Программа дополнительного образования ГКУ ЦССВ "Сколковский" 2015 г.
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования ГКУ ЦССВ "Сколковский" по предметам 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2015_g.docx | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социальной защиты населения г. Москвы
ГКУ ЦССВ «Сколковский»
Программа
дополнительного образования
Составила: дефектолог
Л. В. Суворова
МОСКВА 2015 г.
Комплект программ предназначен для организации воспитательного и познавательного процесса в условиях детских центров для детей, имеющих определенную степень интеллектуального недоразвития. Содержание программы позволит выстраивать индивидуальную траекторию маршрута ребенка-инвалида с учетом его особенностей психофизического развития, а также в соответствии с конституциональными правами и возможностями. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательного и позновательного процесса, который рассматривает в контексте повседневной жизни детей-инвалидов, исходя из особенностей развития детей и имеющихся навыков и умений. Основа программы разрабатывалась в «социализации личности ребенка», которая была выдвинута в качестве задачи. Основным системообразующим фактором выступило понятие «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не только приспособление или компенсация тех или иных видов недоразвитий личности, сколько активное преодоление и достижение максимально возможного, для каждого воспитанника детского центра, уровня личностной самоактуализации.
Программа включает в себя разработки по следующим направлениям: «Развитие речи и ознакомление с окружающим», «Изобразительная деятельность », «Продуктивные виды деятельности», «Формирование культурно - гигиенических умений и навыков самообслуживания»,
« Социально-бытовая ориентация».
Разработка данной программы осуществлялась в контексте ряда научных теорий и концепций, основой из которых являются учение:
В. И. Петросяна, А.А.Леонтьева, В.А.Петровского, В.А. Петросяна, Г.В. Дедюхина ,И.В. Кальянова, М.Н. Любимова.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
- Социально – бытовая ориентация
- Развитие речи. Ознакомление с окружающим
- Предметно – практическая деятельность
- Сенсорика
- Изобразительная деятельность
СОЦИАЛЬНО - БЫТОВАЯ
ОРИЕНТИРОВКА.
Пояснительная записка
Социально-бытовая ориентация - осуществляется через освоение культурно-гигиенических умений, формирование навыков самообслуживания, усвоение коммуникативных навыков, правил поведения в обществе. Работа в этом направлении ведется в течение всего периода пребывания ребенка в ЦССВ, благодаря чему закладываются основы его социального поведения.
Навыки самообслуживания, обеспечивающие соблюдение личной гигиены, правил и норм ухода за собой и др. являются для детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности теми отдаленными результатами, освоение которых захватывает период не только дошкольного, но и школьного детства. Их формирование осуществляется по мере усвоения комплекса культурно-гигиенических умений и алгоритма их выполнения. В дошкольный период актуальным является формирование культурно-гигиенических умений, таких как, умение обращаться с одеждой (раздеваться и одеваться), пользоваться предметами быта (кушать, пользуясь посудой, причесываться, пользуясь расческой и др.). Усвоение ребенком различных способов ухода за собой обеспечивается определенным уровнем развития представлений о себе и своих возможностях. Выделяются задачи формирования схемы тела и лица, пространственного ориентирования, моторных умений и навыков, которые являются базовыми компонентами подготовительной работы. В свою очередь практическое использование усвоенных умений и навыков позволяет развивать представления ребенка о себе и своих возможностях. Дети активно включаются в жизнь центра, участвуют в мероприятиях центра, ходят на экскурсии, осуществляют практическую помощь взрослым и детям.
Особенности формирования этих умений и навыков у детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности определяются особым состоянием крупной и мелкой моторики, несформированностью мотивационно-потребностной сферы, нарушением целенаправленности действий в процессе деятельности.
Формирование базовых умений и навыков, включение их в повседневную жизнь ребенка обеспечивается решением комплекса задач и реализуется на специально организованных занятиях и в режимных моментах.
Программа
Основные задачи раздела:
Постановка и реализация задач по формированию умений и навыков социально-бытового ориентирования отражена практически во всех разделах программы.
Поэтому выделяются параметры уровня сформированности умения:
А) выполняет отдельные операции с помощью взрослого (сопряженными действиями, по подражанию, по образцу, по словесному указанию);
Б) пытается выполнить или выполняет самостоятельно отдельные операции или действия, однако нуждается в постоянной помощи взрослого;
В) выполняет большую часть операций/действий самостоятельно, однако нуждается в помощи и контроле со стороны взрослого;
Г) выполняет все действия под контролем взрослого;
Д) выполняет действие самостоятельно.
Эти параметры позволяют определить, как далеко продвинулся ребенок в освоении каждого умения.
Формирование базовых умений и навыков, включение их в повседневную жизнь ребенка обеспечивается решением комплекса задач и реализуется на специально организованных занятиях и в режимных моментах.
Детей учат узнавать и различать предметы бытового назначения, которыми они пользуются постоянно, побуждают называть их, используя доступные коммуникативные средства. Формирование элементарных орудийных действий с этими предметами (посудой, одеждой, мебелью, гигиеническими средствами) осуществляется не только в рамках раздела, но и на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, в играх. Например, использование орудийного действия с ложкой в играх с образными игрушками («Угости куклу», «Накорми мишку», «Обед у зайки») не только обеспечивает его практическое усвоение, но и расширяет представления ребенка о возможных вариантах его использования. В программе каждое умение представлено в виде орудийно-предметного действия, которое по мере усвоения складывается в цепочку последовательно выполняемых действий. Порядок их следования должен быть закреплен и не может изменяться в зависимости от ситуации. Взрослый фиксирует внимание ребенка на каждом действии, организует его пооперационное выполнение, предоставляя различные виды и меру помощи:
- сопряженное выполнение действия («рука в руку с ребенком»), сопровождаемое пошаговой инструкцией/комментарием действий;
- частичную помощь действием (последнее движение ребенок выполняет сам);
- совместное начало действия (продолжение и завершение действия осуществляет ребенок при контроле взрослого);
- пошаговый контроль в виде речевых инструкций и указаний, предметных опор при самостоятельном выполнении программы действия ребенком.
Воспроизведение каждого действия проводится в медленном темпе, с большим количеством повторов. Использование игровых ситуаций, положительных эмоциональных стимулов позволяет поддерживать интерес ребенка к процессу обучения.
Включение умений, усвоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка осуществляется с использованием системы поощрений и контроля. Поощрение самостоятельных действий ребенка, удачной попытки к действию на каждом этапе освоения умений не только сохраняет интерес и инициативу ребенка, но и помогает выработать систему контроля (когда ребенок учится ориентироваться на реакцию взрослого). Создание ситуации успешности снижает вероятность возникновения негативных поведенческих реакций.
Задачи формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания и их программное содержание распределено по годам обучения. На первом и втором годах обучения приоритетными являются задачи формирования орудийных действий с предметами быта, включение усвоенных орудийно-предметных действий в различные моделируемые и бытовые ситуации. На третьем и четвертом годах обучения участие ребенка в бытовых ситуациях становится более активным. Он накапливает опыт самостоятельных действий, учится взаимодействовать со сверстниками в процессе самообслуживания (помогать друг другу, благодарить за помощь и пр.)
Тематика.
Я и мое тело, Я и мое предметное окружение, Я и коллектив, практические занятия по всем разделам.
-Личная гигиена, правила ухода за своим телом, основы самообслуживания,
одежда и обувь, правила ухода за одеждой и обувью, стирка, глажка, чистка, питание, правила приема пищи, правила сервировки стола, правила поведения за столом, приготовление пищи, понсервирование, квашение овощей, фруктов и ягод, доставление меню завтрака, обеда, ужина на день, Я и семья, состав семьи, семейные роли, правила поведения в семье.
-Жилище, помещения дома и их предназначение, уборка дома, украшение дома, техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами, техника безопасности работы с электроприборами.
-Транспорт, виды транспорта, порядок оплаты и проезда в общественном транспорте, правила поведения в общественном транспорте.
-Торговля, специализированные магазины (книжный, спортивный, продуктовый, вещевой…)., аптека, правила поведения в магазине.
Денежные единицы.
-Телефон, назначение и пользование квартирным и сотовым телефоном. Абонентская плата, вызов экстренных служб по телефонам,культура общения по телефону.
-Медицинская помощь, первая помощь при несчастных случаях (ожог, обморожение, отравление, тепловой и солнечный удары), глистные заболевания и их меры предупреждения, профилактика простудных заболеваний. Закаливание, профилактика переутомления, пПриемы релаксации.
По итогам занятий воспитанники должны знать и успешно применять на практике следующие умения и правила поведения (по тематическим разделам):
-Личная гигиена, правила ухода за своим телом, основы самообслуживания.
-Одежда и обувь, правила ухода за одеждой и обувью, стирка, глажка, чистка.
-Питание, правила приема пищи, правила сервировки стола, правила поведения за столом, приготовление пищи, консервирование, квашение овощей, фруктов и ягод, составление меню завтрака, обеда, ужина на день.
-Я и семья, состав семьи, семейные роли, правила поведения в семье.
-Жилище, помещения дома и их предназначение, уборка дома, украшение дома, техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами, техника безопасности работы с электроприборами.
-Транспорт, виды транспорта, порядок оплаты и проезда в общественном транспорте, правила поведения в общественном транспорте.
-Торговля, специализированные магазины (книжный, спортивный, продуктовый, вещевой…), аптека, правила поведения в магазине, денежные единицы.
-Телефон, назначение и пользование квартирным и сотовым телефоном. Абонентская плата, вызов экстренных служб по телефонам, культура общения по телефону.
-Медицинская помощь, первая помощь при несчастных случаях (ожог, обморожение, отравление, тепловой и солнечный удары), профилактика простудных заболеваний, закаливание.
-Культура поведения в общественных местах. Правила поведения в театре, на выставке, на мероприятиях, организованных в ЦССВ и за его пределами.
Развитие речи и ознакомление с
окружающим
Пояснительная записка
Основной целью является создание условий для успешного усвоения и расширения чувственного опыта школьника посредством различных способов коммуникации, в том числе и речевых. Ознакомление с окружающим и развитие речи объединяются в одном разделе программы. Основанием к такому объединению служат данные о сроках и темпах формирования этих функций у школьников с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности. Для них характерны трудности формирования чувственных образов, что связано с особым состоянием сенсомоторной сферы. Это состояние определяется степенью поражения центральной нервной системы и сопутствующими сенсорными нарушениями (патологией зрения, слуха, движения). Задерживаются сроки созревания сенсорных и моторных функций, темп их формирования. Своевременно не складываются сенсорно-двигательные системы. Эти школьники моторно неловки, малоподвижны. У них не возникает желание манипулировать, играть с предметами, отсутствуют познавательные установки. Они проявляют беспомощность при попытках взаимодействия с окружающим их предметным миром. Низкий уровень развития предметных образов, несформированность их пространственных характеристик, отсутствие связи между предметным и звуковым образами слова вследствие нарушения связи слова с практическим действием обусловливают несформированность чувственной основы речи.
Речевое развитие школьника с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности характеризуется поздними сроками формирования функции, длительными периодами становления речевых механизмов и качественной неполноценностью реализации речевого высказывания. В раннем возрасте у таких школьников задерживается развитие довербальных форм коммуникации. Эти дети весьма ограниченно понимают обращенную к ним речь. Речь не является регулятором их поведения. Собственная речь настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. У некоторых школьников при достаточно широком словарном запасе фиксируется эхолаличная, бессмысленная речь, состоящая из определенного набора речевых штампов. Недоразвитие коммуникативной функции речи, к сожалению, не компенсируется другими средствами общения, в частности, невербальными (мимикой, жестами). Звукопроизношение грубо нарушено вследствие анатомических и функциональных особенностей речевого аппарата (патологии строения, снижения мышечного тонуса, нарушения произвольности движений), грубого недоразвития фонематического слуха и восприятия. Снижен объем слуховой памяти, что обусловливает ограничение объема усваиваемых школьником лексических средств. У большинства школьников в период активная речь так и не возникает. Они объединяются в условно выделяемую группу «безречевых» учащихся. Отсутствие речи компенсируется нечленораздельными звуками, в которые школьники вкладывают определенный смысл.
