Адаптированная рабочая программа по предмету "Социально - бытовая ориентировка" для учащихся 9 класса (ГУО)
рабочая программа (9 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана для учащихся 9 класса с глубокой умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo_9b.docx | 110.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23 VIII вида»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УР Директор
Протокол № ____________/ _______________
руководитель МО _______ / _____________
_______________ «__ »___ 20__ г. «__»___ 20__ г. «__» ________ 20___г
.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социально – бытовой ориентировке
(9 класс ГУО)
РАКЕЕВОЙ ТАТЬЯНЫ РИНАТОВНЫ
учителя
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___________ от
«____» __________ 200 __г.
2016 – 2017 учебный год
Социально – бытовая ориентировка
по программе VIII вида специальных (коррекционных)
образовательных учреждений
Составитель: Ракеева Т.Р., учитель ГБОУ «Нижнекамская школа№23»
Адаптированная рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» в 9 классе создана на основе стандарта основного общего образования коррекционных учреждений VIII вида, базисного учебного плана Приказ МО РФ № 29/2065-п от 10.04.2002г. и учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7, 9 классов по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и реализуется на основе следующих документов:
1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Е.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова.
2. «Программа вспомогательной школы с русским языком обучения,1 отделение. Социально – бытовая ориентировка 6-10 классы», утверждена Министерством образования Республики Беларусь, Минск, Национальный институт образования, 2006г., автор – составитель В.В. Гладкая.
3. «Программа вспомогательной школы с русским языком обучения, II отделение. Социальная адаптация 4 – 9 классы», утверждена Министерством образования Республики Беларусь, Минск, Национальный институт образования, 2005г., авторы - составители: В.И. Олешкевич, С.П. Самуйлик;
4. «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей», НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984 год.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих 9 класс.
Пояснительная записка
Учащиеся 9Б класса относятся к категории детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Состав класса неоднороден: многие ученики имеют не только грубые нарушения познавательной деятельности, но и речи, зрения, эмоционально – волевой сферы. Все это проявляется в заторможенности или у некоторых в расторможенности, «полевом» поведении, в быстрой пресыщаемости деятельностью, в трудности коммуникации и социального взаимодействия. Зачастую ученики на неудачу или запрет часто реагируют различными деструктивными действиями: выбегают из класса, ссорятся между собой, прячутся под парту. У учеников наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики, из – за чего они испытывают большие затруднения в переключении движений, быстрой смене поз и действий. Причем моторная недостаточность проявляется у детей по- разному.
Особенно затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, часто не соизмеряют усилий, действуя с предметами или продуктами питания: они либо не прилагают достаточных усилий и роняют их, либо слишком сильно сжимают, давят на них.
Память (логическая и механическая) у данной категории детей находится на низком уровне. Внимание также в той или иной степени нарушено: оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Активное внимание, необходимое для достижения определенной цели, у них крайне слабо.
Некоторые дети этого класса умеют списывать с доски и читать по слогам, однако смысла написанного (списанного) или прочитанного не понимают.
Уроки СБО в этом классе строятся в игровой форме, с применением большого количества наглядного, дидактического материала и посильных практических трудовых задач с учетом принципов «развивающего обучения». Таким образом, обязательным условием является практическая направленность уроков социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учеников.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных, речевых и психофизических особенностей развития учеников, уровня их знаний и умений. Накопление социально-бытовых знаний и умений идет постепенно, последовательно и систематично. Очевидна необходимость закрепления полученных на уроках знаний и умений во внеурочное время, родителями дома. Поэтому большую работу учителю следует проводить с родителями учеников. Причем уроки не должны копироваться, а лишь осуществляется процесс повторения, закрепления и расширения знаний, полученных на уроках, автоматизации умений и формировании полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям.
Программный материал может планироваться в иной последовательности, чем изложен в данной программе. Кроме того, в ряде разделов программы специальным значком(*) выделен тот материал, который целесообразно изучать во внеурочной деятельности. Это обусловлено либо этическими соображениями, необходимостью индивидуализации работы (например, некоторые навыки личной гигиены), либо дефицитом учебного времени, препятствующим реализации указанного практически значимого содержания обучения (приготовление ряда блюд, экскурсии). Таким образом, успешность реализации программы по СБО во многом зависит от взаимодействия учителя с родителями.
Учитель, ведущий уроки по предмету СБО, имеет право отбора и планирования программного материала на диагностической основе — с учетом уровня осведомленности и подготовленности учащихся каждого класса. При отборе тем и распределении времени на их изучение имеют значение также местные условия, актуальные ситуации для учащихся конкретного класса (например, темы по профилактике вредных привычек), возрастные потребности детей (например, знакомство с процессом бритья). Таким образом, регламентация программного материала по классам является примерной.
Основными формами,методами и приемами обучения на занятиях по социально-бытовой ориентировке являются: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, упражнение, рисование, моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевые, дидактические игры, чтение произведений художественной литературы, оценивание, сравнение действий людей в реальных ситуациях, практические уроки, широкое применение наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ и др.
Характерной особенностью и основным недостатком деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью является ее низкая самостоятельность. Поэтому на уроках СБО важно создавать условия для формирования не только двигательных, но и общетрудовых (интеллектуальных) умений: ориентировки в задании, планирования хода его выполнения и осуществления самоконтроля. С этой целью целесообразно использовать технологические карты выполнения бытовых трудовых процессов. Перечень основных методов и приемов обучения содержит в себе Методический компонент программы.
Спецификой данного учебного предмета является необходимость для полноценной реализации его задач обеспечения ряда занятий специальными материалами и предметами труда: продуктами, посудой, столовыми приборами, кухонными принадлежностями, тазиками, мылом, щетками, утюгами и др. Проведение многих занятий требует специально оборудованного помещения (стирка, приготовление пищи и др.).
Ввиду возможных особых затруднений у тех или иных учеников в овладении программным материалом объем требований к ним может быть сокращен в индивидуальном порядке.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, для учащихся 9Б класса была адаптирована и разработана рабочая программа на основе программ: «Программа вспомогательной школы с русским языком обучения, 1 отделение. Социально – бытовая ориентировка 6-10 классы», Минск, 2006г., автор – составитель В.В. Гладкая, «Программа вспомогательной школы с русским языком обучения, II отделение. Социальная адаптация 4 – 9 классы», Минск, 2005г., авторы - составители: В.И. Олешкевич, С.П. Самуйлик и «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей», НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984 год.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер и направлено на подготовку учащихся к самостоятельной жизни путем формирования того необходимого запаса знаний и практических умений, который позволит им правильно ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт.
Достижение данной цели предусматривает необходимость проведения педагогической работы в следующих направлениях:
- формирование у учащихся умений в области бытового труда — в сферах личной гигиены, организации питания, ухода за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода;
- формирование экономико-бытовых умений (умений бережно обращаться с окружающими предметами, водой, электричеством; умений выбирать и совершать покупки; умений планировать бюджет семьи);
- формирование умений ориентироваться в услугах различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), практических умений пользоваться ими;
- формирование умений пользоваться услугами общественного транспорта;
- формирование умений ориентироваться в нормах культуры поведения, умений общения;
- формирование необходимых представлений о семье, семейных взаимоотношениях, об организации быта и досуга семьи.
На основании данных направлений педагогической работы выделены следующие разделы программы предмета «Социально - бытовая ориентировка»:
- Личная гигиена.
- Жилище.
- Питание.
- Одежда и обувь.
- Предприятия, учреждения.
- Семья.
- Медицинская помощь
- Трудоустройство
В данную программу были внесены следующие изменения:
Класс | Раздел. Тема. | Виды изменений, дополнений | Примечание |
9Б | ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. | Повторение. Значение личной гигиены. Предметы и средства личной гигиены. | Добавлены темы с целью систематизации понятий по теме и отработки практических навыков. |
9Б | ЖИЛИЩЕ. Уборка кухни, ванной, санузла. Мытье покрытий из плитки, линолеума, чистка раковин и др.: правила и способы действий, использование моющих средств. Соблюдение техники безопасности при уборке кухни, ванной, санузла. Выбор и покупка моющих средств. | Бытовые осветительные приборы. Осветительные приборы — светильники, люстры, бра, торшеры, настольные лампы. Выключатель, розетка, вилка. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами. Электрическая лампочка. Меры безопасности при включенной лампочке. *3амена лампочки под наблюдением взрослых Уметь пользоваться бытовыми осветительными приборами. Бытовые электрические приборы. Утюг; правила включения и выключения. *Терморегулятор утюга.Меры безопасности при работе с утюгом. Электрочайник. Правила пользования и техника безопасности. Телевизор.Управление пультом. | Добавлены темы с целью формирования новых понятий, систематизации знаний по теме и отработки практических навыков. |
9Б | ОДЕЖДА И ОБУВЬ. Предприятия и организации. Пользование услугами химчистки. В каких случаях можно обращаться в химчистку. Процедура сдачи и получения вещей из химчистки. Речевой этикет и правила поведения при посещении химчистки - 2 часа. Экскурсия в химчистку*.- убрать – | Тема удалена в связи со сложностью понимания и отсутствия вблизи химчистки. | |
9Б | ОДЕЖДА И ОБУВЬ. | Самостоятельный мелкий ремонт одежды: пришивание вешалки, пуговиц (на ножке; с 2, 4 отверстиями). Способы пришивания пуговиц с отверстиями. Правила безопасной работы с иглой и ножницами. Практические работы по складыванию и развешиванию одежды в шкафу. Практические работы по мойке и чистке обуви. Подготовка сезонной обуви к хранению (набивание газетной бумагой, укладывание в коробки). | Добавлены темы с целью формирования новых понятий, систематизации знаний по теме и отработки практических навыков. |
Содержание учебного материала 9 класс
- ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА–10 часов.
Повторение. Значение личной гигиены. Предметы и средства личной гигиены – 2 часа.
Уход за кожей рук, ног, ногтями. Правила и способы ухода за кожей рук, ног, ногтями (мытье, чистка, обрезание и др.). Предметы, необходимые для ухода за кожей рук, ног, ногтями (щеточка, губка, ножницы, пилочка и др.), правила и приемы использования. Средства для ухода за кожей рук, ног (мыло, крем, бальзам и др.), их назначение, правила и приемы использования. Выбор и покупка предметов и средств для ухода за кожей рук, ног, ногтями – 4 часа.
Использование косметических средств для ухода за ногтями*. Покрытие ногтей лаком. Использование жидкости для снятия лака. Маникюр, возможность получить такую услугу в парикмахерской, правила поведения во время выполнения данной процедуры – 2 часа.
Профилактика вредных привычек. Влияние курения и алкоголя на здоровье человека. Социальные последствия вредных привычек – 2 часа.
- ЖИЛИЩЕ - 10 часов.
Уборка кухни, ванной, санузла. Мытье покрытий из плитки, линолеума, чистка раковин и др.: правила и способы действий, использование моющих средств. Соблюдение техники безопасности при уборке кухни, ванной, санузла. Выбор и покупка моющих средств – 3 часа.
Бытовые осветительные приборы. Осветительные приборы — светильники, люстры, бра, торшеры, настольные лампы. Выключатель, розетка, вилка. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами- 1 час.
Электрическая лампочка. Меры безопасности при включенной лампочке. *3амена лампочки под наблюдением взрослых– 1 час.
Бытовые электрические приборы. Утюг; правила включения и выключения. *Терморегулятор утюга. Меры безопасности при работе с утюгом.Электрочайник. Правила пользования и техника безопасности. Телевизор. Управление пультом. – 4 часа.
Проверочная работа – 1 час.
- ПИТАНИЕ – 12 часов.
Приготовление пищи. Приготовление блюд путемжаренья: яичница, омлет, рыба, мясо, картофель, блины. Соблюдение техники безопасности при пользовании сковородой - 6 часов.
Обращение с кухонной техникой (мясорубка, миксер, кофемолка и др.): приемы пользования, уход, техника безопасности - 2 часа.
Приготовление теста и выпечка печенья – 4 часа.
- ОДЕЖДА И ОБУВЬ – 10 часов.
Выведение пятен в домашних условиях. Правила выведения пятен от молока, мороженого, шоколада, жирных и фруктовых пятен и др. Особенности удаления свежих и старых пятен. Средства для выведения пятен с одежды (жидкие, порошкообразные; с хлором и без него). Техника безопасности при работе со средствами выведения пятен – 2 часа.
