«Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах, словах»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Кирюхина Любовь Николаевна

За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих нарушения в развитии. Резко изменился и состав учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В школы принимаются не только дети с легкой (F-70) степенью умственной отсталости, но также с умеренной (F-71) и тяжелой (F-72) формами интеллектуального недоразвития. Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определенных условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с умеренной умственной отсталостью возможно.

Основная цель системы образования для таких детей – максимально возможная социализация. Для успешной социализации этих детей необходимо осуществлять психолого-педагогическое сопровождение.

Целью логопедического сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

            Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми. Воспитания у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

          При обучении данной категории детей осуществляется логопедическое сопровождение с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов. Работа осуществляется индивидуально в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия по логопедии56.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия по логопедии

 на тему: «Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах, словах»

для детей с умеренной умственной отсталостью

Учитель высшей категории

      Кирюхина Л.Н.

Казань, 2016г.

Тема урока:

«Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах, словах»

Цели:

  1. закрепление знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных; учить детей различать звуки [ж]-[ш] на слух; уточнение артикуляции звуков [ж], [ш]; добиваться умения выделять звуки [ж], [ш] из слов;

  1. развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа;

  1. воспитывать интерес к занятиям, работоспособность.

Оборудование:

Листы с бабочкой,  снежинки, музыкальные игрушки, зеркала, картинки (бочка, почка, вода, флаг, гора, кошка, дом, туфли, жук, шуба, зайка, снег), таблица звонкие и глухие согласные, раздаточные карточки с звонкими и глухими согласными, карточки со стихотворениями, карточки с рассказами, карточки с буквами Ж-Ш, карточки со слогами (жа, жо, жу, жи, ша, шо, шу, ши), раздаточные листы со словами (шкаф, шары, шапка, шишка, жираф, жук, жёлуди), карточки со словами (ш - кошка, машина, шар; ж - уж, ёж, лужа), конверты с предметными картинками, карточки со словами (калоши, груши, шина, машина, лыжи, рыжик, ножик, ёжик, жираф).

Ход урока:

I.Организационный момент.

Посадка учащихся на слово «пожалуйста»:

- Садитесь!

- Садитесь, пожалуйста!

II.  Психологический настрой.

Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

- Вспомните:

На уроке наши глаза внимательно смотрят на все и …  (видят),

 уши внимательно слушают и все … (слышат),

 голова хорошо … (думает)!

III. Развитие речевого дыхания.

  1. Игра «Бабочка, лети!»

- Дети, посмотрите какие красивые бабочки! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать? Дую на них! Смотрите, полетели!

- Попробуйте и вы подуть: щеки не надувать, губы слегка выдвинуты вперед!

(Учащиеся выполняют упражнение.)

- Молодцы!

       2. Игра «Снежинка»

- Какое сейчас время года? (Еще зима)

- Часто идет снег, падают снежинки.

- Ой, снежинка попала на руку! Давайте поможем ей улететь!

- Напоминаю: губы трубочкой, вдохните и подуйте.

(Учащиеся выполняют упражнение.)

- Молодцы!

IV. Физкультминутка.

- Мне кажется, что чем-то пахнет, давайте проверим:

- Поверните голову налево (к окну) и вдохните носом,

- Поверните голову направо (к двери) и вдохните носом,

- Поднимите голову вверх и вдохните носом,

- Опустите голову вниз и вдохните носом,

- Не пахнет?

- Молодцы!

V. Развитие слухового внимания.

Дидактическая игра «Угадай, на чем играю!»

- Ребята, у меня две музыкальные игрушки. Послушайте, как они звучат.

- Я уберу одну игрушку, а вы угадайте, на чем играла.

Учащиеся угадывают музыкальную игрушку

- Молодцы!

VI. Гимнастика для глаз.

- Чтобы лучше занимались, глазки у вас не уставали, сделаем зарядку для глаз.

- Поморгайте глазками!

- Головой не крутите, посмотрите глазками влево - в окно,

- Посмотрите вправо – на дверь,

- Посмотрите вверх,

- Посмотрите вниз.

- Повторим еще раз!

- Молодцы!

VII. Артикуляционная гимнастика.

У учащихся на партах зеркала.

  1. «Заборчик» - улыбнулись, зубки вместе;

«Трубочка» - губки вытянули вперед.

  1. «Наказать непослушный язык»

- Прижмём язык зубами: ня-ня-ня.

- Прижмём язык губами: пя-пя-пя.

     3.  «Чередование движения языка»

        - подъем языка за верхние зубы;

        - опускаем язык за нижние зубы.

     4. «Артикуляция звуков [ж]-[ш]»

        -Приоткрыть рот, поднять язык за верхние зубы (широкие);

        - Зубы почти вместе, между ними маленькое расстояние. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

        - Произносим звук [ш] (произносится глухо);

        - А сейчас включили голос и произносим звонко [ж].

