Логопедическое занятие в 5 классе на тему:"Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже".
план-конспект урока (5 класс)

Егорова Мария Александровна

Занятие по теме: "Словарные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnye_slova.docx16.63 КБ
Файл 5_kl7v.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 5 классе на тему: «Правописание словарных слов», проведенное 10 февраля 2014 года.

Цель занятия:

- формировать  мотивацию учебной деятельности;

- систематизировать дальнейшее формирование универсальных учебных действий (УУД);

- развивать интерес к предмету.

Задачи:

- коррекционные

Закреплять правописание словарных слов;

Развивать орфографическую зоркость;

Уточнять и обогащать словарный запас;

Отрабатывать умение грамотно оформлять высказывание.

- развивающие

Развивать организованность и самоконтроль;

Развивать логическое мышление, слуховое внимание.

- воспитательные

Вызвать у детей положительные эмоции и рефлексию;

Способствовать повышению самооценки, дать установку на дальнейшие успехи;

Воспитывать любовь к русскому языку;

Способствовать укреплению и сохранению здоровья.

Оборудование:  словарные слова (разрезаны на буквы),  заготовки кроссвордов,  карточки с предложениями,  заготовки смайликов,  карандаши, клей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

1)Жужжащее чтение. (5 мин.)

Цель- развитие техники чтения, речи, памяти.

У каждого на столах книги В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора».

Открываем книги на 35 странице и читаем рассказ «Заколдованная буква».

2)Минутка каллиграфии.

Цель- учить правильности нижнего соединения буквы Л с гласными У и Ы.

Лл  Лл  Лл  Лл

М

Лу

Лы

  1. Основная часть.

1)Сформулировать тему и записать на доске.

Тема занятия- словарные слова. А чем словарные слова отличаются от других слов?  То слова с непроверяемыми орфограммами.

2)Написание словарного диктанта

Цель- развитие зрительного внимания и орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.

Сегодня словарный диктант будет необычным: некоторые слова вы будете угадывать из лексических значений.

Слова: Апельсин, шоколад, почерк, мандарин (цитрусовое плодовое дерево, плод его сходный с апельсином), герой, хоккей, рюкзак, футбол ( спортивная командная игра, состоящая в том, что игроки стараются ударами ноги загнать мяч в ворота противника), велосипед (двухколёсная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями), бинокль (ручной оптический прибор из двух соединенных зрительных трубок для рассматривания далеких предметов обоими глазами).

У каждого на столе лежат слова, разрезанные на буквы. Ваша задача собрать слова и проверить  написание словарных слов.                              

 3)Работа со скороговорками.

Цель- тренировка мускулов артикуляционного аппарата, отработка четкой дикции.

Луша у душа мыла шею и уши.

На окошке крошку мошку ловко ловит лапкой кошка.

1.Тренируем произношение наиболее трудных слов, отмечаем все случаи.

2.Несколько раз произносим скороговорку очень медленно, по слогам пока она не будет звучать  без запинок.
3. Затем артикулируем скороговорку несколько раз беззвучно, стараясь особенно четко произносить все звуки.
4.Потом произносим скороговорку шепотом, желательно не один раз.
5.Снова произносим скороговорку вслух, чуть быстрее, но еще достаточно медленно,3-5 раз.
6.Произносим все осмысленно, с нужной интонацией и правильным смысловым ударением.

 4) Работа на уровне  предложения (на карточках).

Игра «Незнайкины ошибки». Расшифруй предложения, расставив слова на свои места. Запишите правильные предложения.

Крыльцо зашло на Ванечку. У Яночки на кольце пальчик. Цирк пошёл в мальчика. В водице холодный колодец. Кирпич сделан из стены.

5)Физпауза «Гимнастика для глаз».

6)Развитие зрительного  и слухового внимания.

На доске записаны слова. Прочитайте, повторите их, смотрите, не ошибитесь.

забор-упор-собор                                     куб-дуб-суп                                       губы-зубы-клубы                                     палка-галка-балка

речка-печка-гречка                                  спор-сбор-бор

бочка-кочка-почка

7)Развитие логического мышления.

Вам предлагается кроссворд.

8) Рефлексия

Результат рефлексии- положительные эмоции, приобретение новых знаний  -5 человек-100%.

