание. Бесспорно, прежде всего, это ежедневное чтение и пересказ. В то же время задания должны быть разнообразны и направлены на активизацию познавательныхинтересов учащихся. И опять я обращаюсь к родителям учеников, как к самым заинтересованным лицам. Каждый учитель, зная уровень развития каждого ученика, предлагает такие задания дифференцированно. Например, я использую такие виды заданий:
- выбрать из текста изучаемого произведения слова на изучаемые правила по русскому языку;
- выписать из словаря 5 имён существительных 1склонения;
- дописать рассказ по началу;
- придумать начало рассказа по его концу;
- составить план рассказа;
- найти в отрывке (текст по чтению) словосочетания: им. сущ.+ глагол и т. д.;
- найти и заучить 3-5 загадок;
- принести книги определённых авторов;
-рассказать, что читают дома («Папа, мама, я – читающая семья);
- нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению или сделать аппликацию на выставку;
- принести фото или репродукции с изображениями животных , если читаем о них и т.д.
Интерес как одно из условий развития познавательной активности ребёнка
Для работы с учётом способностей и умений каждого ребёнка мною разработаны следующие индивидуальные карточки (4 подгруппы):
- составь сова из данных частей слова;
- найди конец предложения;
- составь пословицы из двух половинок текста;
- составь предложение из данных слов;
- составь рассказ из данных предложений;
- составь рассказ по вопросам;
- определи виды предложений по интонации;
- допиши рассказ по началу, по концовке, по опорным словам;
- ответь на вопросы, напиши изложение;
- составь план, напиши изложение;
- составь план, раздели рассказ на части;
- составь рассказ по серии картинок;
- свободный диктант (в зависимости от подготовки детей);
- ребусы, кроссворды, загадки.
Также мною разработаны тематически карточки, в которые включены грамматические задания.
- Моя мама (синонимы, дописать предложения, ответить на вопросы о своей маме)
- Моя семья (дополнить выражения о родственных связях, выделить корень в родственных словах, составить с ними предложения, ответить на вопросы о семье)
- Берегите птиц! (рассказ по опорным словам, загадки)
- Всё наоборот (антонимы, ответы на вопросы)
- По-другому (синонимы, деформированный текст, дописать предложения, используя имена прилагательные)
- Описание картины В. А. Серова «Мика Морозов» (ответить на вопросы, дополнить словосочетания, описать портрет по плану и словосочетаниям)
- Весна идёт! (расскажи по плану, дополни предложения, работа с деформированным текстом, образуй имена прилагательные)
- Описание картины К.Юона «Конец зимы» (ответь на вопросы с привлечением данных слов, дополни описание картины, придумай устно рассказ о девочке, о жителях домика, о лыжниках)
- Жизнь зверей и птиц зимой (ответь на вопросы, составь рассказ по вопросам и опорным словам, опиши зайца по данным вопросам, допиши сравнения)
- Описание грозы (подбери определения, допиши предложения, работа с деформированным текстом)
- Книги - наши друзья (ответь на вопросы по оформлению книги, составь предложения с данными словами, отгадай загадки)
- Здравствуй, лето! ( 4 варианта: в саду, в лесу, на лугу, на реке – рассмотри репродукции, устно ответь на вопросы, допиши предложения, используя словарь)
- Скоро летние каникулы (ответь на вопросы, дополни словосочетания, дополни рассказ, деформированный текст)
- Музей (ответь на вопросы, дополни объяснения слов, дополни рассказ)
- Театр (ответь на вопросы, дополни объяснения слов, используя словарь; запиши рассказ, вставляя нужные по смыслу слова; определи соответствие названия заметки и её текста)
- Весёлые каникулы (ответь на вопросы, составь рассказ по названию и опорным словам, подбери группы родственных слов, подбери определения по описанию предметов)
- Вот пришли морозы, и зима настала (составь предложения на заданные темы, используя словарь; дополни описание зимнего леса прилагательными, подбери синонимы и антонимы)
- Признаки предметов (подбери определения предметам: форма, величина, цвет, вкус; дополни описание сравнения яблока и груши, огурца и помидора)
- Собака – друг человека (ответь на вопросы о породах собак, используя иллюстрации и подсказки; дополни предложения; составь рассказ по данному названию и деформированному тексту; расскажи о своей собаке)
Метапредметные связи
С уроками чтения:
- устное сочинение, построение предложений, деление текста на части;
- устные отзывы о прочитанном произведении;
- расширение словарного запаса;
- отзыв о прочитанной книге.
С уроками рисования:
- знакомство с отдельными картинами художников;
- сопоставление текста с иллюстрациями.
С уроками СБО:
- уточнение по темам о семье, о родственных отношениях;
- умение общаться.
С уроками истории:
- знакомство с музеями, выставками;
- соответствие времени, изображённого в литературном произведении, с историческими событиями.
С уроками географии и естествознания:
- расширение знаний (ландшафт, лес, луг, озеро)
- сведения о жизни птиц, животных.
С уроками труда:
- о профессиях людей;
- о выборе профессии;
- об уроках труда в школе.
С уроками математики:
- нахождение страницы, нужного номера упражнения или задания;
- произношение имён числительных в косвенных падежах.
Литература
Аксёнова А. К. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1978
Безносикова М. В. Как сказка помогает усвоению частей слова. – ж. Начальная школа, 5-99
Виноградова А.Д. , Вовк В.Н. Современные подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью. С - П.: ЛОИУУ, 1994
Ефросинина Л. Литературное чтение в начальной школе – газ. Начальная школа, 24-96
Кустарёв В. А. и др. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 1982
Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. – ж. Начальная школа, 5-99
Леонович Е. Н. Предмет русского языка и задачи развития речи (к вопросу об интеграции на уроках русского языка). – ж. Начальная школа, 4- -2000
Львов М.Р. Язык и речь. Ж. Начальная школа, 1 – 2000
Матюнина Т. И. Знание особенностей познавательной деятельности учащихся – основа коррекционной работы на уроке. – Смоленск: ОИУУ, 1999
Новожилов В. И. Игра – дело серьёзное. – ж. Начальная школа, 5-99
Сборник. Познавательные процессы личности и методика их развития. – Псков, 1994
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1988
Селиванов В. В. Педагогические теории. Управление педагогическими системами. Смоленск, СГУ, 1999
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка. Тетрадь – задачник.- М.: Ассоциация ХХ! Век, 2001
Ушинский К. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1956
ШанскийН.М.Лексикология современного русского языка.М.:Просвещение, 1964
Эльконин Д. Статьи в ж. Начальная школа за 1999 – 2001 г. г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)
Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связе...
Система экологического образования и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная ц...
Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности
Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, форм...
Создание системы оценивания сформированности ключевых компетенций в процессе урочной и внеурочной деятельности
Описание методической системы...
Надпредметная и воспитательная направленность методической системы в урочной и внеурочной деятельности
Эта система направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения технологии, поэтому в основе преподавания предмета лежит компетентностный подход с исполь...
Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.
Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и в спорте....