«Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах, словах»
план-конспект занятия (5 класс) на тему
За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих нарушения в развитии. Резко изменился и состав учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В школы принимаются не только дети с легкой (F-70) степенью умственной отсталости, но также с умеренной (F-71) и тяжелой (F-72) формами интеллектуального недоразвития. Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определенных условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с умеренной умственной отсталостью возможно.
Основная цель системы образования для таких детей – максимально возможная социализация. Для успешной социализации этих детей необходимо осуществлять психолого-педагогическое сопровождение.
Целью логопедического сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми. Воспитания у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
При обучении данной категории детей осуществляется логопедическое сопровождение с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов. Работа осуществляется индивидуально в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по логопедии | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект занятия по логопедии
на тему: «Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах, словах»
для детей с умеренной умственной отсталостью
Учитель высшей категории
Кирюхина Л.Н.
Казань, 2016г.
Тема урока:
«Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах, словах»
Цели:
- закрепление знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных; учить детей различать звуки [ж]-[ш] на слух; уточнение артикуляции звуков [ж], [ш]; добиваться умения выделять звуки [ж], [ш] из слов;
- развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа;
- воспитывать интерес к занятиям, работоспособность.
Оборудование:
Листы с бабочкой, снежинки, музыкальные игрушки, зеркала, картинки (бочка, почка, вода, флаг, гора, кошка, дом, туфли, жук, шуба, зайка, снег), таблица звонкие и глухие согласные, раздаточные карточки с звонкими и глухими согласными, карточки со стихотворениями, карточки с рассказами, карточки с буквами Ж-Ш, карточки со слогами (жа, жо, жу, жи, ша, шо, шу, ши), раздаточные листы со словами (шкаф, шары, шапка, шишка, жираф, жук, жёлуди), карточки со словами (ш - кошка, машина, шар; ж - уж, ёж, лужа), конверты с предметными картинками, карточки со словами (калоши, груши, шина, машина, лыжи, рыжик, ножик, ёжик, жираф).
Ход урока:
I.Организационный момент.
Посадка учащихся на слово «пожалуйста»:
- Садитесь!
- Садитесь, пожалуйста!
II. Психологический настрой.
Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
- Вспомните:
На уроке наши глаза внимательно смотрят на все и … (видят),
уши внимательно слушают и все … (слышат),
голова хорошо … (думает)!
III. Развитие речевого дыхания.
- Игра «Бабочка, лети!»
- Дети, посмотрите какие красивые бабочки! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать? Дую на них! Смотрите, полетели!
- Попробуйте и вы подуть: щеки не надувать, губы слегка выдвинуты вперед!
(Учащиеся выполняют упражнение.)
- Молодцы!
2. Игра «Снежинка»
- Какое сейчас время года? (Еще зима)
- Часто идет снег, падают снежинки.
- Ой, снежинка попала на руку! Давайте поможем ей улететь!
- Напоминаю: губы трубочкой, вдохните и подуйте.
(Учащиеся выполняют упражнение.)
- Молодцы!
IV. Физкультминутка.
- Мне кажется, что чем-то пахнет, давайте проверим:
- Поверните голову налево (к окну) и вдохните носом,
- Поверните голову направо (к двери) и вдохните носом,
- Поднимите голову вверх и вдохните носом,
- Опустите голову вниз и вдохните носом,
- Не пахнет?
- Молодцы!
V. Развитие слухового внимания.
Дидактическая игра «Угадай, на чем играю!»
- Ребята, у меня две музыкальные игрушки. Послушайте, как они звучат.
- Я уберу одну игрушку, а вы угадайте, на чем играла.
Учащиеся угадывают музыкальную игрушку
- Молодцы!
VI. Гимнастика для глаз.
- Чтобы лучше занимались, глазки у вас не уставали, сделаем зарядку для глаз.
- Поморгайте глазками!
- Головой не крутите, посмотрите глазками влево - в окно,
- Посмотрите вправо – на дверь,
- Посмотрите вверх,
- Посмотрите вниз.
- Повторим еще раз!
- Молодцы!
VII. Артикуляционная гимнастика.
У учащихся на партах зеркала.
- «Заборчик» - улыбнулись, зубки вместе;
«Трубочка» - губки вытянули вперед.
- «Наказать непослушный язык»
- Прижмём язык зубами: ня-ня-ня.
- Прижмём язык губами: пя-пя-пя.
