РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» в соответствии с ФГОС
рабочая программа по теме

Кириленко Наталья Борисовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»  разработана на основе примерной программы «Дисграфия, дислексия. Технология  преодоления»  И.Н. Садовникова – Издательство «Парадигма» 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_disgrafii_sadovnikova.docx56.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Самарская средняя школа №1 имени П.А.Половинко

Азовского района Ростовской области

                          «Утверждаю»

                                                   Приказ от 01.09.2016г №  83                                                          

                                                                 Директор МБОУ Самарской СШ №1                    

                                                             _______________ Абрамова Н.А.

                                                                     «______» ______ 2016 г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»

Учитель-логопед:     Кириленко Наталья Борисовна

Количество часов: 102

Программа разработана на основе примерной программы «Дисграфия, дислексия. Технология  преодоления»  И.Н. Садовникова – Издательство «Парадигма» 2012г.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность:

Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Направленность:

Программа направлена на преодоление нарушений письменной речи с учетом современных требований к содержанию школьного обучения.

Данная программа предназначена для учащихся 2 — 4 классов.

Цель: выявление и преодоление нарушений письменной речи у детей, повышение успеваемости по русскому языку.

Задачи:

  1. Своевременное определение наличия дисграфии у учащихся и причин, лежащих в основе нарушений письма.
  2. Создать базу для понимания и правильного применения, грамматических правил, закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом.
  3. Дать понятия слово – предложение, звук – буква; осуществить работу по уточнению и развитию пространственно-временных представлений, работу над словом, его составом и способом образования.
  4. Провести дифференциацию фонем, имеющих кинетическое и артикуляторно – акустическое сходство, дифференциацию гласных 1 – 2 ряда, парных звонких и глухих согласных устно и на письме.
  5. Провести работу по уточнению и развитию лексико – грамматического оформления речи.
  6. Воспитывать чувство языка, способствовать успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом.

Содержание программы:

Программа И.Н.Садовниковой  «ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ: технология преодоления» представлена в целостной системе коррекционного обучения по преодолению нарушений письменной речи – по всем направлениям.  Каждая глава представлена методическим комментарием, определяющим задачи и способы организации предлагаемых видов работ.

Программа по каждому направлению коррекционного обучения построена в определенной последовательности:

  1. Введение в тему.
  2. Ее объяснение, адресуемое непосредственно детям.
  3. Тренировочные упражнения (от простого к сложному).
  4. Контрольные задания.

Круг тем, содержание и формы работы определяются спецификой логопедических задач, при этом они четко соотносятся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе, но не дублируют уроки по данному предмету.

        Занятия по преодолению дисграфии не должны превращаться в бесконечный процесс написания и переписывания. Поэтому данная программа обеспечена разнообразной речевой практикой учащихся для развития навыков коммуникации, языковых способностей, наблюдательности и многого другого. В ней представлен достаточный объем разнообразных упражнений, значительная часть которых выполняется в устной форме с четко организованной системой сигналов обратной связи, которыми оперируют учащиеся (карточки, символы, фишки,  действия с хлопками, мячом и т.п.).

Занимательный речевой материал также призван способствовать снятию напряжения и страхов у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности, поскольку создает положительный эмоциональный настрой в ходе групповых занятий.

Автор предлагает учитывать принцип опережающего развития устной речи по отношению к письменной, позволяющий учащимся в разнообразных устных упражнениях закреплять слухо - произносительные, зрительно - слуховые и слухо - моторные связи, которые способствуют обогащению лексико-грамматического строя речи младших школьников.

 

Формы контроля: Плановая диагностика в начале и в конце года, мониторинг.

КИМ   (контрольно – измерительные материалы):

Самостоятельные проверочные и творческие работы, графические и слуховые диктанты, рабочие тетради

Организаций занятий:

Занятия проводятся в группе.

Продолжительность 40 минут, два три  раза в неделю.

Длительность программы:

Рабочая программа рассчитана на учащихся 2 - 4 классов с нарушениями письменной речи - дисграфией на один учебный год – 102 часа.

Учебно-методическое обеспечение программы:

И.Н.Садовникова «ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ: технология преодоления»

Москва «ПАРАДИГМА» 2012г.


Тема и содержание коррекционной работы

Кол - во часов

Дата

Цели и задачи

Материал ТСО к уроку

СОЗДАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1.

Развитие пространственных представлений

1.1.1.

Схема собственного тела

1

Определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений предметов и  объектов.

Стихотворение В.Берестова Ученик на развилке дорог Наборное полотно, картина семьи, предметные картинки-продукты, цветные полоски(скамейки), шаблоны ступней и ладоней, книги.

1.1.2.

Определение направлений в пространстве

1.1.3.

Уточнение пространственных взаимоотношений

1.1.4.

Схема тела стоящего напротив.

1.1.5.

Линейная последовательность предметного ряда

1

Закрепить представления детей о пространственном расположении частей собственного тела, их взаимоотношении с другими предметами и объектами.

Числовой ряд, конверты со сказками, чистые листы формата А-4, тетрадные листы в клетку, карточки с тренировочными упражнениями, Квадрат-поле, книги.

1.1.6.

Последовательность числового ряда

1.1.7.

Графическое воспроизведение направлений

1.2.

Уточнение временных представлений

  1.2.1.

Сутки

1

Уточнить понятия детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности действий и событий, расширение и активизация лексического запаса.

Таблицы, картинки части суток, текст К.Д. Ушинского «Ленивый и принадлежный».

1.2.2.

Неделя

1.2.3.

Времена года

1

Закрепить знания детей о единицах времени, о периодах человеческого возраста, о временной последовательности действий и событий.

Сказка В.И.Даля «Старик-Годовик, картинки 4-х времен года, разрезанные на 3 части с названием месяца на обратной стороне.

1.2.4.

Месяц

1.2.5.

Возраст и роль семьи

1

Познакомить детей с родственными связями в семье.

Картина-схема семьи, доска, мел, тетради, ручки, карточки с перечнем времен суток ,т.д. с допущенными ошибками в последовательности.

                 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ФОНЕМАТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

2.1.

Формирование фонематического анализа и синтеза

 2.1.1.

 Звуки речи и буквы

«Органы речи»

«Образование звуков речи»

1

1

Познакомить учащихся с терминами «звук»;  «звуки речи». Учить различать понятия «звук» и «буква».

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза.

Графическое изображение или муляж органов речи, речевой материал.

2.1.2.

Звуковой (фонематический)  анализ слов

Простые формы звукового анализа.

Гласные звуки: а, о, у, э, ы, и

а)  узнавание гласного звука (на слух);

- в ряду других гласных;

- в начале слова (начальный гласный в ударной позиции, начальный гласный в безударной позиции);

- в середине слова;

б) вычленение гласного звука (на слух):

- из ряда гласных (в начальной позиции);

- из серии слогов с повторяющимся гласным звуком;

- из слова (в начальной позиции, под ударением);

- из слова (гласный в середине слова, под ударением).

1

Познакомить учащихся с делением звуков на гласные и согласные, способами их образования.  Познакомить с гласными первого ряда.

Учить выделять звук в начальной позиции и в середине слова (в безударной позиции и под ударением). Учить узнавать звук по беззвучной артикуляции.

Тетради, зеркала, ручки; книги; текст, карточки со знаками

«+» и «-», картинки с заданным гласным звуком в начале слова и в любой позиции слова.

 Согласные звуки

а) узнавание согласного звука (на слух)

- начального звука в слове;

- последнего звука в слове;

- согласного в середине слова;

б) вычленение согласного звука на слух в начальной позиции:

- из серии слогов;

- из слова (в начальной позиции);

в) вычленение последнего согласного в слове.

1

Продолжать знакомить учащихся с делением звуков на гласные и согласные, способами их образования.  Учить узнавать согласные звуки на слух (в начале, середине и в конце слова).  Учить вычленять согласный звук в слогах и слове.