Стирка постельного белья. Особенности ручной стирки и сушки постельного белья. Стирка постельного белья в машине. Периодичность смены постельного белья. Подготовка вещей к сдаче в прачечную. Пользование услугамипрачечнойдля стирки одежды. Особенности пользования услугами прачечной самообслуживания – 2 часа.
Глаженье постельного белья. Правила и приемы глаженья постельного белья. Места и способы хранения постельного белья в квартире, доме.
Выбор и покупка постельного белья- 2 часа.
Самостоятельный мелкий ремонт одежды: пришивание вешалки, пуговиц (на ножке; с 2, 4 отверстиями). Способы пришивания пуговиц с отверстиями. Правила безопасной работы с иглой и ножницами- 2 часа.
Практические работы по складыванию и развешиванию одежды в шкафу. Практические работы по мойке и чистке обуви. Подготовка сезонной обуви к хранению (набивание газетной бумагой, укладывание в коробки) – 2 часа.
- ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ – 10 часов.
Рынок. Виды рынков: продуктовый, вещевой, строительный и др. Отделы рынка, нахождение месторасположения нужных товаров. Особенности приобретения товаров на рынке. Правила поведения на рынке. Назначение рынков. Ориентирование по товарам, указателям, запахам. Правила рыночной торговли (товар выбирают, цену согласовывают) – 2 часа.
Экскурсия на рынок. Посещение ближайшего места рыночной торговли в присутствии взрослого. Рассматривание товаров, общение с продавцом. Тренировка в покупке мелкого товара с помощью взрослого. Общение с продавцом во время покупки (основной вопрос:«Сколько стоит?»). Меры безопасности на рынках– 2 часа.
Кафе. Назначение кафе. Правила торговли в кафе (заказ, получение (доставка заказа), потребление, расчет на месте). *Работники кафе: официант, повар; их спецодежда– 2 часа.
Служба быта.Мастерские по ремонту обуви, одежды, часов и электрических приборов в ближайшем окружении. Ориентирование по вывескам, витринам. Обращение в мастерскую в присутствии взрослого– 2 часа.
Парикмахерская. Салон красоты. Назначение салона красоты. Витрины салона. Посещение салона в присутствии взрослого. Ориентирование по условным обозначениям. Выделение работников салона по специальной одежде. Правила поведения в салоне. Услуги по уходу за волосами. Прически для длинных и коротких волос. Рассматривание каталогов – 2 часа.
- СЕМЬЯ – 6 часов.
Отношения с соседями. Соблюдение морально-этических норм во взаимоотношениях с соседями - 2 часа.
Семейные традиции. «Мы идем в гости». Выбор одежды, обуви, подарков. Правила поведения в гостях - 2 часа.
Бюджет семьи. Планирование семейного бюджета. Экономия в домашнем хозяйстве: правила и способы экономии – 2 часа.
- МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ–6 часов.
Оказание первой помощи при ожоге, обморожении, солнечном ударе – 2 часа.
Уход за больным. Вызов врача на дом. Упражнения по вызову врача на дом по телефону.Выполнение рекомендаций врача. Правила и места хранения лекарственных средств в квартире, доме – 2 часа.
Поликлиника. Обращение в поликлинику, запись на прием к врачу, получение талончика. Правила поведения и общения с медицинским персоналом – 2 часа.
- ТРУДОУСТРОЙСТВО. Я – ГРАЖДАНИН – 2 часа.
Основные документы гражданина России. Документы гражданина: свидетельство об инвалидности, свидетельство о рождении, паспорт. Знаки на документах — печать, гербовые знаки, фото. Бережное хранение документов (в обложке для документов, в застегнутом кармане или в сумке).Правила предъявления документов (нельзя отдавать в руки незнакомым людям) – 1 час.
Профессиональная ориентация. Рабочие места в местном регионе. Выбор выпускника IX класса: трудоустройство, получение профессии в профессиональном училище – 1 час.
Закрепление, повторение. Итоговые уроки «Готовим блины» - 2 часа.
Ожидаемый результат:
- ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Ученики могут знать | Ученики могут уметь |
- что такое личная гигиена, предметы и средства личной гигиены; - правила и способы ухода за кожей рук, ног, ногтями (как мыть, чистить, обрезать ногти и др.); - о предметах, необходимых для ухода за кожей рук, ног, ногтями; - средства для ухода за кожей рук, ног (мыло, крем, бальзам и др.), их назначение; - где покупают предметы и средства для ухода за кожей рук, ног, ногтями; - как наносится лак на ногти, как он снимается; - о вреде курения и алкоголя на здоровье человека. | - соблюдать правила личной гигиены; - пользоваться предметами и средствами личной гигиены; - пользоваться мылом, кремом для рук; - обращаться с вопросом к продавцу средств и предметов личной гигиены; - соблюдать, придерживаться ЗОЖ. |
- ЖИЛИЩЕ
Ученики могут знать | Ученики могут уметь |
- правила мытья покрытий из плитки, линолеума, чистки раковин и др.; - технику безопасности при уборке кухни, ванной, санузла; - правила техники безопасности при пользовании электроприборами; - как меняют электрическую лампочку; - правила включения и выключения утюга; - правила безопасности при работе с электроприборами. | - мыть покрытия из плитки, линолеума, чистки раковин, правильно используямоющие средства; - соблюдать технику безопасности при уборке кухни, ванной, санузла; - включать освещение в помещении по необходимости, выдернуть шнур осветительного прибора или вставить вилку в розетку в случае необходимости; - пользоваться бытовыми осветительными приборами; - соблюдать меры безопасности при работе с утюгом; - самостоятельно гладить доступные вещи; - самостоятельно приготовить чай, кофе; - включать и выключать телевизор, пользоваться пультом управления. |
- ПИТАНИЕ
Ученики могут знать | Ученики могут уметь |
- как готовить блюда путемжаренья:яичница, омлет, рыба, мясо, картофель, блины; - технику безопасности при пользовании сковородой, электроплитой; - как готовить печенье. | - мыть продукты питания, чистить картофель; - пользоваться электроплитой, готовить с помощью взрослого блюда путемжаренья; - соблюдать технику безопасности при пользовании сковородой; - замешивать тесто для печенья. |
- ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Ученики могут знать | Ученики могут уметь |
- правила выведения пятен от молока, мороженого, шоколада, жирных и фруктовых пятен; - особенности ручной и машинной стирки и сушки постельного белья; - периодичность смены постельного белья; - как готовить белье и вещей к сдаче в прачечную; - правила и приемы глаженья постельного белья; - места и способы хранения постельного белья в квартире; - правила безопасной работы с иглой и ножницами, способы пришивания пуговиц с отверстиями; - правила мойки и чистки обуви, хранения обуви. | - выводить с помощью взрослого пятна от молока, мороженого, шоколада, жирных и фруктовых пятен; - сортировать белье по цвету; - соблюдать приемы глаженья постельного белья; - пришивать вешалки, пуговицы (на ножке; с 2, 4 отверстиями); - пользоваться иглой и ножницами. - мыть и чистить обувь, правильно ее хранить. |
- ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ
Ученики могут знать | Ученики могут уметь |
- о видах рынков и особенностях приобретения товаров на рынке; - где находится ближайший рынок, правила поведения на рынке; - назначение кафе, как называются работники кафе; - где находятся службы быта; - назначение парикмахерской, салона красоты. | - соблюдать правила поведения на рынке, в парикмахерской, обращаться с просьбой, вопросом к продавцу; - отличать официанта кафе по спецодежде; - предъявить вещь, требующую ремонта; - посещать парикмахерскую в присутствии взрослого; - заказать услугу по уходу за волосами; - оплатить услугу в присутствии взрослого. |
- СЕМЬЯ
Ученики могут знать | Ученики могут уметь |
- морально-этические нормы во взаимоотношениях с соседями; - правила поведения в гостях; - об экономии в домашнем хозяйстве, правилах и способах экономии. | - соблюдать морально-этические нормы во взаимоотношениях с соседями; - соблюдать правила поведения в гостях; - выбирать праздничную одежду. |
- МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Ученики могут знать | Ученики могут уметь |
- об ожогах, обморожении, солнечном ударе и оказании первой помощи; - как вызвать врача на дом по телефону; - о правильном и безопасном пользовании и хранении лекарственных средств в квартире; - где расположена поликлиника, как записаться к врачу; - правила поведения и общения с медицинским персоналом. | - оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, солнечном ударе; - назвать себя, свой адрес, рассказать о своем состоянии по телефону; - правильно принимать лекарственные препараты; - соблюдать правила поведения и общения с медицинским персоналом. |
- ТРУДОУСТРОЙСТВО. Я – ГРАЖДАНИН
Ученики могут знать | Ученики могут уметь |
- основные документы гражданина России: паспорт, свидетельство о рождении, справка об инвалидности; - правила предъявления документов, что нельзя отдавать в руки незнакомым людям; - о профессиях, получаемых в СКПУ №63. | - правильно хранить, беречь документы; |
«Общие сведения по предмету»
предметсоциально – бытовая ориентировка (факультатив)
Класс9Б
Программаспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (ГУО)
Количество часов в неделю по учебному плану: 2
Сведения по часам:
Период | Количество часов | Из них: | |||
Плановых уроков | Практических уроков | Экскурсий, учебных прогулок | Проверочных работ | ||
I четверть | 15 | 1 | 14 | - | 1 |
II четверть | 14 | 1 | 13 | - | 1 |
III четверть | 20 | 5 | 12 | 2 | 1 |
IV четверть | 16 | 6 | 8 | - | 1 |
ГОД | 68 | 19 | 46 | 2 | 1 |
Используемый учебно - методический комплекс:
- учебник не используется;
- использование тетрадей (фрагментарно);
- использование дополнительной справочной, энциклопедической и художественной литературы, наглядных и раздаточных плакатов и пособий, технологических карт, раскрасок, ИКТ:
Дополнительная литература для учителя:
- Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: М., Владос, 2008, под ред. A.M. Щербаковой
- В.В. Воронкова, С.А. Казакова «Социально - бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида», М., Владос, 2013, авт.
- Учебное пособие для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида 5,6,7,8,9 класс: М., Владос, 2013, авт. В.П. Субчева
- С.А. Львова «Практический материал к урокам социально - бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида», М., Владос, 2013г.;
- С. Потапов, О. вакса «Этикет для подростков», М., «АСТ-ПРЕСС», 1999г.;
- Ю.Н. Амелин, М.Ю. Амелин «Этикет в вопросах и ответах», Ростов н/Д., изд. «Феникс», 2001г.;
- В.В. Михайлов «Как вырастить здорового ребенка», Ленинград, изд. «Медицина», 1990г.;
- Б.А. Райзберг «Экономическая энциклопедия для детей и взрослых», М., АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995г.;
- «Маленькие домашние хитрости, или 1000 полезных советов», М., «Молодая гвардия», 1992г.;
- «Маленькие хитрости», Нижнекамск, 1992г.;
- В.А. Рожок, Ю.Ю. Сахненко «Хозяину и хозяйке», Казань, Татарское кн. изд-во, 1992г.;
- И.А. Мусская «Домоводство», Ижевск, РИО «Квест», 1992г.;
- Х.Г. Кучушев «Для дома, для семьи», Казань, Татарское кн. изд-во, 1987г.;
- Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина «Физкультура для всей семьи», М., Физкультура и спорт, 1990г.;
- Т.М. Афанасьева «Семья: пробное учебное пособиедля учащихся средних учебных заведениях», М., Просвещение, 1986г.;
- Н.М. Волчек, Е.А. Добрицкая и др. «1000 советов. Рукоделие для девочек», Мн., ООО «Харвест», 2003г.;
- «Школьный иллюстрированный справочник. Детская сексология», М., изд. дом «Росмэн», 1997г.;
- «Школьный иллюстрированный справочник. Твое питание и здоровье», М., изд. дом «Росмэн», 1997г.
- Загадки. Чебоксары, чувашское книжное из-во, 1993г.
- С.А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице»;
- В. Дюмон «Откуда я взялся?», ООО «Издательство АСТ», 2007г.;
- Л. В. Петровская «Что делать, если…», М., изд. АСТ. И др.
