Дисграфия
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися грамматических правил.
Были изучены материалы многолетних исследований такой патологии речи как дисграфия. Детей с такой патологией речи очень много и справиться с ней очень трудно.Для совместной работы над этой проблемой мной были составлены таблицы-памятки для учителей и родителей, в которых показаны все виды дисграфии, чем они обусловлены, какие ошибки допускают ученики и пути коррекции таких ошибок. А также помогут разграничить дисграфические ошибки и грамматические, так как приемы работы над такими ошибками требуют специфических знаний. Из-за дисграфических ошибок многие дети не могут полноценно овладеть грамотой. А не устраненная дисграфия не позволит в полной мере усвоить определенные грамматические правила.
Памятка учителю и родителям о видах дисграфии
| Вид дисграфии | Чем обусловлена | Ошибки | Пути коррекции |
1 |
Акустическая |
Нарушение фонемного распознавания |
наВухли |
Работа над дифференциацией звуков |
2 |
Артикуляторно-акустическая |
Дефекты |
коЛа (кора) |
«Постановка» звука, |
3 | На почве несформированности анализа и синтеза речевого потока | Затруднение в определении количества и последовательности звуков в слове | до м (дом) | Упражнения в звуковом и слоговом анализе и синтезе слов |
4 |
Оптическая |
Недоразвитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза | птиЩы (птицы) |
Устранение недоразвития зрительно-пространственной сферы |
5 |
Аграмматическая | Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования | на столу | Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования |
Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися грамматических правил. Соотношение дисграфических и грамматических ошибок.
Патологической «подкладкой», играющей роль самой настоящей «базы» для появления огромного числа грамматических ошибок, являются, по сути, все виды дисграфии. Они как бы заранее программируют невозможность усвоения в дальнейшем большинства грамматических правил.
Акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия.
При анализе эти два вида можно объединить, т. к. на письме оба они проявляются в заменах одних и тех же букв, соответствующих акустически и артикуляторно близким звукам.
Группы согласных | Дисграфические ошибки | Грамматические ошибки |
Глухие - звонкие | Бодберезовики |
мороС (мороз) |
Мягкие - твердые | потихоНку |
одеваТся |
Свистящие - нипящие | запиСат |
- |
Р – Л - Й | каЛтина (картина) | - |
Вывод: на фоне акустической и артикуляторно-акустической дисграфии не усваиваются правила на правописание окончаний глаголов неопределенной формы и 3-го лица единственного и множественного числа, а также на правописание звонких и глухих согласных, находящихся в слабой фонетической позиции.
Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока
Дисграфические ошибки | Грамматические ошибки |
веБРа (верба) | Дети играли налугу. |
Вывод: на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока дети испытывают трудности при усвоении правил:
- слитное и раздельное написание приставок и предлогов;
- перенос слов с одной строки на другую;
- оформление границ предложения;
- раздельное написание слогов в слове.
Аграмматическая дисграфия
При этой форме дисграфии разграничить эти два вида ошибок практически невозможно, поскольку они являются и грамматическими, и дисграфическими. Разница здесь только в самом подходе к ним, к их оценке.
Оптическая дисграфия
Трудности в усвоении Зрительного образа букв. Вследствие этого наблюдается невозможность ребенка правильно воспроизвести на бумаге услышанный текст. Зачастую нарушается понимание смыслового значения пространственных предлогов и глагольных приставок с «пространственным значением.
(Птица пролетают весной. Лодка уплывает к берегу.)
Автор материала: Ларина Елена Леонидовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложная форма дисграфии (Аграмматическая дисграфия) 4 класс.
В тематическом планировании даны темы логопедических уроков для учеников четвертых классов массовой школы....
План по предупреждению развития дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания с элементами оптической дисграфии (30 часов)
Подготовительная группа...
«Ошибки на письме» Дисграфия. Мероприятия по профилактике дисграфии.
Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности ...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложненного оптическим и акустическим недоразвитием) для обучающихся 6 класса
В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространстве...
Рабочая программа «Коррекция аграмматической, акустической дисграфии и дисграфии
Рабочая программа...
Логопедический ликбез для родителей «Дисграфия. Симптоматика дисграфии»
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предм...
Консультация для учителей начальных классов и родителей: «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия). Классификация дисграфий.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии....