Открытый урок по письму и развитию речи
план-конспект урока на тему

Крылова Людмила Геннадьевна

Конспект урока по письму и развитию речи "Слог как часть слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slog.docx31.44 КБ
Office presentation icon k_uroku.ppt915.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           МКОУ «Богородская школа №8»

Конспект урока по письму и развитию речи на тему:

«СЛОГ КАК ЧАСТЬ СЛОВА».

                                                                                               Подготовила и провела:

                                                          Крылова Л.Г

                                                          учитель 3 «б» класса.

2016-2017 уч.год

Тема: СЛОГ КАК ЧАСТЬ СЛОВА

| Цель: уточнить представления учащихся о слоге как части слова; развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных. 

Образовательные:

  • отрабатывать умения различать слог;
  • формировать умение различать количество слогов в слове.

 Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать связную устную речь;
  • корригировать и развивать память;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • корригировать и развивать эмоционально- волевую сферу.

     Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, самоконтроль, положительную мотивацию урока через игровые формы работы.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
  • следить за правильной посадкой;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата; чередовать статистические и динамические задания.

| Оборудование: презентация, слайд с изображением гусеницы с записанными на ней слогами; карточки со слогами; предметные картинки; правило - опора; схемы слов.

Ход урока

1. Орг. момент.

 - Давайте вспомним, какой сегодня день недели?

Какое сейчас время суток? Который по счету урок? Какой урок? Назовите дату.

2.Сообщение темы урока.

  • (Слайд)
  • Сегодня у нас необычная гостья. (Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением гусеницы.) Кто это?
  • Что записано на звеньях гусеницы? (Слоги.)

-Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? (Будем упражняться в делении слов на слоги, составлять из слогов слова.)

3.Пальчиковая гимнастика.

- Ребята, давайте подготовим наши пальцы к письму, разбудим их и проведем для этого пальчиковую гимнастику.

- Наши пальчики проснулись!

- С добрым утром!

- Потянулись, потянулись!

- Стали дружно умываться,

- Полотенцем вытираться.

- Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.

-Приготовьтесь к письму. Открываем тетради.

-Проверьте осанку, положение тетради. Запишите с доски дату, классная работа.

3.Чистописание

-(слайд)

-Закончили, начинаем минутку чистописании

РРР ррр   ри  ры   ру   ро

  4. Изучение нового материала

  • Назовите гласные звуки; согласные звуки.
  • Когда рядом становятся согласные и гласные, то происходят удивительные вещи - образуется слог:
  • (Слайд)
  •  М и А - МА; У и К - УК. (Настя и Саша читают)

  • Слог - это союз гласных и согласных. Слог может состоять и из одной гласной буквы.

-Юля - разделите имя на слоги. Сколько слогов в слове? Назовите первый слог. Сколько букв в этом слоге?

  • Значит, слог может состоять и из одной буквы - гласной.

  - из одной согласной слог состоять не может!!

- (Слайд)

  •  -Очень красивым, певучим бывает  слог, когда букв две: первая согласная, вторая гласная: ЛА. Приведите примеры таких слогов.
  • Но когда встает после гласной согласный, то пение не получается, оно обрывается и образуется закрытый слог: ОД.

-(слайд)

  • Если же слоги связать между собой, то образуются слова: му и ха- муха, лу и на – луна, БЕЛ и КА .

  • Задание 1 (слайд)
  • Прочитайте слоги, записанные на доске.

ВО РО НА КОШ КА БЕЛ КА РА КИ ПОЛ

Прочитайте.

  • Составьте из слогов слова.

- Запишите слова в тетрадь, отделяя слоги чёрточками. (Дима и Юля запишут по 1 слову, А Саша соберет слова из слогов)

Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать,

Так осанку мы исправим. 1,2,3,4,5. Руки ставим перед грудью, в стороны разводим. Мы разминку делать будем при любой погоде.

     Задание 2

-Разделите слова на слоги: сад, столы, малина, смородина.

  • Прочтите первое слово. Сколько в нём слогов?
  • Прочтите второе слово. Сколько в нём слогов? Прочтите первый слог, второй, третий.

  • Сколько слогов может быть в слове?

  • Прочти правило на стр.60.

-Прочтите правило: слова могут состоять из одного слога: кит; из двух слогов: бел — ка; из трёх слогов: во ро ^ бей; из четырёх слогов: ско ^ во -ро - да.

Задание 3

Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением розы, ромашки, мак . (У Насти и Саши карточки со словами)

  • Что нарисовано? Запишите слова в тетрадь, отделяя слоги чёрточками.

-Отметьте в словах гласные. Сколько гласных в каждом слоге?        •

  • Прочтите первое (второе, последнее) слово. Сколько гласных в слове? Сколько слогов?

-Какой вывод можем сделать? (Сколько в слове гласных - столько и слогов. Это знает каждый из учеников.)

5. Закрепление темы.

Игра «Слоговое лото»  - составление слов из слогов лото.

   6. Итог урока.

  • Какие бывают слоги?        
  • Приведите примеры слога.
  • Как определить, сколько в слове слогов?
  • Назовите слово, состоящее из одного слога, из двух, трёх слогов.

    Д.З. стр.60 у.2


Самоанализ урока

по письму и развитию речи «Слог как часть слова»

| Цель: уточнить представления учащихся о слоге как части слова; развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных. 

Образовательные:

отрабатывать умения различать слог;

формировать умение различать количество слогов в слове.

 Коррекционно-развивающие:

корригировать и развивать связную устную речь;

корригировать и развивать память;

корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;

корригировать и развивать эмоционально- волевую сферу.

 Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, самоконтроль, положительную мотивацию урока через игровые формы работы.

          Здоровьесберегающие:

планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;

следить за правильной посадкой;

способствовать созданию благоприятного психологического климата; чередовать статистические и динамические задания.

     Данный урок является первым из трёх отведенных часов на изучение темы «Слог». Урок старалась построить на основе деятельностного подхода с применением ИКТ.

В классе обучается 11 ученика, из которых лишь 4 учащегося имеет средний уровень подготовки, а остальные ниже среднего и низкий.  Слог и деление слова на слоги воспринимается учениками сложно. На данном уроке дети открывают новые знания в этом учебном году, а на следующем - самостоятельно применяют их, выполняя задания практического характера.

      Была поставлена дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие задачи:

образовательная: открывать новые знания на основе объяснений учителя и самостоятельной работы.

развивающая: отрабатывать умения различать слог; различать количество слогов в слове; воспитательная: формировать уважительное отношение друг к другу, прививать навыки дружеского диалогового общения.

  1. Мотивирование к учебной деятельности

С целью привлечения внимания детей в оргмомент включила вопросы:

Давайте вспомним, какой сегодня день недели? Какое сейчас время суток? Который по счету урок? Какой урок? Назовите дату.

Учащиеся быстро включились в работу, четко отвечали на поставленные вопросы, что помогло мне перейти к следующему заданию.                    

  1. Новая тема.

Дети усваивают новые темы в соответствии  с требованиями учебной программы. Большая часть учащихся могут давать полные ответы  на вопросы, правильно различали слог. Некоторые дети не могут  сразу ответить на поставленный вопрос, требуется помощь.

     3. В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:

     - коллективная; коллективная с учетом дифференциации:

     - индивидуальная, с учётом дифференциации.

 На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок:   самопроверка с доски, , проверка работы учащихся всем классом.

 Проводились дидактические игры: «Слоговое лото», «Узнай по картинки», дети с удовольствие    включались в работу. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Так же был правильно подобран материал для индивидуальной работы с учащимися.Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Предупреждение перегрузки осуществлялось за счет физминутки, переключения с одного вида деятельности  на друго ; чередованием статистических и динамических заданий.

  1. Контроль по усвоению ЗУН – осуществлялся на основе устных и письменных ответов детей.
  2. Стараюсь общаться с детьми на уровне сотрудничества, думаю, что каждый ребёнок достоин уважения и внимательного отношения к своей личности. На уроке мне удалось реализовать поставленные цели  и задачи. На следующем уроке продолжу работу темой «Слог».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слог как часть слова

Слайд 2

МА ДО ТИ НЫ ОК ЯЛ

Слайд 3

26 октября. Классная работа.

Слайд 4

Н у А К Л А О Д

Слайд 5

Ю-ля

Слайд 6

МУ ХА

Слайд 7

ЛУ НА

Слайд 8

Бел ка

Слайд 9

воронакошкабелкаракипол

Слайд 10

во-ро-на кош-ка бел-ка ра-ки пол

Слайд 11

сад столы малина смородина сад сто-лы ма-ли-на смо-ро-ди-на

Слайд 13

ро-за мак ро-маш-ка

Слайд 14

КОНЕЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по письму и развитию речи в 8 классе по теме: «Дифференциация приставок и предлогов».

Этот урок - урок закрепления изученного материала по дифференциации приставок и предлогов в 8 классе коррекционной школы VIII вида....

открытый урок по письму и развитию речи 4 класс

Это разработка урока по письму и развитию речи для коррекционной школы 8 вида. Тема. Ударные и безударные гласные....

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».

Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе (адаптированная программа): «Изменение глагола по лицам. Первое лицо»....

Открытый урок по письму и развитию речи в 8 классе «Имена прилагательные»

Тема «Имена прилагательные»Цель: познакомить с именами прилагательными, обозначающими признак по принадлежности и их правописанием.Задачи: формировать у учащихся представления об особеннос...

Открытое занятие по письму и развитию речи «Удивительный мир русского языка»

В ходе мероприятия в игровой форме повторяются отдельные изученные темы, развивается словесно-логическое мышление учащихся, быстрота реакции, умения действовать в условиях соревнования....