Гигиена чтения
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Гигиена чтения
Класс: 5
Цель: Ознакомить воспитанников с гигиеной чтения.
Задачи:
- Образовательная: Формировать знания о виде гигиене чтения, учить беречь глаза во время чтения книг.
- Коррекционно-развивающая: расширять активный словарный запас, развивать внимание, память.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, интерес к предмету через разнообразные задания.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. (тетрадь, ручка, дневник).
- Какое сегодня число, месяц, год?
- Какой месяц был перед октябрем?
- Какой урок по счету?
- Назовите предмет?
Молодцы!
II. Повторение изученного материала.
Прежде чем приступим к изучению нового материала, давай те с вами вспомним тему прошлого урока.
Фронтальный опрос.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (гигиена зрения).
- У кого самое лучшее зрение из птиц?
(Орел – Он парит на большой высоте, и из - за облаков высматривает добычу).
(А ночью лучше всех видит сова – она легко от ищет мыть в темноте).
- Кто является самым главным помощником человека?
(глаза – они помогают видеть все, что происходит во круг).
- Карточка – задание: «Посмотри и обозначь буквами п- полезно для глаз, в – вредно для глаз».
- Читать лежа.
- Смотреть на яркий свет.
- Смотреть близко телевизор.
- Оберегать глаз от ударов.
- Промывать глаза по утрам.
- Тереть глаза грязными руками.
- Читать при хорошем освещении.
- Держать книгу при чтении близко к глазам.
- Писать, рисовать на рабочем месте.
Молодцы помните тему прошлого урока.
III. Изучение нового материала.
Тема: ?
На столе располагаются различные предметы: очки, книга, закладка, настольная лампа.
Задание детям: посмотрите и подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. ( Ответы детей)
Мотивация: Ребята, давайте попытаемся выработать у себя привычку бережно относиться к своему зрению, а для этого нам необходимо разобрать некоторые ситуации, через которые мы поймём, как беречь своё зрение.
Сегодня на уроке я вам предлагаю поработать по плану.
- Узнать, что обозначает гигиена чтения,
- Как правильно читать,
- составим памятку: «Как правильно читать».
Тема нашего урока Гигиена чтения.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Я предлагаю вам открыть толковый словарь и прочитать определение гигиена, чтение, что они обозначают.
Гигиена – Учение об условиях сохранения здоровья. (Запись в тетрадь, и на доске). Ст. 165.
Чтение – форма общения людей с помощью печатных и рукописных текстов.
У вас на столах лежит карточка № 1
- «Найди ошибку»
Неправильно: | Правильно: |
1.Читать надо сидя. | 1.Читать лёжа. 7.Читать при громком звуке. |
Наши с вами глазки устали давайте сделаем
Гимнастику для глаз:
– Нашим глазам время от времени нужен не только отдых, но и гимнастика. Для того чтобы ваши глазки не уставали гимнастику необходимо делать каждый день по 5-10 минут. Сейчас мы познакомимся и выполним некоторые упражнениями
Упражнение 1. Укрепляет мышцы век и расслабит мышцы глаз. Сядьте; крепко-крепко зажмурьтесь (досчитайте до 7), затем откройте глаза; досчитайте до 7 и вновь зажмурьтесь. (Упр. делается 8 раз).
Упражнение 2. Улучшает кровообращение глаз. Поморгайте 1-2 минуты, до счёта 60-120 .
Упражнение 3. Снимает усталость глаз. Встаньте, вытяните в перёд правую руку с поднятым указательным пальцем и посмотрите на конец пальца (до счёта 5), затем медленно приблизить палец к лицу. Глаз с пальца не отводить до тех пор, пока в них не задвоится. (Упр. Делается 8 раз).
Упражнение 4. Расслабляет мышцы глаз. Подойди к окну, посмотри на небо. Если по нему плывут облака, проводи их взглядом. Смотри на небо почаще, и не только из окна.
Как правильно читать
Только подумайте, какую огромную работу приходится проделывать глазам во время чтения. Глаза не только рассматривают текст, но и движутся вдоль строки, а также от строки к строке. Многочисленные исследования установили, что движение глаз по строке происходит, не плавно и непрерывно, а скачками, после которых следует остановка. Скачки, то есть движения глаз, происходят настолько быстро, что глаза в этот момент не различают текста. Восприятие текста происходит во время остановки, или фиксации.
Кому из нас не приходилось во время чтения держать книгу на коленях или на груди. Оказывается, это очень вредно! При таком способе чтения шейные позвонки сгибаются вперед, сонные артерии сжимаются. В результате кровоснабжение затрудняется, а из-за сжатия гортани уменьшается глубина дыхания.
Большинство людей уверены, что чтение перед сном совершенно безвредно. Напрасно давать глазам на ночь лишнее напряжение, это может привести к расстройству зрения.
Очень вредно читать при плохой освещенности, а также, если книга с нечетким шрифтом. Это ведет к утомлению глаз, усталости мышц шеи и спины.
Во время чтения, письма или рисования недостаточно только общего освещения. На столе слева обязательно должна стоять настольная лампа с абажуром, защищающим глаза от прямого света.
В перерывах между чтением выполните комплекс следующих упражнений. Все упражнения можно делать сидя.
1.Закройте веки, массируйте их с помощью круговых движений пальца. Повторите в течение 1 минуты.
2.Встаньте у стены. Сделайте 5 круговых движений глазами по часовой стрелке и обратно.
3. Медленно вращайте головой сначала в одну сторону, затем в другую. Повторите упражнение 4—5 раз.
