Использование развивающих игр Воскобовича в коррекционной работе
учебно-методический материал на тему

Васькина Екатерина Михайловна

На логопедических занятиях игры  помогают развивать: высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение), мелкую моторику, речь, фонематические процессы, способствуют развитию пространственно-временных отношений и формированию пространственного словаря, развивают познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_voskobovicha_v_korrektsii.odt12.1 КБ

Предварительный просмотр:


«Использование развивающих игр Воскобовича

в коррекционной работе»

Одной из задач коррекционно-развивающей работы является предупреждение  возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленные недоразвитием речевой системы  дошкольников.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является  одним из важнейших, и от степени его сформированности во многом зависит успех ребенка в дальнейшем обучении, т.к. в письме интегрируются психические, физиологические, двигательные, социальные функции человека. Поэтому у  детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушение письма, как правило основывается на совокупности дисфункций, а именно:
- дефектов устной речи;
-недостаточно сформированные психические процессы;
-несовершенство зрительного восприятия;
-неловкость мелкой моторики.

Такой ребёнок не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задание, путает цвета; у него нарушены процессы формирования пространственного восприятия, недостаточны развиты произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память. Поэтому в дошкольном возрасте очень важна профилактика по предупреждению дисграфии и дислексии.

Использование игр Воскобовича в коррекционно-развивающей работе привлекает: качеством, конструктивностью, многофункциональностью игрового материала, адаптивностью к коррекционно-логопедической работе, и конечно то, что деятельность происходит  в игровой ситуации, что немало важно для дошкольника.  

 На логопедических занятиях игры  помогают развивать: высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение), мелкую моторику, речь, фонематические процессы, способствуют развитию пространственно-временных отношений и формированию пространственного словаря, развивают познавательный интерес,  то есть,  все те процессы, которые необходимы для полноценного и правильного развития навыков письма и чтения. Таким образом, игры помогают  проводить профилактику дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте.  

 В своей работе я использую следующие игры и пособия: Конструктор букв, шнур-грамотей (Ромашка, Яблонька, Снеговик), Буквоцирк и Буквы в кармашках (часть пособия «Ларчик»).

Конструктор букв: развивает у ребенка память, внимание, восприятие, образное мышление, мелкую моторику рук, ориентировку на плоскости.

Задания:  складывание буквы из деталей, трансформирование одной буквы в другую («Буква сломалась») (какая буква получится, если добавить/убрать детали),  найди деталь на ощупь,  после складывания буквы можно попросить обвести детали на лист бумаги и раскрасить, ощупывание объемной буквы, можно попросить сложить букву по инструкции взрослого.  Все эти задания  помогут ребенку лучше запомнить ее графический образ.

«Шнур – грамотей» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).

Цель: Развивать мелкую моторику, координацию «глаз – рука». Закрепить навык буквенного анализа и синтеза слов, чтения. Совершенствовать память, способность ориентироваться на плоскости.

Используется несколько пособий: Ромашка, Яблонька, Снеговик.

 Задания:

- составьте слова из 2 – 3 -4 букв не используя звёздочку.

-составьте слова, используя звёздочку в начале слова, в середине, в конце.

- составьте имена.

-составьте родственные слова.

Буквоцирк

Очень трудно бывает малышам научиться различать гласные и согласные буквы. Особенно, когда они только начинают читать.

Набор состоит из 10 картонных карточек, на каждой из которых изображен веселый Арлекин, застывший в позе акробата и изображающий какую-нибудь гласную букву.

С помощью этих карточек ребенок в игровой форме познакомится со звуковым анализом слов, научится анализировать, сравнивать и сопоставлять.  

"Забавные буквы": "Парад-алле", "Песенка друзей", "На что похож каждый артист?", "Любимые буквы", "Волшебные сундуки", "Эхо", "Чехарда".

Цель:- продолжить знакомить детей с гласными буквами, производить звуковой анализ слов; развивать память, логическое мышление, воображение, речь

«Парад – алле».

-Под звуки марша, под свет синих прожекторов выходят друг за другом на арену акробаты. Они поют весёлую песенку без слов. Арлекин тянет: «А-а-а», Орлекин – «О-о-о», Урлекин –«У-у-у», Ырлекин – «Ы-ы-ы», Эрлекин – «Э-э-э».

Детям выдаются карточки с  изображением шутов, каждый поёт свою песенку.

«Чехарда»

Артисты встают друг за другом по песенкам: «А-О-У-Ы-Э», «Я-Ё-Ю-И-Е», а затем незаметно меняются местами.

-Вам нужно угадать, кто стоит не на своём месте. Кто из шутов перепрыгнул и занимает теперь не своё место.

«Эхо»

-В Буквоцирке можно не только услышать, но даже увидеть эхо. На арене-Ярлекин. Он набирает воздух и долго тянет «Я-я-я-я-я-я-а». Зрители дружно подхватывают песенку и… Неожиданно появляется, как ты думаешь, кто? Конечно же, это Арлекин!

-А кто будет эхом у Ёрлекина, Юрлекина, Ирлекина и Ерлекина?

-«Песенка друзей»

Загораются зелёные прожекторы, и на арене появляются ещё пять артистов. Они поют Я-Ё-Ю-Е-И.

Как зовут этих шутов-акробатов? Построй их на арене и спой вместе с ними.

-«Любимые буквы»

У каждого акробата есть любимая буква. Угадай, какая?

Назови любимую букву каждого артиста. Объясни, почему ты так считаешь?

Волшебные сундучки. У каждого акробата есть сундучок, в котором хранится бесчисленное множество вещей! Только все они – на одну букву. Какие предметы будут в сундучке Арлекина? А какие припрятал Урлекин?

Буквы в кармашках

90 карточек из прозрачного пластика: 15 с буквами красного цвета (гласные), 30 с буквами синего цвета (твердые согласные, твердый знак), 30 с буквами зеленого цвета (мягкие согласные, мягкий знак), 15 желтого цвета с цифрами и арифметическими знаками. Такая цветовая гамма, использующаяся для обозначения мягкости или твердости звуков, разделения на гласные и согласные.  С помощью этих карточек с буквами и цифрами дети быстро запоминают алфавит, составляют первые слова

Можно поиграть в игру «Расшифруй слово». Выкладываются буквы в хаотичном порядке,  каждая буква имеет свой номер (цифру). Ребенок должен расставить буквы в соответствии с указанным порядковым номером.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактический пособий в коррекционной работе в условиях введения ФГТ»

В презентации представлены дидактические  пособия и варианты их использования....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование воспитательных технологий в коррекционной работе.

Воспитательные технология – совокупность форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательских средств, позволяющих достигать поставленные цели. Это один из способов воздействия на процессы разв...

Использование речедвигательной гимнастики в коррекционной работе с детьми со сложной структурой речевого дефекта.

В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики как одного из элементов комплексной работы по преодолению речевых нарушений у детей с общим нарушением речи....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

Игровые технологии в работе учителя-логопеда: Использование кругов Луллия в коррекционной работе

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний д...