Использование развивающих игр Воскобовича в коррекционной работе
учебно-методический материал на тему
На логопедических занятиях игры помогают развивать: высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение), мелкую моторику, речь, фонематические процессы, способствуют развитию пространственно-временных отношений и формированию пространственного словаря, развивают познавательный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_voskobovicha_v_korrektsii.odt | 12.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование развивающих игр Воскобовича
в коррекционной работе»
Одной из задач коррекционно-развивающей работы является предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленные недоразвитием речевой системы дошкольников.
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших, и от степени его сформированности во многом зависит успех ребенка в дальнейшем обучении, т.к. в письме интегрируются психические, физиологические, двигательные, социальные функции человека. Поэтому у детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушение письма, как правило основывается на совокупности дисфункций, а именно:
- дефектов устной речи;
-недостаточно сформированные психические процессы;
-несовершенство зрительного восприятия;
-неловкость мелкой моторики.
Такой ребёнок не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задание, путает цвета; у него нарушены процессы формирования пространственного восприятия, недостаточны развиты произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память. Поэтому в дошкольном возрасте очень важна профилактика по предупреждению дисграфии и дислексии.
Использование игр Воскобовича в коррекционно-развивающей работе привлекает: качеством, конструктивностью, многофункциональностью игрового материала, адаптивностью к коррекционно-логопедической работе, и конечно то, что деятельность происходит в игровой ситуации, что немало важно для дошкольника.
На логопедических занятиях игры помогают развивать: высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение), мелкую моторику, речь, фонематические процессы, способствуют развитию пространственно-временных отношений и формированию пространственного словаря, развивают познавательный интерес, то есть, все те процессы, которые необходимы для полноценного и правильного развития навыков письма и чтения. Таким образом, игры помогают проводить профилактику дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте.
В своей работе я использую следующие игры и пособия: Конструктор букв, шнур-грамотей (Ромашка, Яблонька, Снеговик), Буквоцирк и Буквы в кармашках (часть пособия «Ларчик»).
Конструктор букв: развивает у ребенка память, внимание, восприятие, образное мышление, мелкую моторику рук, ориентировку на плоскости.
Задания: складывание буквы из деталей, трансформирование одной буквы в другую («Буква сломалась») (какая буква получится, если добавить/убрать детали), найди деталь на ощупь, после складывания буквы можно попросить обвести детали на лист бумаги и раскрасить, ощупывание объемной буквы, можно попросить сложить букву по инструкции взрослого. Все эти задания помогут ребенку лучше запомнить ее графический образ.
«Шнур – грамотей» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).
Цель: Развивать мелкую моторику, координацию «глаз – рука». Закрепить навык буквенного анализа и синтеза слов, чтения. Совершенствовать память, способность ориентироваться на плоскости.
Используется несколько пособий: Ромашка, Яблонька, Снеговик.
Задания:
- составьте слова из 2 – 3 -4 букв не используя звёздочку.
-составьте слова, используя звёздочку в начале слова, в середине, в конце.
- составьте имена.
-составьте родственные слова.
Буквоцирк
Очень трудно бывает малышам научиться различать гласные и согласные буквы. Особенно, когда они только начинают читать.
Набор состоит из 10 картонных карточек, на каждой из которых изображен веселый Арлекин, застывший в позе акробата и изображающий какую-нибудь гласную букву.
С помощью этих карточек ребенок в игровой форме познакомится со звуковым анализом слов, научится анализировать, сравнивать и сопоставлять.
"Забавные буквы": "Парад-алле", "Песенка друзей", "На что похож каждый артист?", "Любимые буквы", "Волшебные сундуки", "Эхо", "Чехарда".
Цель:- продолжить знакомить детей с гласными буквами, производить звуковой анализ слов; развивать память, логическое мышление, воображение, речь
«Парад – алле».
-Под звуки марша, под свет синих прожекторов выходят друг за другом на арену акробаты. Они поют весёлую песенку без слов. Арлекин тянет: «А-а-а», Орлекин – «О-о-о», Урлекин –«У-у-у», Ырлекин – «Ы-ы-ы», Эрлекин – «Э-э-э».
Детям выдаются карточки с изображением шутов, каждый поёт свою песенку.
«Чехарда»
Артисты встают друг за другом по песенкам: «А-О-У-Ы-Э», «Я-Ё-Ю-И-Е», а затем незаметно меняются местами.
-Вам нужно угадать, кто стоит не на своём месте. Кто из шутов перепрыгнул и занимает теперь не своё место.
«Эхо»
-В Буквоцирке можно не только услышать, но даже увидеть эхо. На арене-Ярлекин. Он набирает воздух и долго тянет «Я-я-я-я-я-я-а». Зрители дружно подхватывают песенку и… Неожиданно появляется, как ты думаешь, кто? Конечно же, это Арлекин!
-А кто будет эхом у Ёрлекина, Юрлекина, Ирлекина и Ерлекина?
-«Песенка друзей»
Загораются зелёные прожекторы, и на арене появляются ещё пять артистов. Они поют Я-Ё-Ю-Е-И.
Как зовут этих шутов-акробатов? Построй их на арене и спой вместе с ними.
-«Любимые буквы»
У каждого акробата есть любимая буква. Угадай, какая?
Назови любимую букву каждого артиста. Объясни, почему ты так считаешь?
Волшебные сундучки. У каждого акробата есть сундучок, в котором хранится бесчисленное множество вещей! Только все они – на одну букву. Какие предметы будут в сундучке Арлекина? А какие припрятал Урлекин?
Буквы в кармашках
90 карточек из прозрачного пластика: 15 с буквами красного цвета (гласные), 30 с буквами синего цвета (твердые согласные, твердый знак), 30 с буквами зеленого цвета (мягкие согласные, мягкий знак), 15 желтого цвета с цифрами и арифметическими знаками. Такая цветовая гамма, использующаяся для обозначения мягкости или твердости звуков, разделения на гласные и согласные. С помощью этих карточек с буквами и цифрами дети быстро запоминают алфавит, составляют первые слова
Можно поиграть в игру «Расшифруй слово». Выкладываются буквы в хаотичном порядке, каждая буква имеет свой номер (цифру). Ребенок должен расставить буквы в соответствии с указанным порядковым номером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактический пособий в коррекционной работе в условиях введения ФГТ»
В презентации представлены дидактические пособия и варианты их использования....
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....
Современные подходы к логопедической коррекции. Использование обобщенных моделей в коррекционной работе с детьми с ОНР
В докладе описаны основные этапы работы с обобщенными моделями....
Использование воспитательных технологий в коррекционной работе.
Воспитательные технология – совокупность форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательских средств, позволяющих достигать поставленные цели. Это один из способов воздействия на процессы разв...
Использование речедвигательной гимнастики в коррекционной работе с детьми со сложной структурой речевого дефекта.
В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики как одного из элементов комплексной работы по преодолению речевых нарушений у детей с общим нарушением речи....
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....
Игровые технологии в работе учителя-логопеда: Использование кругов Луллия в коррекционной работе
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний д...