  1. Итог занятия

Занятие хочется закончить словами классика Ивана Сергеевича Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

                                 

Использованная литература:

Иванкова В.Н. « 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок», М., АКВАРИУМ ПРИНТ, 2005

Карягина Н.Н., Перепелицина Е.Н. «Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков»- Волгоград: Учитель, 2009

Ладыженская Т.А. «Русский язык 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений»-М.: «Просвещение», 2010.

Яворская О.Н. «Занимательные задания логопеда для школьников», КАРО, СПб, 2010 г.

Яворская О.Н.«Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет», КАРО, СПб, 2010 г.





Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 5К(VII вид) классе на тему:

 «Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже».

Цели занятия:

- формировать мотивацию учебной деятельности;

- систематизировать дальнейшее формирование универсальных учебных действий (УУД);

- развивать интерес к предмету.

Задачи:

-коррекционные

Закреплять знания об имени прилагательном

Развивать орфографическую зоркость

Уточнять и обогащать словарный запас

Отрабатывать умение грамотно оформлять высказывание

- развивающие

Развивать организованность и контроль

Развивать логическое мышление, слуховое внимание

- воспитательные

Вызвать у детей положительные эмоции и рефлексию;

Способствовать повышению самооценки, дать установку на дальнейшие успехи;

Воспитывать любовь к русскому языку;

Способствовать укреплению и сохранению здоровья.

Оборудование: карточки « с положительными качествами»,  карточки на словообразование прилагательных, карточки с текстом скороговорки, с текстом «Зимнее утро»,   интерактивная компьютерная программа «Море словесности», заготовки смайликов, карандаши, клей.

Ход занятия:

1.Психологическая минутка.

-Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

У вас на партах - карточки, на которых написаны положительные качества, помогающие ученикам хорошо учиться.

усидчивость, аккуратность, сообразительность, внимательность, ответственность, активность, прилежание, старательность.

(Дети читают эти слова и образовывают однокоренные имена прилагательные)

- Каждый из вас обладает теми или иными качествами, и пусть они помогут вам сегодня на занятии.

- Откройте тетради и запишите число.

2. Орфографическая минутка. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

(На одной половине доски запись:

красив….

красив…

красив…

красив…)

- У меня записаны слова с пропущенными окончаниями. Какие это могут быть слова? К какой части речи они относятся?

(к именам прилагательным)

- Что необходимо сделать, чтобы дописать нужное окончание?

(подобрать имя существительное)

(Появляется запись на другой половине доски:

Цветок

Природа

Лицо

Картины )

- Как проверить окончание имени прилагательного?

(надо поставить вопрос от имени существительного)

- Поставьте вопрос от существительного цветок.

Цветок (какой?) красивый.

- Какое окончание надо дописать?

(окончание –ый)

(Учитель записывает на доске)

- Определите род и число имени прилагательного.

(м. р., ед. ч.)

(Аналогично разбираются остальные имена прилагательные).

- Какой можно сделать вывод?

( Род и число имени прилагательного зависят от рода и числа имени существительного).

II. Основная часть.

1.Сформулировать тему и записать на доске.

-Какая  сегодня тема урока? (Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже).

-Запишем ее в тетрадь.

(Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже).

2. Дифференциация слов, обозначающих признак предметов, с другими словами.

-Прочитайте слова, записанные на доске, и выпишите только те из них, к которым можно задать вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?КАКИЕ?

Слова: тяжёлый, тополь, товарищ, лагерь,  картофель, месяц,  близкие, большой, молоток, обед, жаркий, тишь, ночь, здоровая, горькие, плохие, орех.

3.Закрепление умений словообразования прилагательных. Повторение знаний о согласовании прилагательного с существительным.

-Перед вами карточки. Образуйте новые слова, обозначающие признак предмета и определите число и род. Например: польза+совет = полезный совет.

Слова на карточках:

Лыжник+переход=лыжный переход (ед.ч, м.р.)

Птица+гнездо=птичье гнездо (ед.ч, ср.р)

 Автобус+билет =автобусный билет(ед.ч., м.р.)

Гриб+суп=грибной суп(ед.ч., м.р)

 Море+пена=морская пена(ед.ч., ж.р.)

 Зелень + деревья=зелёные деревья (мн.ч., род не опред.)

-А в последнем словосочетании мы можем определить род?  (Нет.  Во множественном числе у прилагательных род не определяется).

-Давайте просклоняем словосочетание морская пена (в тетради).

Ученик у доски).

И.п.морская пена

Р.п.морской пены

Д.п.морскую пену

В.п.морскую пену

Т.п.морской пеной

П.п.о морской пене

4. Физпауза «Гимнастика для глаз».

5.Работа по обогащению словаря антонимов.

-На доске записаны словосочетания. Ваша задача записать словосочетания в тетрадь в два столбика, подбирая антоним к прилагательному и изменяя его число: (Дети по цепочке записывают антонимы на доске).

Грустный взгляд-          весё… взгляды

Трудная задача-            лёгк… задачи

Высокое здание-           низк… здания

Домашнее животное-   дик… животные

Кислое яблоко-             сладк… яблоки

6.Работа со скороговоркой. (Текст  скороговорки у каждого ученика).

Цель-тренировка артикуляционного аппарата, отработка чёткой дикции.

ЗИМНИМ УТРОМ ОТ МОРОЗА НА ЗАРЕ ЗВЕНЯТ БЕРЁЗЫ.

- Прочитайте скороговорку.

(На доске картинка с изображением зимних берёз).

- Давайте несколько раз медленно произнесем скороговорку.

-Теперь беззвучно, старайтесь чётко произносить звуки.

- Повторяем скороговорку шёпотом.

-А теперь вслух, чуть быстрее с нужной интонацией и правильным смысловым ударением.

-Молодцы!

-Найдите в предложении прилагательное (зимним).

-С каким существительным оно связано? Определите падеж (зимним утром -Т.п.)

7. Работа на уровне текста.

Индивидуальная работа: один ученик работает в тетради по карточке, другой по интерактивной компьютерной программе «Море словесности».

-Прочитайте текст (запись на карточках), расставьте знаки препинания. Вставьте окончания и у прилагательных укажите число, падеж.

Утро было чудесн… свеж… ветер пушист… снег укрыл землю лес был мохнат…и бел… над ним синело зимн… небо мы шли по тропинке по сторонам стояли стар…сосны они казались совсем бел…за соснами начиналась густ… чаща.

III.Итог занятия.

Сколько у вас получилось предложений? Прочитайте по цепочке. Назовите часть речи, которая обозначает признак предмета? Расскажите все , что вы знаете об этой части речи.

6.Рефлексия.

- У вас на столе заготовки смайликов, карандаши, клей. Изобразите смайлик и наклейте его в тетрадь.

Результат рефлексии- положительные эмоции.

Использованная литература:

Иванкова В.Н. «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок», М., АКВАРИУМ ПРИНТ, 2005.

Карягина Н.Н., Перепелицина Е.Н. «Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков»-Волгоград:Учитель, 2009.

Мазанова Е.В. «Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.», Москва, 2010.

Яворская О.Н. «Занимательные задания логопеда для школьников», КАРО, СПб, 2010.

Интерактивная компьютерная программа «Море словесности», студия «ВиЭль», Санкт-Петербург, 2018.

усидчивость, аккуратность, сообразительность, внимательность,

ответственность, активность, прилежание, старательность.

ЗИМНИМ УТРОМ ОТ МОРОЗА НА ЗАРЕ ЗВЕНЯТ БЕРЁЗЫ.

Прочитайте текст, расставьте знаки препинания. Вставьте окончания и

у прилагательных укажите число, падеж.

Утро было чудесн… свеж… ветер пушист… снег укрыл землю лес был мохнат…и бел… над ним синело зимн… небо мы шли по тропинке по сторонам стояли стар…сосны они казались совсем бел…за соснами начиналась густ… чаща.

Образуйте новые слова, обозначающие признак предмета и определите число и род. Например: польза+совет = полезный совет (ед.ч, м.р.).

Лыжник+переход=

Птица+гнездо=

 Автобус+билет =

Гриб+суп=

 Море+пена=

 Зелень + деревья=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация "Л" в словах, предложениях, тексте..Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Активизировать словарный запас на материале прилагательных в     рамках  лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы, синхронизировать дыхательные, голосовые...

"Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже" (урок русского языка в 6 классе)

Урок русского языка в 6-м классе по теме "Повторение за год"Тема: "Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже"Тип урока: урок закрепления и обобщения изученногоЦели: закрепи...

Разработка открытого урока письма и развития речи по теме "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода"

Урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

Открытый урок на тему: "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе"

Открытый урок по русскому языку  разработан для учащихся 5 класса...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме  "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс, 2018г.,для обучающихся с интел...

Логопедическое занятие в 5 классе на тему:"Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже".

Логопедическое занятие в 5  классе на тему:"Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже"....