Артикуляционные профили согласных, карточки со знаками

«+» и «-»,

картинки с заданным звуком в начале слова и в любой позиции.

Сложные формы звукового анализа

Звуковой анализ односложных слов

1

Учить учащихся выполнять последовательный звуковой анализ слогов в составе слова.

Учить делить односложные и двухсложные и трехсложные слова на слоги с опорой на гласные.

Упражнять в выделении гласных из слов на основе приема интонационного выделения.

Учить учащихся делить на слоги слова со стечением согласных.

Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове.

Укреплять  речевое внимания, тренировать логическое  мышление, воспитывать звуковой анализ.

Карточки с цифрами от 1 до 9.

Звуковой анализ с опорой на цифровой ряд

1

Позиционный анализ в слове

1

2.1.3.

Два способа обозначения мягкости согласных на письме

1 – й способ обозначение мягкости согласных посредством гласных  2-го ряда

Сходство парных гласных

а-я, о-ё, у-ю, ы-и

1

Познакомить учащихся с тем, что гласные буквы второго ряда обозначают слияние звуков.

Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие через зеркало и без него).

«Таблица гласных» по парам:

а-я, о-ё, у-ю, ы-и.

Различие парных гласных

а-я, о-ё, у-ю, ы-и

1

 Тренировать детей в различии твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху).

Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.

«Таблица гласных» по парам:

а-я, о-ё, у-ю, ы-и в сочетании с согласными.

Дифференциация ы - и

1

Учить детей различать гласные

 ы – и устно и  на письме.

Слоговая таблица, игра «Один - много», предметные картинки в окончании гласных ы или и.

2 – й способ обозначение мягкости согласных посредством буквы ь

2

 Учить определять по слуху согласный, мягкость которого в письме обозначается мягким знаком. Учить определять место в слове буквы ь.

Стихотворение Е.Измайлова «Мягкий знак - хитрый знак»,

карточки с заданием.

2.2.

Формирование фонематического восприятия

2.2.1.

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

Цель – закрепление связи между фонемой - артикулемой – графемой-кинемой.

Задача - научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки).

Различие букв б-д

3`

Научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки).

Выделение начального звука б и д. 

Учить  сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие).

Учить   соотнести звуки с буквами б и д.

Учить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки).

Тетради, ручки, карточки с тренировочными упражнениями, доска, мел, картинки белки и дятла.

Различие букв о-а

2

Научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки).

Тетради, ручки, мел, карточки слов с окошками вместо букв

о – а, текст стихотворения В.А Жуковского «Котик и козлик», слоговые таблицы, карточки с условными обозначениями звуков.

2.2.2.

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство

Лабиализованные гласные  ё-ю, о-у

2

Учить сравнивать гласные е – ю, о– у, по артикуляции.

Учить дифференцировать гласные е – ю, о– у.        

Карточки с буквами  е – ю, о – у, слоговые таблицы, доска, мел, тетради, ручки, книги, шифровка, речевой материал.

Звонкие и глухие парные согласные

 в-ф

2

Учить выделять звуки в и ф из слов в начальной позиции (по предметным картинкам).

Учить  сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие).

Учить   соотнести звуки с буквами ф, в.

Упражнять в чтении  двойных и тройных слогов, содержащие указанные звуки, выборочно записать слоги под диктовку.

Учить закончить предложение, выбрав подходящее слово.

Предметные  картинки со звуками в и ф в начальной позиции слова, карточки с буквами в и ф, артикуляционные профили звуков  в – ф, буквы в – ф, кроссворд,

Звонкие и глухие парные согласные

б-п

2

Учить детей различать парные согласные б – п устно и на письме, развивать зрительную, слуховую, речевую память и внимание. 

Учить выделять звуки  п и б из слов в начальной позиции (по предметным картинкам).

Учить сравнение звуки по артикуляции (сходство, различие).

Учить соотносить  звуки с буквами п и б.