Для учащихся:
- Комплект карточек «Пожарная безопасность. Беседы с ребенком», МЧС России, изд. дом «Карапуз»;
- С. Вохринцева, дидактический материал «Окружающий мир. Пожарная безопасность», Екатеринбург, изд. «Страна фантазий»;
- Комплект карточек «Безопасность на дороге. Беседы с ребенком», ГИБДД России, изд. дом «Карапуз»;-
- И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения», М.,изд. дом «Цветной мир», 2013г.;
- С.А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице», С-П., изд.дом «Литера», 2008г.;
- А. Кривицкая «У кого на кухне газ», Каменск – Уральский, Из- во «Калан», 1997г.
- Интерактивное обучение (обучающие диски):
- 1С: образовательная коллекция. «Экономика для детей. Игры и упражнения»;
- 1С: образовательная коллекция. «Веселые уроки детского этикета. Играем и учимся»;
- 1С: образовательная коллекция. «Уроки хорошего поведения дома, в гостях, вежливые слова»;
- Пособие «Первые уроки этикета»;
- «Умные шнурочки», «Веселые шнурочки» и другие.
Развивающие настольно – печатные игры:
- «Пирамида здоровья», «Зуб Неболей-ка»;
- «Чррезвычайные ситуации на прогулке»;
- «Учим дорожные знаки», «С Хрюшей через дорогу»;
- «Соответствия. Осваиваем профессии»? «Изучаем профессии»;
- «Веселый распорядок дня»;
- «Поймай рыбку»;
- «Правила этикета» т др.
Наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал:
- «Еда и напитки», «Овощи и фрукты», «Как растет живое», «Офисная техника и оборудование», «Строительство: специальности, техника, материалы», «Уроки доброты», «Я и мое поведение», «Я расту», «Виды спорта», «Профессии», «Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка», «Распорядок дня», «Права ребенка», «ОБЖ. Опасные предметы и явления», «ОБЖ. Опасное общение», «Первая помощь», «Если малыш поранился», «Здоровый образ жизни семьи», «Российская геральдика», «Знаю все профессии», выставка рисунков к русским народным пословицам и поговоркам «Веселись, играй, да дело знай!», комплект картин «Русские народные сказки», «Кто как устроен?», «Деньки - недельки», «Животные России», «Мой дом» и др.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата | Материально – техническое обеспечение | Основные задачи | Коррекционные цели | Словарная работа | Коммуникативные навыки и социальная направленность |
I четверть – 15 часов. Личная гигиена – 10 часов. | ||||||||
1 | Повторение изученного в 8 классе. | 1 | 05.09 | практические уроки с применением наглядных материалов, реальных средств по уходу за кожей рук, ног и ногтями, ИКТ (пригласить маму Яфаркиной Д.) | Расширить систематизировать знания учащихся о предметах и средствах личной гигиены. Знакомство учащихся с правилами и способами ухода за кожей рук, ног, ногтями. Развитие познавательной активности. Формирование умения учащихся использовать личный опыт по применению знаний и умений личной гигиены. Выработка у учащихся навыков гигиенических правил по уходу за собой. | Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, речедвигательного и речеслухового анализатора. | Предметы , средства личной гигиены, мочалка, мыло, гель для душа, крем, щеточка, маникюр, лак | Подготовка к самостоятельной жизни, к самообслуживанию. Коррекция речевой активности. |
2 3 4 | Уход за кожей рук, ног, ногтями. Правила и способы ухода за кожей рук, ног, ногтями. Средства для ухода за кожей рук, ног. | 3 | 07.0914.09 19.09 | |||||
5 6 | Использование косметических средств для ухода за ногтями. Покрытие ногтей лаком. Маникюр, возможность получить такую услугу в парикмахерской, правила поведения во время выполнения процедуры. | 2 | 21.09 26.09 | Приборы и материалы по уходу за ногтями, ИКТ, картинный материал | Знакомство учащихся с понятием «маникюр». Познакомить учащихся со способамиухода за ногтями. Учить правильно ухаживать за ногтями, использовать жидкость для снятия лака. Повторить особенности ухода за руками. Формирование эстетического вкуса. | Развивать логическое мышление, связную речь, обогащать и пополнять словарный запас учащихся, коррекция мелкой моторики рук. | Лак, эмаль пилочка, ванночка для ногтей, салфетка, средство для снятия лака | Формирование готовности к самообслуживанию. Подготовка к самостоятельной жизни. |
7 8 | Профилактика вредных привычек. Влияние курения и алкоголя на здоровье человека. Социальные последствия вредных привычек.(Опыт) | 2 | 28.09 03.10 | «Аппарат вредных привычек», ИКТ, пословицы и поговорки | Формирование знаний о вреде курения, алкоголя, о влиянии курения и алкоголя на здоровье человека. Дать представление о социальных последствиях вредных привычек. Учить умению отказываться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя. Формировать умение, силу воли не подаваться давлению. | Коррекция речедвигательного и речеслухового анализатора. | Алкоголь, табак, курение, ЗОЖ. Яд – вещество, вызывающее отравление. Никотин – яд. | Приобретение навыков по ЗОЖ |
Жилище - 10 часов. | ||||||||
9 1011 | Уборка кухни, ванной, санузла. Мытье покрытий из плитки, линолеума, чистка раковин и др. Правила и способы действий, безопасное использование моющих средств. Соблюдение т/б при уборке кухни, ванной, санузла. Выбор и покупка моющих средств. | 3 | 05.10 10.10 12.10 | Реальные предметы и инвентарь для проведения уборки, тематические картинки, ИКТ | Закрепление знаний учащихся о гигиенических требованиях к вспомогательным помещениям квартир. Дать теоритические знания и привить практические умения по проведению уборки на кухне, ванной, санузла. Раскрыть правила и способы действий и использования моющих средств. Учить соблюдать т/б при уборке кухни, ванной, санузла. Учить ориентироваться в выборе моющих средств. Воспитание навыков правильного, экономного расходования моющих средств. | Коррекция слухового и зрительного восприятия через выделение нужного предмета. | Моющие средства, мыльный раствор, ветошь | Подготовка детей к самостоятельности в быту. |
12 | Бытовые осветительные приборы. Осветительные приборы. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами. | 1 | 17.10 | Иллюстрации, ИКТ | Дать знания об осветительных приборах в доме. Раскрыть правила т/б при пользовании электроприборами, выключателями, вилками и розетками. Учить безопасному владению приборами. | Коррекция речедвигательного и речемыслительного аппарата, психических функций. | Светильник, люстра, торшер, настольная лампа, выключатель, розетка, вилка | Подготовка детей к самостоятельности в быту. |