Программа
Основные задачи раздела:
- Формирование представлений о своих возможностях и
умениях, о ближайшем социальном окружении:
- развитие телесного ориентирования (выделение частей тела и определение их назначения: глазами я умею смотреть, ушами я умею слушать), осознанного зрительного восприятия своей внешности (выделение характерных признаков внешности: лица, волос, анатомических особенностей);
- обучение способам выражения своего настроения и потребностей с помощью доступных школьнику коммуникативных средств;
- формирование подражательной функции. Взрослый привлекает внимание ученика к эмоциям и действиям другого человека, учит подражать выражению своего лица, своим действиям.
- Организация общения:
- организация предметно-практического взаимодействия со взрослым, усвоение орудийно-предметных действий;
- использование правила очередности в процессе взаимодействия;
- ориентирование на взрослого как партнера по деятельности. Организуя совместные действия с учеником, взрослый использует средства эмоциональной стимуляции, речь (короткие, эмоционально насыщенные речевые инструкции) для продолжения и завершения действий, формирует устойчивую закрепленную реакцию школьника на них;
- усвоение средств коммуникации в виде жестов, предметных символов, речи.
- Формирование устойчивых предметных образов:
- соотнесение предметов по подобию, выделение «парных»предметов,
- объединениеи сравнение предметовпосле их обследования с контрастными признаками путем наложения, определения поверхности на ощупь, обведения по контуру и др.;
- формирование представления о постоянстве предметов, организация ориентировочно-поисковых движений.
- Развитие речи:
- формирование умения слушать и выделять ключевые слова в инструкции, комментарии, обращении; выполнять речевые инструкции, содержащие 1-2 команды. Знакомые ученику слова включаются в построение фразы в качестве ключевых, т.е. несущих основную информацию. Создавая различные практические и игровые ситуации с одним или несколькими предметами (объектами), используют различные типы предложений: вопросы, инструкции, побуждающие к действию по перемещению объекта или субъекта, по передаче предмета, инструкции, побуждающие к выбору из 2-3 предметов, предметных/ситуативных картинок, побуждающих к выбору от обратного и др.;
- формирование устойчивой связи между предметом, словом его обозначающим и закрепленным жестом.
- включение речи, доступной школьнику, в комментирование (сопровождение) действий, организованных взрослым.
Изучение каждой темыпредполагает сочетание разных заданий, направленных на последовательное формирование импрессивного и экспрессивного словаря, развитие звуковой стороны речи. Последовательность словарной работы схематично можно представить так: соотнесение предмета со словом и жестом его обозначающим. Одновременно проводятся самые разнообразные упражнения по формированию сенсомоторного механизма речи, развитию слухового восприятия и памяти.
- Активизация акустического внимания и памяти:
- организация ориентировочно-поисковых действий (определение
направления заданного звука, двух контрастных звуков);
– выделение звучания заданного предмета из ряда предложенных;
- различение звучания нескольких (2-3) контрастныхзвуковых сигналов – звучащих игрушек (предметных шумов, музыкальных инструментов);
- различение 2-3 звукоподражаний при условии зрительного соотнесения с объектами.
Тематика.
- времена года, признаки времен года, дорога, дорожные знаки, транспорт, одежда, обувь, головные уборы, овощи, составление предложений из 2 слов, домашние животные, дикие животные, сходство и различие домашних и диких животных, работа по картине «Зима», разучивание стихотворений, экскурсии, птицы,сходствои различие птиц, насекомые,сходство и различие насекомых, праздники, поведение в транспорте, работа по картине «Весна»,ягоды, птицы, лото.
ПРЕДМЕТНО–ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Пояснительная записка
На занятиях продуктивных видов деятельности осуществляется развитие наглядно-образного мышления: уребенка формируется целостное представление о предмете и его свойствах, проводится работа над пониманием и воспроизведением пространственных отношений между предметами, частями предметов, обучению анализу и способам воспроизведения конструкции. Формирование конструктивного праксиса реализуется через ознакомление ребенка с различными способами получения целостного предмета и его изображения из частей, деления целого на части; развитие оптико-пространственных связей, включающих пространственную характеристику предмета, его изображения и ориентировку в пространстве игрового поля (организация действий с предметами); составление предметного изображения и конструкции с использованием сопряженных действий со взрослым, по подражанию, по рисунку-чертежу. В ходе этой работы ученики знакомятся с ритмическими рядами различной модальности на основе повторяемости, чередования составляющих их элементов.