3. «Чередование движения языка»
- подъем языка за верхние зубы;
- опускаем язык за нижние зубы.
4. «Артикуляция звуков [ж]-[ш]»
-Приоткрыть рот, поднять язык за верхние зубы (широкие);
- Зубы почти вместе, между ними маленькое расстояние. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
- Произносим звук [ш] (произносится глухо);
- А сейчас включили голос и произносим звонко [ж].
- Молодцы!
VIII. Повторение ранее изученного материала.
- Назовите первый звук в слове и покажите букву.
Учитель произносит слово и показывает картинку, учащиеся называют первый звук и показывают букву.
бочка вода гора дом жук зайка
почка флаг кошка туфли шуба снег
На доске таблица звонких и глухих согласных.
- Произнесите звуки наверху:
Б, В, Г, Д, Ж, З
- Они произносятся с голосом. Это звонкие согласные.
- Произнесите звуки снизу:
П, Ф, К, Т, Ш, С
- Они произносятся без голоса. Это глухие согласные.
- Читаем буквы парами:
Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
- Молодцы!
IX. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке будем учиться различать звуки [ж]-[ш].
-Посмотрите на Ж и Ш как мы их пишем!
Учитель пишет на доске буквы.
X. Работа над темой.
1. - Я прочитаю стихотворение, а вы скажите какой звук услышали; звук, который я выделяю.
[Ш] Мишка.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
- Какой звук услышали?
- Ш – шуршит!
[Ж] Жук.
Я жук, я жук,
Я тут живу.
Жужжу, жужжу,
Гляжу, лежу.
Я не тужу,
Всю жизнь жужжу.
- Какой звук слышали здесь?
- Ж – жужжит!
- Звук [ж] – произносится звонко, а [ш] – глухо!
- Приложите руку к шее спереди. Произносим звук [ж]– голос звенит, а звук [ш] – не звенит (спит).
2. - Послушайте маленький рассказ.
- Какой звук слышите?
[Ш]
Паша маленький. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши машина. Он катает мишку на машине.
[Ж]
Живёт в лесу ёжик. У ежа ежата. Летом ёжик и ежата сыты. Зимой нет еды для ежей. Ежи спят всю зиму.
- Молодцы!
XI. Пальчиковая гимнастика.
- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.
1) Поднимите правую руку, согните пальчики в кулак. Раскрываем по одному пальчику.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
Нам гулять идти пора!
2) Дружат в нашем классе девочки и мальчики.
(пальчики соединяются в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(соединить пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять
(пальчики касаются поочередно, начиная с мизинца, с большого)
Начинай считать опять.
- Молодцы!
XII. Дифференциация звуков [ж]-[ш].
- Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах.
- Читаем слоги со звонкой согласной.
- Читаем слоги с глухой согласной.
- Читаем слоги парами.
На доске карточки со слогами:
ЖА – ША
ЖО – ШО
ЖУ – ШУ
ЖИ – ШИ
- Дифференциация звуков [ж]-[ш] в словах.
- У вас на партах лежат листы со словами. Прочитайте их.
шкаф жираф
шары жук
шапка жёлуди
шишка
- Прочитайте слова на доске.
Ш Ж
кошка уж
машина ёж
шар лужа
- Развитие фонематического слуха.
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [ш]:
Шуба, шапка, шарф, парта, машина, школа.
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [ж]:
Жук, ёжик, жаба, дом, лужа, живот.
- Молодцы!
XIII. Закрепление пройденного материала.
- Работа на местах.
- У вас на партах лежат конверты с картинками, в названии которых есть звук [ш] или [ж]. Их нужно положить к нужной букве:
1 вариант – шляпа, вишня, жаба, одежда.
2 вариант – шар, мышка, жук, ужи.
З вариант – кошка, машина, ежи, ножи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Учитель проверяет.
- Молодцы!
2. Работа у доски.
- Найдите слова на звук [ш].
- Найдите слова на звук [ж].
На доске карточки со словами:
Калоши, лыжи, груши, рыжик, шина, ножик, машина, ёжик, жираф.
- Молодцы!
XIV. Итог урока.
- Над какими звуками мы сегодня работали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.
Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...
Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.
На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях.»
Конспект логопедического занятия....
Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах и предложениях
Занятие построено в игровой форме. Гном Речевик из страны Правильной речи пришел в гости к ребятам и принес много интересных заданий. К занятию подготовлена презентация.Все части занятия логичес...
Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....
Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"
Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основ...