Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
консультация на тему
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley._rekomendatsii_po_vypolneniyu_artikulyatornoy_gimnastiki.docx | 324.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Для родителей.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика – самый важный этап в формировании правильного звукопроизношения.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
При выполнении артикуляционной гимнастики рекомендуется соблюдать следующие требования:
- использование зрительного контроля (все упражнения выполняются перед зеркалом);
- упражнение перед зеркалом родитель выполняет вместе с ребенком;
- упражнения выполняются неторопливо, плавно, ритмично, точно;
- чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка);
- артикуляционная гимнастика выполняется каждый день по 10 – 15 минут (можно разделить на несколько приемов);
- дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной;
- выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка;
- наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.
ПОМНИТЕ: хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому старайтесь сделать ваши занятия с ребёнком интересными и увлекательными. Поощряйте каждое правильное движение и будьте терпимы к его ошибкам. Не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребёнок устал и отвлекается, лучше отложите занятие.
Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата
«ЗАБОРЧИК»
Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание! 1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. 2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. 3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.
«ДУДОЧКА»
Цель. Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание! 1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. 2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы' пытаетесь вытянуть его. 3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» — и губы примут положение трубочки.
«ОКОШКО»
Цель. Развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание. Рот приоткрыт. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5—10 секунд.
Обратите внимание! 1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. По возможности все зубки должны быть видны.
«БЛИНЧИК»
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»
«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»
Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Обратите внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков.
«ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ»
Цель. Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
Обратите внимание! 1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен. 3. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», когда в процессе речи язык ребёнка находится между зубами
ЗАГОНИМ МЯЧ В ВОРОТА»
Цель. Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.
Обратите внимание! 1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
«ГОРКА»
Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.
«ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКИ»
Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Обратите внимание! 1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик. 2. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с».
Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения шипящих звуков
«ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ»
Цель. Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Обратите внимание! 1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. 2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«ЛОШАДКА»
Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Обратите внимание! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). 2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
«ГАРМОШКА»
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Обратите внимание! 1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка», выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху
«ГРИБОК»
Цель. Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание! 1. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка» . Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу.
«ЧАШЕЧКА»
Цель. Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Обратите внимание! 1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. 2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. 3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель. Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание! 1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем). 2. Язык широкий, в форме чашечки. 3. Если упражнение не получается, то нужно вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку» (№ 19), распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).
«ФОКУС»
Цель. Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Усложнение. На кончик носа прикрепить кусочек кальки (1,5 см х 1,5 см) и сдуть его — он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).
Обратите внимание! 1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. 2. Не сжимать язык
зубами. 3. Выдох плавный, длительный.
Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения сонорных звуков
«ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ»
Цель. Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Обратите внимание! 1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. 2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«ЛОШАДКА»
Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Обратите внимание! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). 2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
«ГАРМОШКА»
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Обратите внимание! 1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка», выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху
«ГРИБОК»
Цель. Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание! 1. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка» . Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу.
«МАЛЯР»
Цель. Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
Обратите внимание! 1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»). 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
«БАРАБАНЩИК»
Цель. Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.
Обратите внимание! 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Звук «д» носит характер чёткого удара, не «хлюпает». 3. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).
ЗАГОНИМ МЯЧ В ВОРОТА»
Цель. Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Это очень нравится детям.
Обратите внимание! 1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
«КАЧЕЛИ»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
Обратите внимание! Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности выполнения артикуляционной гимнастики
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ). Губы и язык самые подвижные артикуляционные органы. Правильная их работа способствует чёт...
Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"
Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Материал для родителей детей-логопатов, воспитателей....
Брошюра по выполнению артикуляционной гимнастики для родителей детей, посещающих логопедические занятия.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАв помощь родителям...
Мастер-класс для родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дома"
Представляю Вашему вниманию мастер-класс, проведенный для родителей детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дома"....
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с использованием игровых приемов»
Представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений....
Методические рекомендации для выполнения артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика....