Доклад "Коррекция познавательной деятельности и речи неслышащего ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития".
статья на тему

Фуникова Елена Шотаевна

Материал может быть полезен учителям дефектологам, логопедам, работающим в коррекционной школе I, II вида и родителям обучающихся воспитанников.

Доклад о коррекции познавательной деятельности и речи неслышащего ребёнка,  преодоление индивидуальных недостатков развития, о проблемах обучения и воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon doklad.zip2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Коррекция познавательной деятельности и речи неслышащего ребёнка,

преодоление индивидуальных недостатков развития.

Проблемам обучения, развития и воспитания неслышащих детей посвящены труды известных отечественных сурдопедагогов, ученых., дефектологов. По мнению Н. С. Зыковой, в процессе коррекционной работы большое внимание необходимо уделять развитию речи глухого ребенка. При этом она не должна сводится к количественному увеличению словаря, наращиванию типов фраз, а овладению фонетикой и грамматикой языка. Обучение глухих детей языку — это обучение специфическому виду деятельности человека — речевой деятельности и речевым действиям, как ее составляющим. Автор рекомендует использовать связные высказывания, предметно-практические действия при составлении сюжетных текстов, составлять зарисовки, фигурки, сделанные из пластилина, поскольку им можно придавать различные положения: наклоны, приседания, изменения положения рук, что вызывает у глухих детей мотивированность, осознанность, проговаривание собственных действий, их интерес к составлению рассказов. Движение пальцев рук имеют особое значение, так как стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которой является ускоренное развитие речи ребенка(М.М.Кольцова).
          P.M. Боскис при коррекции познавательной деятельности особое значение придает расширению сферы общения, использованию остаточного или частичного слуха. Это позволяет быстрее и с большим эффектом выйти из трудностей, обусловленных дефектом и вторичными нарушениями, имеющимися у аномального ребенка.

И. М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воздействий различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего.

Каждое индивидуальное занятие педагога-дефектолога с глухим ребенком включает в себя два этапа: развитие речевого слуха и формирование произношения.  Исследования показывают, что у значительной части  глухих   детей  ( около 40%) имеются те или иные остатки слуховых ощущений. Иногда они значительны  и  могут быть использованы в процессе обучения. В ходе длительных занятий  и  упражнений с использованием ЗУА остаточная слуховая функция у  глухих   детей  активизируется.

В ходе длительных занятий  и  упражнений с использованием ЗУА остаточная слуховая функция у  глухих   детей  активизируется. При этом улучшение слуховой функции идет не вследствие восстановления анатомо-физиологических механизмов слуха, а путем активизации  и  выработки у  ребенка  навыков использования уже имеющихся остатков слуха.

Глухой  может воспринимать  речь  говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Каждая фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикулярный образ.  Неслышащий   ребенок  зрительно воспринимает  и  запоминает этот образ. В дальнейшем, в процессе регулярных упражнений,   глухой  может различать зрительно артикуляторные образы целых слов. Это позволяет использовать на уроках  так называемое чтение с губ.

Формирование произношения осуществляется  концентрическим аналитико-синтетическим полисенсорным методом на основе сохранных анализаторов. Не углубляясь в его суть, скажу, что формирование и развитие речи идет  постепенно, от простого к сложному, на основе многократного повторения, при включении в работу остатков слуха, зрительного, тактильного, вибрационного восприятия. При этом учитель старается так подбирать материал урока, чтобы он был направлен и на преодоление индивидуальных недостатков развития ученика, коррекцию познавательной деятельности.

          Ввиду ограниченности времени моего выступления, остановлюсь на особенностях коррекции следующих  видов познавательной деятельности глухих школьников: внимание, память, мышление.

ОСОБЕННОСТИ  ВНИМАНИЯ

Наиболее простым видом внимания является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания — произвольного и опосредствованного, что обусловлено отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением.

Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания.

У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания,  что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок.

Всё это необходимо учитывать при подборе материала для занятий. Красочные картинки, темы, близкие  и понятные ребенку, сюжетные и ролевые игры – приходят на помощь педагогу. Задания могут быть в такой форме:

Прочитай: Это семья.

         Другое занятие: педагог эмоционально, выразительно произносит текст в виде диалога между двумя людьми, используя бумажные фигурки.

 Предлагаемый текст достаточно велик по объему, однако он состоит из знакомого ученику речевого материала и не должен представлять трудности для него. Помощь учителя на слух поможет ученику полно воспроизвести диалог при самостоятельном пересказе.

В моем арсенале целая коллекция различных фигурок: дети, учителя, животные,  бабушки, дедушки, сказочные персонажи, миниатюрные игрушки. Такие занятия  способствуют не только становлению произвольного внимания, но и развивают эмоциональную сферу  ребенка

Следующий вид заданий…             

         

Особенности памяти

Память-это  познавательный  психический процесс, заключенный в запечатлении, сохранении  и  воспроизведении ранее воспринятого.

Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта  глухими   детьми  значительно затруднено,  и  тот обширный  познавательный  материал, который приобретается слышащим  ребенком  спонтанно, естественно  и  сравнительно легко, им дается при условии специального обучения  и  серьезных волевых усилий.

 Глухие дети:

  • - по развитию образной памяти намного отстают от нормально слышащих
  • -давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым
  • - глухие легче усваивают существительные. Труднее запоминаются глаголы и прилагательные.
  • - Глухие  школьники не могут передать содержание текста своими словами, поэтому стремятся к дословному его воспроизведению.
  • -лучше запоминают жестовое обозначение предмета, чем словесное
  • - даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти.

           Все виды работ по развитию памяти будут эффективны только при интенсивном развитии словесной речи:

  •  - расширении активного словаря детей,
  •  - обучении их производить адекватные замены одних слов другими, близкими по смыслу,
  • - обучении совершать пересказ текста своими словами.  

        Все направления работы по развитию словесной памяти глухих детей имеют своей целью формирование осмысленного запоминания.

Важную роль в развитии словесной  речи играет накопление активного словаря у глухих учащихся, овладение фразами обиходно-разговорного характера. Для этого я использую  картинный материал, карточки с названиями предметов, стараюсь проводить занятия в игровой форме. Делаю наглядные пособия по изучаемым темам для речевого уголка, что способствует прочному усвоению и более успешному запоминанию. Например:

Учебные вещи.

Причем в старших классах эта  работа  приобретает  иную форму и содержание. Например: Список «А»

Работа с таким материалом развивает осмысленное запоминание, стимулирует познавательный интерес, расширяет кругозор, способствует уточнению лексических значений слов, школьники с увлечением пользуются толковыми словарями, спрашивают у учителей, используют свой жизненный опыт.

Мышление

Мышление - это сложный  познавательный  психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном  и  целенаправленном отражении действительности, процесс поиска  и  открытия нового.

Мышление человека неразрывно связано с  речью   и  не может существовать вне ее. 

У  глухих   детей , которые овладевают словесной  речью  гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной  деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других  познавательных  процессах. 

             

Особенности мышления неслышащих детей.

-  овладевают словесной речью позже слышащих и на иной сенсорной основе. В развитии мышления наблюдаются специфические особенности.

  • -  доречевое мышление - инертно, лишено подвижности, служит предпосылкой для овладения жестовой или словесной речью.
  •  – отставание в развитии наглядно-действенного мышления (познание с помощью манипулирования предметами-игрушками).
  • -Условия формирования наглядно-образного мышления (познание с помощью образов и представлений предметов, явлений):

          1)Способность различать план реальных объектов и план образов и моделей, отражающих данные объекты.

          2) развитие речи.

  • - переход на стадию словесно-логического мышления (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) происходит в течение более длительного времени, чем у нормально слышащих.

 Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление   развиваются последовательно и в тесной взаимосвязи.

         

Условия развития (пути коррекции) словесно-логического мышления у глухих детей ( Т. В.Розанова.)

  • Первое — формирование речи как средства мыслительной деятельности.
  • Второе — обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений.
  • Третье— развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение). Дети с нарушениями слуха овладевают этими операциями в более поздние сроки, чем слышащие.
  • Четвертое условие — овладение началами логической грамоты:  усвоение принципов классификации логических понятий, построение дедуктивных и индуктивных умозаключений, установление логических связей (причинно-следственных, целевых, условных).

      В процессе обучения детей с нарушениями слуха я стараюсь учитывать индивидуальные особенности развития их мышления, типы соотношений его наглядных и понятийных форм.                                                                        

          Глухие   дети  с трудом овладевают логическими связями  и  отношениями между явлениями, событиями, поступками людей.  Глухие  младшие школьники понимают причинно- следственные отношения применительно к наглядной ситуации, в которой эти отношения четко выявляются. 

           На занятиях я стараюсь использовать  задания, направленные на развитие понимания этих связей. Например:

           Посмотри внимательно…

        (Составить рассказ по сюжетным картинкам, используя данные слова и выражения)

Следует отметить, что среди глухих детей можно выделить тех, кто по результатам развития мышления не отличается от слышащих сверстников. Это свидетельствует о больших возможностях компенсации интеллектуального развития детей с нарушениями слуха в условиях адекватного обучения и воспитания.

Несмотря на большое разнообразие используемых заданий, упражнений, игр, текст остается основным  учебным материалом, стимулирующим и развивающим речь, познавательную деятельность глухих школьников. Для проведения коррекционных занятий мною были подобраны и разработаны тексты по всем темам программы, накоплен опыт их использования в повседневной  работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие разговорной речи неслышащих детей в младших классах

В докладе рассказывается  о различных методах и приёмах по формированию у детей с нарушением слуха словесного общения, развитию разговорной речи в условиях специального обучения в шко...

Активизация познавательной деятельности неслышащих обучающихся на уроках истории

У детей с нарушенным слухом отсутствуют широкие речевые возможности, познавательные интересы находятся на низком уровне.Это не позволяет обучающимся эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобр...

Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию и коррекции познавательной деятельности детей 5-7 летнего возраста с невыраженными нарушениями в развитии.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие и коррекция познавательной деятельности детей 5-7 летнего возраста с неярко выраженными нарушениями в развитии", Штырмер Т...

Программа коррекции и развития познавательной деятельности детей 3-6 лет c особенностями психофизического развития.

Программа составлена на основе программы "Коррекция и развитие познавательной деятельности для детей 3-4 лет с особенностями психофизического развития", Максимова. М.В., Москв...

статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что  способствуе...

презентация Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Переход на новые федеральные об...