Доклад «Монтессори-технологии в помощь семейному устройству и абилитации детей с ОВЗ в ГКУ ЦССВ «Сколковский»
материал по теме

Егорова Елена Сергеевна

Применение Монтессори-технологии для обучения детей навыкам социально-бытовой ориентировки в подготовке детей к приему в замещающую или кровную семью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsii_29.09.2016.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Монтессори-технологии  в помощь семейному устройству и абилитации детей с ОВЗ в ГКУ ЦССВ «Сколковский»»

1 слайд - заставка

Проблемы адаптации к окружающей действительности детей с ограниченными возможностями здоровья, а в дальнейшем, и их интеграции в общество, являются актуальными на сегодняшний день. В данный момент дети с выраженными ментальными нарушениями для перехода в семью мало подготовлены. Их роль и участие в жизни семьи ими никак не понимается.

2  слайд

Каким же образом наиболее эффективно провести подготовку ребенка к вступлению в новую жизнь в семье?

В нашем Центре специалисты воспользовались методикой Монтессори и применяют ее для обучения детей навыкам социально-бытовой ориентировки в подготовке детей к приему в замещающую или кровную семью.

3 слайд - актуальность

Наши воспитанники нуждаются в том, чтобы быть максимально подготовленными для инклюзии в общество. Им необходимо стать компетентными в социальной жизни, научиться самостоятельно решать жизненно важные для них вопросы. Особенно при адаптации ребенка в приемной семье.

4 слайд

В обретенной семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья помимо различных физических трудностей в освоении нового пространства, испытывает колоссальные психические нагрузки от того, что ему с приходом в семью необходимо самостоятельно выполнять  незнакомые для него функции члена семьи, тогда как дети, выросшие в семье, знают и умеют делать все это, еще не научившись ходить.

Ребенку кажутся странными и непонятными назначения некоторых предметов, бытовых приборов: холодильника, электроплиты, стиральной машины и т.п., а «знакомство» с этими электроприборами без подготовки и обучения может быть даже опасным.

5 слайд

Так же трудности возникают и у приемных родителей и других членов семьи. Для них основной задачей становится не налаживание эмоционального контакта с ребенком, не выстраивание доверительных родительско-детских отношений, а обучение ребенка элементарным бытовым правилам.

Не каждый родитель в условиях современной занятости и при отсутствии педагогических навыков может сделать это без доли нетерпения и раздражения. Это постепенно может привести к возникновениям  конфликтных ситуаций в семье, ссорам, а в худшем случае отказу от

Ребенка и возвращение его обратно в учреждение.

Конечно, службы сопровождения работают с приемными семьями по предотвращению сложных ситуаций и проблем, но негативный стресс ребенок к этому времени уже получит.

6 слайд

Поэтому, работая в данном направлении, нашей целью является максимальная подготовка детей к приходу в семью, а основной задачей работы с детьми - это формирование у воспитанников социально-бытовых навыков, новых патернов поведения, соответствующих роли дочери или сына в семье.

Основой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

является тот же принцип, по которому работает система Монтессори -

«Помоги мне сделать это самому», ведь дети с особыми потребностями в

обучении не воспринимают, или плохо воспринимают должным образом информацию извне, а лучше приобретают навыки в практической деятельности.

7 слайд – достоинства технологии

За время реализации программы воспитательной работы в Монтессори-кабинете мы выявили ряд достоинств данной педагогической системы:

8 слайд

Это подготовленная безопасная среда, где ребенок может напрямую в

деятельности осваивать необходимые навыки, как по уходу за собой, так и по ведению домашнего хозяйства. При этом соблюдается идея порядка, когда от внешнего порядка ребенок переходит к внутреннему. Огромную роль в этом играет открытая Марией Монтессори поляризация внимания, когда информация проникает в подсознание, минуя пораженные участки сознания.

9 слайд

Еще одним важным критерием подготовленности детей с ОВЗ является коммуникация. Для ребенка становится новым и трудным установить контакт с разными членами семьи, разными возрастными группами в семье: бабушками, старшими и младшими братьями, сестрами. А в данной системе Монтессори контакт устанавливается по средствам предметной деятельности, что особенно важно для детей с расстройством аутистического спектра, не желающих вступать в контакт с миром напрямую. Материал Монтессори раскрепощает и снимает защитные блоки сознания.

Работая в Монтессори-кабинете дети разного возраста общаются между собой, решают в процессе совместной деятельности вопросы, общаются, обращаются друг к другу «подскажи», «помоги - научи», «порадуйся за себя и за другого», «поправь ошибку». Дети старшего возраста помогают малышам, происходит эффект так называемого «психического заражения», включения, когда информация поступает от одною ребенка к другому.

10 слайд

И еще одним немаловажным эффектом работы с Монтессори материалом является регуляция эмоционально-волевой сферы ребенка. После концентрированной сложной работы в правильно созданной среде ребенок находится в состоянии успокоения, тогда как при обычном обучении часто возникает расторможенное состояние и аффективные реакции от усталости и умственного перенапряжения.

Монтессори кабинет позволяет снять напряжение не только посредством работы с разными материалами, но и использованием здоровьесберегающих технологий арт-терапии и музыкальной терапии.

11  слайд

Теперь образовательное учреждение, школа взяла на себя функцию обучения детей, формировать навыки письма и чтения, счетные навыки.

12 слайд   

Поэтому одним из основных направлений нашей работы, приоритетом воспитательной и образовательной работы ЦССВ являются социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, их жизнеустройство, максимальная помощь в приобретении знаний, умений и навыков веления домашнего хозяйства.

13 слайд

И это наиболее эффективно удается организовать в Зоне упражнений практической направленности Монтессори кабинета. Здесь ребенок не только знакомится с культурой повседневной жизни, но и начинает формировать себя как личность. Приобретая бытовые навыки, он много двигается и, следовательно, учится соотносить свои действия с тем, что его окружает, приобретает элементарные навыки и умения самообслуживания, а значит, учится ориентироваться в окружающей среде и поддерживать вокруг себя порядок.

Ребенок узнает, что любая деятельность состоит из ряда последовательных операций и представляет собой завершенный процесс. Он учится быть внимательным, терпеливым, работать сосредоточенно, по плану.

Сейчас мы предлагаем посмотреть видеоролик о работе в Монтессори кабинете нашего Центра в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа дополнительного образования ГКУ ЦССВ "Сколковский" 2014 г.

Программа  дополнительного  образования    по  предметам, на  2014 - 2015  года....

Программа дополнительного образования ГКУ ЦССВ "Сколковский" 2015 г.

Программа  дополнительного  образования    ГКУ  ЦССВ  "Сколковский"  по  предметам  2015 г....

Трудовое воспитание детей в "Центре семейному устройству для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Трудовое воспитание детей начинается с формирования в доме элементарных правил, представлений о трудовых обязанностях....

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...

доклад Применение технологии " Круг" в ЦССВ " Сколковский"

Выступление на педагогичеком объединении...