Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
методическая разработка по технологии (5, 6, 7 класс)
У детей с умственной отсталостью одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие умений и навыков является нарушение моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 101.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная методическая тема
Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья
__________________
Пояснительная записка
- Проблема
У детей с умеренной умственной отсталостью одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни.
- Цель
Развитие речи, внимания, мышления, координации, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти
- Задачи
_- убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ;
- - снять умственную усталость _______________________________________________________________
__ улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка;_________________________________________________________________ - совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;
__- выполнять трудовые действия.
- Основные формы и методы работы
- - Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- - Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- - Работу провожу регулярно, систематически __
- - Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка ___
- - Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- _- Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда
подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
- _____________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________
- Прогнозируемые результаты
- Развитие положительных эмоций у ребенка, психических процессов: памяти, внимания, мышления.___________________________________________________________
- Создание условий для здоровьесберегающего обучения____________________________________________________
Планирование работы
Этапы | Мероприятия | Сроки | Результат | Форма представления результата |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ | Изучение теоретических материалов. Проведение первичной диагностики. | 09.2015- 10.2015 | Обзор литературы. Определение индивидуальных проблем учащихся. | Аналитическая справка. |
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ | Определение цели, задач и ожидаемых результатов. Разработка плана работы по годам. | 11.2015- 12.2015 | План работы по индивидуальному сопровождению. Определены цели, задачи, ожидаемые результаты. | Аналитическая справка. Тетрадь индивидуальной методической работы. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ | Отбор дидактических и наглядных материалов для корректирования индивидуальных трудностей учащихся в самообслужи-вании, выявленных в результате первичной диагностики. Составление программы работы. | 01.2016- 02.2016 | Подготовлены дидактические и наглядные материалы. Составлена программа индивидуального сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих трудности в самообслуживании | Аналитическая справка. Комплект дидактических и наглядных материалов. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ | Апробация разработанных и подобранных материалов, мероприятий Отслеживание промежуточных результатов. | 01.2016- 04.2016 | Апробированы разработанные материалы, мероприятия. Подготовлен аналитический отчет. | Аналитическая справка. |
КОРРЕКЦИОННЫЙ | Изучение и анализ результатов апробации системы индивидуального сопровождения и сравнение с первичной диагностикой. Внесение корректировок в систему индивидуального сопровождения и в алгоритм самообслуживания для детей и родителей. | 02.2016- 04.2016 | Отчет о результатах апробации и коррекции. | Аналитическая справка. |
ОБОБЩАЮЩИЙ | Анализ результатов апробации и соотношение с планируемыми. - Оформление и описание результатов. | 04.2016-06.2016 | Коррекция содержания работы над индивидуальной методической темой.. | Аналитическая справка. Отчет о проделанной работе. |
ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ | Распространение опыта. Выступление на МО и родительских собраниях. Применение в собственной работе. | 04.2016-10.2016 | Аналитическая справка. Материалы, свидетельствующие о успешном внедрении собственной программы и о распространении опыта. | Аналитическая справка. Материалы по распространению опыта |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | Представление готовой системы индивидуального сопровождения детей с нарушениями самообслуживания. Методические рекомендации по работе с системой. | 11.2016-12.2016 | Методические рекомендации. Подготовлен комплект дидактических и диагностических материалов и др. | Аналитическая справка. Портфель материалов. Методические рекомендации. |
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи. Также можно конструировать буквы из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).
Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.
Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя .
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего мира.
Еще И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Литература:
1.Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы./ под. ред. И. И. Холостовой, - М.: Инфра-М, 2003.
2.Ткачева В. В. О некотоҏыҳ проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998.
3.М. Юровицкая Адаптация детей с ОВЗ в школе. - М.: Просвещение.2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей 6 - 7 лет имеющих нарушения звукопроизношения.
Особенности сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....
Развитие мелкой моторики у детей логопедической группы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...
Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...
Презентация «Развитие мелкой моторики у детей с отклонениями в развитии при помощи пальцеграфии»
....
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...
Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений 8 вида, родителей.Реко...