Упражнять в чтение слоговых таблиц записывать  слоги под диктовку.

Предметные  картинки со звуками п и б в начальной позиции слова, слоговые таблицы, карточки с буквами п и б.

Звонкие и глухие парные согласные

д-т

2

Учить выделять в парных звуках из слов по предметной картинке (в начальной позиции), например дрова, труба.

Учить сравнивать д и т по артикуляции (сходство и различие).

Учить сопоставлять звуки с их графическим изображением.

Учить дифференцировать звуки т — д в слогах (устно и письменно).

Упражнять в анализе слов-паронимов по смыслу и по звучанию при рассматривание парных картинок.

Упражнять в составление предложений с ними (устно).

Карточки с тренировочными упражнениями, маркеры, карточки с буквами т и д.

Звонкие и глухие парные согласные

д'-т'

2

Учить выделять мягкие фонемы из слов в начальной позиции.

Упражнять в записывании слогов под диктовку.

Упражнять в сопоставлении слов-пароним по смыслу и звучанию.

Учить выделять мягкие фонемы из слов — поднимать соответствующие буквы д'-т'.

Карточки  с буквы д'-т', речевой материал.

Звонкие и глухие парные согласные

д-т  ; д'-т'

2

Закрепить умение в различии звуков

д-т  ; д'-т' устно и на письме.

Развивать зрительную, слуховую, речевую память и внимание.

Тексты с графическими диктантами, карточки со скороговорками.

Звонкие и глухие парные согласные

з-с

2

Учить выделять звуки с и з из слов в начальной позиции.

Учить сравнить по артикуляции (сходство, различие).

Учить соотносить звуки с буквами

с, з.

 Учить дифференцировать с и з в словах (устно, поднимая буквы).

Учить определить место звука в слове (выдвинуть цифру из ряда).

Учить детей различать сходные по звучанию и месту резонирования парные согласные з – с устно и на письме, развивать зрительные, тактильно – вибрационные ощущения.

Зеркала, предметные картинки со звуком с – з, перечень слов с буквами  с – з, доска, мел, тетради, ручки, книги.

Звонкие и глухие парные согласные

г-к

2

Учить выделять звуки к и г из слов в начальной позиции.

Учить сравнить по артикуляции (сходство, различие).

Учить соотносить звуки с буквами с, з.

 Учить сопоставлять слова – паронимы по смыслу и звучанию.

Учить детей различать парные согласные г – к  устно и на письме, развивать фонематический слух, восприятие, языковое чутье. 

Тетради, ручки, буквы г – к, стихотворение С.Погореловского  «Как Мишка деда рассердил», карточки сословосочетаниями,  с деформированными фразами.

Звонкие и глухие парные согласные

ж-ш

2

Учить выделять звуки ш и ж из слов (в начальной позиции).

Учить сравнить по артикуляции (сходство, различие).

Учить соотносить звуки с буквами ш, ж.

Учить сопоставлять слова – паронимы по смыслу и звучанию.

Карточки с тренировочными упражнениями, книги, мяч.

Оглушение звонких согласных

Оглушение звонких согласных в середине слова

2

Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учеников в проверке сомнительных согласных.

Мяч, карточки с заданиями (индивидуально на каждого ребенка).

Оглушение звонких согласных в конце слова

2

2.2.3.

Дифференциация согласных других фонематических групп, имеющих акустико-артикуляционное сходство

Дифференциация согласных с-ш  имеющих акустико-артикуляционное сходство

2

Учить выделять звуки с и ш из слов (в начальной позиции).

Учить сравнивать по артикуляции и узнавать изолированные звуки по беззвучному артикулированию.

Учить соотносить звуки с буквами с, ш  и дифференцировать их в слогах различных типов; устно — чтение слоговых таблиц; письменно — диктант.

Учить сопоставлять слова-паронимы по значению и звучанию, составить с ними предложения:

Цветные карандаши, карточки с буквами с и ш.

