«Различение имени прилагательного, имени существительного и глагола»
план-конспект на тему

занятие на логопункте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorovskaya_m.i._zanyatie_na_konkurs.docx54.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: 

«Различение имени прилагательного, имени существительного и глагола»

Цель: совершенствование умения различать части речи между собой.

Задачи:

  • коррекционно-обучающие:
  1. совершенствование умения выделять среди множества частей речи определенную часть речи;
  2. развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
  3.  развитие связной речи;
  4. развивать словарного запаса детей;
  5. развитие у детей умения выделить определенную часть речи;
  6. развитие умения анализировать предложение и выделять в нем главные части речи.
  • коррекционно-развивающие:
  1. развитие логического мышления и внимания
  2. памяти, навыки и приемы самоконтроля
  3.  развитие зрительного и слухового внимания;
  4. Развитие зрительного сосредоточения
  • коррекционно-воспитательные:
  1. научить работать в группе,
  2. воспитывать внимательное отношение к слову,
  3. воспитание положительной мотивации к занятию,
  4. воспитание умения самооценивания, самоконтроля и оценке своих товарищей,
  5. формирование навыков общения и правильного поведения.

Оборудование: предметные картинки, простые карандаши и ручки, мяч, тетради, карточки на каждого ребенка.

                                                Ход занятия:

Орг. момент

Всем ребятам дан звонок,

Он собрал нас на урок.

Встанем, подровняемся,

С трудностями справимся!

Логопед: вначале занятия мы с вами повторим прошлую тему. О какой части речи мы говорили? (об имени прилагательном). Что вы знаете об имени прилагательном? (отвечает на вопрос какой, какая, какие).

Основная  часть

Логопед: ребята, к нам с вами пришло письмо из страны Морфологии. А вы знаете, что это за страна такая? Это страна, в которой живут части речи. Давайте прочтем письмо! Ребята, наши части речи поссорились и не хотят дружить друг с другом, помогите нам, пожалуйста, расставить их на свои места и помирить. Поможем?

Логопед: Итак, отправляемся с вами в путешествие на поезде. На первой станции нам нужно узнать, какие  части речи поссорились.

        

Дети: прилагательное, существительное, глагол

Упражнение «Хлопни, если услышишь»

Логопед: а сейчас проверим, какие вы внимательные. Я буду перечислять слова, а вы, если услышите, что я назвала имя существительное – хлопните в ладоши.

Молоко, яркий, гулял, идет, мальчик, добрый, щенок

Логопед: сейчас я вам прочитаю  стихотворения   про разные части  речи, а вы мне расскажете, что вы о них знаете.

Имя существительное

Очень удивительное,

На вопросы: кто? и что?

Отвечать оно должно.

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны.

Упражнение «Слова-наоборот»

Логопед: играем в  «Слова-наоборот» с мячом.

 Я говорю: день – вы ночь.

Утро –

Враг –

Карлик –

Добро -

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Имя прилагательное знает весь свет,

Раскрасит как художник разный предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Упражнение «Антонимы»

Логопед: а сейчас «Скажи наоборот» с мячом.
Я говорю сладкий – вы говорите горький.

Темный –

Веселый –

Злой –

Шумный –

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто, что, делает,  расскажет:

Чертит, пишет, иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол!

Упражнение «Исправь объявление»

Логопед: ребята, а здесь для вас задание посложнее. Я написала объявление в газету, а из него все глаголы убежали, давайте вместе с вами расставим их по местам (работа с карточками).

__________ щенка в хорошие руки. Щенок ________ глазки, ему нравится __________ с мячом. Он _________ молоко. _______ по телефону 67-78-89.

Упражнение  «Где какое слово едет?»

Логопед: а на следующей станции нам с вами нужно распределить слова по вагончикам. А работать мы с вами будем в наших тонких тетрадочках.

Слова: друзья, попутный, едет, машинист, гудит, громко, верные, дружат, дети, яркое, светит, солнце.

Физминутка  «Яблоня»

Яблоня в моем саду (руки вверх, ноги на ширине плеч)

Гнется низко на ветру (наклоны вниз)

Наклонилась вправо, влево (наклоны вправо, влево)

Покачаться захотела (перекаты с правой ноги на левую и наоборот)

Ветки вверх и вниз качнула (рисуем в воздухе крону дерева)

И вперед их протянула (потянуться вперед)

А как стихнет ветерок (сложить наверху руки ладошка к ладошке)

Моя яблонька заснет (ручки под голову).

Работа в тетрадях:

Логопед: на этой станции нас с вами ждут расстроенные предложения. А расстроены они потому, что не знают, где находится какая часть речи. Давайте им поможем.

Прочитайте предложение.  Надпиши каждое слово им. Сущ., им. Прил. , гл.

Утренняя роса покрыла траву.

Младшая сестра интересуется шахматами.

Ребята умываются речной водой.

Дедушка купил внуку новый мяч.

Упражнение на развитие общей моторики

Логопед: молодцы ребята, все выполнили. А на следующей станции мы с вами поможем нашему телу отдохнуть. Вставайте из-за партии и внимательно смотрите. Если я называю слово, которое является именем сущ. вы делаете так … (ноги на ширине плеч, руки в стороны), если я называю слово, которое является именем прил. вы делаете так … (ноги вместе, руки вверх), если я называю слово, которое является гл. вы делаете так … (встаем на носочки, руки тянутся вверх). Готовы?

Солнце, тает, греет, мокрый, песок, обижает, грустный, друг, малыш, яркий, солнечный, дружит.

Работа в тетрадях:

Логопед: на этой станции мы выполним задание в тетрадях. Подбери к именам существительным  родственные слова прилагательные и глаголы.

Свет – светлый – светить

Встреча – встречный – встречать

Звон – звонкий – звонить

Шум – шумный – шуметь

Ложь – ложный (лживый) – лгать

Хвастун – хвастливый – хвастаться

Старость – старый – стареть

Зелень – зеленый - зеленеть

 Итог занятия:

Логопед: ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте с вами вспомним, о каких частях речи мы сегодня говорили, чем вам понравилось заниматься?

     Список использованной литературы:
1.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
2.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
3.Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. М., 2002.
4.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными, существительными, глаголами»

Урок русского языка в 6 классе по теме«Правописание НЕ с именами прилагательными,существительными, глаголами»...

Трудные случаи постановки ударения в именах существительных, прилагательных и глаголах.

Орфоэпические диктанты для повышения культуры речи и подготовки к ЕГЭ....

Трудные случаи постановки ударения в именах существительных, прилагательных и глаголах.

Орфоэпические диктанты для повышения культуры речи и подготовки к ЕГЭ....

Логопедическое занятие в 5 классе на тему:"Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже".

Логопедическое занятие в 5  классе на тему:"Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже"....