Выступление на спец.семинаре на тему: «Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.
план-конспект по теме
Выступление на спец.семинаре на тему: «Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида
Выступление на спец.семинаре на тему: «Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Подготовила учитель дефектолог Низамова Ляйсан Гависовна
Нефтекамск 2012г.
Социально-бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью. Цели, задачи, особенности содержания педагогической работы.
Социально-бытовые умения-умения ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовать свой быт. На решение задач социально-бытовой подготовки учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью направлены усилия педагогов в рамках всех учебных предметов вспомогательной школы. Вместе с тем в государственный компонент учебного плана вспомогательной школы включен и специальный предмет «Социально-бытовая ориентировка» (СБО), который в настоящее время изучается школьниками с 1 по 10 класс, что подчеркивает специфику и акценты в образовании данной категории детей.
Несмотря на достаточно длительный период существования предмета СБО в учебном плане вспомогательной школы (в старших классах – с 1981 года, в младших – с 1998 года), анализ школьной практики свидетельствует о наличии проблем в плане организации и методики проведения этих уроков:
В методике обучения на уроках СБО преобладают беседа, работа с иллюстративным материалом и т.д. Занятия по данному предмету часто проводятся в условиях, не позволяющих реализовывать предусмотренное программное содержание (отсутствие специально оборудованного кабинета, необеспеченность учебных занятий необходимым материалом, оборудованием и т.д.)
Основополагающие аспекты уроков СБО:
Их целевая направленность, особенности содержания, и соответственно роли в образовательной подготовке данной группы учащихся;
Необходимых материально-организационных условий проведения учебных занятий.
Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью указывают на непродуктивность знаниеориентированного подхода в процессе их обучения, что подтверждается результатами экспериментальных исследований- уровень знаний учащихся в области социально-бытовой ориентировки вовсе не гарантирует такой же уровень сформированности практических умений. (Бгажнокова, Гамаюнова, Москоленко и др.) в прведенных ими исследованиях выявлен низкий уровень практической подготовленности младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью в области бытового труда на фоне более высокого у большинства учащихся уровня знаний. Это свидетельствует о том, что наличие знаний об окружающем мире и о необходимых действиях в той или иной жизненной ситуации не приводит автоматически к формированию соответствующих умений.
Умение есть результат овладения новым действием или способом деятельности, основанном на каком-либо знании и использовании его в процессе решения определенных задач. Именно сформированностью необходимых умений обуславливается успешность осуществления той или иной деятельности. Таким образом, целью педагогического процесса является формирование необходимых в жизни умений.
И так целью обучения детей с интеллектуальной недостаточностью по предмету СБО являются практические умения учащихся ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт.
Достижение данной цели предусматривает необходимость решения следующих задач:
Формирование у учащихся бытовых трудовых умений: умений в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью, и другими предметами обихода; формирование экономико-бытовых умений: умение бережного обращения с окружающими предметами, пищей, водой, электричеством, умений выбирать товары и совершать покупки, умений планировать бюджет семьи; ориентировка учащихся в услугах различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), формирование практических умений пользоваться ими; формирование умений пользоваться услугами общественного транспорта;
ориентировка учащихся в нормах культуры поведения, взаимоотношений с различными людьми, формирование умений общения и культурного поведения;
формирование необходимых представлений о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи;
ориентировка учащихся в организационных аспектах трудоустройства.
Задачи указывают на главные направления педагогической работы, на основании которых выделены разделы программы предмета СБО: 1-5 классы: личная гигиена, питание, одежда, обувь, жилище, предприятия, учреждения. Медицинская помощь, улица, транспорт, комнатные растения-3-5 классы. 6-10 классы: личная гигиена, питание, одежда, обувь, семья, жилище, предприятия, учреждения, мед.помощь (9-10 кл.) транспорт (6-8 кл.). трудоустройство (9-10 кл.).
Большая часть программного материала связана с областью бытового труда (70-80%). Бытовой труд - трудовая деятельность обслуживающего характера в условиях конкретной обстановки проживания человека для удовлетворения его материальных и культурно-гигиенических потребностей посредством организации питания, ухода за телом, одеждой, жилищем. Школьники с интеллектуальной недостаточностью должны овладеть жизненно значимым минимумом бытовых трудовых умений, применение которых в повседневной жизни обеспечивает достойное существование человека. Умения, имеющие жизненно важное значение и одновременно доступные абсолютному большинству учащихся данной категории, называются базовыми умениями. Таким образом, процесс обучения школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью в области бытового труда направлен на формирование базовых бытовых трудовых умений.
