Дисграфия
консультация на тему

Ларина Елена Леонидовна

В статье раскрыты основные аспекты профилактики дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дисграфия22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися грамматических правил.

 Были изучены материалы многолетних исследований такой патологии речи как дисграфия. Детей с такой патологией речи очень много и справиться с ней очень трудно.Для совместной работы над этой проблемой мной были составлены таблицы-памятки для учителей и родителей, в которых показаны все виды дисграфии, чем они обусловлены, какие ошибки допускают ученики и пути коррекции таких ошибок. А также помогут разграничить дисграфические ошибки и грамматические, так как приемы работы над такими ошибками требуют специфических знаний. Из-за дисграфических ошибок многие дети  не могут полноценно овладеть грамотой. А не устраненная  дисграфия не позволит в полной мере усвоить определенные грамматические правила.

Памятка учителю и родителям о видах дисграфии

 

Вид дисграфии

Чем обусловлена

Ошибки

Пути коррекции

1

 

 

Акустическая

 

Нарушение фонемного распознавания
(трудности слуховой дифференциации звуков речи)

 

наВухли
(набухли)
холоНна
(холодная)
запиЧат
(запищат)
дИти
(дети)

 

Работа над дифференциацией звуков

2

 

 

Артикуляторно-акустическая

 

Дефекты
Звукопроизношения
(прежде всего, полные звуковые замены)

 

коЛа (кора)
каСка (кашка)
Шётки(щётки)
Светы (цветы)

 

«Постановка» звука,
автоматизация,
дифференциация от ранее заменяемого звука

3

На почве несформированности анализа и синтеза речевого потока

Затруднение в определении количества и последовательности звуков в слове

до м (дом)
катн (картина)
кги (книги)
дикант (диктант)

Упражнения в звуковом и слоговом анализе и синтезе слов

4

 

 

 

Оптическая

 

 

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

птиЩы (птицы)
(недоучет кол-ва одинак. элементов букв)
пиШа (пища)
(недоучет доп. элемента)
лИна (луна)
(смешение надстрочных и подстрочных элементов)

 

 

Устранение недоразвития зрительно-пространственной сферы

5

 

Аграмматическая

Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования

на столу
под кроватей
стулов
он сделала

Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования

Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися грамматических правил. Соотношение дисграфических и грамматических ошибок.

Патологической «подкладкой», играющей роль самой настоящей «базы» для появления огромного числа грамматических ошибок, являются, по сути, все виды дисграфии. Они как бы заранее программируют невозможность усвоения в дальнейшем большинства грамматических правил.

Акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия.

При анализе эти два вида можно объединить, т. к. на письме оба они проявляются в заменах одних и тех же букв, соответствующих акустически и артикуляторно близким звукам.

Группы согласных

Дисграфические ошибки

Грамматические ошибки

 

 

Глухие - звонкие

Бодберезовики
(подберезовики)
поГазались
(показались)
интереЗуют
(интересуют)
беспробуТная
(беспробудная)

 

мороС (мороз)
береСка  (березка)
ноШ (нож)
ёЖ  (ёж)
доШТь (дождь)

Мягкие - твердые

потихоНку
(потихоньку)
тропиНЬка
(тропинка)
подберёзовОки
(подбкрёзовики)

 

одеваТся
(одеваться)
одеваеТЬся
(одевается)

Свистящие - нипящие

запиСат
(запищат)
яШики
(ящики)

 

-

Р – Л - Й

каЛтина (картина)

-

Вывод: на фоне акустической и артикуляторно-акустической дисграфии не усваиваются правила на правописание окончаний глаголов неопределенной формы и 3-го лица единственного и множественного числа, а также на правописание звонких и глухих согласных, находящихся в слабой фонетической позиции.

Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока

Дисграфические ошибки

Грамматические ошибки

веБРа (верба)
карАТАтина (картина)
Детииграли на лугу.
мо локо

 Дети играли налугу.
при летела
на столе лежит тетрадь

Вывод: на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока дети испытывают трудности при усвоении правил:
- слитное и раздельное написание приставок и предлогов;
- перенос слов с одной строки на другую;
- оформление границ предложения;
- раздельное написание слогов в слове.

Аграмматическая дисграфия

При этой форме дисграфии разграничить эти два вида ошибок практически невозможно, поскольку они являются и грамматическими, и дисграфическими. Разница здесь только в самом подходе к ним, к их оценке.

Оптическая дисграфия

Трудности в усвоении Зрительного образа букв. Вследствие этого наблюдается невозможность ребенка правильно воспроизвести на бумаге услышанный текст. Зачастую нарушается понимание смыслового значения пространственных предлогов и глагольных приставок с «пространственным значением.
(Птица пролетают весной. Лодка уплывает к берегу.)

Автор материала: Ларина Елена Леонидовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложная форма дисграфии (Аграмматическая дисграфия) 4 класс.

В тематическом планировании даны темы логопедических уроков для учеников четвертых классов массовой школы....

«Ошибки на письме» Дисграфия. Мероприятия по профилактике дисграфии.

Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности ...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложненного оптическим и акустическим недоразвитием) для обучающихся 6 класса

В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространстве...

Логопедический ликбез для родителей «Дисграфия. Симптоматика дисграфии»

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предм...

Консультация для учителей начальных классов и родителей: «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия). Классификация дисграфий.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии....