«Различение имени прилагательного, имени существительного и глагола»
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Тема:
«Различение имени прилагательного, имени существительного и глагола»
Цель: совершенствование умения различать части речи между собой.
Задачи:
- коррекционно-обучающие:
- совершенствование умения выделять среди множества частей речи определенную часть речи;
- развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
- развитие связной речи;
- развивать словарного запаса детей;
- развитие у детей умения выделить определенную часть речи;
- развитие умения анализировать предложение и выделять в нем главные части речи.
- коррекционно-развивающие:
- развитие логического мышления и внимания
- памяти, навыки и приемы самоконтроля
- развитие зрительного и слухового внимания;
- Развитие зрительного сосредоточения
- коррекционно-воспитательные:
- научить работать в группе,
- воспитывать внимательное отношение к слову,
- воспитание положительной мотивации к занятию,
- воспитание умения самооценивания, самоконтроля и оценке своих товарищей,
- формирование навыков общения и правильного поведения.
Оборудование: предметные картинки, простые карандаши и ручки, мяч, тетради, карточки на каждого ребенка.
Ход занятия:
Орг. момент
Всем ребятам дан звонок,
Он собрал нас на урок.
Встанем, подровняемся,
С трудностями справимся!
Логопед: вначале занятия мы с вами повторим прошлую тему. О какой части речи мы говорили? (об имени прилагательном). Что вы знаете об имени прилагательном? (отвечает на вопрос какой, какая, какие).
Основная часть
Логопед: ребята, к нам с вами пришло письмо из страны Морфологии. А вы знаете, что это за страна такая? Это страна, в которой живут части речи. Давайте прочтем письмо! Ребята, наши части речи поссорились и не хотят дружить друг с другом, помогите нам, пожалуйста, расставить их на свои места и помирить. Поможем?
Логопед: Итак, отправляемся с вами в путешествие на поезде. На первой станции нам нужно узнать, какие части речи поссорились.
Дети: прилагательное, существительное, глагол
Упражнение «Хлопни, если услышишь»
Логопед: а сейчас проверим, какие вы внимательные. Я буду перечислять слова, а вы, если услышите, что я назвала имя существительное – хлопните в ладоши.
Молоко, яркий, гулял, идет, мальчик, добрый, щенок
Логопед: сейчас я вам прочитаю стихотворения про разные части речи, а вы мне расскажете, что вы о них знаете.
Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы: кто? и что?
Отвечать оно должно.
Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны.
Упражнение «Слова-наоборот»
Логопед: играем в «Слова-наоборот» с мячом.
Я говорю: день – вы ночь.
Утро –
Враг –
Карлик –
Добро -
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Имя прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художник разный предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
Упражнение «Антонимы»
Логопед: а сейчас «Скажи наоборот» с мячом.
Я говорю сладкий – вы говорите горький.
Темный –
Веселый –
Злой –
Шумный –
Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто, что, делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол!
Упражнение «Исправь объявление»
Логопед: ребята, а здесь для вас задание посложнее. Я написала объявление в газету, а из него все глаголы убежали, давайте вместе с вами расставим их по местам (работа с карточками).
__________ щенка в хорошие руки. Щенок ________ глазки, ему нравится __________ с мячом. Он _________ молоко. _______ по телефону 67-78-89.
Упражнение «Где какое слово едет?»
Логопед: а на следующей станции нам с вами нужно распределить слова по вагончикам. А работать мы с вами будем в наших тонких тетрадочках.
Слова: друзья, попутный, едет, машинист, гудит, громко, верные, дружат, дети, яркое, светит, солнце.
Физминутка «Яблоня»
Яблоня в моем саду (руки вверх, ноги на ширине плеч)
Гнется низко на ветру (наклоны вниз)
Наклонилась вправо, влево (наклоны вправо, влево)
Покачаться захотела (перекаты с правой ноги на левую и наоборот)
Ветки вверх и вниз качнула (рисуем в воздухе крону дерева)
И вперед их протянула (потянуться вперед)
А как стихнет ветерок (сложить наверху руки ладошка к ладошке)
Моя яблонька заснет (ручки под голову).
Работа в тетрадях:
Логопед: на этой станции нас с вами ждут расстроенные предложения. А расстроены они потому, что не знают, где находится какая часть речи. Давайте им поможем.
Прочитайте предложение. Надпиши каждое слово им. Сущ., им. Прил. , гл.
Утренняя роса покрыла траву.
Младшая сестра интересуется шахматами.
Ребята умываются речной водой.
Дедушка купил внуку новый мяч.
Упражнение на развитие общей моторики
Логопед: молодцы ребята, все выполнили. А на следующей станции мы с вами поможем нашему телу отдохнуть. Вставайте из-за партии и внимательно смотрите. Если я называю слово, которое является именем сущ. вы делаете так … (ноги на ширине плеч, руки в стороны), если я называю слово, которое является именем прил. вы делаете так … (ноги вместе, руки вверх), если я называю слово, которое является гл. вы делаете так … (встаем на носочки, руки тянутся вверх). Готовы?
Солнце, тает, греет, мокрый, песок, обижает, грустный, друг, малыш, яркий, солнечный, дружит.
Работа в тетрадях:
Логопед: на этой станции мы выполним задание в тетрадях. Подбери к именам существительным родственные слова прилагательные и глаголы.
Свет – светлый – светить
Встреча – встречный – встречать
Звон – звонкий – звонить
Шум – шумный – шуметь
Ложь – ложный (лживый) – лгать
Хвастун – хвастливый – хвастаться
Старость – старый – стареть
Зелень – зеленый - зеленеть
Итог занятия:
Логопед: ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте с вами вспомним, о каких частях речи мы сегодня говорили, чем вам понравилось заниматься?
Список использованной литературы:
1.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
2.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
3.Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. М., 2002.
4.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными, существительными, глаголами»
Урок русского языка в 6 классе по теме«Правописание НЕ с именами прилагательными,существительными, глаголами»...
Трудные случаи постановки ударения в именах существительных, прилагательных и глаголах.
Орфоэпические диктанты для повышения культуры речи и подготовки к ЕГЭ....
Трудные случаи постановки ударения в именах существительных, прилагательных и глаголах.
Орфоэпические диктанты для повышения культуры речи и подготовки к ЕГЭ....
Логопедическое занятие в 5 классе на тему:"Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже".
Занятие по теме: "Словарные слова"...
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов
Технологическая карта урока...
Логопедическое занятие в 5 классе на тему:"Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже".
Логопедическое занятие в 5 классе на тему:"Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже"....