Ребята мы с вами узнали, что нужно делать при правильном чтении и давайте с вами составим памятку на основе выше сказанного.
Памятка.
- Хорошее освещение.
- Правильная поза.
- Гимнастика для глаз.
4.Итог
- О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?
- Какие правила нужно соблюдать при чтении?
- Ребята в заключении мне хотелось бы узнать, как вы оценили свою работу на уроке. Перед вами лежат 3 разноцветных кружочка, выберите каждый по одному и приклейте на доску
- красный, если вы оцениваете свою работу на 5.
- желтый, если вы оцениваете свою работу на 4.
- зеленый, если вы оцениваете свою работу на 3.
Ребята, я хочу сказать, что сегодня все вы были молодцы!!!
Наш урок закончен, спасибо.
Карточка – задание: «Посмотри и обозначь буквами п- полезно для глаз, в – вредно для глаз». 1.Читать лежа. 2.Смотреть на яркий свет. 3.Смотреть близко телевизор. 4.Оберегать глаз от ударов. 5.Промывать глаза по утрам. 6.Тереть глаза грязными руками. 7.Читать при хорошем освещении. 8.Держать книгу при чтении близко к глазам. 9.Писать, рисовать на рабочем месте. | Карточка – задание: «Посмотри и обозначь буквами п- полезно для глаз, в – вредно для глаз». 1.Читать лежа. 2.Смотреть на яркий свет. 3.Смотреть близко телевизор. 4.Оберегать глаз от ударов. 5.Промывать глаза по утрам. 6.Тереть глаза грязными руками. 7.Читать при хорошем освещении. 8.Держать книгу при чтении близко к глазам. 9.Писать, рисовать на рабочем месте. |
Карточка – задание: «Посмотри и обозначь буквами п- полезно для глаз, в – вредно для глаз». 1.Читать лежа. 2.Смотреть на яркий свет. 3.Смотреть близко телевизор. 4.Оберегать глаз от ударов. 5.Промывать глаза по утрам. 6.Тереть глаза грязными руками. 7.Читать при хорошем освещении. 8.Держать книгу при чтении близко к глазам. 9.Писать, рисовать на рабочем месте. | Карточка – задание: «Посмотри и обозначь буквами п- полезно для глаз, в – вредно для глаз». 1.Читать лежа. 2.Смотреть на яркий свет. 3.Смотреть близко телевизор. 4.Оберегать глаз от ударов. 5.Промывать глаза по утрам. 6.Тереть глаза грязными руками. 7.Читать при хорошем освещении. 8.Держать книгу при чтении близко к глазам. 9.Писать, рисовать на рабочем месте. |
Карточка – задание: «Посмотри и обозначь буквами п- полезно для глаз, в – вредно для глаз». 1.Читать лежа. 2.Смотреть на яркий свет. 3.Смотреть близко телевизор. 4.Оберегать глаз от ударов. 5.Промывать глаза по утрам. 6.Тереть глаза грязными руками. 7.Читать при хорошем освещении. 8.Держать книгу при чтении близко к глазам. 9.Писать, рисовать на рабочем месте. | Карточка – задание: «Посмотри и обозначь буквами п- полезно для глаз, в – вредно для глаз». 1.Читать лежа. 2.Смотреть на яркий свет. 3.Смотреть близко телевизор. 4.Оберегать глаз от ударов. 5.Промывать глаза по утрам. 6.Тереть глаза грязными руками. 7.Читать при хорошем освещении. 8.Держать книгу при чтении близко к глазам. 9.Писать, рисовать на рабочем месте. |
№1 .«Найди ошибку» | № 1.«Найди ошибку» |
Неправильно: | Правильно: |
1.Читать надо сидя. | 1.Читать лёжа. 7.Читать при громком звуке. |
№1«Найди ошибку» | №1.«Найди ошибку» |
Неправильно: | Правильно: |
1.Читать надо сидя. | 1.Читать лёжа. 7.Читать при громком звуке. |
№1«Найди ошибку» | №1.«Найди ошибку» |
Неправильно: | Правильно: |
1.Читать надо сидя. | 1.Читать лёжа. 7.Читать при громком звуке. |
(А ночью лучше всех видит сова – она легко от ищет мыть в темноте). |
2. - (глаза – они помогают видеть все, что происходит во круг). |
План
- Узнать, что обозначает гигиена чтения.
- Как правильно читать,
- Составим памятку:
«Как правильно читать».
Гигиена – учение об условиях сохранения здоровья.
Чтение – форма общения людей с помощью печатных и рукописных текстов.
Памятка
- Хорошее освещение.
- Правильная поза.
- Гимнастика для глаз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена : стрижка, мытье, расчесывание».
Краткая аннотация к использованию данного материала. Данный конспект урока является и может быть использован на уроке развития речи во 2 классе Специальной коррекционной школы 8 вида . Перед пров...
Тема: «Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена : стрижка, мытье, расчесывание».
Краткая аннотация к использованию данного материала. Данный конспект урока является и может быть использован на уроке развития речи во 2 классе Специальной коррекционной школы 8 вида . Перед пров...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Разработка классного часа "Гигиена питания. Гигиена тела."
Разработка классного часа "Гигиена питания. Гигиена тела."Цель: способствовать расширению и закреплению знаний о гигиене питания, формированию здорового образа жизни. Форма про...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
Группа ТЭУ 01 Санитария и гигиена (18-23 мая).Тема 8. Гигиена косметолога.
Тема 8. Гигиена косметологаЗадание1. Изучить материал по теме "Гигиена косметолога".2. Выделить главные процедуры.3. Приведите пример уборки собственного жилища.4. Составьте вопро...