- Молодцы!

VIII. Повторение ранее изученного материала.

- Назовите первый звук в слове и покажите букву.

Учитель произносит слово и показывает картинку, учащиеся называют первый звук и показывают букву.

бочка        вода                гора                дом                жук                зайка

почка        флаг                кошка        туфли        шуба                снег

На доске таблица звонких и глухих согласных.

- Произнесите звуки наверху:

Б,  В,  Г,  Д,  Ж,  З

- Они произносятся с голосом. Это звонкие согласные.

- Произнесите звуки снизу:

                П,  Ф,  К,  Т,  Ш,  С

- Они произносятся без голоса. Это глухие согласные.

- Читаем буквы парами:

                Б    В    Г   Д    Ж   З

                П   Ф   К    Т   Ш   С

- Молодцы!

IX. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке будем учиться различать звуки [ж]-[ш].

-Посмотрите на Ж и Ш как мы их пишем!

Учитель пишет на доске буквы.

X. Работа над темой.

1. - Я прочитаю стихотворение, а вы скажите какой звук услышали; звук, который я выделяю.

[Ш]                        Мишка.

                Уронили мишку на пол,

                Оторвали мишке лапу.

                Всё равно его не брошу,

                Потому что он хороший.

- Какой звук услышали?

- Ш – шуршит!

[Ж]                        Жук.

                Я жук, я жук,

                Я тут живу.

                Жужжу, жужжу,

                Гляжу, лежу.

                Я не тужу,

                Всю жизнь жужжу.

- Какой звук слышали здесь?

- Ж – жужжит!

- Звук [ж] – произносится звонко, а [ш] – глухо!

- Приложите руку к шее спереди. Произносим звук [ж]– голос звенит, а звук [ш] – не звенит (спит).

2.  - Послушайте маленький рассказ.

- Какой звук слышите?

                                        [Ш]

Паша маленький. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши машина. Он катает мишку на машине.

                                [Ж]

Живёт в лесу ёжик. У ежа ежата. Летом ёжик и ежата сыты. Зимой нет еды для ежей. Ежи спят всю зиму.

- Молодцы!

XI. Пальчиковая гимнастика.

- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.

1)  Поднимите правую руку, согните пальчики в кулак. Раскрываем по одному пальчику.

                Этот пальчик хочет спать,

                Этот пальчик – прыг в кровать,

                Этот пальчик прикорнул,

                Этот пальчик уж заснул.

                Встали пальчики. Ура!

                Нам гулять идти пора!

2)                 Дружат в нашем классе девочки и мальчики.

                (пальчики соединяются в замок)

                Мы с тобой подружим маленькие пальчики

                (соединить пальчики)

                Раз, два, три, четыре, пять

                (пальчики касаются поочередно, начиная с мизинца, с большого)

                Начинай считать опять.

- Молодцы!

XII.  Дифференциация  звуков [ж]-[ш].

  1. Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах.

- Читаем слоги со звонкой согласной.

- Читаем слоги с глухой согласной.

- Читаем слоги парами.

На доске карточки со слогами:

                        ЖА – ША

                        ЖО – ШО

                        ЖУ – ШУ

                        ЖИ – ШИ

  1. Дифференциация звуков [ж]-[ш] в словах.

- У вас на партах лежат листы со словами. Прочитайте их.

шкаф                жираф

шары                жук

шапка                жёлуди

шишка

- Прочитайте слова на доске.

                Ш                                Ж

              кошка                                уж

             машина                                ёж

                шар                                 лужа

  1. Развитие фонематического слуха.

- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [ш]:

Шуба, шапка, шарф, парта, машина, школа.

- Хлопните в ладоши, когда услышите звук  [ж]:

          Жук, ёжик, жаба, дом, лужа, живот.

- Молодцы!

XIII. Закрепление пройденного материала.

  1. Работа на местах.

- У вас на партах лежат конверты с картинками, в названии которых есть звук [ш] или [ж]. Их нужно положить к нужной букве:

1 вариант – шляпа, вишня, жаба, одежда.

2 вариант – шар, мышка, жук, ужи.

З вариант – кошка, машина, ежи, ножи.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Учитель проверяет.

- Молодцы!

    2. Работа у доски.

- Найдите слова на звук [ш].

- Найдите слова на звук  [ж].

На доске карточки со словами:

Калоши, лыжи, груши, рыжик, шина, ножик, машина, ёжик, жираф.

- Молодцы!

XIV. Итог урока.

- Над какими звуками мы сегодня работали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.

Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...

Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.

На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....

Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах и предложениях

Занятие построено в игровой форме. Гном Речевик из страны Правильной речи пришел в гости к ребятам и принес много интересных заданий. К занятию подготовлена  презентация.Все части занятия логичес...

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"

Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основ...