Выступление на педагогическом совете «Адаптация учащихся 5 класса»
методическая разработка на тему

Панкратова Светлана Степановна

Выступление на педагогическом совете"Адаптация учащихся в 5 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_v_5_kl.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат 8 вида

Выступление на педагогическом совете

 «Адаптация учащихся 5 класса»

 

                                                                       

    Подготовила воспитатель:

                                                                       

                                                                           Панкратова С.С.

   

Ноябрь  

Трудности адаптации учащихся 5-х классов.

Проблемы школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится всё более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособится к новому темпу и стилю жизни.

Можно ли избежать серьёзных проблем с учёбой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факты, влияющие на качество обучения в пятом классе.

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями. Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Необходимо продолжить этот контакт с родителями.

Дети должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовится к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание – всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.

 С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведёт, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно,  что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

 При переходе в пятый класс мало что меняется: ребёнка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройдённого в начальной школе.

Занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто-и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов. И самое главное  - каждый предмет ведёт новый учитель.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возроста.

Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:

Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переход» с ребёнком из класса в класс. Ребёнок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Это у нас Бабакин Б. и Наумов С. неуверенно в себе это может быть повышенная тревожность. Пример:, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляется в переходном возрасте. Помочь ребёнку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Отсутствие интереса. Ребёнок плохо учится это Биктагиров А., Чумакова М, Кириллова Г, потому что им неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребёнок заявляет, что ему неинтересно учится, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодится ему в жизни.

 Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учится надо для общего развития, в этом случае не годится. Но воспитатели могут постараться наглядно показать ребёнку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Таким образом, чтобы помочь ребёнку в адаптации к новым условиям, преподаватели и родители  должны учитывать все моменты сложившейся ситуации. Необходимо оказывать психологическую поддержку ребёнку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.

Причины учебных трудностей пятиклассников.

Желание хорошо учится, делает всё так, чтобы были довольны, достаточно сильно у пятиклассников.

Снижение интереса к учёбе к концу знаний в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебным трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Вот почему так важно знать основные причины трудностей, возникающих пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

Первой причиной трудностей могут стать недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников существуют проблемы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связан с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания – с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово. Проблема заключается в том, что такие проблемы не всегда легко определить. Поэтому, помогая школьнику в учёбе, важно добиться, чтобы он досконально понял мельчайшие детали выполнения трудного задания. Можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с  плохим речевым развитием Хорошев П, Бабакин Б, Абдуллина И, с недостатками развития внимания и памяти.

Второй возможной причиной сложностей, возникающих у школьников в процессе обучения в среднем звене, может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание заставить себя постоянно заниматься.

Хотя пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность,  преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для них характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к изучению того или иного учебного предмета, причём критерием такой оценки служат не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.

Такое отношение к собственным возможностям создаёт благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассников положительные эмоциональные переживания.

В этот период жизни ребёнка эмоции доминируют, подчиняют себе и течение психических процессов.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определёнными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.). поэтому и в учебных, и во  всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и не успешности и находить ( с помощью взрослых) пути их совершенствования.

В целом, можно выделить следующие психологические факторы, обуславливающие  недостаточную эффективность процесса обучения в школе:

  • В интеллектуальной сфере отмечается недостаточное развитие самостоятельности мышления, осознанного владения приёмами и способами умственной работы;
  • У многих учащихся недостаточно развиты познавательные интересы;
  • Не развита познавательная потребность  как потребность в приобретении новых знаний;
  • Многие учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности;
  • Умением владеть собой, ответственностью, организованностью, трудолюбием;
  • У значительной части пятиклассников не развита способность к самовоспитанию, не сформированы умение планировать свою деятельность и мотивация учения.

Немного о учениках 5 классов:

Сложеникин А – у этого мальчика больших проблем в обучении нет, у него хорошая память, учебный материал усваивает быстро. Проблема у него – это плохое поведение, вспыльчивый характер, и моментальное решение проблемы при помощи кулаков. Он никак не терпит ни критики, ни насмешек в свою сторону.

Гурлихин Р – не совсем ещё повзрослел, часто во время игр плачет, если не может доказать свою невиновность или неправоту играющих вместе с ним детей. У этого мальчика расстроена психика, и это связано не только со школой. Но и с обстановкой в семье. Он никак не может найти общий язык с со своими сверстниками.

Также у нас есть Бабакин Б – он тоже частенько плачет когда не может доказать свою не виновность. Этому ребёнку не хватает ласки, тепла. Часто своим поведением он просто старается привлечь наше внимание. Он берётся за любое дело и старается довести его до конца.

 Кириллова Г -  ни в каких мероприятиях участия старается не принимать, тихо, спокойно, предпочитает оставаться в стороне. По характеру девочка спокойная. С детьми в классе дружит, навыками самообслуживания владеет.

Чумакова м – для этой девочки адаптация прошла быстро, в её укладе и привычках так ничего и не поменялось, за внешним видом, за своими вещами, за порядком в спальне как не следила так и не следит. Учится она без желания, чаще старается на самоподготовке схитрить, списать, так же не любит заниматься  ОП трудом.

У Юсупзяновой А – всевозможные виды труда и поручения она выполняет с большим удовольствием и добросовестно. В работе она наша палочка выручалочка, может по столовой дежурить за всех, и полы для неё помыть не проблема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет "Адаптация обучающихся 5-х классов"

В данной разработке представлен порядок проведения педагогического совета по данной проблеме...

Доклад учителя информатики на педагогическом совете «"Адаптация педагогического коллектива ОУ к инновациям в ходе внедрения ФГОС"»

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ КОЛЛЕКТИВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ...так нельзя. Мы работаем, как дилетанты. Как авторы любительских писем: «Дорогие ученые, у ме...

Выступление на педагогическом совете "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени общего образования".

Выступление на педагогическом свете с презентацией "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени основного общего образования""...

Выступление на педагогическом совете «Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду».

Выступление на педагогическом совете "Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду"...

Выступление Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам

Выступление Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам...

Педагогический совет "Адаптация учащихся 5-х классов"

Выступление на педагогическом совете "Адаптация учащихся 5-х классов"...