Доклад «Монтессори-технологии в помощь семейному устройству и абилитации детей с ОВЗ в ГКУ ЦССВ «Сколковский»
материал по теме
Применение Монтессори-технологии для обучения детей навыкам социально-бытовой ориентировки в подготовке детей к приему в замещающую или кровную семью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsii_29.09.2016.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Монтессори-технологии в помощь семейному устройству и абилитации детей с ОВЗ в ГКУ ЦССВ «Сколковский»»
1 слайд - заставка
Проблемы адаптации к окружающей действительности детей с ограниченными возможностями здоровья, а в дальнейшем, и их интеграции в общество, являются актуальными на сегодняшний день. В данный момент дети с выраженными ментальными нарушениями для перехода в семью мало подготовлены. Их роль и участие в жизни семьи ими никак не понимается.
2 слайд
Каким же образом наиболее эффективно провести подготовку ребенка к вступлению в новую жизнь в семье?
В нашем Центре специалисты воспользовались методикой Монтессори и применяют ее для обучения детей навыкам социально-бытовой ориентировки в подготовке детей к приему в замещающую или кровную семью.
3 слайд - актуальность
Наши воспитанники нуждаются в том, чтобы быть максимально подготовленными для инклюзии в общество. Им необходимо стать компетентными в социальной жизни, научиться самостоятельно решать жизненно важные для них вопросы. Особенно при адаптации ребенка в приемной семье.
4 слайд
В обретенной семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья помимо различных физических трудностей в освоении нового пространства, испытывает колоссальные психические нагрузки от того, что ему с приходом в семью необходимо самостоятельно выполнять незнакомые для него функции члена семьи, тогда как дети, выросшие в семье, знают и умеют делать все это, еще не научившись ходить.
Ребенку кажутся странными и непонятными назначения некоторых предметов, бытовых приборов: холодильника, электроплиты, стиральной машины и т.п., а «знакомство» с этими электроприборами без подготовки и обучения может быть даже опасным.
5 слайд
Так же трудности возникают и у приемных родителей и других членов семьи. Для них основной задачей становится не налаживание эмоционального контакта с ребенком, не выстраивание доверительных родительско-детских отношений, а обучение ребенка элементарным бытовым правилам.
Не каждый родитель в условиях современной занятости и при отсутствии педагогических навыков может сделать это без доли нетерпения и раздражения. Это постепенно может привести к возникновениям конфликтных ситуаций в семье, ссорам, а в худшем случае отказу от
Ребенка и возвращение его обратно в учреждение.
Конечно, службы сопровождения работают с приемными семьями по предотвращению сложных ситуаций и проблем, но негативный стресс ребенок к этому времени уже получит.
6 слайд
Поэтому, работая в данном направлении, нашей целью является максимальная подготовка детей к приходу в семью, а основной задачей работы с детьми - это формирование у воспитанников социально-бытовых навыков, новых патернов поведения, соответствующих роли дочери или сына в семье.
Основой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
является тот же принцип, по которому работает система Монтессори -
«Помоги мне сделать это самому», ведь дети с особыми потребностями в
обучении не воспринимают, или плохо воспринимают должным образом информацию извне, а лучше приобретают навыки в практической деятельности.
7 слайд – достоинства технологии
За время реализации программы воспитательной работы в Монтессори-кабинете мы выявили ряд достоинств данной педагогической системы:
8 слайд
Это подготовленная безопасная среда, где ребенок может напрямую в
деятельности осваивать необходимые навыки, как по уходу за собой, так и по ведению домашнего хозяйства. При этом соблюдается идея порядка, когда от внешнего порядка ребенок переходит к внутреннему. Огромную роль в этом играет открытая Марией Монтессори поляризация внимания, когда информация проникает в подсознание, минуя пораженные участки сознания.
9 слайд
Еще одним важным критерием подготовленности детей с ОВЗ является коммуникация. Для ребенка становится новым и трудным установить контакт с разными членами семьи, разными возрастными группами в семье: бабушками, старшими и младшими братьями, сестрами. А в данной системе Монтессори контакт устанавливается по средствам предметной деятельности, что особенно важно для детей с расстройством аутистического спектра, не желающих вступать в контакт с миром напрямую. Материал Монтессори раскрепощает и снимает защитные блоки сознания.
Работая в Монтессори-кабинете дети разного возраста общаются между собой, решают в процессе совместной деятельности вопросы, общаются, обращаются друг к другу «подскажи», «помоги - научи», «порадуйся за себя и за другого», «поправь ошибку». Дети старшего возраста помогают малышам, происходит эффект так называемого «психического заражения», включения, когда информация поступает от одною ребенка к другому.
10 слайд
И еще одним немаловажным эффектом работы с Монтессори материалом является регуляция эмоционально-волевой сферы ребенка. После концентрированной сложной работы в правильно созданной среде ребенок находится в состоянии успокоения, тогда как при обычном обучении часто возникает расторможенное состояние и аффективные реакции от усталости и умственного перенапряжения.
Монтессори кабинет позволяет снять напряжение не только посредством работы с разными материалами, но и использованием здоровьесберегающих технологий арт-терапии и музыкальной терапии.
11 слайд
Теперь образовательное учреждение, школа взяла на себя функцию обучения детей, формировать навыки письма и чтения, счетные навыки.
12 слайд
Поэтому одним из основных направлений нашей работы, приоритетом воспитательной и образовательной работы ЦССВ являются социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, их жизнеустройство, максимальная помощь в приобретении знаний, умений и навыков веления домашнего хозяйства.
13 слайд
И это наиболее эффективно удается организовать в Зоне упражнений практической направленности Монтессори кабинета. Здесь ребенок не только знакомится с культурой повседневной жизни, но и начинает формировать себя как личность. Приобретая бытовые навыки, он много двигается и, следовательно, учится соотносить свои действия с тем, что его окружает, приобретает элементарные навыки и умения самообслуживания, а значит, учится ориентироваться в окружающей среде и поддерживать вокруг себя порядок.
Ребенок узнает, что любая деятельность состоит из ряда последовательных операций и представляет собой завершенный процесс. Он учится быть внимательным, терпеливым, работать сосредоточенно, по плану.
Сейчас мы предлагаем посмотреть видеоролик о работе в Монтессори кабинете нашего Центра в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
Дополнительная адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа социально- педагогической направленности для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья ГКУ ЦССВ «Сколковский»
Пояснительная записка. СОДЕРЖАНИЕ1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников2. с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталость...
Программа дополнительного образования ГКУ ЦССВ "Сколковский" 2014 г.
Программа дополнительного образования по предметам, на 2014 - 2015 года....
Программа дополнительного образования ГКУ ЦССВ "Сколковский" 2015 г.
Программа дополнительного образования ГКУ ЦССВ "Сколковский" по предметам 2015 г....
Трудовое воспитание детей в "Центре семейному устройству для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Трудовое воспитание детей начинается с формирования в доме элементарных правил, представлений о трудовых обязанностях....
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».
Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...
доклад Применение технологии " Круг" в ЦССВ " Сколковский"
Выступление на педагогичеком объединении...