13 | Электрическая лампочка. Меры безопасности при включенной лампочке. | 1 | 19.10 | Реальные предметы: настольная лампа, лампочка | Дать знания об электрической лампочке, их видах. Раскрыть меры безопасности при включенной лампочке. Показать приемы замены лампочки (под наблюдением взрослых). | Коррекция и развитие слухового и зрительного внимания, памяти в процессе ознакомления с материалом, при практических работах. | Лампочка, ток, безопасность | Формирование готовности к самообслуживанию. Подготовка к самостоятельной жизни. |
14 | Проверочная работа «Найди на картинке люстры». | 1 | 24.10 | картинка | Систематизация полученных знаний, выявление знаний. | |||
15 | Бытовые электрические приборы. | 1 | 26.10 | Предметы бытовых электрических приборов, раскраски | Познакомить учащихся с бытовыми электрическими приборами в доме.Раскрыть меры безопасности при работе с электрическими приборами. | Коррекция речевой и двигательной функций | Утюг, электрочайник, телевизор. | Учимся пользоваться бытовыми электрическими приборами. |
IIчетверть – 14 часов. | ||||||||
16 17 | Утюг. Электрочайник. Телевизор. | 2 | 07.11 09.11 | Оборудование и инвентарь кабинета, инструкция по т/б | Научить правильно включать, выключать и пользоваться утюгом, электрочайником и телевизором. Закрепить и повторить меры безопасности при работе с электрическими приборами. | Коррекция двигательной и мыслительной функций. | Утюг, электрочайник, телевизор | Закрепляем навык пользования. Учимся пользоваться бытовыми электрическими приборами: электрочайником, телевизором, проговаривая свои действия. |
Питание – 12 часов. | ||||||||
21 22 23 24 25 26 | Приготовление пищи. Приготовление блюд путемжаренья: яичница, омлет, рыба, мясо, картофель, блины. Соблюдение техники безопасности при пользовании сковородой. | 6 | 14.11 16.11 21.11 23.11 28.11 30.11 | Кухонное оборудование, продукты питания, технологические карты, алгоритм работы | Привитие учащимся навыков приготовления пищи путемжаренья. Научить готовить омлет, блюда из яиц, рыбы, картофеля, блинчики обучение работы венчиком, миксером. Закрепление санитарно-гигиенических правил приготовления пищи. Учить соблюдать технологию приготовления блюд, технику безопасной работы с электроплитой, режущими инструментами. | Коррекция общей и мелкой моторики, речевой активности учащихся. | Жаренье, рыба, картофель, блины, омлет | Учить применять полученные знания на практике. |
27 28 | Обращение с кухонной техникой (мясорубка, миксер, кофемолка и др.): приемы пользования, уход, техника безопасности. | 2 | Демонстрация слайдов, бытовых приборов. | Познакомить учащихся с разнообразием кухонных принадлежностей. Сообщение сведений о применении кухонной техники и ухода за ней. Воспитание бережного и безопасного обращения с кухонной техникой. | Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. | мясорубка, миксер, кофемолка, блендер, тостер | Формирование готовности к самообслуживанию. Подготовка к самостоятельной жизни. | |
29 30 31 | Приготовление теста и выпечка печенья. | 3 | Печенье, тесто, формочки | Научить замешивать тесто и выпекать печенье. Систематизировать знания и навыки работы со скалкой, обращения с электропечью. Коррекция ручной умелости. Формирование умения работать с опорой на план. | Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами. | Подготовка к самостоятельной жизни. Учимся печь печенье. | ||
32 | Проверочная работа «Приготовление яичницы». | 1 | Выявление знаний, систематизация и автоматизация знаний и умений по теме. | |||||
III четверть – 20 часов. Одежда и обувь – 10 часов. | ||||||||
33 34 | Выведение пятен в домашних условиях. Средства для выведения пятен с одежды (жидкие, порошкообразные; с хлором и без него). | 2 | Оборудование, инвентарь и материалы кабинета, ИКТ | Дать представление о выведении пятен с одежды в домашних условиях. Раскрыть правила выведения пятен от молока, мороженого, шоколада, жирных и фруктовых пятен и др., особенности удаления свежих и старых пятен. Познакомить со средствами для выведения пятен с одежды (жидкие, порошкообразные; с хлором и без него). Научить соблюдать технику безопасности при работе со средствами выведения пятен. Воспитывать культуру работы в бригадах и аккуратной работы с препаратами. | Коррекция редвигательного и речеслухового анализаторов, мыслительных процессов, речевой деятельности. | пятновыводитель | Формирование готовности к самообслуживанию. Формировать умение давать полные ответы. | |
35 36 | Стирка постельного белья. Подготовка вещей к сдаче в прачечную. Пользование услугамипрачечнойдля стирки одежды. | 2 | ИКТ, оборудование, инвентарь и материалы кабинета, карточки | Дать знания и представления о стирке постельного белья. Раскрыть особенности ручной и машинной стирки и сушки постельного белья, периодичности смены постельного белья. Научить готовит вещи к сдаче в прачечную. Дать представления опользовании услугамипрачечнойдля стирки одежды и особенностях пользования услугами прачечной самообслуживания. | Развивать сосредоточенное (концентрированное) внимание, мышление, через коррекционно – развивающие упражнения. | Стирка, постельное белье, прачечная | Подготовка детей к самостоятельности в быту. Усвоение социального опыта через практические занятия, обеспечение и поддержание норм реального быта. Развитие навыков самообслуживания. | |
37 38 | Глаженье постельного белья.Выбор и покупка постельного белья. | 2 | Алгоритм глаженья постельного белья, утюг, предметы постельного белья. | Научить и раскрыть правила и приемы глаженья постельного белья. Дать представления о местах и способах хранения постельного белья в квартире. Обучение навыкам самоконтроля при выполнении практических работ. Показать правила выбора и покупки постельного белья. | Развитие зрительной памяти. | Утюг, постельное белье, комод, шкаф | Развивать умение устанавливать последо-вателность при выполнении практической работы. Подготовка детей к самостоятельности в быту. | |
