Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа составлена на основании общеобразовательной программы «Чтение» В.В. Воронковой, опубликованной в сборнике «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой - М.: «Просвещение», 2010. Программа включает в себя календарно-тематическое планирование. Учебник Ильина С.Ю.Чтение: для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2 класс. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 класса коррекционной школы | 401.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Починковская коррекционная школа-интернат».
Утверждено приказом МКОУ «Починковской школы-интерната» №____от___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи
Классы: 2
Учитель: Цыганова Ольга Александровна, первая квалификационная категория
Починки 2016 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 класса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1.Приказа министерства образования Нижегородской области № 1830 от 31.07.2013 г. «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года».
2. Общеобразовательной программы «Чтение» В.В. Воронковой, опубликованной в сборнике «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой - М.: «Просвещение», 2010
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы МКОУ «Починковская школа-интернат».
Срок реализации программы: 1год.
Чтение и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Главная цель предмета:
- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
- социальная адаптация и реабилитация учащихся.
Задачи обучения чтению во 2 классе:
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- осмысленно воспринимать прочитанное;
- формировать навык правильного, беглого и осознанного чтения;
- развивать связную устную речь;
- формировать нравственные качества.
Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения.
1-й уровень. Обучающиеся наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
2-й уровень. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Основной формой организации процесса обучения чтению и обучению речи является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Обучающиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно читают более облегчённые тексты, пересказывают по наводящим вопросам учителя или повторяют ответы сильных обучающихся. Осуществляется повседневный и текущий контроль. Обобщающий урок проводится после каждого раздела.
Ведущие приёмы и методы обучения чтению и обучению речи: беседа, рассказ, работа с учебником, работа с иллюстрациями. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: экскурсии, демонстрация, наблюдение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, усыновление причинно - следственных связей между понятиями, самостоятельная работа и др.
2 Общая характеристика учебного предмета
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. Во втором классе дети знакомятся с выразительностью речи. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся учатся пересказывать небольшой рассказ или сказку по вопросам учителя или иллюстрациям. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Чтение и развитие речи» входит в образовательную область «Филология» учебного плана МКОУ Починковская школа – интернат
Рабочая программа рассчитана:
2 класс- 202 часа, 6 часов в неделю, 35 учебных недель
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
- Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
- Развитие мыслительной деятельности.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, творческой и других видах деятельности;
- Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи.
- Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.
Предметные результаты
Обучающиеся должны уметь:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.
Обучающиеся должны знать:
- наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.
6.Содержание учебного предмета
Техника чтения:
- составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками;
- осознанное, правильное плавное чтение по слогам без искажения звукового состава слов и предложений, текстов, которые даны в послоговой разбивке;
- постепенный переход к чтению целыми словами, соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание читаемого:
- ответы на вопросы по содержанию текста, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин;
- нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы;
- элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи:
- развитие связной устной речи;
- пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя;
- обогащение и уточнение словарного запаса;
- обучение правильному построению предложений, в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного, с этой целью во 2 классе в зависимости от сложности текста и индивидуальных особенностей детей используются вопросы.
- разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворении, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
7.Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Контрольные вопросы и задания |
1 | Зазвенел звонок - начался урок. | 18 | 1 |
2 | Осенние страницы. | 16 | 1 |
3 | Сказка за сказкой | 13 | 1 |
4 | Мир животных. | 22 | 1 |
5 | Птицы наши друзья. | 10 | 1 |
6 | Зимние страницы. | 21 | 1 |
7 | Все мы делаем своими руками. | 20 | 1 |
8 | Буду делать хорошо и не буду плохо. | 16 | 1 |
9 | Ежели вы вежливы… | 8 | 1 |
10 | Весенние страницы. | 22 | 1 |
11 | Посмеёмся, улыбнемся. | 10 | 1 |
12 | Летние страницы. | 10 | 1 |
13 | Как хорошо уметь читать. | 7 | 1 |
14 | Внеклассное чтение | 9 | |
Итого | 202 |
8. Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...