Игровые упражнения направленные на эмоционально-личностное развитие детей с ОВЗ.
статья на тему
Эмоциональная сфера является важной состовляющей в развитие детей с ОВЗ,так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны "читать" эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения направленные на эмоционально-личностное развитие детей с ОВЗ.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей с ОВЗ, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. Как писал Л.С. Выготский «Эмоции являются центральным «звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка». Исследованием эмоций детей с ОВЗ занимались: Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков, М.С.Певзнер, Г.Ф.Бреслав и другие. Практика работы с детьми с ОВЗ показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются. Эта проблема для детей с ОВЗ является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Дети с ОВЗ – это дети, которым требуется больше внимания со стороны взрослых, нестандартных подходов в обучении и воспитании. Так как, от неумения общаться, незнания, как себя вести, неумения выражать свои чувства, и от отсутствия социального опыта, у детей иногда может возникать «агрессивное» или «странное» поведение.«Особым» детям нужна наша помощь: научить их выражать свои чувства и желания, общаться с людьмивербальным и невербальным способом,посредством символов, жестов, мимики и пантомимики,дать возможность реализовать себя в этом мире. Таким образом, в качестве приоритетного направления коррекционно-образовательной работы, мы решили выделить эмоционально-личностное развитие. Оно заключается: в формировании у ребенка образа «Я», «Я-сознания», умению «быть в мире с собой».Постепенно дети учатся осознавать и контролировать свои эмоции, находить выход из разных негативных эмоциональных состояний, у них накапливается опыт усвоения способов общения со взрослыми и сверстниками, происходит успешная социальная адаптация. Опыт работы в детском доме показывает, что наиболее успешно процесс обучения у детей с ОВЗ реализуется через игровую деятельность, через проигрывание и переживание разнообразных ситуаций. Поэтому, в своей работеэффективной формой для правильного формирования эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, мы избрали коррекционно-развивающие упражнения с использованием игровых технологий.Совместная игра – это уникальный вид сотрудничества, она создает наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития детей. В ней все равны: педагог и ребенок. Не случайно психологи считают, что подлинно доверительные отношения между педагогами и детьми возможны только в игре.Игра учит детей владеть собой, своими мыслями, чувствами, телом и настроением. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Для этого нужно обеспечить детям широкие возможности использованиявсех органов чувств, чтобы ребенок мог видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Каждый «особый» ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Принимать ребенка таким, какой он есть, учитывать возрастные, физические и индивидуально-психологические особенности детей. Стремиться к установлениютесных эмоциональных контактов во время игры с каждым ребенком, ставить для себя и для «особого» ребенка реальные цели, учитывать зону ближайшего развития.Основной целью коррекционных игр и упражнений с использованием игровых технологий является: формирование социальных контактов и развитие эмоциональной сферы ребенка, игровыми средствами и тем самым гармоничное развитие его личности в целом. Поставленная цель включает в себя решение следующих задач: - развитие способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние на символическом и вербальном уровне;
- формировать умение и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);
- способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
- развитие самоконтроляв отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- формировать у детей эмпатию (сострадание, сочувствие);
- коррекция психоэмоционального состояния, нежелательных черт характера и поведения;
- формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность.
Коррекционная работа проводится с использованием следующих методов и приемов: имитационные игры, чтение и обсуждения художественной литературы, решение конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, беседы, выражение своего эмоционального состояния в музыке и рисунке, релаксация, этюды на моделирование эмоциональных состояний, коррекционные игры и упражнения. На занятиях мы используем: пиктограммы, зеркало для каждого ребенка, фотографии детей, индивидуальные карты личностно-ориентированного планирования, мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение. Коррекционно-воспитательную работу, направленную на развитие эмоционально-личностной сферы мы разделили на разделы:
Раздел 1.«Я и мое тело». Упражнения по данной теме направлены на обучение детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах. Для умения различать свои ощущения мы проводим игры: «Посылка от обезьянки», «Чего не стало», «Угадай-ка»; игры-имитации «Мы обезьянки», «Послушай и угадай, «Правила гигиены»; упражнения «Запомни мое лицо, движение», «Слушай себя» и др.
Раздел 2. «Мой внутренний мир». Полученные знания позволят ребенку подойти к пониманию собственного «Я», передавать свои желания, чувства, средствами пантомимики, осознавать свои физические и эмоциональные ощущения, различать по выразительным средствам общения эмоции и чувства других детей и взрослых. Игры: «Мой портрет», «Домик настроений», «Мой день», «Почему так?»; этюды «Гномики в лесу», «Мы медведя испугались» и др.
Раздел 3. «Я и ты - такие разные». Полученные знания формируют у детей позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам, чувство доброты, чуткости, доброжелательности, ощущение сплоченности в группе. Формируем умение преодолевать трудности в общении, благополучно выходить из конфликтных ситуаций, управлять своими настроением при общении с окружающим миром.Игры: «Мы - разные», «Чем мы похожи», «Вспомни имена своих друзей»; упражнения «Угадай эмоцию друга», «Мостик дружбы» и др.
Раздел 4. «Я познаю мир». Полученные знания позволят детям узнать, чем человек отличается от животных и растений, подвести ребенка к пониманию того, как важно любить окружающие природу. Формируют умение чувствовать природу, которая может определять наше настроение, поведение, подражать характерным жестам, движениям, позе, эмоциональным реакциям животных, переносить все хорошее из природы в общение с людьми. Игры: «Времена года», «Загадки про погоду», «Кто как разговаривает», «Чей голос», «Найди свою пару»; этюды «Дует ветер», «Дождик» и др.
Раздел 5. «Мой эмоциональный мир». Полученные знания расширят представления об эмоциях (радость, грусть, удивление и др.), умение понимать свои чувства и настроение других людей по мимике, движениям, жестам, передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Игры-ассоциации «На что похожа радость?», «Грусть», «Обида»; игры «Азбука настроения», Кривые зеркала», «Подбери маску» и др. Игровые технологии играют огромную роль в формировании эмоционального-личностного развития детей с ОВЗ. Практическая значимость нашей работы отмечается в том, что дети стали болеевнимательными и доброжелательными друг к другу, у нихулучшилась эмоционально – волевая сфера,наметились положительные сдвиги в поведении и общении. В заключении хотим отметить, что эмоционально-личностное развитие детей с ОВЗ - очень сложный и длительный процесс, требующий целенаправленной, практической работы педагога. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе, с использованием игровых технологий с опорой на сохранные анализаторы и поэтапным усложнением содержания материала. В результате применения игровых технологий у детейприобретается бесценный опыт в общении. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
Используемая литература:
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб, 2010.
- Ротарь Н.В.., Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития.- В., 2014.
- Войтова И.Д., Гуськова М.А., Можейко А.В, Лифанова С.Ю., Фирсова Л.Е. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А.В. Можейко. - М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование новейших технологий, направленных на эмоционально- личностное развитие воспитанников».
На занятиях по предмету синтезатор, фортепиано я применяю методики И. М. Красильникова, И. Б. Горбуновой, А.Шмидт–Шкловской.Между тем, процесс обучения представляется, прежде всего, и главным образом,...
В помощь логопеду:игровые упражнения,направленные на развитие памяти и внимания.
Представлено 25 упражнений на развитие внимания и памяти.Практический материал для логопеда и учителя русского языка и литературы....
Психолого - педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, о...
Комплекс физических упражнений направленный на предупреждение гиподинамии у детей-школьников
Под влиянием гиподинамии в организме происходят существенные изменения со стороны ЦНС, крово- и лимфообращения, мышечной системы, обменных процессов и т.д. Все это ведет к детренированности и изменени...
Методические разработки по теме: «Использование игр и игровых упражнений в коррекции девиантного поведения у детей»
В данной работе рассматривается проблема девиантного поведения у подростков; определяются причины его возникновения и основные принципы работы педагога с детьми, поведение которых отклоняет...
Теоцентрическое направление в духовно-нравственном развитии детей
Существуют четыре направления педагогической деятельности по духовно–нравственному воспитанию школьников: социоцентрическое, гуманистическое, этнопедагогическое и теоцентрическое.В статье раскры...
Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР ...