Открытый урок швейного дела в 5 классе.
план-конспект урока (5 класс) на тему
Тема: Обработка боковых срезов наволочки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6_klass_navolochka.docx | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Кавказский район станица Казанская
ГБОУ школа –интернат №7 с-цы Казанской
Открытый урок швейного дела в 5 классе.
Тема: Обработка боковых
срезов наволочки.
Подготовила: Милованова Татьяна Александровна
учитель профессионально трудового обучения (швейное дело)
Ст. Казанская
2016г.
Тема: Обработка боковых срезов наволочки.
Цель. Учить обрабатывать боковые срезы наволочки с клапаном.
Задачи:
1.Обучать учащихся навыкам по выполнению соединительного двойного шва.
2. Корригировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, обобщение; развитие глазомера на основе упражнений по выполнению швов.
3.Воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости
Оборудование: образцы наволочек, тест, ИКТ, инструкционная карта по обработке боковых срезов наволочки
Словарная работа: двойной шов, выметать
Ход урока.
- Организационный момент. Готовность учащихся к уроку.
Психологический настрой.
Мир стареет в былых надеждах, Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат и несут на себе мастера.
Руки вещие простирая к перекресткам звездных миров,
Время движется мастерами, и надеется на мастеров!
( Р.Рождественский)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к необычной вершине - к вершине Мастерства. В пути нам пригодятся все наши знания, умения и старания. Вы готовы к путешествию? Тогда вперед!
Коррекционная разминка. Для того, чтобы активнее начать работу на уроке проведем небольшую разминку. Развитие глазомера. Определить самый длинный и самый короткий отрезок
II. Повторение.
Учитель. Для того чтобы приступить к изучению новой темы мы повторим ранее изученное на предыдущих уроках.( учащиеся повторяют перфокарту) (Настя Ярославцева.)
Устройство швейной машинки.(повторяем хором, в полголоса.)
Перфокарта. «Впишите основные сведения о наволочке»
Название | наволочка |
Вид белья | Постельное бельё |
Детали | Состоит из одной детали |
Срезы | Поперечные срезы, долевые срезы. |
Ткань | Ситец, бязь, мадапалам, сатин |
Швы | Шов вподгибку с закрытым срезом, двойной шов |
Вопросы к учащимся:
1. Для чего служит клапан в наволочке? (Чтоб подушка удерживалась и не вылизала из наволочки.)
2. Какой шов выполняют в два приема и применяют при пошиве белья? (двойной, запошивочный.)
3. Какова ширина двойного шва в готовом виде?(0,8-10мм)
Отметьте правильный ответ.
1.К какому белью относится наволочка?
- к нательному белью
- к постельному белью
- к столовому белью
2.Сколько деталей имеет наволочка?
- две детали
- одну деталь
- три детали
3.Какие срезы имеет крой наволочки
- долевые срезы
- косые срезы
- поперечные срезы
4. Какую ткань применяют для пошива наволочки
-хлопчатобумажную
- шерстяную
- льняную
5. Какие швы применяют для обработки срезов наволочки.
- стачной
- двойной
- шов вподгибку с закрытым срезом
Проверка.
III. Информационная часть.
Появление первых наволочек
История наволочек неразрывно связана с историей возникновения подушек. В качестве первых подушек использовали камень или бревна, которые оборачивали шкурами для мягкости. Позже, стремясь к комфорту, стали изготавливать первые мягкие подушки из сухой травы, обернутой кожей. Со временем кожу заменили грубой тканью. Через данную ткань не пробивалась трава, но спать на такой подушке было неудобно. Поэтому сверху на неё еще надевали наволочку из более тонкой ткани.
Считается, что мягкие подушки впервые появились в Древней Греции, где кровать играла особенную роль: на ней принимали пищу, встречали гостей, отдыхали и спали. Поэтому, стремясь придать этому предмету особый комфорт и уют, греки придумали украшать его подушками, одетыми в декоративные наволочки и чехлы. Данные изделия являлись настоящими произведениями искусства — их украшали золотой вышивкой, расшивали драгоценными камнями.
В средневековье дома знати украшали подушки в пестрых наволочках, украшенные вышивкой, разными узорами, которые служили подтверждением богатства хозяина дома. В то время наволочки шили из дорогостоящих тканей (натурального шелка, льна), поэтому купить их было непростым удовольствием.
Красотой и богатством поражали наволочки в арабских странах. Изготавливались они из шелка или дамаска и украшались вышивкой золотыми нитками, тесьмой.
Традиции, связанные с наволочками
Со времен Древней Руси сохранилась традиция отдавать наволочки, как часть приданного невесты. В те времена наволочки девушка вышивала собственноручно, и они были свидетельством ее мастерства. И сегодня красивые вышитые наволочки используют в свадебных обрядах.
Существует примета: первую брачную ночь молодоженам застилают кровать, укладывая подушки разрезами наволочек друг к другу, чтоб новая семья жила дружно.
Также наволочки с вышитыми инициалами дарят новорожденным детям на крестины. Это особый подарок — оберег.
Учитель. Сегодня на уроке будем выполнять работы по пошиву наволочки.
Чтобы приступить к пошиву любого изделия мы должны знать план изготовления наволочки.
Учитель. Пошив наволочки выполняется по плану.
1. Обработка поперечных срезов.
2. Выполнить разметку клапана.
3. Обработать боковые срезы.
4. Отутюжить готовое изделие.
( взять со стены цветочки и узнает, какое задание вам нужно сделать)
Взаимопроверка. Проверка с доской.
Учитель. Скажите, пожалуйста, какие этапы плана пошива наволочки мы выполнили.
Ученик. Мы обработали поперечные срезы наволочки и выполнили разметку клапана.
Учитель. Какой следующий этап- обработка боковых срезов.
Учитель. Тема урока обработка боковых срезов наволочки. Прежде чем вы приступите к работе по обработки долевых срезов, рассмотрите внимательно образец наволочки.
(раздать образцы наволочки)
Ученик. Рассматривание образцов.
Учитель. Каким швом обработаны боковые срезы?
Ученик. Боковые срезы наволочки обработаны двойным швом.
Учитель Знания и умения по выполнению двойного шва, вам пригодятся при пошиве ночной сорочки, при пошиве постельного белья в старших классах.
Учитель. Выберите и покажите шов вподгибку с закрытым срезом. ( ученикам предлагаются двойной шов, шов вподгибку с закрытым срезом, стачной, запошивочный.)
Учитель. Для того, чтобы правильно и качественно выполнить шов, давайте повторим последовательность выполнения двойного шва 7 мм.
Учитель. Объясняю, и демонстрирую на доске как выполняется двойной шов.
Учитель. Чтобы вы правильно и качественно выполнить двойной шов. Самостоятельно составить последовательность выполнения шва с помощью рисунков:
Сначала – сложить деталь наволочки лицевой стороной вверх
Потом – уровнять срезы, сметать, стачать срезы, ширина шва 5 мм.
Затем – вывернуть изделие, выправить углы, весь шов на ребро
После этого – выполнить вторую строчку
В конце работы – отутюжить, вывернуть и сложить изделие.
(Сверяют с инструкционной картой последовательности выполнения двойного шва)
Учитель. Какие инструменты необходимы для выполнения клапана, и обработки боковых срезов, вы узнаете, отгадав загадки? (Загадываю загадки)
(Учащиеся отгадывают загадки и называют инструменты (игла, ножницы, булавки, швейная машина, утюг) (Слайды)
1. Конь стальной, хвост льняной. (Игла).
2.Два братца, одно сердце. (Ножницы).
3.Идет пароход ,то взад, то вперед, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг).
5.На поляне шерстяной пляшет тонконожка, из-под туфельки стальной выползает стежка (швейная машина).
Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке. (швейная машинка)
Труд – дело очень важное,
Порой не безопасное.
Правила должны вы знать,
Их нужно точно выполнять.
Физминутка.
А сейчас всё по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись:
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пятачки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
За работу принялись.
Перед работой повторить правила техники безопасности.
Я называю правило, если вы согласны говорите - «да», если не согласны - “нет”. Будьте внимательны.
1.Сидеть за машиной надо на всей поверхности стула (да),
2.Близко наклонившись к движущимся и вращающимся частям машины (нет);
3.Выполняя влажно-тепловую обработку работать, стоя на резиновом коврике (да),
4.Включать и выключать утюг сухими руками (да),
5. Берясь за шнур (нет - за вилку);
6.Следить за правильным положением рук (да),
7.Заправлять нитку в иглу, не снимая ногу с педали (нет - снять ногу с педали);
8.Запрещается брать иглу в рот (да),
9.Можно вкалывать ее в одежду (нельзя),
10.Обрезать нитки ножницами (да),
11.Держать ножницы острыми концами вверх (нет),
12.Передавать их кольцами вперед (да).
Хорошо правила знаете, будем работать дальше.
IV. Практическая работа по обработке срезов наволочки
Цель: формирование и закрепление навыков обработки боковых срезов наволочки.
В процессе работы учителем оказывается индивидуальная дозированная помощь. Проверка качества: самопроверка, взаимопроверка.
Выполняют практическую работу. Проговаривают свои действия, контролируют выполнение действий и ТУ по инструкции.
Меняемся работами, проверяем качество по инструкционной карте «Контроль». Показ действий контроля:
Проверяем ширину шва по линейке, аккуратность, качество утюжки – визуально.
V. Закрепление.
Учитель. Какие швы вы применяли при обработке боковых срезов наволочки?
Ученик. При обработке боковых срезов наволочки применяли двойной шов
Учитель. Как проверить качество выполнения этих швов?
Ученик. Ширина двойного шва по всей длине одинаковая и равна 7 мм
Учитель. Из каких этапов состоит план по пошиву наволочки?
«План пошива наволочки».
Определите последовательность операций по пошиву наволочки.
1 вариант | |
1 | Обработка поперечных срезов. |
2 | Выполнить разметку клапана. |
3 | Обработать боковые срезы. |
4 | Отутюжить готовое изделие. |
VI. Итог
Учитель. Чему учились на уроке?
Ученик. Учились обрабатывать долевые срезы наволочки.
Учитель. Для чего?
Ученик. Для предохранения срезов от осыпания.
Учитель. Я довольна сегодня вашей работой. Спасибо.
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок
Уборка рабочих мест.
Приложение
1. Тонка, одноуха, остра.
2. Из этого ведерка нельзя воды напиться.
3.По реке Простыне
Идет пароход.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать.
4. Остра, как игла, а шить не годится.
5. Стежок за стежком
Встали рядком.
6. Два конца, два кольца,
Посередине гвоздь, да и тот насквозь.
7Два близнеца-братца
Ножки обтянут,
До коленей не достанут.
8. Самый смелый из портных
Перешил себе штаны.
Их длину укоротил,
Чем нам всем и угодил.
1. Игла. 2. Наперсток. 3. Утюг. 4. Булавка. 5. Строчка. 6. Ножницы. 7. Гольфы. 8. Шорты.
Конкурс «Четвертый лишний»
Задание: найти «лишнее» слово, которое стоит вне логического ряда.
1. Простыня, наволочка, скатерть, пододеяльник.
2. Сантиметровая лента, угольник, ножницы, линейка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок швейного дела 6 класс "Обработка накладного кармана"
Конспект урока...
Презентация: Натуральные волокна. Хлопок. Урок швейного дела,5 класс СКОШ 8 вида.
Презентация содержит информацию о получении и применении хлопкового волокна....
Открытый урок швейного дела (2часа) в 5 классе
Несмотря на кажущуюся простоту темы «Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями вплотную», урок требует тщательной и кропотливой подготовки – прежде всего – материального плана. Нужно большое количес...
урок швейного дела 5 класс
"Изготовление наволочки.Обработка боковых срезов наволочки двойным швом"...
Разработка урока швейного дела 8 класс "Вышивка лентами"
Разработка урока по теме "Вышивание швейных изделий"...
Разработка урока швейного дела. 7 класс "Обработка боковых срезов сорочки запошивочным швом"
Разработка урока швейного дела. 7 класс...
Разработка урока швейного дела. 6 класс. "Наметывание накладного кармана на нижнюю часть фартука"
Разработка урока швейного дела. 6 класс...