Фонематические потешки
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Фонематические потешки.
|
|
Палка – галка. На полу лежала палка, А на палку села галка. Палку бросил кто-нибудь. Галка села отдохнуть. | Ком – дом. Мы слепили снежный ком, Рядом с комом – снежный дом. Дом и ком из снега были. Целый день мы их лепили. |
| 4. М - Л |
Шапка – лапка. Надевает Петя шапку. Прищемили кошке лапку. Петя скачет по дорожке. Маша лечит лапку кошке. | Мул – дул. Сильный ветер с моря дул. По полянке бегал мул. Ветер дул и завывал. Мул резвился и скакал. |
5. П - Т | 6. К - Р |
Порт – торт. Корабли приходят в порт. Мы купили вкусный торт. Корабли в порту стоят. Торт купили для ребят. | Кот – рот. Спит под лавкой рыжий кот. У Алены грязный рот. Кот проспал все воскресенье. А Алена ест варенье. |
7. К - Т | 8. Г - В |
Куча – туча. Ветер с моря гонит тучу. Мы сгребаем листья в кучу. Туча в небе дождевая. Куча мусора большая. | Грач – врач. Пролетал над полем грач. Приходил к больному врач. Врач давал свои таблетки. Грач тащил в гнездо три ветки. |
9. К - М | 10. Р - М |
Кошка – мошка. На окно уселась мошка. Хочет скушать мошку кошка Кошка мошку лапкой - хвать. Где же мошка? Не видать. | Решать – мешать. Паша сел пример решать. Стал пушок ему мешать. Быстро, Паша всё решай! Брысь, Пушок, и не мешай! |
11. Н - Д | 12. П - Р |
Ночь – дочь. Спать пора. Настала ночь. Спать ложится наша дочь. Дочь ложится на кровать. Ночь пришла, пора всем спать. | Печка – речка. Затопил хозяин печку. Лягушонок прыгнул в речку. Разгорелся уголь в печке. У лягушек домик в речке. |
13. З - Д | 14. МЬ - ЛЬ |
Зверь – дверь. Волк – опасный хищный зверь. Запираем крепко дверь. Дверь закроем на замок. Зверь зубами щелкнул – щелк! | Мёд – лёд. Мишка очень любит мед. На реке зимою лед. Лед прозрачный и холодный. Ищет мед медведь голодный. |
15. В - Н | 16. К - П |
Корова – корона. На лугу пасут корову. Примеряет царь корону А корона велика. Даст корова молока. | Карта – парта. На стене висела карта. Ученик сидел за партой. Он читал, считал, писал, Мир по карте изучал. |
17. Р - Ж | 18. К - П |
Ручка – Жучка. На столе лежала ручка. Рядом с ней скакала Жучка. Жучка ручку ухватила, Со стола ее скатила. | Кони – пони. По конюшне ходят кони. Мы катаемся на пони. Кони ходят и жуют, Пони весело бегут. |
19. Б - С | 20. Т – Л |
Бок – сок. У машины грязный бок. У Маруси сладкий сок. Бок машины ототрём. Соку в чашечку нальём. | Тапки – лапки. Слева комнатные тапки. Справа все кошачьи лапки. Маловато будет тапок Для таких кошачьих лапок. |
21. О - Ы | 22. Ф - В |
Домок – дымок. Во дворе стоит домок. Из трубы идет дымок. Дом малюсенький – домок. Дым тонюсенький – дымок. | Софа – сова. На полу стоит софа. На суку сидит сова. На софе Андрюша спит. А сова не спит, глядит. |
23. П - Б | 24. Б - П |
Почки – бочки. В теплый день набухли почки. В магазин привозят бочки. Почки в листья превратились. В бочках кильки просолились. | Бил – пил. В барабан Сережа бил. Из стакана Леша пил. Барабан уже с дырой. А стакан совсем пустой. |
25. Б - П | 26. Т - Д |
Бел – пел. Сахар сладок, сахар бел. Жук над ним кружил и пел. - Бел и сладок сахарок! – Пел, жужжал лесной жучок. 27. Д - Т | Доска – тоска. Лошадь скачет по доске. А лисичка вся в тоске. Зайки нет, и ей тоскливо. Скачет лошадь, вьется грива. 28. Т - Д |
День- тень. Я гуляю целый день. А за мною ходит тень. День пройдет, наступит ночь. Ночью тень уходит прочь. | Тачка – дачка. Строим мы в поселке дачку. И кладем песок на тачку. Тачка полная песка. Дачка низкая пока. |
29. Д - Т | 30. С - З |
Дина – тина. Две косички есть у Дины. А в болоте много тины. Дина прыгает с подружкой. В тине квакают лягушки. | Косы – козы. На лугу пасутся козы. Заплетает Катя косы. Ме! – промекала коза, - Расплелась одна коса. |
31. С - З | 32. З - С |
Сайка- зайка. Испекла лисица сайку. Угостила сайкой зайку. Зайка сайку быстро съел, От лисы удрать успел. | Зоя - соя. Во дворе гуляет Зоя. Поспевает в поле соя. Сою сварим на обед. Зое скоро восемь лет. |
33. Ш - Ж | 34. Ш - Ж |
Шар – жар. У меня воздушный шар. У больного сильный жар. Я бегу с воздушным шаром. Нужно лечь больному с жаром. | Саша – сажа. После топки в печке – сажа. Во дворе гуляет Саша. Сажа в печке есть, внутри. Саша, сажу не бери. |
35. Ш - Ж | 36. Ш - Ж |
Лужа – Луша. Во дворе большая лужа. Возле лужи тетя Луша. Луша лужу перейдет? Лужу Луша обойдет. | Жил – шил. Сапоги сапожник шил. Еж в лесу под елкой жил. Даже туфли шил сапожник. Хорошо в лесу жил ежик. |
37. К - Г | 38. К - Г |
Гол – кол. Для забора нужен кол. Вратарю забили гол. У забора – колья в ряд. Гол забил игрок и рад. | Кости – гости. Пес грызет под лавкой кости. В праздник к нам приходят гости. Гости кости псу несут, Всем гостинцы раздают. |
39. К - Г | 40. С - Ш |
Горка – корка. Дядя Вова сделал горку. Мышь грызет сухую корку. Горку сделал малышам. Корку бросили мышам. | Мишка – миска. Спит зимой в берлоге мишка. На столе стояла миска. Мишка спит и видит сон: В миске – гренки и бульон. |
41. С - Ш | 42. С - Ш |
Стук – штук. На полянке слышен стук. Я купил конфет – пять штук. Стук-стук-стук – долбил ствол дятел. Съел пять штук конфет приятель. | Крыша – крыса. В каждом доме сверху крыша. Побежала в подпол крыса. Крыша в дождь нужна и в снег. Напугала крыса всех. |
43. Р - Л | 44. Р - Л |
Бурка – булка. Надевает горец бурку. Испекла Лариса булку. Булку брату испекла. Бурка теплая была. | Рак – лак. Поселился в речке рак. Маме нужен красный лак. Рак по камням в речке лазит, Мама лаком ногти красит. |
45. Р - Л | 46. Р - Л |
Рожки – ложки. Раздавала Даша ложки. У козы торчали рожки. У козленка рожек нету. Ложки нам нужны к обеду. | Сер – сел. Серый волк, волчонок сер. Под кустом зайчонок сел. Не сиди, зайчонок, тут: Волки серые идут. |
47. Р - Л | 48. Р - Л |
Мир – мил. После ссоры будет мир. Наш малыш всем людям мил, Улыбается всем людям. Обижать друзей не будем. | Лама – рама. На лугу пасется лама. У художника есть рама. Лама даст густую шерсть. Для картины рама есть. |
49. Р - Л | 50. Р - Л |
Лука – рука. Это дедушка Лука. Это правая рука. И у дедушки Луки Две умелые руки. | Марина – малина. Это – девочка Марина. Это – ягода малина. Посмотрите на Марину. Рвет в саду она малину. |
51. Р - Л | 52. Р - Л |
Дар – дал. Вот подарок. Это – дар. Мне его приятель дал. Даром мне его он дал: Красно- синий самосвал. | Вор – вол. Ночью тихо ходит вор. Землю пашет сильный вол. Вор крадется в переулке, Дам волу кусочек булки. |
53. Р - Л | 54. Щ - Ш |
Брошка – блошка. На платье приколота брошка. Под листиком прячется блошка. На солнышке брошка сверкает, А блошка быть больше мечтает. | Шёлк – щелк. Шелкопряд дает нам шёлк. На опушке слышно: щёлк! Белка – щёлк! Орех грызет. Шелкопряд сам шёлк прядет. |
55. Щ - Ш | 56. Л - ЛЬ |
Чаша – чаща. Эта полная вся чаша. Эта темная вся чаща. Выходи скорей из чащи. Воду пей из полной чаши. | Угол – уголь. Догорает в печке уголь. Кочергу поставим в угол. Кочерга в углу стоит. Уголь в печке догорит. |
57. Л - ЛЬ | 58. Л - ЛЬ |
Полька – полка. Танцевали дети польку. Сделал Миша в школе полку. Польку весело плясали. Полку надо вешать в зале. | Лук – люк. Тут растет зеленый лук. Рядом есть железный люк. Приоткроем крышку люка И нарвем немного лука. |
59. Л - ЛЬ | 60. Л - ЛЬ |
Мел – мель. Взял учитель белый мел. Сел корабль в реке на мель. Много мелей на реке. Мелом пишут на доске. | Ел – ель. Козлик в поле травку ел. Забралась сова на ель. Дом на ели у совы. Съел козленок стог травы. |
61. М - МЬ | 62. Т - ТЬ |
Мал – мял. Мой котенок очень мал. Лапой пес бумагу мял. Мял бумагу и жевал. «Мяу!»- котик мой сказал. | Тюк – тук. Здесь лежит огромный тюк. Из окошка слышно: «Тук!» Тюк большой набит битком. «Тук!» - столяр бьет молотком. |
63. Н - НЬ | 64. В - В |
Нос – нёс. У слоненка длинный нос. Я мороженое нёс Съест мороженое брат. Нос, пожалуй, длинноват. | Воз – вёз. Конь тащил тяжелый воз. Я тележку тоже вёз. Куча сена на возу. Сена клок и я везу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонематические потешки
Для воспитателей ДОУ и родителей....
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. ...
Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе
Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...
Фонематический слух, фонематическое восприятие. Диагностика.
В данном сообщении рассматривается понятие фонематический слух и фонематическое восприятие, порядок проведения их диагностики....
Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза
Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....
Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».
Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...