В течение десяти лет обучения в школе с легкой интеллектуальной недостаточностью учащиеся должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
Различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия;
-определять способы употребления в пищу ( в сыром , вареном, жареном виде) различных продуктов питания;
-различать доброкачественные продукты питания;
-размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
- обрабатывать продукты перед приемом в пищу;
-готовить простейшие блюда;
-правильно пользоваться столовыми приборами;
-сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;
-убирать стол после еды;
-соблюдать правила приема пищи, правила поведения за столом.
В сфере ухода за телом:
-выполнять вечерний и утренний туалет;
-мыть тело;
-мыть и расчесывать волосы;
-чистить и подстригать ногти рук и ног;
-пользоваться предметами гигиены;
-пользоваться дезодорантом, духами, одеколоном;
-оценивать свой внешний вид;
В сфере ухода за одеждой и обувью:
-пользоваться застежками различных видов;
-складывать и развешивать одежду;
-чистить одежду щеткой;
-стирать одежду вручную и в стиральной машине;
-зашнуровывать обувь, завязывать шнурки на узелок;
-чистить обувь;
-сушить мокрую обувь;
В сфере ухода за жилищем
-наводить порядок в помещении;
-застилать постель;
-удалять пыль с мебели, зеркал и т.д.;
-подметать и мыть полы;
-пользоваться пылесосом;
-выполнять ежедневную, генеральную уборку квартиры;
-ухаживать за комнатными растениями
Основными содержательными линиями в области СБО школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью являются следующие: бытовая трудовая деятельность; предприятия и учреждения сферы обслуживания населения; семья, трудоустройство, организация досуга.
Содержание и методики проведения уроков по предмету СБО имеет ярко выраженный деятельностный характер- направленность на формирование жизненно значимых умений.
Именно этой целевой направленностью и особенностями содержания уроков СБО обусловлена необходимость создания специальных условий для их проведения. В первую очередь это обеспечение уроков натуральными средствами наглядности, которые можно представить следующими группами:
-предметы быта: одежда, обувь, посуда, продукты, комнатные растения, телефонные аппараты, предметы личной гигиены и др.
-предметы бытового труда: кухонные принадлежности, иглы, нитки, ножницы, щетки, крем для обуви, утюги, вешалки, мыло, порошки и др.
-вспомогательные средства: тренажеры для обучения расстегиванию и застегиванию разных видов застежек, заплетанию косичек и др.
Ряд уроков СБО можно проводить в других школьных помещениях, помимо класса. Например, в спальне- при обучении настиланию постели , в бытовой комнате –при обучении складыванию и развешиванию одежды, в актовом зале – при формировании умений вести себя в кинотеатре и т.д.
Можно продуктивно использовать и ресурсы школьного двора. Например, сделать разметку дороги, смоделировать остановку общественного транспорта и осваивать на уроках, проводимых во дворе школы, правила поведения пешеходов на улице, правила перехода улиц, умения ориентироваться на остановках общественного транспорта и др.
Лишь при условии необходимого материально-организованного обеспечения уроков по СБО возможна реализация программы в полном объеме по такому очень значимому для умственно отсталого ребенка предмету.
На законодательном уровне в нашей стране зафиксировано, что одной из целей специального образования лиц с особенностями психофизического развития является социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовки к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни. Во вспомогательной школе предметом учебного плана , непосредственно направленным на достижение этих целей является СБО. Значимость этого предмета очевидна. Поэтому его можно считать важнейшим предметом государственного компонента учебного плана, подчеркивающим специфику образования школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Использованная литература: Гладкая В.В. СБО 1-10 классы: Программы вспомогательной школы с русским языком обучения Министерство образования республики Беларусь. Минск.2006г.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Издательство институт практической психологии. Воронеж: НПО МОДЭК, 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Основные требования к уроку социально-бытовой ориентировки"
Рекомендации для учителя, ведущего предмет "Социально-бытовая ориентировка"....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Для учителей и дефектологов....
Доклад на тему "Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей посредством обучения решению задач с предметно-практическим содержанием"
В материале представлены варианты использования задач на уроках при обучении умственно отсталых учащихся. Основная цель обучения решению задач с предметно-практическим содержанием - социальная адаптац...
Программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» для детей с интеллектуальными нарушениями
Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема...
Учебно-методическое пособие для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс
Данное учебно-методическое пособие по учебному предмету " Социально-бытовая ориентировка" предназначена для обучающихся 7 класса с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения....