РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» в соответствии с ФГОС
рабочая программа по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» разработана на основе примерной программы «Дисграфия, дислексия. Технология преодоления» И.Н. Садовникова – Издательство «Парадигма» 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_disgrafii_sadovnikova.docx | 56.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Самарская средняя школа №1 имени П.А.Половинко
Азовского района Ростовской области
«Утверждаю»
Приказ от 01.09.2016г № 83
Директор МБОУ Самарской СШ №1
_______________ Абрамова Н.А.
«______» ______ 2016 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»
Учитель-логопед: Кириленко Наталья Борисовна
Количество часов: 102
Программа разработана на основе примерной программы «Дисграфия, дислексия. Технология преодоления» И.Н. Садовникова – Издательство «Парадигма» 2012г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность:
Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Направленность:
Программа направлена на преодоление нарушений письменной речи с учетом современных требований к содержанию школьного обучения.
Данная программа предназначена для учащихся 2 — 4 классов.
Цель: выявление и преодоление нарушений письменной речи у детей, повышение успеваемости по русскому языку.
Задачи:
- Своевременное определение наличия дисграфии у учащихся и причин, лежащих в основе нарушений письма.
- Создать базу для понимания и правильного применения, грамматических правил, закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом.
- Дать понятия слово – предложение, звук – буква; осуществить работу по уточнению и развитию пространственно-временных представлений, работу над словом, его составом и способом образования.
- Провести дифференциацию фонем, имеющих кинетическое и артикуляторно – акустическое сходство, дифференциацию гласных 1 – 2 ряда, парных звонких и глухих согласных устно и на письме.
- Провести работу по уточнению и развитию лексико – грамматического оформления речи.
- Воспитывать чувство языка, способствовать успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом.
Содержание программы:
Программа И.Н.Садовниковой «ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ: технология преодоления» представлена в целостной системе коррекционного обучения по преодолению нарушений письменной речи – по всем направлениям. Каждая глава представлена методическим комментарием, определяющим задачи и способы организации предлагаемых видов работ.
Программа по каждому направлению коррекционного обучения построена в определенной последовательности:
- Введение в тему.
- Ее объяснение, адресуемое непосредственно детям.
- Тренировочные упражнения (от простого к сложному).
- Контрольные задания.
Круг тем, содержание и формы работы определяются спецификой логопедических задач, при этом они четко соотносятся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе, но не дублируют уроки по данному предмету.
Занятия по преодолению дисграфии не должны превращаться в бесконечный процесс написания и переписывания. Поэтому данная программа обеспечена разнообразной речевой практикой учащихся для развития навыков коммуникации, языковых способностей, наблюдательности и многого другого. В ней представлен достаточный объем разнообразных упражнений, значительная часть которых выполняется в устной форме с четко организованной системой сигналов обратной связи, которыми оперируют учащиеся (карточки, символы, фишки, действия с хлопками, мячом и т.п.).
Занимательный речевой материал также призван способствовать снятию напряжения и страхов у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности, поскольку создает положительный эмоциональный настрой в ходе групповых занятий.
Автор предлагает учитывать принцип опережающего развития устной речи по отношению к письменной, позволяющий учащимся в разнообразных устных упражнениях закреплять слухо - произносительные, зрительно - слуховые и слухо - моторные связи, которые способствуют обогащению лексико-грамматического строя речи младших школьников.
Формы контроля: Плановая диагностика в начале и в конце года, мониторинг.
КИМ (контрольно – измерительные материалы):
Самостоятельные проверочные и творческие работы, графические и слуховые диктанты, рабочие тетради
Организаций занятий:
Занятия проводятся в группе.
Продолжительность 40 минут, два три раза в неделю.
Длительность программы:
Рабочая программа рассчитана на учащихся 2 - 4 классов с нарушениями письменной речи - дисграфией на один учебный год – 102 часа.
Учебно-методическое обеспечение программы:
И.Н.Садовникова «ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ: технология преодоления»
Москва «ПАРАДИГМА» 2012г.
№ | Тема и содержание коррекционной работы | Кол - во часов | Дата | Цели и задачи | Материал ТСО к уроку | |
СОЗДАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ | ||||||
1.1. | Развитие пространственных представлений | |||||
1.1.1. | Схема собственного тела | 1 | Определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений предметов и объектов. | Стихотворение В.Берестова Ученик на развилке дорог Наборное полотно, картина семьи, предметные картинки-продукты, цветные полоски(скамейки), шаблоны ступней и ладоней, книги. | ||
1.1.2. | Определение направлений в пространстве | |||||
1.1.3. | Уточнение пространственных взаимоотношений | |||||
1.1.4. | Схема тела стоящего напротив. | |||||
1.1.5. | Линейная последовательность предметного ряда | 1 | Закрепить представления детей о пространственном расположении частей собственного тела, их взаимоотношении с другими предметами и объектами. | Числовой ряд, конверты со сказками, чистые листы формата А-4, тетрадные листы в клетку, карточки с тренировочными упражнениями, Квадрат-поле, книги. | ||
1.1.6. | Последовательность числового ряда | |||||
1.1.7. | Графическое воспроизведение направлений | |||||
1.2. | Уточнение временных представлений | |||||
1.2.1. | Сутки | 1 | Уточнить понятия детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности действий и событий, расширение и активизация лексического запаса. | Таблицы, картинки части суток, текст К.Д. Ушинского «Ленивый и принадлежный». | ||
1.2.2. | Неделя | |||||
1.2.3. | Времена года | 1 | Закрепить знания детей о единицах времени, о периодах человеческого возраста, о временной последовательности действий и событий. | Сказка В.И.Даля «Старик-Годовик, картинки 4-х времен года, разрезанные на 3 части с названием месяца на обратной стороне. | ||
1.2.4. | Месяц | |||||
1.2.5. | Возраст и роль семьи | 1 | Познакомить детей с родственными связями в семье. | Картина-схема семьи, доска, мел, тетради, ручки, карточки с перечнем времен суток ,т.д. с допущенными ошибками в последовательности. | ||
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ФОНЕМАТИЧЕСКОМ УРОВНЕ | ||||||
2.1. | Формирование фонематического анализа и синтеза | |||||
2.1.1. | Звуки речи и буквы «Органы речи» «Образование звуков речи» | 1 1 | Познакомить учащихся с терминами «звук»; «звуки речи». Учить различать понятия «звук» и «буква». Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза. | Графическое изображение или муляж органов речи, речевой материал. | ||
2.1.2. | Звуковой (фонематический) анализ слов | |||||
Простые формы звукового анализа. Гласные звуки: а, о, у, э, ы, и а) узнавание гласного звука (на слух); - в ряду других гласных; - в начале слова (начальный гласный в ударной позиции, начальный гласный в безударной позиции); - в середине слова; б) вычленение гласного звука (на слух): - из ряда гласных (в начальной позиции); - из серии слогов с повторяющимся гласным звуком; - из слова (в начальной позиции, под ударением); - из слова (гласный в середине слова, под ударением). | 1 | Познакомить учащихся с делением звуков на гласные и согласные, способами их образования. Познакомить с гласными первого ряда. Учить выделять звук в начальной позиции и в середине слова (в безударной позиции и под ударением). Учить узнавать звук по беззвучной артикуляции. | Тетради, зеркала, ручки; книги; текст, карточки со знаками «+» и «-», картинки с заданным гласным звуком в начале слова и в любой позиции слова. | |||
Согласные звуки а) узнавание согласного звука (на слух) - начального звука в слове; - последнего звука в слове; - согласного в середине слова; б) вычленение согласного звука на слух в начальной позиции: - из серии слогов; - из слова (в начальной позиции); в) вычленение последнего согласного в слове. | 1 | Продолжать знакомить учащихся с делением звуков на гласные и согласные, способами их образования. Учить узнавать согласные звуки на слух (в начале, середине и в конце слова). Учить вычленять согласный звук в слогах и слове. | Артикуляционные профили согласных, карточки со знаками «+» и «-», картинки с заданным звуком в начале слова и в любой позиции. | |||
Сложные формы звукового анализа | ||||||
Звуковой анализ односложных слов | 1 | Учить учащихся выполнять последовательный звуковой анализ слогов в составе слова. Учить делить односложные и двухсложные и трехсложные слова на слоги с опорой на гласные. Упражнять в выделении гласных из слов на основе приема интонационного выделения. Учить учащихся делить на слоги слова со стечением согласных. Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове. Укреплять речевое внимания, тренировать логическое мышление, воспитывать звуковой анализ. | Карточки с цифрами от 1 до 9. | |||
Звуковой анализ с опорой на цифровой ряд | 1 | |||||
Позиционный анализ в слове | 1 | |||||
2.1.3. | Два способа обозначения мягкости согласных на письме | |||||
1 – й способ обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда Сходство парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и | 1 | Познакомить учащихся с тем, что гласные буквы второго ряда обозначают слияние звуков. Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие через зеркало и без него). | «Таблица гласных» по парам: а-я, о-ё, у-ю, ы-и. | |||
Различие парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и | 1 | Тренировать детей в различии твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху). Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда. | «Таблица гласных» по парам: а-я, о-ё, у-ю, ы-и в сочетании с согласными. | |||
Дифференциация ы - и | 1 | Учить детей различать гласные ы – и устно и на письме. | Слоговая таблица, игра «Один - много», предметные картинки в окончании гласных ы или и. | |||
2 – й способ обозначение мягкости согласных посредством буквы ь | 2 | Учить определять по слуху согласный, мягкость которого в письме обозначается мягким знаком. Учить определять место в слове буквы ь. | Стихотворение Е.Измайлова «Мягкий знак - хитрый знак», карточки с заданием. | |||
2.2. | Формирование фонематического восприятия | |||||
2.2.1. | Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство Цель – закрепление связи между фонемой - артикулемой – графемой-кинемой. Задача - научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки). | |||||
Различие букв б-д | 3` | Научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки). Выделение начального звука б и д. Учить сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие). Учить соотнести звуки с буквами б и д. Учить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки). | Тетради, ручки, карточки с тренировочными упражнениями, доска, мел, картинки белки и дятла. | |||
Различие букв о-а | 2 | Научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки). | Тетради, ручки, мел, карточки слов с окошками вместо букв о – а, текст стихотворения В.А Жуковского «Котик и козлик», слоговые таблицы, карточки с условными обозначениями звуков. | |||
2.2.2. | Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство | |||||
Лабиализованные гласные ё-ю, о-у | 2 | Учить сравнивать гласные е – ю, о– у, по артикуляции. Учить дифференцировать гласные е – ю, о– у. | Карточки с буквами е – ю, о – у, слоговые таблицы, доска, мел, тетради, ручки, книги, шифровка, речевой материал. | |||
Звонкие и глухие парные согласные в-ф | 2 | Учить выделять звуки в и ф из слов в начальной позиции (по предметным картинкам). Учить сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие). Учить соотнести звуки с буквами ф, в. Упражнять в чтении двойных и тройных слогов, содержащие указанные звуки, выборочно записать слоги под диктовку. Учить закончить предложение, выбрав подходящее слово. | Предметные картинки со звуками в и ф в начальной позиции слова, карточки с буквами в и ф, артикуляционные профили звуков в – ф, буквы в – ф, кроссворд, | |||
Звонкие и глухие парные согласные б-п | 2 | Учить детей различать парные согласные б – п устно и на письме, развивать зрительную, слуховую, речевую память и внимание. Учить выделять звуки п и б из слов в начальной позиции (по предметным картинкам). Учить сравнение звуки по артикуляции (сходство, различие). Учить соотносить звуки с буквами п и б. Упражнять в чтение слоговых таблиц записывать слоги под диктовку. | Предметные картинки со звуками п и б в начальной позиции слова, слоговые таблицы, карточки с буквами п и б. | |||
Звонкие и глухие парные согласные д-т | 2 | Учить выделять в парных звуках из слов по предметной картинке (в начальной позиции), например дрова, труба. Учить сравнивать д и т по артикуляции (сходство и различие). Учить сопоставлять звуки с их графическим изображением. Учить дифференцировать звуки т — д в слогах (устно и письменно). Упражнять в анализе слов-паронимов по смыслу и по звучанию при рассматривание парных картинок. Упражнять в составление предложений с ними (устно). | Карточки с тренировочными упражнениями, маркеры, карточки с буквами т и д. | |||
Звонкие и глухие парные согласные д'-т' | 2 | Учить выделять мягкие фонемы из слов в начальной позиции. Упражнять в записывании слогов под диктовку. Упражнять в сопоставлении слов-пароним по смыслу и звучанию. Учить выделять мягкие фонемы из слов — поднимать соответствующие буквы д'-т'. | Карточки с буквы д'-т', речевой материал. | |||
Звонкие и глухие парные согласные д-т ; д'-т' | 2 | Закрепить умение в различии звуков д-т ; д'-т' устно и на письме. Развивать зрительную, слуховую, речевую память и внимание. | Тексты с графическими диктантами, карточки со скороговорками. | |||
Звонкие и глухие парные согласные з-с | 2 | Учить выделять звуки с и з из слов в начальной позиции. Учить сравнить по артикуляции (сходство, различие). Учить соотносить звуки с буквами с, з. Учить дифференцировать с и з в словах (устно, поднимая буквы). Учить определить место звука в слове (выдвинуть цифру из ряда). Учить детей различать сходные по звучанию и месту резонирования парные согласные з – с устно и на письме, развивать зрительные, тактильно – вибрационные ощущения. | Зеркала, предметные картинки со звуком с – з, перечень слов с буквами с – з, доска, мел, тетради, ручки, книги. | |||
Звонкие и глухие парные согласные г-к | 2 | Учить выделять звуки к и г из слов в начальной позиции. Учить сравнить по артикуляции (сходство, различие). Учить соотносить звуки с буквами с, з. Учить сопоставлять слова – паронимы по смыслу и звучанию. Учить детей различать парные согласные г – к устно и на письме, развивать фонематический слух, восприятие, языковое чутье. | Тетради, ручки, буквы г – к, стихотворение С.Погореловского «Как Мишка деда рассердил», карточки сословосочетаниями, с деформированными фразами. | |||
Звонкие и глухие парные согласные ж-ш | 2 | Учить выделять звуки ш и ж из слов (в начальной позиции). Учить сравнить по артикуляции (сходство, различие). Учить соотносить звуки с буквами ш, ж. Учить сопоставлять слова – паронимы по смыслу и звучанию. | Карточки с тренировочными упражнениями, книги, мяч. | |||
Оглушение звонких согласных | ||||||
Оглушение звонких согласных в середине слова | 2 | Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учеников в проверке сомнительных согласных. | Мяч, карточки с заданиями (индивидуально на каждого ребенка). | |||
Оглушение звонких согласных в конце слова | 2 | |||||
2.2.3. | Дифференциация согласных других фонематических групп, имеющих акустико-артикуляционное сходство | |||||
Дифференциация согласных с-ш имеющих акустико-артикуляционное сходство | 2 | Учить выделять звуки с и ш из слов (в начальной позиции). Учить сравнивать по артикуляции и узнавать изолированные звуки по беззвучному артикулированию. Учить соотносить звуки с буквами с, ш и дифференцировать их в слогах различных типов; устно — чтение слоговых таблиц; письменно — диктант. Учить сопоставлять слова-паронимы по значению и звучанию, составить с ними предложения: | Цветные карандаши, карточки с буквами с и ш. | |||
Дифференциация согласных з-ж имеющих акустико-артикуляционное сходство | 2 | Учить вычленять согласные из слов (в начальной позиции). Учить сравнивать звуки по артикуляции. Учить соотносить звуки с буквами з, ж. Учить дифференцировать звуки, буквы в слогах (в произношении, по слуху, в письме). Учить определить место звука в слове (по цифровому ряду). | Мяч, речевой материал. | |||
Дифференциация согласных с'-щ имеющих акустико-артикуляционное сходство | 2 | Учить вычленять звуки из слов. Учить сравнивать звуки по артикуляции(акцентируя различия). Учить соотносить звуки с буквами с',щ. Учить дифференцировать звуки, буквы в слогах. | Карточки с цифрами, цветные карандаши. | |||
Дифференциация согласных р-л ; р'-л' имеющих акустико-артикуляционное сходство | 2 | Учить вычленять звуки р и л в начальной позиции. Учить сравнивать звуки по артикуляции. Учить соотносить звуки с буквами р,л. Учить дифференцировать в слогах различных типов: а) устно; б)записать под диктовку. Учить дифференцировать звук р,л в словах. | Цветные карандаши, карточки с заданием. | |||
Дифференциация согласных г-к-х имеющих акустико-артикуляционное сходство | 2 | Учить вычленять звуки г-к-х в начальной позиции. Учить сравнивать звуки по артикуляции (сходство и различие). Учить дифференцировать звуки г-к-х в слогах и словах разного типа. | Карточки с цифрами, цветные карандаши. | |||
Дифференциация согласных с-ц имеющих акустико-артикуляционное сходство | 2 | Учить вычленять звуки с-ц из слов. Учить сравнивать звуки по артикуляции. Учить дифференцировать звуки с-ц в слогах и словах разного типа (устно и письменно – под диктовку). | Фишки, мяч, карточки с буквами с-ц. | |||
Дифференциация согласных ч-т' имеющих акустико-артикуляционное сходство | 2 | Учить вычленять звуки ч-т' из слов. Учить сравнивать звуки по артикуляции. Учить дифференцировать звуки ч-т' в слогах и словах разного типа (устно и письменно – под диктовку). Учить дифференцировать звуки ч-т' в словах – паронимах (сопоставлять по смыслу и звучанию, составлять устные предложения с ними). | Фишки, карточки с буквами ч-т', карточки с цифрами. | |||
Дифференциация согласных ч-щ имеющих акустико-артикуляционное сходство | 2 | Учить вычленять звуки ч-щ' из слов в начальной позиции. Учить сравнивать звуки по артикуляции. Учить дифференцировать звуки ч-т' в слогах и словах разного типа (устно и письменно – под диктовку). Учить дифференцировать звуки ч-щ в словах – паронимах. Учить определять место звука в словах (по цифровому ряду). | Фишки, мяч, карточки с буквами ч-щ, карточки с цифрами. | |||
Дифференциация согласных ц-ч имеющих акустико-артикуляционное сходство | 2 | Учить вычленять звуки ч-ц. Учить сравнивать звуки по артикуляции с уточнением звукового состава. Учить узнавать звук по беззвучному артикулированию. Учить дифференцировать звуки ч-ц в слогах и словах разного типа (устно и письменно – под диктовку). | Карточки с буквами ч-ц, карточки с цифрами, картинки (цепь, чайка). | |||
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ Задачи: - расширение словарного запаса ( путем усвоения новых слов и словосочетаний); очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов; - качественное обогащение словаря ( путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний); - упражнения в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; - наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем. | ||||||
3.1. | Выявление активного словарного запаса учащихся. | 1 | Выяснение и пополнение объема словарного запаса у детей, очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов. | Мяч. Пары предметов для сравнения: лимон и мед, василек и гвоздику, веревку и нитку, дорогу и тропинку, дом и шалаш. | ||
3.2. | Уточнение и расширение словарного запаса учащихся | |||||
3.2.1. | Слова – «сорняки» | 1 | Увеличить количественный рост словаря детей путем усвоения новых слов и их значений. | Текст стихотворения А.Барто «Слова бывают разные». | ||
3.2.2. | Слова – «приятели» (синонимы) | 1 | Продолжать увеличение количественного роста словаря детей путем усвоения новых слов и их значений. | Игра «Четвертый лишний», карточки с парами слов, сказка Е.Измайлова «Тигр – Лев и Лев - Тигр». | ||
3.2.3. | Слова – «неприятели» (антонимы) | 1 | Продолжать увеличение количественного роста словаря детей путем усвоения новых слов и их значений. | Карточки с заданиями, рассказ «Погрустили», пословицы, игра «Вставь недостающее слово». | ||
3.2.4. | Слова – «близнецы» (омонимы) | 1 | Качественное обогащение словаря детей путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний. | Текст стихотворения Е. Лифшиц «Шел я …», игра «Объясни значение слов». | ||
3.2.5. | Сколько – значений у слов? (многозначные слова) | 1 | Наблюдение явлений многозначности, синонимами, антонимами и омонимами как слов и морфем. | Текст стихотворения И.Токмаковой «В чужой стране», игра «Объясни значение слов», загадка К.Чуковского, игра «объясни прямой и переносный смысл выражений». | ||
3.3. | Слоговой анализ и синтез | 2 | Упражнять в слоговом анализе и синтезе слов. | Текст стихотворения Э.Успенского «Что за Ли? …», игра «Один - много», карточки – схемы, текст стихотворения Е.Серовой «Подскажи словечко»,. | ||
Анализ и синтез слов полученных путем перестановки слогов | 1 | Привлечь внимание учащихся к последовательности слогов, являющейся смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов. | Касса букв. | |||
3.4. | Типы слогов | 1 | Учить проводить звуковой анализ прямого и обратного слогов и составлять схемы, где гласные и согласные обозначенные разным цветом. | Карточки – схемы, фишки. | ||
3.5. | Ударение | 2 | Научить детей следующим действиям: 1)проговаривать слово, выделяя голосом ударный гласный: а) по подражанию; б) самостоятельно; 2)определять ударный гласный в акцентированном произношении других; 3)то же – в своем подчеркнутом произнесении слова; 4)воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание); 5)узнавать слово по его слоговой схеме; 6) узнавать слово по зрительной схеме; 7)усвоить некоторые орфоэпические нормы; 8) определять ударный гласный в процессе написания слов; 9) проверять в корне безударный гласный, требующий проверки; 10) проверять безударный гласный ударением (путем подбора проверочных слов). | 2 картинки с общей надписью «На столе кружки», 2 рисунка с общей надписью «Я плачу», текст стихотворения со словами - омографами. | ||
Знакомство с ударением в слове | 1 | Показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения; тренировать их в правильном произнесении ударного гласного звука в словах. | Загадки, устный диктант по теме: «Ударные гласные», текст со словами-омографами, графический диктант. | |||
3.6. | Схемы слого – ритмической структуры слов | |||||
Двусложные слова | 1 | Картинки, схемы. | ||||
Трехсложные слова | 1 | Карточка с графической схемой текста. | ||||
3.7. | Безударные гласные | 1 | Показать ученикам разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции; тренировать их в подборе проверочных слов. | Мяч, игры «Один – много», «Сегодня-завтра», текст стихотворения Л.Дружинина «Буква А и буква О…». | ||
Письменные упражнения в правописании безударных гласных | 1 | Закрепить умение учащихся находить разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции; тренировать их в подборе проверочных слов. | Карточки с заданиями. | |||
3.8. | Состав слова (морфемный анализ и синтез слов) | |||||
Корень слова | 1 | Познакомить детей с составом слова и его главной образующей частью – корнем, научить выделять корень в слове, подбирать родственные и однокоренные слова, определяя разницу между ними. | Дерево (плоскостное изображение) с родственными словами вместо плодов (в виде табличек),простые карандаши, перечень родственных и однокоренных слов для упражнений. | |||
Сложные слова | 1 | Познакомить детей со сложными словами, состоящими из двух корней, научить находить и выделять корни в сложных словах, расширять словарный запас. | Стихотворения: Е.Измайлова «Пар и ход», В.Иванова «Семеро в отделе», цветные карандаши. | |||
Приставка | 1 | Познакомить детей с частью слова – приставкой и приставочным способом словообразования, с правописанием приставок. | Мяч, маркеры, тетради, ручки, перечень слов и предложений для упражнений. | |||
Суффикс | 1 | Познакомить детей с частью слова – суффиксом и суффиксальным способом словообразования, с правописанием суффиксов. | Маркеры, тетради, ручки, текст Н.Сладкова «Листья», перечень слов для упражнений. | |||
Закрепление темы «Состав слова» | 1 | Закрепить и систематизировать знания детей о составе слова, о его морфемном анализе и синтезе. | Схемы слов различного состава, маркеры, тетради, ручки. | |||
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ Задачи: - преодоление и предупреждение аграмматизма в речи учащихся, усвоение ими норм сочетаемости слов; - приведение детей к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому; - рассмотрение падежей является одним из средств изживания аграмматизма в речи учащихся; -обогащение фразовой и связной речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических крнструкций. | ||||||
4.1. | Словосочетание и предложение. | 2 | Наглядно показать, что предложение состоит из слов; тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, в составлении схемы предложения – для того, чтобы школьники научились раздельному написанию слов; тренировать в наблюдении за интонацией понижения голоса, соотнося ее с правилом обозначения границ предложения в письме. | Текст стихотворения Е.Измайлова «Большая буква», текст рассказа «Телефонный разговор», карточки с заданиями. | ||
4.2. | Согласование слов | |||||
Согласование слов в числе | 2 | Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа (без ее определения). | Мяч, игры «Один – много». | |||
Согласование в роде | 2 | Карточки с местоимениями. | ||||
4.3. | Падежное управление | |||||
Кого? Что? (винительный падеж) | 1 | Текст стихотворения А.Грачева «Будем склонять», карточки со словами. | ||||
Кого? Чего? (родительный падеж) | 1 | Игра «Закончи предложение», карточки с заданиями. | ||||
Кому? Чему? (дательный падеж) | 1 | Рассказ К.Ушинского «Спор животных», игра «Передай ключ», ключ. | ||||
О (в, на) ком? О чём? (предложный падеж) | 1 | Картинки(растения леса, растения поля, растения сада) | ||||
Кем? Чем? (творительный падеж) | 1 | Предметные картинки с изображением набора инструментов, текст рассказа «Мамины помощники». | ||||
Закрепление падежных форм | 2 | Текст стихотворения Ю.Карасевой «Приключение зеленого листа». | ||||
4.4. | Связь слов в предложении (словосочетания) | 1 | Цветные карандаши. | |||
4.5. | Предлоги | |||||
Уточнение конкретно – пространственных значений предлогов | 1 | Развитие и уточнение пространственных представлений, их вербальное выражение посредством данной категории служебных слов. Преодоление аграмматизма как импрессивной, так и экспрессивной речи школьников. | Карточки цифры. | |||
Схемы предлогов | 1 | Ознакомить детей с условным обозначением предлогов (схемами). | Карточки – схемы с предлогами, карточка со схемой графического диктанта, текст стихотворения «Федорено горе»,игра «Наоборот». | |||
4.6. | Предлоги и приставки | 2 | Текст стихотворений Я.Козловского, игра «Исправь ошибки». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы внеурочной работы с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС
В данной статье показан опыт внеурочной работы с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС....
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе. Формирование УУД у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Современная образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....
«Система коррекционных упражнений при преодолении затруднений понимания смысла прочитанного младшими школьниками в условиях освоения ФГОС».
В этом материале вниманию коллег предлагается сообщение на МО учителей- логопедов и примерные упражнения по теме....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Нарушение звукопроизношения и их преодоление у младших школьников»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Нарушение звукопроизношения и их преодоление у младших школьников» разработана на основе примерной программы нарушения устной речи и их преодоления у младших школьников «Л...
«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»
«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»...
Формирование толерантного поведения младших школьников в соответствии с ФГОС второго поколения
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообществ...