К вопросу об использовании словарей на уроках русского языка и чтения
методическая разработка
К вопросу об использовании словарей на уроках русского языка и чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К вопросу об использовании словарей на уроках русского языка и чтения | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «ОГБОУ "Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»
К вопросу об использовании словарей на уроках русского языка и чтения
(из опыта работы учителя Черкасовой Л.В.).
Смоленск
2020
В программах по русскому языку точно указано, сколько словарных слов должен знать учащийся в каждом классе. Мы знаем, что для половины учащихся это невыполнимо.
Ну, а те слова, которые не включены в этот список? Отсюда вывод: нужно не просто познакомить воспитанников со словарём, но научить обращаться по аналогии со справочной литературой.
Я на уроках русского языка использую «Орфографический словарик» Грушникова П.К. он переиздавался десятки раз, но до сих пор остаётся самым удобным для использования: компактен, статьи понятны, есть дополнительный материал. На его основе практически работают сейчас всевозможные и государственные, и негосударственные издательства.
Чтобы приобщить к работе со словарём, нужно, во-первых, чтобы словарь постоянно находился на парте, в поле зрения учеников; во-вторых, учить надо неназойливо.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Перед работой со словарём повторяем алфавит, т.к. слова расположены по алфавиту. Есть много упражнений для усвоения алфавита ещё в начальной школе: нахождение лишней буквы в ряду стоящей по алфавиту группы букв;
«печатание на машинке», когда дети по очереди проговаривают весь алфавит; заучивание стихотворений об алфавите (С.Маршака, Б.Заходера и др.); пропевание алфавита на мотив какой-либо песенки.
Я делю весь алфавит на манер стихотворной строчки:
а, б, в, г, д, е, ё,
ж, з, и, й, к, л, м, н,
о, п, р, с, т, у, ф,
х, ц, ч, ш, щ,
ъ, ы, ь,
э, ю, я.
МЕТОДИКА ЗНАКОМСТВА СО СЛОВАРЁМ
Создаём ситуацию: найти в словаре учебника несколько словарных слов (их там не должно быть). Где можем найти ещё эти словарные слова?
В словаре.
Методика чтения – рассматривание книги, разработанная Н.К.Светловской, актуальна и для словарей русского языка.
- Знакомство с обложкой (название, автор).
- Что означает слово орфография? (правильное написание слов). Чему нас учит этот словарь? Зачем он нужен?
- Словарик – почему книга так называется?
Чем похож словарь на другие книги?
Чем отличается?
- Делаем маленькие «научные открытия».
а) сосчитаем, сколько страниц в словаре занимают слова на ту или иную букву.
б) сравниваем количество слов на букву -г- и букву -к-. увидим, что слов на букву -к- больше, чем слов на букву -г-.
То есть учащиеся могут понять и убедиться, что такое частотность букв в русском языке.
- Читаем памятку для учащихся. Разбираем, как пользоваться словариком (графические выделения, сокращения).
- Рассматриваем приложение: списки имён собственных, отчеств, названия городов, правила правописания.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СО СЛОВАРЁМ
Основная работа со словарём может проводиться в двух направлениях, названных автором Грушниковым П.А.
Первое – использование словаря как справочника.
Второе – использование словаря в качестве учебника русского языка.
- Словарь-справочник
Каждый словарь – своеобразное справочное бюро, которое может дать ответы на любые вопросы.
Как произносится слово: хвоя или хвоя?
Как правильно сказать: щупалец или щупальцев?
Изменяется ли слово – какао-?
Какого рода слово – шампунь-?
Словарь должен стать подсказчиком, помощником. Смысл каждого слова объясняется в процессе любого вида упражнений:
а) Выпишите из словаря пять слов на букву – с -. Поставьте ударение, правильно прочтите слова, выделите орфограммы, ст.65.
столяр, сторожка, студень, сутолока, сызнова.
б) Выпишите из словаря по два имени существительных, глагола, имени прилагательного на букву – з -. Поставьте ударение, выделите орфограммы, правильно прочитайте слова, стр.21.
заря зарасти звеньевой
зарядка запрячь заячий
в) Найдите слова с противоположными значениями (страница словаря записана на доске):
ответ – с.11 (вопрос)
дорогой – с.16 (дешевый)
иногда – с.12 (счастливый)
г) Замените слова одним словом близким для них по смыслу:
большой, громадный – с.39 (огромный)
сверкать, снять – с.7 (блестеть)
говорить тихо – с.73 (шептаться)
водитель машины – с.73 (шофёр)
прекрасный, удивительный – с.72 (чудесный)
д) Найдите отгадку в словаре. (указывается страница или буква, на которую начинается слово-отгадка).
- Её сразу узнаешь по белой с чёрными полосками коре. У русских это – любимое дерево (с.7 бнрёзка).
- Это получается, когда тёплый и холодный воздух движется, навстречу друг к другу (с.9 ветер).
- Он начинает петь весной рано утром высоко в небе (с.18 жаворонок).
- Её делает врач, чтобы дети не болели (с.52 прививка).
- С этого дня начинается неделя (с.48 понедельник).
- Словарь-учебник
Словарь может выступать дополнением к учебнику русского языка, т.к. в нём представлены все разделы грамматики, изучаемые в школе.
Раздел «Звуки и буквы».
Найди слово
а) Оно начинается на букву «а», заканчивается на последнюю букву алфавита, ст.4.
Запишите слово, разделите его для переноса (авария: ава-рия).
б) Слово начинается и заканчивается последней буквой алфавита. Запишите слово. Обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные, ст.74 (яблоня).
в) Слово «прячется» на стр.73, столбик справа. В слове два слога, второй слог ударный. Знака ударения над словом нет.
Спишите слово, подчеркните гласные буквы. Объясните, почему нет знака ударения.
(шофёр).
г) Слово «прячется» на стр.73, столбик справа. В слове два слога, второй слог ударный. Спишите слово, подчеркните согласные буквы. Твёрдые они или мягкие?
(щавель)
д) Слово «прячется» на стр.26, столбик справа. Первый слог – ударный. Спишите, подчеркните букву, обозначающую звонкий согласный звук.
(компас)
е) Слово находится на стр.23, столбик справа. В слове гласных больше, чем согласных. Запишите слово, разделите два переноса.
(какао: ка-као)
ж) Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв, на стр.71, столбик справа.
(циркуль, церковь).
Раздел «Родственные слова. Состав слова»
а) Стр.9, столбик слева.
Найдите пары родственных слов, выпишите их, определите корень слов.
(Велосипед – велосипедист
Верблюжий – верблюжья
Верёвка верёвок)
б) Стр.4, столбик слева.
К данным на доске (словам) именам существительным подберите родственные имена прилагательные. Разберите их по составу.
Авиация – авиационный
Автобус – автобусный
Адрес – адресный
Автор – авторский
Абрикос – абрикосовый
в) Стр.73, столбик слева. Найди родственные слова
(школа – школьник – школьница)
г) Найди в словаре слова: велосипед (с.9), шахматы (с.72), машина (с.31).
добавьте суффикс – ист. Какие слова получились? Докажите, что они родственные.
Велосипед – велосипедист
Шахматы – шахматист
Машины – машинист.
Раздел «Род имён существительных. Склонение имён существительных»
а) Найдите по пять примеров имён существительных муж., жен. и ср. родов на букву
«б» «а» «о»
б) Найдите по пять примеров на каждое склонение на букву «к»:
1 2 3
Раздел «Имена собственные»
Работа с приложением
а) Найти к данным кратким именам собственным полные имена.
Мужчины,ст.75 Женщины, ст.76
Саша, Шура – (Александр) Настя – (Анастасия)
Андрюша – (Андрей) Лера – (Валерия)
Боря – (Борис) Зина – (Зинаида)
Витя – (Виктор) Люда – (Людмила)
Жора – (Георгий) Ира – (Ирина)
б) Выписать по пять полных женских и мужских имён. Образовать от них краткие имена.
в) От чьих имён образуются отчества?
Образовать отчества от имён, найдите их в словаре (стр.76).
Леонид – (Леонидович, Леонидовна)
Семён – (Семёнович, Семёновна)
Фёдор – (Фёдорович, Фёдоровна)
Юрий – (Юрьевич, Юрьевна)
Михаил – (Михайлович, Михайловна)
Обратите внимание, что в мужских отчествах после «ч» не пишется «ь».
РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ СЛОВАРЕЙ.
После знакомства с «Орфографическим словариком» необходимо познакомить детей с другими словарями. Они должны быть выставлены в кабинете, чтобы учащиеся могли свободно к ним обращаться.
- Словарь антонимов.
- Толковый словарь Ожегова.
- Литературный словарь.
- Словарь русских пословиц и поговорок.
- Энциклопедический словарь.
По каждому виду словаря проводится внеурочная работа. Даётся задание на три типа:
а) найти в библиотеке и принести словарик;
б) найти толкование некоторых слов;
в) выбрать по пять поговорок на определённую букву.
Хочется, чтобы вся работа со словарями русского языка на уроке была подчинена одному желанию – пристрастить учащихся к чтению справочной литературы, научить ею пользоваться свободно. Может быть, даже разрешить пользоваться на контрольных работах, как об этом писал методист и педагог В.А.Добромыслова. ведь школьники только учатся правильно говорить и писать. Если приучить детей обращаться к словарям за советом и помощью, воспитаем человека, которому не страшно сказать: «Не знаю, посмотрю в словаре».
Определяют нужный для работы вид словаря
Год | Начало года | Конец года | ||
С помощью учителя | Самостоятельно | С помощью учителя | Самостоятельно | |
2014/2015 | 37,5 | 10,0 | 66,5 | 20,0 |
2015/2016 | 42,5 | 20,0 | 90,0 | 35,0 |
2016/2017 | 66,5 | 35,0 | 100,0 | 40,0 |
2017/2018 | 87,5 | 45,0 | 100,0 | 55,0 |
2018/2019 | 100,0 | 65,0 | 100,0 | 75,0 |
Работа со словарём
Год | Начало года | Конец года | ||||||||||
По первой букве | По второй букве | По третьей букве | По первой букве | По второй букве | По третьей букве | |||||||
С помощью учителя | Само стояте льно | С помощью учителя | Само стояте льно | С помощью учителя | Само стояте льно | С помощью учителя | Само стояте льно | С помощью учителя | Само стояте льно | С помощью учителя | Само стояте льно | |
2014/2015 | 37,5 | 10,0 | 27,5 | 10,0 | 50,0 | 40,0 | 10,0 | 15,0 | 10,0 | |||
2015/2016 | 42,5 | 20,0 | 42,5 | 10,0 | 15,0 | 5,0 | 70,0 | 45,0 | 15,0 | 20,0 | 15,0 | |
2016/2017 | 66,5 | 35,0 | 66,5 | 12,5 | 25,0 | 10,0 | 90,0 | 50,0 | 25,0 | 40,0 | 20,0 | |
2017/2018 | 87,5 | 45,0 | 45,0 | 15,0 | 40,0 | 15,0 | 100,0 | 70,0 | 30,0 | 50,0 | 25,0 | |
2018/2019 | 100,0 | 65,0 | 100,0 | 25,0 | 50,0 | 20,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 50,0 | 100,0 | 30,0 |
Литература.
- Бондаренко А.А. Словари на уроке. – ж. Начальная школа №5 – 1999.
- Грушников П.А. Как познакомить учащихся начальной школы с орфографическим словарём. – ж. Начальная школа, 12 – 1956.
- Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М: Учпедгиз, 1935-40 г.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных технологий на уроках русского языка и чтения
В данном докладе сообщается о возможностях использования интерактивных технологий на уроках русского языка и чтения в среднем звене специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...
Использование интерактивной доски на уроках русского языка и чтения.
Выступление на педагогическом совете. Практические задания....
Доклад на районном семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
Доклад " Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения
Здоровьесберегающая деятельность - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.Проблема сохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой, поэтом...
Выступление на методическом объединении по теме "Формирование личностных учебных действий в процессе использования современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения"
Выступление на методическом объединении по теме...
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Содержание работы с орфографическим словаремДля того чтобы ученики уже на исходном этапе начали овладевать словарным запасом родного языка, очень важно формировать нужду пользоваться...
Здоровьесберегающие упражнения с использованием ИКТ на уроках русского языка и чтения
Здоровьесберегающие упражнения с использованием ИКТ на уроках русского языка и чтения...