Дифференциация согласных з-ж  имеющих акустико-артикуляционное сходство

2

Учить вычленять согласные из слов

(в начальной позиции).

Учить сравнивать звуки по артикуляции.

Учить соотносить звуки с буквами з, ж.  

Учить дифференцировать звуки, буквы в  слогах (в произношении, по слуху, в письме).

Учить определить место звука в слове (по цифровому ряду).

Мяч, речевой материал.

Дифференциация согласных с'-щ  имеющих акустико-артикуляционное сходство

2

Учить вычленять звуки из слов.

Учить сравнивать звуки по артикуляции(акцентируя различия).

Учить соотносить звуки с буквами с',щ.  

Учить дифференцировать звуки, буквы в  слогах.

Карточки с цифрами, цветные карандаши.

Дифференциация согласных р-л ; р'-л' имеющих акустико-артикуляционное сходство

2

Учить вычленять звуки р и л в начальной позиции.

Учить сравнивать звуки по артикуляции.

Учить соотносить звуки с буквами р,л.  

Учить дифференцировать в  слогах различных типов:

а) устно; б)записать под диктовку.

Учить дифференцировать звук р,л в  словах.

Цветные карандаши, карточки с заданием.

Дифференциация согласных г-к-х имеющих акустико-артикуляционное сходство

2

Учить вычленять звуки г-к-х  в начальной позиции.

Учить сравнивать звуки по артикуляции (сходство и различие).

Учить дифференцировать звуки г-к-х  в слогах и словах разного типа.

Карточки с цифрами, цветные карандаши.

Дифференциация согласных с-ц  имеющих акустико-артикуляционное сходство

2

Учить вычленять звуки с-ц  из слов.

Учить сравнивать звуки по артикуляции.

Учить дифференцировать звуки с-ц  в слогах и словах разного типа (устно и письменно – под диктовку).

Фишки, мяч, карточки с буквами с-ц.

Дифференциация согласных ч-т'  имеющих акустико-артикуляционное сходство

2

Учить вычленять звуки ч-т'  из слов.

Учить сравнивать звуки по артикуляции.

Учить дифференцировать звуки ч-т'  в слогах и словах разного типа (устно и письменно – под диктовку).

Учить дифференцировать звуки ч-т' в словах – паронимах (сопоставлять по смыслу и звучанию, составлять устные предложения с ними).

Фишки, карточки с буквами

ч-т', карточки с цифрами.

Дифференциация согласных ч-щ  имеющих акустико-артикуляционное сходство

2

Учить вычленять звуки ч-щ'  из слов в начальной позиции.

Учить сравнивать звуки по артикуляции.

Учить дифференцировать звуки ч-т'  в слогах и словах разного типа (устно и письменно – под диктовку).

Учить дифференцировать звуки ч-щ в словах – паронимах.

Учить определять место звука в словах (по цифровому ряду).

Фишки, мяч, карточки с буквами ч-щ, карточки с цифрами.

Дифференциация согласных ц-ч  имеющих акустико-артикуляционное сходство

2

Учить вычленять звуки ч-ц.

Учить сравнивать звуки по артикуляции с уточнением звукового состава.

Учить узнавать звук по беззвучному артикулированию.

Учить дифференцировать звуки ч-ц в слогах и словах разного типа (устно и письменно – под диктовку).

Карточки с буквами ч-ц, карточки с цифрами, картинки (цепь, чайка).

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Задачи: - расширение словарного запаса ( путем усвоения новых слов и словосочетаний); очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов;

- качественное обогащение словаря ( путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

- упражнения в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов;

- наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем.

3.1.

Выявление активного словарного запаса учащихся.

1

Выяснение и пополнение объема словарного запаса у детей, очищение словаря от  искаженных, просторечных и жаргонных слов.

Мяч. Пары предметов для сравнения: лимон и мед, василек и гвоздику, веревку и нитку, дорогу и тропинку, дом и шалаш.

3.2.

Уточнение и расширение словарного запаса учащихся

3.2.1.

