Индивидуальный план коррекционно-образовательной и воспитательной работы с ребёнком с РДА
календарно-тематическое планирование по теме
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план коррекционно-образовательной и воспитательной работы с ребёнком с РДА
( по классификации О.Н. Никольской -1-я, 2-я группы)
- Развитие вестибулярной и проприоцептивной систем, развитие тактильной/осязательной системы.
- Развитие зрительно-моторной координации, общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- Развитие вкусовых, обонятельных, зрительных и слуховых функций;
- Развитие навыка планирования движений (праксис);
- Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза;
- Развитие слухового восприятия;
- Развитие функций голоса и дыхания;
- Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
- Развитие навыков самообслуживания и правильного поведения в быту;
- Развитие интеллектуальных способностей;
- Социализация.
Развитие проприоцептивной системы,
развитие вестибулярного аппарата,
развитие тактильной, осязательной системы
Задачи:
- формировать сенсорный и тактильный гнозис;
- развивать вестибулярный аппарат (баланс и движение);
- Развитие проприоцептивных навыков, отвечающих за позицию тела в пространстве;
- развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов;
- научить дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы;
- формировать пространственное моделирование образов и конструктивный праксис (планирование движений).
Приёмы:
- выработка умения ориентации в окружающем;
- выработка вестибулярных ощущений, которые позволяют почувствовать позицию тела по отношению к земле;
- раскачивание взад-вперёд обеспечивает контролируемое вестибулярное воздействие -игра «Качели»;
- заворачивание и разворачивание ребёнка в одеяло обеспечивает контролируемое вестибулярное воздействие -игра «Сосиска в тесте»;
- глубокое давление на ребёнка -игра «Сосиска в тесте» стимулируют проприоцептивные рецепторы;
- нахождение ребёнка в ограниченном пространстве с контролем входа и выхода оттуда – игра «Сенсорная коробка»;
- прыжки на «батуте» обладают эффектом глубокого давления на тело,что говорит о проприоцептивном воздействии;
- «Сафари на каталке» учит ребёнка принимать решение как двигать руками, чтобы проехать на каталке»
- Стимулирование вестибулярной системы при перемещении головы ребёнка из вертикальной в горизонтальную плоскости-«Сафари на каталке»;
- развитие ощущений от прикосновений;
- работа с тактильными таблицами;
- выделение цвета;
- ознакомление с размером и формой;
- выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);
- выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;
- соотнесение цветного и контурного изображения предметов;
- дифференциация плоскостного и объёмного изображений;
- конструирование из фигур с учётом цвета, размера, различных деталей; классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы;
- идентификация предметов и геометрических фигур;
- работа с доской Сегена, кубиками Кооса.
Развитие зрительно-моторной координации,
мелкой моторики рук и артикуляционной моторики
Задачи:
- Развить манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, глазодвигателей; тактильно – проприоцептивные и статико – динамические ощущения, чёткие артикуляционные кинестезии, тактильную память;
- развить подвижность речевой мускулатуры, произвольность и дифференцированность мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями;
- научить воспринимать артикуляционные уклады звуков путём развития зрительно – кинестетических ощущений.
Приёмы:
- Прослеживание по направлениям сверху вниз, справа налево, слева направо и пр.;
- прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий;
- массажные расслабляющие (активизирующие движения);
- Поведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех, щётка, ворс)
- размазывание крема на различных поверхностях;
- двигательные упражнения с погремушкой, платочком, флажком;
- рисование в воздухе рукой;
- пальчиковая гимнастика с речевым, эмоциональным сопровождением;
- упражнения с пластилином;
- артикуляционная и мимическая гимнастика;
- задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
- упражнения на сопротивление;
- автоматизация отдельных артикулем;
- выработка речедвигательных образов звукообразных слов.
«Игры в сухом бассейне»
Логопед, читая стихотворный текст, побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне», предварительно продемонстрировав их дошкольнику.
Мама и дочка стирали платочки
вот так, вот так! Ребёнок совершает движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд-назад, пальцы растопырены.
Мама и дочка полоскали платочки
Вот так, вот так! Делает движения кистью в направлении слева направо.
Мама и дочка полоскали платочки
Вот так, вот так! Делает движения кистью вверх-вниз над «бассейном» .
«Походим пальчиками»
Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит его большой палец назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя, таким образом, растяжку и мышечное напряжение и побуждает ребёнка перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики побежали вперёд и пр.
«Где тут игрушка?»
В «бассейн» кладётся маленькая игрушка из «киндер-сюрприза». Ребёнок, перебирая песок, крупу и пр. (всё, что есть в ёмкости «бассейна»), отыскивает спрятанную игрушку. В последующие занятия можно положить 2-3 игрушки (показав предварительно их детям), а попросить ребёнка вытаскивать только конкретную .
Развитие слухового восприятия
Задачи:
- расширять рамки слухового восприятия, развить слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;
- сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;
- развить способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.
Приёмы:
- привлечение внимания к звучащему предмету;
- совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;
- определение местонахождения и направленности звука;
- различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;
- запоминание последовательности звучаний (шумов предметов)
- реагирование на громкость звучания;
- узнавание и различение гласных звуков;
- выделение слов из речевого потока;
- развитие подражания неречевым и речевым звукам;
- различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
Игры, направленные на формирование слухового внимания.
«Что звучит»?
Перед ребёнком на столе в ряд лежат разные музыкальные инструменты – барабан, колокольчик, бубен, гармошка. Аналогичный набор находится за ширмой. Дошкольника знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребёнку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан и постучать по нему.
«Постучи по барабану»
Ребёнку предлагается определить, звучит ли барабан среди других предметов, а если он его слышит, то производит имитационные движения руками.
«Определи, что я делаю»
перед ребёнком находится такой же набор предметов, как у логопеда – бумага, спички, карандаш, монеты, мяч. Ребёнку демонстрируются различные действия с этими предметами. Затем логопед ,производя действия с этими предметами за спиной ребёнка, побуждает его к самостоятельному воспроизведению аналогичного действия.
«Найди коробочку»
Ребёнка знакомят со звучанием коробочек с разными наполнителями (манка, горох, монеты, греча). Затем ему предлагается найти такую же коробочку среди 3-х, 4-х одинаковых по внешнему виду коробочек.
Развитие зрительно – пространственного
анализа и синтеза
Задачи:
- формировать поисковую деятельность, расширить поле зрения;
- выработать устойчивость, переключаемость, увеличить объём зрительного внимания и памяти;
- развить стереогноз, умение ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве;
- научить анализировать зрительный образ.
Приёмы:
- нахождение игрушек в пространстве комнаты;
- перемещение игрушек в заданном пространстве;
- соотнесение игрушки с её изображением на картинке;
- определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела;
- выработка навыков ориентировки;
- упражнения в перекрёстном ориентировании;
- запоминание расположения предметов на плоскости(вверху, в центре, в правом углу);
- определение различий в предметах и картинках;
- конструирование по образцу;
- выделение фигуры из фона;
- учить узнавать предметы по их контурному изображению.
Развитие способности к использованию
невербальных компонентов коммуникации
Задачи:
- развить невербальные компоненты коммуникации как социативной, волюнтативной, апеллятивной функции языка;
- выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих;
- расширение рамок коммуникации с окружающими;
- преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля.
Приёмы:
- развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок, покачивание головой, приглашающий жест), сочетающийся со словесной инструкцией и без неё;
- выполнение действий по невербальной инструкции;
- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
- моделирование ситуации, способствующей вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, не хочу);
- выбор знака к предъявляемому жесту;
- дополнение фразы жестом или рисованным знаком;
- развитие мимики и жеста;
- ситуативный диалог с использованием мимики и жестов;
- демонстрация фотографий близких ребёнку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;
- имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;
- выполнение имитационных движений руками;
- жестовое приветствие и прощание;
- воспроизведение позы изображённого на картинке объекта;
- выполнение имитационных движений.
Развитие функций голоса и дыхания
Задачи:
- увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм;
- развивать координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту, тембр и интонацию;
- стимулировать мышцы гортани;
- активизировать целенаправленный ротовой выдох;
- формировать различную высоту и силу голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний.
Приёмы:
- упражнения на расслабление шейной мускулатуры;
- активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;
- тренировка носового выдоха (понюхать коробочки с различными наполнителями и выбрать из другого набора такие же запахи);
- развитие произвольного речевого выдоха;
- выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений;
- выработка комбинированного типа дыхания;
- упражнения на выработку контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
- различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха;
- формировать длительный, целенаправленный выдох (подуть на свечу).
Формирование навыков самообслуживания и культурного поведения.
- Учить одеваться и раздеваться с помощью и без помощи взрослого в определенной последовательности и по возможности самостоятельно;
- Формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
- Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, учить накрывать на стол, говорить «спасибо» жестом или словом;
- Воспитывать привычку следить за своим внешним видом: уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться носовым платком;
- Формировать навыки опрятности. Приводить в порядок одежду, прическу, учить пользоваться расческой;
- Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо;
- Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
- Учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях.
Формирование предметно-игровой деятельности.
Дидактическая игрушка
- Пирамидка - нанизывать колечки и шарики одинаковой величины и одного цвета, , Зх-5 цветов. Пирамидка из, 4х-5 колец с учетом величины.
- Винтовая пирамидка - из Зх, 4х гаечек одного цвета, 4х цветов.
- Матрешка - 3х, 6-ти составная - крупная и мелкая.
- Вкладыши разной формы из 2х -6 частей.
Предметы-орудия
Учить использовать предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях.
- Имеющие фиксированное назначение - чашка, ложка, вилка, лейка, совочек, лопаточка, молоточек.
Сюжетная игрушка
Выполнять отдельные игровые действия совместно с педагогом, потом по образцу, с помощью и по возможности самостоятельно.
- Кукла - умывать, кормить, раздевать, укладывать спать, купать, одевать, укачивать, катать в коляске, в машине.
- Прививать бережное, заботливое отношение к кукле, как заместителю ребенка.
- Машина - катать, нагружать, разгружать, ставить в гараж, ремонтировать.
- Мягкая игрушка - отдельные игровые действия с зайкой, мишкой, кошкой, собакой (лежит, сидит, спит, бежит, топает топ-топ, прыгает).
Учить умению взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Пробуждать интерес к театрализованной игре. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях.
Развитие интеллектуальных способностей
Сенсорное восприятие
1.Слуховое восприятие
- Учить эмоционально реагировать на появление хорошо знакомых и новых звучащих, заводных игрушек.
- Учить различать звучащие игрушки со зрительной опорой (выбор из 2х, Зх).
- Учить узнавать направление звука «Угадай, где звонил колокольчик?» (покажи)
- Учить узнавать голоса животных, хорошо знакомые звучащие игрушки, музыкальные инструменты со зрительной опорой (выбор из 2х,3х), голоса детей группы, разные бытовые звуки (звонок, стук в дверь, шаги, шум ветра, дождя, стук молотка, пылесоса...).
- Учить дифференцировать звучание 2х музыкальных инструментов (барабан, дудочка). Различать громкое и тихое звучание инструментов.
2.Зрительное восприятие.
- Учить выделять предмет из общего фона, ожидать появления куклы в одном и том же месте (за экраном, за ширмой).
- Учить различать, правильно показывать красные и желтые цвета,синий и зелёный; выбирать их из разных, называть их по возможности.
- Учить различать, правильно показывать, выбирать из разных предметы зеленого и синего цвета.
- Учить различать, правильно показывать шар, куб, «крыша» (треугольная призма); круг, квадрат, треугольник. Выбирать заданную геометрическую фигуру из разных, по возможности называть.
- Учить брать большие предметы двумя руками, маленькие - одной. Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (палочки, шнурки) - пальцами.
- Учить различать предметы по величине (большой - поменьше - маленький) правильно показывать, выбирать из разных, по возможности называть.
- Учить различать понятия «вверху - внизу».
- Учить сличать парные предметы, картинки; соотносить реальный предмет с его изображением, с лепкой, выполненной педагогом у ребенка на глазах.
- Учить складывать разрезную предметную картинку из 2х, Зх, 4х 5 частей с прямыми разрезами.
3.Тактильно-двигательное восприятие:
- Учить разным способам обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой (пальчиком) по контуру предмета).
- Учить различать на ощупь хороню знакомые предметы по величине, по форме, по материалу со зрительной опорой на образец (из 2х, Зх).
- Формировать координацию руки и глаза.
4.Вкусовое восприятие:
Учить дифференцировать пищу по вкусовым качествам (сладкий, кислый, горький).
Развитие мышления, памяти, внимания.
- Работать над формированием рациональных способов действий.
- Учить использовать предметы - орудия в игровых и бытовых ситуациях. Пользоваться методом проб как основным способом решения проблемно - практических задач.
- Учить запоминать предметы, их свойства, картинки, движения, жесты.
- Учить запоминать героев простейших сказок, узнавать их на знакомых иллюстрациях.
- Побуждать к договариванию восклицаний, звукоподражаний, отдельных слов и словосочетаний (по мере возможности) в хорошо знакомых коротких простых потешках, стихах, песенках и сказках.
Формирование элементарных математических представлений.
- Учить воспринимать количества в пределе от1-5ти, используя все анализаторы.
- Учить соотносить определенное количество одних предметов с другими.
- Учить использовать при сравнении количеств приемы наложения и приложения.
- Учить сравнивать множества по количеству, устанавливая равенство или неравенство, обозначая жестом или по возможности словами «больше, меньше, поровну». Формировать умение понимать вопросы: «Сколько?», «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».
- Учить называть и выделять один и много предметов, соотносить с 1 пальчиком и выполнять обводящий жест соответственно.
- Учить выделять 1-3 предмета из группы совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по возможности по словесной инструкции.
- Учить соотносить количество предметов с таким же количеством пальцев (1-5);
- Учить группировать предметы по одному заданному признаку (форма, цвет, величина - все круглые, все красные, все большие).
Развитие речи. Чтение художественной литературы.
- Работать над пониманием смысловой стороны речи.
- Учить понимать речевые инструкции и правильно выполнять их.
- Формировать речевое поведение.
- Расширять и активизировать словарный запас (пассивный и активный) по темам: имена, семья, части тела и лица, игрушки, овощи, фрукты, осень, домашние и дикие животные, зима, одежда, обувь, домашние птицы, мебель, посуда, продукты питания, транспорт, весна, лето. Учить умению понимать обобщающие слова. Уточнять названия и назначение предметов.
- Формировать простую фразу (по возможности).
- Формировать речевое поведение. Учить выражать свои потребности и желания в речи, подкрепляя мимикой и жестами, выразительными движениями. Поощрять стремление задавать вопросы педагогам и своим близким.
- Привлекать внимание к интонационной выразительности речи.
- Учить слушать простейшие стихи, потешки, песенки; учить договаривать в них восклицания, звукоподражания, отдельные слова и по возможности словосочетания.
- Учить слушать и понимать простые короткие сказки, запоминать героев, их действия, узнавать их на иллюстрациях, в фигурках настольного театра, побуждать к их называнию, сопереживать им.
- Формировать интерес к книгам и потребность в чтении и рассматривании иллюстраций. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить узнавать среди других книги со знакомыми сказками, стихами.
Социализация
- Учить называть и показывать части тела и лица, откликаться на имя, формировать представления о своей семье;
- Приучать к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за игрушку, за помощь - жестом или словом);
- Учить узнавать себя и своих родных, детей группы на фотографиях;
- Формировать уверенность в том, что взрослые любят его;
- Прививать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;
- Формировать умение сочувствовать плачущему, обиженному;
- Учить не мешать сверстникам в игре, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать, бережно относиться к ним, помогать друг другу;
- Учить играть в коллективные игры, когда ребёнок ожидает свое «очереди» вступить в игру;
- Социальное взаимодействие в игре со взрослым «Ты – мне, я – тебе».
Развитие эмоционально-волевой сферы
1.Вызывать интерес к занятиям, к разнообразным видам деятельности.
2.Воспитывать положительно-адекватное отношение к педагогу и близким людям.
3.Вырабатывать усидчивость, работоспособность, целенаправленность деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План ВШК по воспитательной работе
Планирование ВШК по воспитательной работе...
План и программа воспитательной работы 6 класс.
Программа воспитательной деятельности6 «Б» класса«Человек. Личность. Гражданин» Пояснительная записка На рубеже 20-21 веков в окружающем мире произошли значительные изменения: экономич...
План внутришкольного контроля (воспитательная работа)
План внутришкольного контроля...
План самообразования по воспитательной работе.
В работе показан план по самообразованию классного руководителя....
План-анализ результатов воспитательной работы за учебный год
Выявление результатов воспитательной работы за год в 1-11 классах (каждый классный руководитель заполняет бланк плана-анализа и передает зам. директора по УВР)...
План и анализ воспитательной работы по направлению "Оздоровительная гимнастика" 2012-2013 уч.гг
План воспитательной работы с дошкольниками и их родителями...
Методическая разработка «Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в воспитательной работе»
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, ...