Сенсорное развитие учащихся осуществляется по разработанной системе в предметно – манипулятивной деятельности и дидактических играх. Развивается ориентировочная основа деятельности (планирование действий, анализ образца и готовой конструкции, сравнение результата с образцом), произвольное внимание и зрительная память (объем, устойчивость, переключаемость). Готовые конструкции (постройки, предметные изображения, линейные конструкции и др.) включаются в другие виды деятельности.
В качестве игровых и обучающих приемов элементы вводятся в структуру занятий по другим разделам программы – Ф.Э.М.П., развитие речи, рисование, музыки и физкультуры.
Программа
Основные задачи раздела:
- Сенсорное развитие:
- выделение одного признака (величины, или формы, или цвета) среди однородных предметов ;
- соотносить однородные предметы по признаку (величины, формы, цвета) и объединение их в группу (сопряженными действиями и по подражанию);
- противопоставлять предметы (объекты) по одному признаку (по величине, или форме, или цвету);
- объединять предметы в группу.
- Развитие наглядно-образного мышления:
- формировать целостное представление о предмете и его свойствах;
- воспроизводить пространственные отношения между предметами, частями предметов, обучению анализу и способам воспроизведению конструкции.
- Развитие наглядно – действенного мышления:
- формировать целенаправленную орудийную деятельность и развивать представления об орудиях фиксированного назначения;
- формировать зрительное восприятие и обобщение (например, целостного зрительного восприятия ситуативной или сюжетной картинки, фотографии);
- Развитие общей и тонкой моторики:
- развитие различных видов захвата (кистевого, щепотью);
- формирование координации движений рук.
- Развитие речи:
- формирование умения слушать и выделять ключевые слова в
инструкции, регулирующей действия ученика;
- формировать устойчивой связи между предметом, словом его
обозначающим и закрепленным жестом и речью.
Тематика.
- упражнения с пальцами рук; игры с предметами (цвет, форма), работа по образцу ( с предметами), цвет, форма, величина; работа с пирамидкой; работа со счетными палочками - буквы, числа, предметы, геометрические формы, снежинка, дом; работа с мозаикой - по рисунку, букет, снежинка, елочка, солнце, дождь, цветы, трава, весна, колобок; работа с бумагой свойства бумаги, сгибание пополам, сминание в комок, заворачивание предмета в бумагу, разрыв на мелкие кусочки, полоски; аппликация из бумаги – «буквы, цифры, солнце»; работа с пластилином - свойства пластилина, сминание, сжимание, сплющивание, отрывание, присоединение, катание; лепка – букв, цифр, овощей, фруктов, колбаска, диск, овал; работа с паззлами - сбор картин; работа с конструктором «Лего» - дом, гараж; работа с нитками – узелки, работа учеников по замыслу.
Сенсорика
Пояснительная записка
Раздел программы направлен на создание предметной, наглядной основы для формирования образов и представлений о свойствах и качествах окружающего мира (усвоение системы сенсорных эталонов), элементарных представлений о пространстве, количестве и времени. Целостные представления школьника об окружающем его предметном мире формируются на сенсорной основе: в процессе установления и развития комплексных межанализаторных связей, их включения в различные формы деятельности, т.е. обеспечиваются развитием этих форм деятельности. Становление пространственных представлений связано с развитием двигательной сферы ребенка, усвоением базисного адаптивного механизма восприятия окружающего мира (ориентировки в системе оптико-пространственных координат). Развитие временных представлений обеспечивается способность ребенка анализировать события, устанавливать между ними временные связи.