Слова – «сорняки»

1

Увеличить количественный рост словаря детей путем усвоения новых слов и их значений.

Текст стихотворения А.Барто «Слова бывают разные».

3.2.2.

Слова – «приятели» (синонимы)

1

Продолжать увеличение количественного роста словаря детей путем усвоения новых слов и их значений.

Игра «Четвертый лишний», карточки с парами слов, сказка Е.Измайлова «Тигр – Лев и Лев - Тигр».

3.2.3.

Слова – «неприятели» (антонимы)

1

Продолжать увеличение количественного роста словаря детей путем усвоения новых слов и их значений.

Карточки с заданиями, рассказ «Погрустили», пословицы, игра «Вставь недостающее слово».

3.2.4.

Слова – «близнецы» (омонимы)

1

Качественное обогащение словаря детей путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний.

Текст стихотворения

Е. Лифшиц «Шел я …», игра

«Объясни значение слов».

3.2.5.

Сколько – значений у слов? (многозначные слова)

1

Наблюдение явлений многозначности, синонимами, антонимами и омонимами как слов и морфем.

Текст стихотворения И.Токмаковой  «В чужой стране», игра «Объясни значение слов», загадка К.Чуковского, игра «объясни прямой и переносный смысл выражений».

3.3.

Слоговой анализ и синтез

2

Упражнять в слоговом анализе и синтезе слов.

Текст стихотворения Э.Успенского «Что за Ли? …»,

игра «Один - много»,  карточки – схемы, текст стихотворения Е.Серовой  «Подскажи словечко»,.

Анализ и синтез слов полученных путем перестановки слогов

1

Привлечь внимание учащихся к последовательности слогов, являющейся смыслоразличительным

фактором при чтении и записи ряда слов.

Касса букв.

3.4.

Типы слогов

1

Учить проводить звуковой анализ прямого и обратного слогов и составлять схемы, где гласные и согласные обозначенные разным цветом.

Карточки – схемы, фишки.

3.5.

Ударение

2

Научить детей следующим действиям:

1)проговаривать слово, выделяя голосом ударный гласный:

а) по подражанию;

б) самостоятельно;

2)определять ударный гласный в акцентированном произношении других;

3)то же – в своем подчеркнутом произнесении слова;

4)воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание);

5)узнавать слово по его слоговой схеме;

6) узнавать слово по зрительной схеме;

7)усвоить некоторые орфоэпические нормы;

8) определять ударный гласный в процессе написания слов;

9) проверять в корне безударный гласный, требующий проверки;

10) проверять безударный гласный ударением (путем подбора проверочных слов).

2 картинки с общей надписью «На столе кружки», 2 рисунка с общей надписью «Я плачу», текст стихотворения со словами - омографами.

Знакомство с ударением в слове

1

Показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения; тренировать их в правильном произнесении ударного гласного звука в словах.

Загадки, устный диктант по теме: «Ударные гласные», текст со словами-омографами, графический диктант.

3.6.

Схемы слого – ритмической структуры слов

Двусложные слова

1

Картинки, схемы.

Трехсложные слова

1

Карточка с графической схемой текста.

3.7.

Безударные гласные

1

Показать ученикам разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции; тренировать их в подборе проверочных слов.

Мяч, игры «Один – много», «Сегодня-завтра», текст стихотворения Л.Дружинина «Буква А и буква О…».

Письменные упражнения в правописании безударных гласных

1

Закрепить умение учащихся находить разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции; тренировать их в подборе проверочных слов.

Карточки с заданиями.

3.8.

Состав слова (морфемный анализ и синтез слов)

Корень слова

1

Познакомить детей с составом слова и его главной образующей частью – корнем, научить выделять корень в слове, подбирать родственные и однокоренные слова, определяя разницу между ними.

Дерево (плоскостное изображение) с родственными словами вместо плодов (в виде табличек),простые карандаши, перечень родственных и однокоренных слов для упражнений. 

Сложные слова

1

Познакомить детей со сложными словами, состоящими из двух корней, научить находить и выделять корни в сложных словах, расширять словарный запас.

Стихотворения: Е.Измайлова «Пар и ход», В.Иванова «Семеро в отделе», цветные карандаши.

Приставка

1

Познакомить детей с частью слова – приставкой и приставочным способом словообразования, с правописанием приставок.

Мяч, маркеры, тетради, ручки, перечень слов и предложений для упражнений.

Суффикс

1

Познакомить детей с частью слова – суффиксом и суффиксальным способом словообразования, с правописанием суффиксов.

Маркеры, тетради, ручки, текст Н.Сладкова  «Листья», перечень слов для упражнений.

Закрепление темы «Состав слова»

1

Закрепить и систематизировать знания детей о составе слова, о его морфемном анализе и синтезе.

Схемы слов различного состава, маркеры, тетради, ручки.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Задачи: - преодоление и предупреждение аграмматизма в речи учащихся, усвоение ими норм сочетаемости слов;

- приведение детей к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому;

- рассмотрение падежей является одним из средств изживания аграмматизма в речи учащихся;

-обогащение фразовой и связной речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических крнструкций.

4.1.

 Словосочетание и предложение.

2

Наглядно показать, что предложение состоит из слов; тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, в составлении схемы предложения – для того, чтобы школьники научились раздельному написанию слов; тренировать в наблюдении за интонацией понижения голоса, соотнося ее с правилом обозначения границ предложения в письме.

Текст стихотворения Е.Измайлова «Большая буква»,  текст рассказа «Телефонный разговор», карточки с заданиями.

4.2.

Согласование слов

Согласование слов в числе

2

Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа (без ее определения).

Мяч, игры «Один – много».

Согласование в роде

2

Карточки с местоимениями.

    4.3.

Падежное управление

Кого? Что? (винительный падеж)

1

Текст стихотворения  А.Грачева «Будем склонять», карточки со словами.

Кого? Чего? (родительный падеж)

1

Игра «Закончи предложение», карточки с заданиями.

Кому? Чему? (дательный падеж)

1

Рассказ К.Ушинского «Спор животных», игра «Передай ключ», ключ.

О (в, на) ком? О чём? (предложный падеж)

1

Картинки(растения леса, растения поля, растения сада)

Кем? Чем? (творительный падеж)

1

Предметные картинки с изображением набора инструментов, текст рассказа «Мамины помощники».

Закрепление падежных форм

2

Текст стихотворения Ю.Карасевой «Приключение зеленого листа».

4.4.

Связь слов в предложении (словосочетания)

1

Цветные карандаши.

4.5.

Предлоги

Уточнение конкретно – пространственных значений предлогов

1

Развитие и уточнение пространственных представлений, их вербальное выражение посредством данной категории служебных слов. Преодоление аграмматизма как импрессивной, так и экспрессивной речи школьников.

Карточки цифры.

Схемы предлогов

1

Ознакомить детей с условным обозначением предлогов (схемами).

Карточки – схемы с предлогами, карточка со схемой графического диктанта, текст стихотворения «Федорено горе»,игра «Наоборот».

4.6.

Предлоги и приставки

2

Текст стихотворений Я.Козловского, игра «Исправь ошибки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы внеурочной работы с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС

В данной статье показан опыт внеурочной работы с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС....

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе. Формирование УУД у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

Современная образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....

«Система коррекционных упражнений при преодолении затруднений понимания смысла прочитанного младшими школьниками в условиях освоения ФГОС».

В этом материале вниманию коллег предлагается сообщение на МО учителей- логопедов и примерные упражнения по теме....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Нарушение звукопроизношения и их преодоление у младших школьников»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Нарушение звукопроизношения и их преодоление у младших школьников» разработана на основе примерной программы нарушения устной речи и их преодоления у младших школьников «Л...

«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»...

Формирование толерантного поведения младших школьников в соответствии с ФГОС второго поколения

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообществ...