Проект "Русские народные потешки"
проект

Огирева Людмила Валентиновна

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи детей. (для детей 1 года обучения с нарушением слуха).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkie_poteshki.docx398.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Русские народные потешки, песенки, прибаутки»

группа 1-го года обучения

Воспитатель: Огирева Л.В

Актуальность проекта:

        Фольклор - является действенным и ярким средством для знакомства детей с народными произведениями, обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Поэтому и возникла идея разучить с детьми младшего дошкольного возраста самые интересные потешки, песенки, прибаутки. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи детей.

Цель:

  • Знакомство детей с потешками,  как жанром устного народного творчества.                                                                                                                                                    
  • Развитие наглядно - действенного мышления.
  • Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  • Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
  • Знакомить детей с окружающим миром-природой  (растения, животные, птицы)
  • Повышать интерес к русским народным потешкам.
  • Учить слушать воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации.
  • Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
  • Развивать мышление, умение передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
  • Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.  
  • Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

Тип проекта: познавательно — игровой  

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)

Участники проекта: воспитатели группы, родители и дети группы 1 года обучения.  

Предполагаемый результат:

  •  Дети познакомятся с русскими потешками, песенками, прибаутками.
  • Произойдет обогащение активного и пассивного словаря детей, развитие наблюдательности.
  • Будет вырабатываться умение взаимодействовать со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.
  • Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.
  • Положительные эмоции, бодрое настроение детей, которое помогает овладевать родным языком, развивать память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать.
  • Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную деятельность.
  • Вместе с родителями чаще станут использовать их в  жизни.
  • Активное участие родителей в жизнедеятельности группы, воспитании своего ребенка.

Этапы реализации проекта:

1 этап:

 - подобрать фольклорный материал                                                      

- составить картотеку потешек для всех режимных моментов

-  организовать выставку книг " Потешки, песенки, прибаутки"

- литературная минутка каждый день " Моя любимая потешка» (домашняя работа родителей и детей для создания книги потешек)                                                                                              

2 этап:

Содержание практической деятельности с детьми

Игровая деятельность: Дид. игры: «Помоги  петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?»,  «Кто что ест?», «Ехали мы, ехали», «На лошадке,   на коровке», «Кукла Катя идет на прогулку», «Угостим Петушка горохом».

 Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», « Травка-муравка со сна поднялась…», «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».

Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:

дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

  - Рисование: «Раскрасим коню хвост, «Идет дождь» (пальчиками), «Петушок» (ладошкой).

- Лепка: «Испечем оладушки», «Лучики для солнышка», «Заборчик у домика Петушка».

- Конструирование:   «Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота».

Ознакомление с худ.литературой: чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай»,  «Оладушки»,  «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка»,  «Петушок», «Солнышко — вёдрышко», «Чики – чики - чикалочки», «Как у нашего кота», «Киска, киска, киска брысь!».

Театрализованная деятельность:

- Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»:

- Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

- Показ настольного театра по  сказке «Теремок».

Познавательное развитие: рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с водой. Знакомство с огурцом. Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках». Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?»  Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.

Физическое развитие:  Подв.игры: «Ладушки -  оладушки», «Заинька, выйди в сад», «Идет коза рогатая»,  «Поезд», «Самолет», «Догони мяч», 

Музыкальное развитие: попевки: «Петушок», «Дин - дон, дин - дон загорелся кошкин дом"; песни: " Серенькая кошечка",  " Жили у бабуси два веселых гуся" и др.                                                                              

Совместная деятельность с родителями

- Консультации по теме проекта;

- Выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

- Чтение потешек детям дома.

-  Заучивание потешек вместе с детьми.  

-  Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.  

-  Совместное творчество родителей и детей " Моя любимая потешка».

3-й этап: Презентация проекта педагогами и родителями (домашнее задание).

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод:  чтение потешек, прибауток педагогом, проговаривание их детьми (приблизительное)

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры.

План мероприятий по проекту «Русские народные потешки».

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Изучение и подбор специальной  литературы, дидактического материала.

Октябрь

Развлечение «Сорока - белобока».

Анкетирование родителей (выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям)

Ноябрь

Показ настольного театра по  сказке «Теремок».

Чтение потешек: «Баю-бай», «Еду-еду к бабе, к деду», «Киска, киска, киска брысь".

Лепка: «Испечем оладушки», «Лучики для солнышка», «Заборчик у домика Петушка».

Декабрь

Знакомство и обыгрывание потешек  «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка-муравка со сна поднялась».

Разучивание хороводной игры «Каравай».

Январь

 Организовать выставку книг:  «Потешки, песенки, прибаутки».

Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Ай  ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Водичка, умой мое личико».

Февраль

Составление  картотеки потешек для всех режимных моментов.

Рисование: «Раскрасим коню хвост, «Идет дождь» (пальчиками), «Петушок» (ладошкой).

Март

Чтение потешек детям «Оладушки», «Как у нашего кота», «Чики – чики  - чикалочки», «Улитка, улитка»,  «Петушок», и др.

Изготовление руками детей оладушек и крендельков, заборчика для домика петушка, улитки из пластилина;

рисование прямых линий  «Дождик, дождик пуще»; аппликация  «Овечки  Ме– ме».

Апрель

 Выставка книг – потешек сделанных родителями и детьми дома: « Моя любимая потешка» .

Май

Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение потешек и рассматривание иллюстраций к ним

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20160113_162939.jpg

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20160113_163112.jpg

C:\Users\1\Desktop\Безымянный.jpg

Обыгрывание потешек с речью и движением

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20151105_100849.jpg

Разучивание потешки «Ладушки - ладушки»

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20151105_091248.jpg

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\2015-  1 год  обучения\IMG_20151203_114047.jpg

Обыгрывание потешки «Сорока - белобока»

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\Безымянный  777.jpg

Самостоятельная лепка «Лучики для солнышка»

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\Безымянный 71.jpg

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\Безымянный 72.jpg

Рисование «Раскрасим хвост коню».

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20160217_075043.jpg

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\Безымянный 73.jpg

Выставка книг: «Потешки, песенки, прибаутки».

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\Безымянный 74.jpg

Картотека потешек для всех режимных моментов.

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\2015-  1 год  обучения\IMG_20160125_173239.jpg

Совместное творчество родителей и детей «Моя любимая потешка»

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20160303_090624.jpg

C:\Users\1\Desktop\фотографии и видео\проект русские нар.  потешки\IMG_20160303_090918.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематические потешки

Для воспитателей ДОУ и родителей....

Фонематические потешки

Для воспитателей ДОУ и родителей....

Классный час "Богатырские потешки".

Материал  для классных руководителей....

Методическая разработка занятия "Русская народная потешка Сорока"

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рож...

Сценарий праздника народных игр "Веселые потешки"

Конкурс проводился для воспитанников начальной школы....

Сценарий праздника народных игр "Веселые потешки"

Праздник для воспитанников начальной школы...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «РУССКИЕ ПОТЕШКИ»

### Основные цели и задачи Обучение и воспитание в оркестре взаимосвязаны. Руководитель должен подчеркивать выразительные средства музыки, развивающие интерес и любовь к ней, особенно к русскому ...