Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
методическая разработка по технологии (5, 6, 7 класс)

иголкина надежда александровна

У детей с умственной отсталостью одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие умений и навыков является нарушение моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx101.35 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная методическая тема

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья

                                                                                        __________________

Пояснительная записка

  1. Проблема

У детей с умеренной умственной отсталостью одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни.

  1. Цель

Развитие речи, внимания, мышления, координации, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти

  1. Задачи

_-          убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ;

  • -          снять умственную усталость _______________________________________________________________

__ улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка;_________________________________________________________________ -          совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;

__-          выполнять трудовые действия.

  1. Основные формы и методы работы
  • - Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  • - Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  • - Работу провожу регулярно, систематически                                        __
  • - Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка ___
  • - Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
  • _- Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда

подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

  • _____________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________
  1. Прогнозируемые результаты
  1. Развитие положительных эмоций у ребенка, психических процессов: памяти, внимания, мышления.___________________________________________________________
  2. Создание условий для здоровьесберегающего обучения____________________________________________________        

Планирование работы

Этапы

Мероприятия

Сроки

Результат

Форма представления результата

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Изучение теоретических материалов.

Проведение первичной диагностики.

09.2015-

10.2015

Обзор литературы.

Определение индивидуальных проблем учащихся.

Аналитическая справка.

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

Определение цели, задач и ожидаемых результатов.

Разработка плана работы по годам.

11.2015-

12.2015

План работы по индивидуальному сопровождению.

Определены цели, задачи, ожидаемые результаты.

Аналитическая справка.

Тетрадь индивидуальной методической работы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Отбор дидактических и наглядных материалов для корректирования индивидуальных трудностей учащихся в самообслужи-вании, выявленных в результате первичной диагностики.

Составление программы работы.

01.2016-

02.2016

Подготовлены дидактические и наглядные материалы.

Составлена программа индивидуального сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих трудности в самообслуживании

Аналитическая справка.

Комплект дидактических и наглядных материалов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Апробация разработанных и подобранных материалов, мероприятий

Отслеживание промежуточных результатов.

01.2016-

04.2016

Апробированы разработанные материалы, мероприятия.

Подготовлен аналитический отчет.

Аналитическая справка.

КОРРЕКЦИОННЫЙ

Изучение и анализ результатов апробации системы индивидуального сопровождения и сравнение с первичной диагностикой.

Внесение корректировок в систему индивидуального сопровождения и в алгоритм самообслуживания для детей и родителей.

02.2016-

04.2016

Отчет о результатах апробации и коррекции.

Аналитическая справка.

ОБОБЩАЮЩИЙ

Анализ результатов апробации и соотношение с планируемыми.

- Оформление и описание результатов.

04.2016-06.2016

Коррекция содержания работы над индивидуальной методической темой..

Аналитическая справка.

Отчет о проделанной работе.

ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

Распространение опыта.

Выступление на МО и родительских собраниях.

Применение в собственной работе.

04.2016-10.2016

Аналитическая справка.

Материалы,

свидетельствующие о успешном внедрении собственной программы и о распространении опыта.

Аналитическая справка.

Материалы по распространению опыта

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Представление готовой системы индивидуального сопровождения детей с нарушениями самообслуживания.

Методические рекомендации по работе с системой.

11.2016-12.2016

Методические рекомендации.

Подготовлен комплект дидактических и диагностических материалов и др.

Аналитическая справка.

Портфель материалов.

Методические рекомендации.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи. Также можно конструировать буквы из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).

 Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины.  По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.

Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя .

В заключение  хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего мира.

Еще И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Литература:

1.Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы./ под. ред. И. И. Холостовой, - М.: Инфра-М, 2003.

2.Ткачева В. В. О некотоҏыҳ проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998.

3.М. Юровицкая Адаптация детей с ОВЗ в школе. - М.: Просвещение.2008.

моторика5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 6 - 7 лет имеющих нарушения звукопроизношения.

Особенности сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Развитие мелкой моторики у детей логопедической группы

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     ...

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...