Использование интерактивных технологий на уроках русского языка и чтения
материал по теме
В данном докладе сообщается о возможностях использования интерактивных технологий на уроках русского языка и чтения в среднем звене специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_tekhnologii_dlya_chteniy.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ
Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Учитель способен добиться дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будешь лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Учителя придумывают различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды и т.д. Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счёте, качество образования зависят от внутренней мотивации.
Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти. Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещённую на большом экране, это активизирует их воображение. Таким образом, им гораздо проще работать с доской.
Используя интерактивную доску, мы можем максимально эффективно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.
Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использованием интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды. Чтобы максимально использовать возможности доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время.
Для того чтобы эффективно работать с интерактивной доской, необходимо следующее:
- изучить программное обеспечение SmartBoard и ее функциональные возможности (писать виртуальными чернилами, печатать тексты, строить фигуры, группировать и разгруппировывать объекты, увеличивать или уменьшать размеры, распределять информацию на слайдах, переходить на следующие слайды, использовать задвижку для скрытия информации, применить коллекционные материалы, прикреплять для гиперссылок нужные файлы, сохранять набранный материал и открывать его по необходимости);
- составить план урока и создать необходимые сопровождающие слайды к уроку. После того как фрагмент урока составлен и учитель определил, на каком этапе урока будет применять, надо включить компьютер, сделать калибровку, открыть свой файл. Затем постепенно, если ученики не знают, как работать на компьютере, инструктировать учащихся по работе с чернилами, ластиком и другими инструментами. На самых первых уроках все ученики тянут руки, чтобы подойти к доске и ответить. Перемены важно использовать для тренинга работы на интерактивной доске. Когда все ученики освоят работу на доске, ажиотаж проходит и наступает деловая научная работа;
- все созданные файлы систематизировать в единую методическую базу и добавлять в нее любые тематические разработки к уроку (презентации, видео-материалы и т.п.).
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.
В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.
Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.
Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.
Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:
· Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
· Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование.
· Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование.
· После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.
Источники: http://www.smartboard.ru
http://ito.edu.ru
Ученикам может быть предложено задание: используя электронный маркер, дописать слово по принципу игры «Наоборот»: Закрепление по теме «Состав слова»
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь: …
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь: …
Скажу я тебе слово «трус»,
Ответишь ты: …
Теперь «начало» я скажу, -
Ну, отвечай: …
Расположи строки в правильной последовательности Урок по чтению в 8 классе
Используя электронную указку, обучающиеся перемещают строки, располагая их в правильной последовательности.
Данный вид работы позволяет обучающимся быстрее и в нетрадиционной форме запоминать стихи, статьи, рассказы, многократно прочитывая один и тот же текст.
Аналогичный принцип перемещения объектов можно применять и при работе с деформированным текстом Закрепление по теме «Имя прилагательное» (упр. «Бурундук») Кроме того, с помощью специальных маркеров на экране ученик вписывает пропущенные буквы, объясняя правила их написания.
Таким образом, интерактивная доска – это «смесь» компьютера и обычной доски. С помощью специальных маркеров на экран можно выводить картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, использовать видео и анимацию, выделять важные моменты цветом и работать с любыми компьютерными программами. Причём интерактивная доска обладает и функциями обычной доски. Роль привычных мелков выполняет электронный маркер. На ней можно просто писать маркером, а надписи удалять «ластиком». Для того чтобы провести успешный урок, независимо от технологий и оборудования, используемого на уроке, нужно иметь чёткий план и структуру. Это поможет достигнуть определённых целей и задач, а учащимся усвоить материал. Интерактивная доска – это лишь средство, которое может стать хорошим помощником. Эффективность работы с доской во многом зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные возможности.
Учитель-дефектолог СС(К)ОШ VIII вида Хайруллина Лилия Хусаиновна
«Школа с углубленной трудовой подготовкой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование интерактивных технологий на уроках русского языка и литературы"
Обобщение опыта работы....
Использование интерактивной доски на уроках русского языка и чтения.
Выступление на педагогическом совете. Практические задания....
Доклад на районном семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
Доклад " Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения
Здоровьесберегающая деятельность - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.Проблема сохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой, поэтом...
Выступление на методическом объединении по теме "Формирование личностных учебных действий в процессе использования современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения"
Выступление на методическом объединении по теме...
Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...
Доклад по теме "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения для детей с ОВЗ"
Проблемы, обсуждаемые в данной статье, очень непростые и болезненные, поскольку они касаются детей, которые принесли своим родителям не только радость, но и постоянную тревогу за их судьбу.В настоящее...