39 40 | Самостоятельный мелкий ремонт одежды: пришивание вешалки, пуговиц. | 2 | Иголки, пуговицы, вешалки | Формировать представление об опрятном виде человека. Учить правильно пришивать одежную вешалку, пуговицы (на ножке; с 2 отверстиями). Закрепление правил безопасной работы с иглой и ножницами. Осуществлять индивидуальный подход в коррекционной работе на всех этапах урока | Коррекция мышления через работу с инструкционной картой, моторики через упражнения на координацию движений. Развитие внимания через поэтапный анализ. | Пуговица, пришить, опрятный вид, вешалка | Формировать возможный уровень самостоятельности в жизни. | |
41 42 | Практические работы по складыванию и развешиванию одежды в шкафу. Практические работы по мойке и чистке обуви. Подготовка сезонной обуви к хранению (набивание газетной бумагой, укладывание в коробки). | 2 | Реальные предметы одежды и обуви | Учить детей ухаживать (складывать и развешивать) одежду в шкафу, мыть и чистить обувь. Сформировать навык подготовки сезонной обуви к хранению (набивать газетной бумагой, укладывать в коробки). Воспитание потребности в аккуратности и порядке в личных вещах. | Развивать слуховое и зрительное внимание, память в процессе ознакомления с материалом и выполнения практических работ. | Плечики, платяной шкаф, щетка, шнурки, крем | Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание. | |
Предприятия, учреждения – 10 часов. | ||||||||
43 44 | Рынок.Виды рынков. Моделирование ситуации «Мы на рынке» | 2 | Картинки, ИКТ, раскраски | Дать представления о рынках и их видах и назначении. (продуктовый, вещевой, строительный и др.) Показать, где находится ближайший рынок, обратить внимание на правила поведения на рынке. Научить ориентироваться в отделах рынка и месторасположении нужных товаров. Дать знания об особенностях приобретения товаров на рынке. Раскрыть правила рыночной торговли (товар выбирают, цену согласовывают). | Коррекция диалогической речи в ходе моделирования ситуации. | Рынок, указатель, товар, цена, продавец | Формировать возможный уровень самостоятельности в жизни. Коррекция речи в ходе моделирования ситуации, сопровождающейся диалогами. | |
45 46 | Экскурсия на рынок. | 2 | инструктаж | Способствовать формированию правильных социальных контактов. Закрепление на практике посещения ближайшего места рыночной торговли: рассматривание товаров, общение с продавцом. Тренировка и отработка на практике способов покупки мелкого товара с помощью взрослого. Формирование нормативного поведения в общении с продавцом. Дать представление о мерах безопасности на рынках. | Коррекция зрительного и пространственного восприятия через экскурсию. | Рынок, товар, цена, продавец, спасибо, здравствуйте, сколько стоит? | Расширение социального опыта. Формировать правильное общественно - приемлемое поведение. Повышать чувство уверенности в себе при общении с посторонними людьми. | |
47 48 | Кафе. Моделирование ситуации «Мы в кафе». | 2 | ИКТ, оборудование, инвентарь и материалы кабинета | Дать представление о кафе, их назначении. Раскрыть правила торговли в кафе (заказ, получение (доставка заказа), потребление, расчет на месте). Обратить внимание и сформировать знания о работниках кафе. | Коррекция внимания через частую смену деятельности на уроке, речи через оречевление своих действий. | Кафе, официант, повар, заказ, меню | Формирование готовности устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи. Развитие вопросно-диалогической речи при помощи алгоритмов. | |
49 50 | Служба быта. Обобщение по теме - моделирование ситуации «У меня сломался телефон, часы». | 1 1 | ИКТ, оборудование, инвентарь и материалы кабинета | Дать представление о мастерских по ремонту обуви, одежды, часов и электрических приборов в ближайшем окружении. Учить ориентироваться по вывескам, витринам. Научить правилам обращения в мастерскую. | Коррекция и компенсация дефектов мыслительной деятельности через создание проблемной ситуации. | Мастерские по ремонту обуви, одежды, часов, часовщик | ||
51 52 | Парикмахерская. Салон красоты. Моделирование ситуации | 2 | ИКТ, карточки, картинки, каталоги | Дать представление о парикмахерских и салонах красоты, их назначении. Учить находить парикмахерские по витринам салонам и условным обозначениям. Раскрыть правила поведения в салоне. Дать представления о видах услуг по уходу за длинными и короткими волосами. Учить правильно пользоваться и рассматривать каталоги. Формирование нормативного поведения. | Коррекция диалогической речи в ходе моделирования ситуации. | Парикмахерская, салон красоты, каталог, стрижка, укладка | ||
IV четверть – 16 часов. Семья – 6 часов. | ||||||||
53 54 | Отношения с соседями. Моделирование ситуации | 2 | оборудование, инвентарь и материалы кабинета | Способствовать формированию морально-этических норм во взаимоотношениях с соседями. Раскрыть способы ведения разговора со старшими. Развитие навыков самоконтроля. | Коррекция и компенсация мыслительной деятельности через создание проблемной ситуации. | Здравствуйте, как дела? Как поживаете? Вам помочь? Извините, до свидания | Усвоение социального опыта через практические занятия, обеспечение и поддержание норм реального быта и социального окружения. | |
55 56 | Семейные традиции. Моделирование ситуации «Мы идем в гости». | 2 | оборудование, кабинета, 1С: образовательная коллекция. «Уроки хорошего поведения дома, в гостях, вежливые слова»; | Способствовать формированию понятия «семейные традиции». Дать представление о традициях в семье: праздновании дней рождений, праздников. О том, как готовятся к ним: подбирают одежду, обувь, подарки. Раскрыть правила поведения в гостях. | Коррекция и компенсация мыслительной деятельности через создание проблемной ситуации, диалогической речи через моделирование ситуации. | Традиция, праздники, день рождения, отдых | ||
57 58 | Бюджет семьи. Экономия в домашнем хозяйстве | 2 | 1С: образовательная коллекция. «Экономика для детей. Игры и упражнения»; инвентарь и материалы кабинета | Формировать представление о бюджете семьи, о том, что деньги родители зарабатывают, их надо экономить. Дать представление о правилах и способах экономии в домашнем хозяйстве: выключать свет, воду. | Коррекция диалогической речи через умение поддерживать беседу по обсуждению изучаемой темы. | Бюджет, экономия, деньги, заработанная плата | ||
Медицинская помощь – 6 часов. | ||||||||
59 60 | Оказание первой помощи при ожоге, обморожении, солнечном ударе. | 2 | Предметы первой помощи, ИКТ | Формирование представлений об оказании первой помощи при ожоге, обморожении, солнечном ударе. Показать приемы наложения повязок. Коррекция зрительного восприятия через выполнение практической работы. | Компенсация мыслительной деятельности через умение устанавливать последовательность действий при выполнении практических заданий. Коррекция внимания через соблюдения правил. | Первая помощь, ожог, обморожение, солнечный удар | Восполнение дефицита социального опыта. | |
61 62 | Уход за больным. | 2 | оборудование, инвентарь и материалы кабинета | Показать приемы ухода за больным. Показать на примере, как нужно вызывать врача на дом. Отработка навыка вызова врача на дом по телефону. Дать представление о правилах и месте хранения лекарственных средств в квартире, доме. | Забота, внимание, температура | Формировать возможный уровень самостоятельности в жизни. | ||
63 64 | Поликлиника. Сюжетно – ролевая игра. | 2 | оборудование, инвентарь и материалы кабинета | Способствовать формированию знаний, что такое поликлиника, как обращаться в поликлинику, записаться на прием к врачу, получить талончик. Правила поведения и общения с медицинским персоналом. | Развитие речевого общения. | поликлиника, врач, медицинская сестра, регистратура, прием | Формировать и отрабатывать правильное общественно - приемлемое поведение. | |
Трудоустройство. Я – гражданин – 2 часа. | ||||||||
65 | Основные документы гражданина России. | 1 | ИКТ, метод.пособие «Правовое воспитание» | Дать представление об основных документах гражданина России: свидетельство об инвалидности, свидетельство о рождении, паспорт; о том, что есть особые знаки на документах — печать, гербовые знаки, фото. Учить бережно хранить документы. Дать знания о правилах предъявления документов (нельзя отдавать в руки незнакомым людям). | Коррекция слухового и зрительного восприятия через выделение нужного предмета. | свидетельство об инвалидности, свидетельство о рождении, паспорт, документы | Развитие речевого общения, диалогической и монологической речи. Формирование готовности устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи. | |
66 | Профессиональная ориентация. | 1 | ИКТ, карточки с изображением профессийгры, разрезные картинки, д/ и | Дать представление о трудоустройстве и получении профессии в профессиональном училище. Уточнить выбор выпускников. Формирование представлений учеников о профессиях для девушек: озеленитель, кондитер, швея. | Коррекция познавательных способностей в процессе усвоения знаний. | Профессия, училище, озеленитель, кондитер, швея | Восполнение дефицита социального опыта. Формировании готовности к самообслуживанию. Подготовка к самост. жизни Формировать возможный уровень самостоятельности в жизни. | |
67 68 | Закрепление, повторение. Итоговый урок «Готовим блины». | 2 | Систематизация полученных знаний. Итоговый контроль знаний учащихся |
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Детальная демонстрация (с объяснением) педагогом каждого формируемого у детей действия, трудового процесса.
Экскурсии, наблюдения.
Упражнения:
- показ называемых педагогом предметов;
- называние предметов при их предъявлении;
- упражнения по усвоению трудовых действий, процессов;
- упражнения в планировании предстоящей деятельности, составлении отчета о выполненной работе;
- расположение элементов технологического плана выполнения определенного бытового трудового процесса в правильной последовательности;
- упражнения, направленные на выработку умений пользоваться услугами магазина, почты, ремонтных мастерских, транспорта, телефона и др.;
- упражнения в планировании бюджета;
- упражнения в использовании формул речевого этикета;
- чтение рецепта;
- запись рецепта и др.
Моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевые игры.
Учебные задания:
- «Покажи, как ты умеешь ...»;
- «Расскажи (покажи, научи) родителям, воспитателям, чему ты научился...»;
- «Помоги ... (Кате) сложить ...»;
- «Научи ... (Катю), как надо ...» и др.
Проблемные ситуации, требующие применения знаний и
умений в измененных условиях (создаются в процессе сюжетно- ролевых игр, моделирования реальных ситуаций и т. д.).
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
9Б класс
1 четверть.
Проверочная работа «Найди на картинке люстры».Задание: На картинке нарисованы осветительные приборы: настольные лампы, торшеры, бра и люстры. Положи на люстры фишки.
Оценивается: правильность выполнения работы
2 четверть.
Проверочная работа «Приготовление яичницы». Цель: Систематизация, автоматизация и выявление знаний и умений по теме.
Оценивается: соблюдение правил т/ безопасности при работе с электроплитой, правила санитарии и гигиены при приготовлении пищи, подача яичницы.
3 четверть.
Моделирование ситуации «У меня сломался телефон, часы».Цель: Систематизация, автоматизация и выявление знаний и умений по теме.
Оценивается:ориентирование по теме, умение обращаться в службу быта, культура речи.
4 четверть.
Итоговый урок «Готовим блины».Цель: Итоговый контроль знаний учащихся.
Оценивается: Соблюдение правил санитарии и гигиены, т/безопасности при работе с электроплитой, технологии приготовления и подачи блюда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 класса 7вида основной общеобразовательной школы
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 7 класса 7вида основной общеобразовательной школы
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....
Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке, 8 класс
Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке разработана для учащихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа направлена на формирова...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся в общеобразовательных классах, имеющих заключение ПМПК 5 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» предназначена для учащихся с ОВЗ 5 классов. Адаптированная рабочая программа – ...
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для учащихся 7 класса
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для учащихся 7 класса с ЗПР составлена в соответствии нормативно - правовых документов:·...
Адаптированная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 8 класс 2017-2018
Адаптированная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 8 класс 2017-2018...
Адаптированная рабочая программа по социально-бытовой ориентации 5 класс 2018-2019
Адаптированная рабочая программа по социально-бытовой ориентации 5 класс 2018-2019...