Особенности протекания психических процессов у ребенка с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности определяют слабость, инертность, тугоподвижность мыслительных операций. Они не способны самостоятельно выделять свойства и качества предметов, устанавливать связи между ними, запоминать последовательность событий, устанавливать логические и временные связи. Недостаточность сенсорной основы когнитивных функций обусловливает трудности формирования обобщенных и схематичных представлений, необходимых для осуществления мыслительных операций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения, особенности организации и осуществления произвольной деятельности затрудняют процесс усвоения предлагаемого материала.
В качестве обучающих методов и приемов используются игры с сыпучими материалами, объемным и плоскостным счетным материалом, дидактические игры, «Волшебный мешочек», «Геометрическое лото», мозаика, работа с трафаретами (предметными и геометрическими), конструирование из счетных палочек, геометрических форм и пр.. Формирование элементарных временных образов осуществляется в процессе усвоения ребенком временной последовательности событий собственной жизни, режимных моментов.
Развитие речи на занятиях предполагает работу над пониманием и выполнением речевых инструкций, содержащих количественную, пространственную и сенсорную характеристику предметов.
Формирование элементарных представлений осуществляется в процессе различных видов деятельности, когда возникает необходимость объединения предметов и составления множеств, выделения заданного количества предметов, ориентировки в пространстве, времени.
Реализация программного содержания осуществляется при соблюдении ряда условий: дробного, пошагового предъявления материала, постоянного закрепления и повторения изученного в практической деятельности, использования сформированных умений для решения практических и бытовых задач (социально-бытового ориентирования).
Программа
Основные задачи раздела:
- Сенсорное развитие:
- выделение одного признака (величины, или формы, или цвета) среди однородных предметов (объектов);
- соотнесение однородных предметов (объектов) по выделенному признаку (величины, формы, цвета) и объединение их в группу (сопряженными действиями и по подражанию);
- противопоставление предметов (объектов) по одному признаку (по величине, или форме, или цвету),
- сравнение предметов с контрастными признаками путем наложения, определения поверхности на ощупь, обведения по контуру и др.;
- объединение предметов в группу после их обследования и выделения заданного признака.
- Развитие пространственной ориентировки:
- введение координат пространства (здесь, там, сюда, наверху, внизу) и движения (вперед – назад, вокруг, вверх – вниз и др.);
- организация ориентировочно-поисковых движений в знакомом предметном пространстве с использованием сенсорных стимулов (зрительных, слуховых, тактильных);
- ознакомление с формами телесного ориентирования (формирование схемы тела и схем движения сопряженными действиями и по подражанию);
- соотнесение и противопоставление предметов (объектов) по их пространственному расположению;
- ознакомление с листом бумаги формата А4: внешним видом (белой и тонированной, толстой и тонкой, грубой и гладкой и пр.), функциональным назначением и пространственным ориентированием (края, углы, середина).
- Развитие общей и тонкой моторики:
- развитие различных видов захвата (кистевого, щепотью, пинцетообразного);
- формирование координации движений рук.
- Развитие речи:
- работа над пониманием слов, обозначающих признаки предметов (величина, форма, цвет);
- формирование умения слушать и выделять ключевые слова в инструкции, регулирующей действия ребенка («Положи на стол», «Собери в коробку» и пр.);
- формирование устойчивой связи между предметом, словом его обозначающим и закрепленным жестом; между признаком предмета, словом его обозначающим, указательным и соотносящим жестом.
Тематика.
- знакомства и выделение предметов из множества, составление множества, образование количества , сравнение двух групп предметов (по величине, путем наложения), формирование равенства, определение частей предметов, отсчет предметов на ощупь, количество звуков, знакомство с геометрическими фигурами, сходство и различие геометрических фигур, соотношение предметов с геометрическими фигурами, работа с шаблоном, счетные палочки, соотношение количества, времена года, сутки, части суток, дежурство по столовой, ориентировка во времени и пространстве, ориентировка в понятии, экскурсии.
Изобразительная деятельность
Пояснительная записка
Значительное место в развитии различных форм коммуникаций школьника с окружающим миром занимает изобразительная деятельность.Изобразительная деятельность используется школьником как средство выражения своего состояния и отношения к миру.
Становление продуктивных форм деятельности у школьников с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности определяется особенностями их сенсомоторного, интеллектуального, речевого развития, состоянием деятельности. Изобразительная деятельность не формируется в школьном возрасте без специальных коррекционно-развивающих условий. Создание изображения затруднено вследствие комплекса причин, среди которых выделяются отсутствие моторных навыков, нарушение целостного восприятия, пассивность и отсутствие мотивации .
Важнейшими задачами раздела являются: формирование интереса к изобразительной деятельности, реализация возможностей школьника в процессе организованной взрослым деятельности (изобразительная деятельность в данном контексте выступает в качестве способа получения информации, формы взаимодействия и способа самовыражения), обеспечение условиями, необходимыми для формирования изобразительных навыков, формирование первичных оптико-пространственных связей.
Ученик учится выражать свое эмоциональное состояние и отношение к миру, используя для этого доступные изобразительные средства (цветопередачу, линии и мазки, предметный рисунок, элементарные поделки и пр.). Содержанием работы является развитие зрительно-моторной координации, формирование моторной функции рук, ознакомление с системой эталонов, материалами и инструментами, формирование пространственного ориентирования в ограниченном пространстве стола, альбома, листа, выделение пространственных характеристик предмета и объекта, его изображения. Развитие зрительно-моторной координации обеспечивается соединением ориентировочно-поисковых движений взгляда и моторики руки (соединением поля зрения и поля движения), развивают ориентировочно-поисковые движения взгляда. Изобразительные умения формируются с использованием доступных для школьников способов действия: совмещенных действий, показа способа действия. Процесс рисования, лепки, аппликации, конструирования сопровождается кратким, эмоционально насыщенным комментированием действий. Использование этого приема направлено на формирование функции соотнесения действия со словом, предмета, его графического образа со словом, развитие импрессивного словаря.
Программа
Основные задачи раздела:
- Формирование интереса к изобразительной деятельности осуществляется в процессе эмоционально насыщенного взаимодействия взрослого и школьника. Ситуация общения, организуемая взрослым, формирование мотивов общения являются важнейшими условиями организации изобразительной при обучении. Взрослый демонстрирует школьнику различные формы деятельности (рисует, лепит, конструирует на глазах), привлекает его к совместному выполнению отдельных изобразительных действий, фиксирует его внимание на продуктах деятельности - поделках, рисунках (обыгрывает их), обучает школьника различным способам эмоционального реагирования на действие и его результат;
- использованием в качестве коммуникативных средств эмоциональных, сенсорных и предметных стимулов, сопровождает свои действия эмоциональными реакциями радости, удивления, восхищения;
- развиваются ориентировочно-поисковые движения взгляда, учатфиксировать и удерживать предмет (объект) в поле зрения, находить его в ограниченном пространстве.
- Формирование зрительного образа предметов и объектовосуществляется при условии привлечения внимания к реальным предметам и объектам, их плоскостным изображениям, формирования комплексных ощущений в процессе манипулятивного взаимодействия школьника с этими предметами и объектами.
- Развитие моторной функции рук (согласованные движения обеих рук, выделение ведущей руки и ее развитие, простейшие движения кулаком, ладонью, пальцем, установление связи «глаз – рука», развитие опорных движений и захвата и др.) обеспечивает формирование направленных ориентировочно-поисковых действий, специфических манипуляций с предметами.
- Ознакомление с материалами и инструментами для рисования (бумага, краски, печатки, кисти, карандаши, мелки), организация специфических манипуляций с ними;
- Развитие речи осуществляется с помощью моделирования ситуаций, направленных на развития мышления, внимания, пополнения словаря.
- использование доступных средств и способов взаимодействия (эмоционального, телесно-ориентированного и др.):
- соотнесение реального объекта с его изображением и словесным обозначением.
Тематика.
- рисование линий (горизонтальных, вертикальных, наклонных), рисование по трафарету геометрических фигур, рисование узора в геометрических фигурах, рисование предметов, овощей, работа с книгой-раскраской, рисование по временам года, рисование по сказкам « Колобок, Репка», рисование букв и чисел, «дорожные знаки», рисование насекомых, «к празднику», работа по трафарету, рисование на свободную тему.